"Дутый" глянец
Ради рекламных бюджетов журналы завышают тиражи — в среднем в 3,4 раза
Оригинал этого материала© "Ведомости", 21.02.2011, Журналы посчитают себя сами
Ксения Болецкая
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не станет массово наказывать издателей за завышение тиражей глянцевых журналов, как настаивала Национальная тиражная служба (НТС).
НТС пожаловалась в ФАС на недобросовестную конкуренцию со стороны издателей шести глянцевых журналов, якобы завышающих тиражи. В пятницу ведомство рассмотрело жалобу на специальном совещании. На нем гендиректор НТС Игорь Яковенко заявил, что все 38 глянцевых журналов, данные которых были проанализированы этой службой за последние полгода, завышают тиражи в среднем в 3,4 раза. Он также рассказал о письме представителей Mercury, которые также подозревают издателей в завышениях (есть в распоряжении «Ведомостей»). Яковенко предлагал ФАС принять административные меры в отношении практически всех крупнейших издательских домов, выпускающих глянец, за исключением Burda.
Журналы начали завышать тиражи после дефолта 1998 г., объясняли «Ведомостям» издатели, и это стало массовой практикой, выйти из этого порочного круга отдельные компании уже не могут, ведь чем выше тиражи, тем дороже реклама и выше доходы.
ФАС после жалобы НТС начала проверку в нескольких издательских домах (среди них Hachette Filipacchi Shkulev, HFS, и Conde Nast). Она еще не закончена, рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Если найдутся нарушения, издательства могут быть оштрафованы на сумму до 100 000 руб. Но массово наказывать издателей не будут, говорит Кашеваров: существующие штрафы не представляют серьезной угрозы для медиакомпаний. Издательства и рекламодатели сами заинтересованы в честных тиражах и пообещали ФАС, что проведут необходимую работу самостоятельно, указывает он. А если этого не произойдет, ведомство прибегнет к более жестким мерам.
Саморегулирование — самый эффективный способ решения проблемы, согласен президент HFS Виктор Шкулев: «Мы сейчас работаем над этим вопросом в Бюро тиражного аудита, жаль, что было потеряно 12 лет с НТС, которая показала свою несостоятельность». Бюро тиражного аудита («АСВ Россия») было основано в 2010 г. крупнейшими издательствами («Коммерсантъ», АиФ, «Комсомольская правда», «Российская газета», HFS и др.), которые вышли из НТС.
***
Mercury изобличила журналы в завышении тиражей, "чтобы сбить цены на рекламу"
Оригинал этого материала© "Ведомости", 18.02.2011, Глянец перечтут
Ксения Болецкая
НТС обратилась в антимонопольное ведомство осенью 2010 г. с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны шести изданий, рассказал гендиректор службы Александр Яковенко. По оценке НТС, журналы (среди них Vogue, Tatler, GQ (издаются в России Conde Nast), Elle (ИД Hachette Filipacchi Shkulev, HFS) завышают тиражи, что позволяет им привлекать больше рекламы, чем их добросовестным конкурентам, объяснил Яковенко. […]
Яковенко говорит, что также передал ФАС письмо консалтинговой компании, действующей от имени одного из крупнейших рекламодателей в глянцевой прессе — Mercury. Компания, по его словам, просила НТС подтвердить тиражи 25 журналов, по которым также обнаружила расхождения с декларациями. Компания собирала эти данные, чтобы сбить цены на рекламу при обсуждении контрактов на 2011 г., рассказали «Ведомостям» руководители трех крупных издательских домов, знакомых с ситуацией. Директор по рекламе Mercury Иpина Сеpгeeва говорит, что Mercury такого письма не писала.
Гендиректор Sanoma Independent Media (издает журналы Cosmopolitan, Grazia, Esquire и др.) Елена Мясникова объясняет, что большая часть журналов ИД печатается в России и сравнивать их данные с таможенными декларациями некорректно. Представители Conde Nast и HFS отказались комментировать ситуацию.
Если завышение тиражей будет подтверждено официально, ФАС может оштрафовать издателей. Но больше всего они пострадают не от штрафов, а от вынужденного снижения цен на рекламу, сказал «Ведомостям» один из издателей: чем выше тираж, тем больше аудитория и дороже реклама. Для рекламодателей важны не только цифры TNS по аудитории СМИ, но и собственные данные издателей по тиражам, подтвердили «Ведомостям» несколько крупных компаний-рекламодателей. Проблема завышения тиражей существует, признают руководители нескольких крупных издательских домов, и, чтобы постепенно решить ее собственными силами, крупные игроки создали «АВС Россия». Радикальные меры с участием государства обрушат рынок, считают они.
