09.09.2005
"Гудок" отсвистел
Ведомственная газета превратилась в рупор славянофилов
Андрей Кашин
Как известно, пресса -- зеркало нашей действительности. Иногда,
правда, кривое.
Взять, например, газету "Гудок". Издание - старейшее, со
славным прошлым. В ней в свое время работали Ильф, Петров, Олеша,
Зощенко. Газета была яркой, талантливой и в ней соседствовали чисто
"железнодорожные" материалы с общественно -- политическими и литературными. Теперь же
"Гудок" гудит, а точнее свистит как-то очень однообразно. Главная его
тема не проблемы железных дорог, не бесконечные финансовые дыры
громадного ОАО, а "русская идея" и "национальная гордость". Эту гордость
главный редактор издания Игорь Янин очевидно надеется пробудить
исключительно словами. А то, что железная дорога работает плохо, поезда
бесконечно опаздывают, комфорт проезда снижается, а цены на билеты стремительно
растут, видимо, по его мнению, не имеет к "гордости" никакого
отношения. Господин-товарищ Янин по совместительству возглавляет одиозный
"патриотический" Фонд "Славянское единство", публикуется в прохановской
газете "Завтра" и других леворадикальных изданиях. Славянофил и
антиглобалист Янин ведет огонь по своим же спонсорам. На одной из православных
конференциях, например, он высказывался против развития Транссиба,
поскольку "это глобализация по-русски". Между тем реализация этого проекта
принесла бы компании и всему нашему отечеству немалые доходы.
Оно бы все ничего: имей взгляды, какие хочешь. Только почему
пропагандируются они по сути дела за счет акционеров и всех нас,
пассажиров? Ведь газета издается с небывалым размахом, множа год от года
убытки акционерного общества.
Началось это еще во времена амбициозного министра МПС Аксененко. И
продолжается при всех его последователях. Эта ведомственная, по сути,
многотиражка ежедневно выходит на 10-12 полосах, печатается в 25 городах и
тираж ее, пожалуй, больше, чем у "Известий". Может, привлеченные
"русской идеей" читатели с энтузиазмом раскупают газету, и она имеет
небывалый коммерческий успех? Да ничуть не бывало. Прибыли никакой. Ведь
затраты-то огромные. Не менее сотни сотрудников при зарплате, как говорят
коллеги, в среднем 1000 "зеленых" в месяц. Как показывает опыт подобных
газет, на содержание "Гудка" требуется более десяти миллионов долларов
в год. Большая часть этих трат необходимо записать в расходную часть
ведомства, которое является ее учредителем. А покрывать эти убытки
приходится нам, пассажирам, выплачивая дополнительную цену за
железнодорожные билеты.
Интересно было бы почитать, что бы написали Ильф и Петров, не
говоря уже о Зощенко, о сегодняшнем состоянии издания, доведись им
дожить до настоящего времени.