Нашли повод
Жалобу НТС в ФАС издатели связывают с конфликтом между Яковенко и крупнейшими издательскими домами. «Коммерсантъ», АиФ, «Комсомольская правда», «Российская газета», HFS и другие ИД в 2010 г. вышли из этой общественной организации, недовольные ее бездействием, и создали собственную – «Бюро тиражного аудита (АВС Россия)».***
© Novayagazeta.ru, 18.02.2011
Реальные тиражи глянцевых журналов
Рабочие материалы к заседанию Федеральной антимонопольной службы
Игорь Яковенко/Данные на май — декабрь 2010 года/
№ |
Издательский дом |
Название издания |
Заявленный тираж (в среднем) |
Тираж, ввезенный в Россию (в среднем) |
Доля распространения в России |
Реальный тираж (в среднем) |
Завышение тиража (в среднем) |
1 | Компания Condé Nast Россия | VOGUE | 150,000 | 77,000 | 87% | 88,506 | в 1,69 раза |
2 | Компания Condé Nast Россия | TATLER | 120,000 | 42,167 | 90.8% | 46,439 | в 2,58 раза |
3 | Компания Condé Nast Россия | GLAMOUR | 700,000 | 326,980 | 88.3% | 370,306 | в 1,89 раза |
4 | Компания Condé Nast Россия | GQ | 100,000 | 51,034 | 93.5% | 54,582 | в 1,83 раза |
5 | ЗАО "ИЗДАТЕЛЬСТВО СЕМЬ ДНЕЙ" | КАРАВАН ИСТОРИЙ | 314,017 | 231,750 | свыше 95% | 243,947 | в 1,28 раза |
6 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | PSYCHOLOGIES вместе с travel format | 350,000 | 188,190 | свыше 90% | 209,100 | в 1,67 раза |
7 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | MAXIM | 370,000 | 218,497 | 94% | 232,444 | в 1,6 раза |
8 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | MAXIM DETOX | 246,667 | 79,240 | 95% | 83,411 | в 2,95 раза |
9 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | ELLE вместе с travel format и bonus editions | 330,000 | 146,376 | 97% | 150,903 | в 2,25 раза |
10 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | ELLE ДЕКОР вместе с bonus editions | 75,000 | 32,563 | 95% | 34,277 | в 2,18 раза |
11 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | ELLE GIRL | 210,000 | 110,484 | 95% | 116,299 | в 1,8 раза |
12 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ вместе с travel format | 196,000 | 130,349 | 95% | 137,209 | в 1,43 раза |
13 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | MARIE CLAIRE вместе с travel format | 290,000 | 83,740 | 95% | 88,147 | в 3,28 раза |
14 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | ДОМОЙ. ИНТЕРЬЕРЫ ПЛЮС ИДЕИ | 170,000 | 74,460 | 95% | 78,379 | в 2,16 раза |
15 | ИД «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» | DEPARTURES | 10,000 | 4,010 | 95% | 4,221 | в 2,36 раза |
16 | ИД Sanoma Independent Media | COSMOPOLITAN SHOPPING | 145,000 | 92,067 | 95% | 96,913 | в 1,49 раза |
17 | ИД Sanoma Independent Media | COSMOPOLITAN BEAUTY | 170,000 | 129,500 | 95% | 136,316 | в 1,25 раза |
18 | ИД "Московский Комсомолец" | АТМОСФЕРА | 120,000 | 28,092 | 96% | 29,263 | в 4,1 раза |
19 | ИД "Московский Комсомолец" | ОХОТА И РЫБАЛКА — XXI ВЕК | 140,000 | 57,407 | 95% | 60,428 | в 2,3 раза |
20 | ООО "ИД "КЛАКСОН МЕДИА" | КЛАКСОН | 192,800 | 135,870 | свыше 90% | 150,967 | в 1,27 раза |
21 | ЗАО "ГРУППА ЭКСПЕРТ" | ЭКСПЕРТ | 92,000 | 48,842 | свыше 95% | 51,413 | в 1,78 раза |
22 | ЗАО "ГРУППА ЭКСПЕРТ" | РУССКИЙ РЕПОРТЕР | 168,100 | 92,440 | 95% | 97,305 | в 1,72 раза |
23 | ЗАО "ГРУППА ЭКСПЕРТ" | D’ | 50,500 | 6,489 | 95% | 6,831 | в 7,39 раза |
24 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | ХУЛИГАН | 81,500 | 5,950 | 95% | 6,263 | в 13 раз |
25 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | ХАКЕР | 103,096 | 24,366 | 95% | 25,648 | в 4,23 раза |
26 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | CROSS STITCHER. ВЫШИВАЮ КРЕСТИКОМ | 174,343 | 50,253 | 95% | 52,898 | в 3,29 раза |
27 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | СТРАНА ИГР | 120,000 | 11,762 | 95% | 12,381 | в 9,69 раза |
28 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | ФОРСАЖ | 156,500 | 25,899 | 95% | 27,262 | в 5,7 раз |
29 | ООО "ГЕЙМ ЛЭНД" | TOTAL FOOTBALL | 300,000 | 58,078 | 95% | 61,135 | в 4,9 раза |
30 | ИД Bauer Media Group | ПЛАНЕТА ЖЕНЩИНЫ | 280,000 | 159,432 | свыше 95% | 167,823 | в 1,66 раза |
31 | ИД SPN Publishing | 5 КОЛЕСО | 152,000 | 40,500 | около 100% | 40,500 | в 3,75 раза |
32 | ИД SPN Publishing | ROLLING STONЕ | 110,000 | 28,267 | свыше 95% | 29,755 | в 3,69 раза |
33 | ЗАО "КОММЕРСАНТЪ.ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ" | КОММЕРСАНТЪ WEEKEND | 100,000 | 55,532 | свыше 95% | 58,455 | в 1,7 раза |
34 | ЗАО "КОММЕРСАНТЪ.ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ" | КОММЕРСАНТЪ АВТОПИЛОТ | 62,950 | 18,218 | 95% | 19,177 | в 3,28 раза |
35 | ООО"ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП" | STORY | 350,000 | 117,667 | 95% | 123,860 | в 2,82 раза |
36 | ООО"ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП" | МЕДВЕДЬ | 84,300 | 9,329 | 95% | 9,820 | в 8,58 раз |
37 | ООО"ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП" | ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН | 95,000 | 16,333 | 95% | 17,193 | в 5,5 раза |
Редакция сайта обратилась к генеральному директору Национальной тиражной службы Игорю Яковенко, чей доклад (в который входит и эта таблица) прозвучит сегодня на Консультативном совете ФАС России. Игорь Александрович рассказал о методике подсчета реальных тиражей глянцевых изданий в России:
— В каждой строке, посвященной одному изданию, мы видим пять цифровых ячеек. С первой, которая называется «Заявленный тираж в среднем», все очень просто. Здесь мы указываем тираж — средний за период исследования: с мая по декабрь 2010 года, — который сами издательства открыто публкуют в выходных данных журналов. Как правило, это фиксированная цифра. В течение исследуемого периода разнилась она у двух-трех изданий и незначительно. Чтобы заполнить ячейку «Тираж, ввезенный в Россию», нам потребовалось поднять архивы таможенной службы. Ведь раз все эти глянцевые издания отпечатываются за рубежом, значит, проходя таможню, экспедиторы сами — подчеркиваю, сами! — заполняют декларации, груз взвешивается (причем отдельно — общий груз, отдельно — один экземпляр журнала). Обманывать таможню у экспедиторов резона нет: за каждый приписанный экземпляр придется заплатить, поэтому цифры, указанные в декларации, мы считаем объективными. Третья ячейка, процентная, означает область распространения. Информацию об этом мы берем с сайтов изданий. В основном, там указана цифра 95%. Это означает, что за исключением малой части все экземпляры издания распространяются в России. По большому счету, конечно, мы понимаем, что если издание продается еще и в каком-нибудь Казахстане — эти 5% тиража не будут везти туда на прямую из Финляндии, где его печатают. Все равно придется зарегистрироваться на российской таможне. Но мы при расчетах всегда считали в пользу издательств и потому плюсовали эти 5% к тиражу, ввезенному в Россию — таким образом, получали реальный тираж каждого издания. Последний шаг — высчитать коэффициент вранья у глянца. Для чего мы разделим декларируемый тираж на реальный. Цифры получались разные: от 1,1 до 13. В среднем, глянец завышает свои тиражи в три с лишним раза.