1,7 триллиона в трубу
Удорожание строительства трубопроводов в интересах "Газпрома" и подрядчиков — структур Зияда Манасира, Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко
Оригинал этого материала© Газета.Ру, 12.05.2011, Труба влетает в копеечку
Алексей Топалов
Расходы «Газпрома» на строительство трубопроводов в разы превышают стоимость прокладки труб в Европе. Расхождение не может объясняться климатом и требованиями к инфраструктуре, убеждены аналитики: дешевле возить в Россию сжиженный газ из Австралии. Бенефициарами увеличения затрат выступают компании-подрядчики — фирмы Зияда Манасира и Аркадия Ротенберга.
«Газпром» впервые раскрыл объемы инвестиций в строительство российских газопроводов. Выполняя соответствующее постановление правительства (№ 872), монополия опубликовала на своем сайте затраты на прокладку труб Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и четырех небольших газопроводов: Ухта — Торжок, Починки — Грязовец, Грязовец — Выборг и Джугба — Лазаревское — Сочи.
Газовый концерн потратит на эти проекты больше 1,7 трлн рублей.
Система труб Бованенково — Ухта, которая должна быть пущена в эксплуатацию в 2015 году, соединит Бованенковское газоконденсатное месторождение на Ямале (плановая мощность — 140 млрд кубометров газа в год) с газопроводом Ямал — Европа.
Общая протяженность системы газопроводов составляет 2212 км, а общая сумма инвестиций — 989,8 млрд рублей (в ценах 2008 года, когда запускалось строительство).
«Получается почти $15 млн за 1 километр трубы, — поясняет аналитик Банка Москвы Денис Борисов. — В Европе стоимость прокладки одного километра составляет примерно $3 млн (газопровод NEL)». В $15 млн за километр, которые тратит «Газпром», по словам Борисова, также учитывается стоимость компрессорных станций и сложные условия работы на Ямале.
«Но ни компрессорные станции, ни условия работы в любом случае не могут дать стоимость, в пять раз превышающую европейскую», — подчеркивает Борисов.
Алексей Кокин из «Уралсиба» также отмечает высокую цену проектов «Газпрома». «Даже если брать в расчет только трубу за вычетом компрессорных станций, 1 километр газопровода стоит не меньше $6,5 млн, — подсчитал эксперт. — Это дороже алтайского проекта «Газпрома» (труба «Алтай», по которой газ из Западной Сибири пойдет в Китай), где стоимость километра составляет $4—5 млн, — а этот проект считается необоснованно дорогим, вокруг него много споров», — признает аналитик.
«Газпром» не комментирует расчеты экспертов.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин категоричен: с системной точки зрения коридор Бованенково — Ухта не нужен никому, кроме строителей газопроводов.
«До 2006 года основным вариантом поставок ямальского газа считался короткий газопровод Бованенково — Ямбург, — рассказывает эксперт. — Естественное падение добычи на старых месторождениях (Уренгой, Ямбург и другие) создает резервы пропускной способности в действующих газопроводах Западной Сибири и позволяет идеально синхронизировать ввод месторождений Ямала».
Корчемкин отмечает, что на одну нитку трубы для поставок ямальского газа «Газпром» потратит более 1,2 трлн рублей (Бованенково — Ухта плюс Ухта — Торжок). «Газопровод Бованенково — Ямбург обошелся бы в 5—6 раз дешевле, при этом газ с Ямала был бы доставлен тем же потребителям», — указывает эксперт.
Затраты на газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток также вызвали вопросы экспертов. Труба, предназначенная для транспортировки газа с месторождений Сахалина в Приморский край и регионы Дальнего Востока, должна быть завершена в 2020 году, ее протяженность составит 1836 км, и потратить на ее строительство «Газпром» планирует 467 млрд рублей (в ценах 2009 года).
Корчемкин считает, что проще построить регазификационный терминал мощностью 6 млрд кубометров (именно такова планируемая начальная мощность трубы Сахалин — Хабаровск — Владивосток), и это бы обошлось в 10—15 раз дешевле.
«На терминал можно было бы поставлять сжиженный природный газ из Австралии или свой с Сахалина (на Сахалине есть завод по сжижению газа. — «Газета.Ru»), и даже СПГ из Австралии оказался бы дешевле, чем трубопроводный газ с учетом затрат на трубу, — говорит Корчемкин. — Затраты на транспортировку газа из Сахалина во Владивосток будут слишком высокими даже при полной загрузке газопровода».
Бенефициарами увеличения затрат на проекты, отметил Корчемкин, выступают компании-подрядчики. Трубу Бованенково — Ухта строят «Стройгазконсалтинг», владельцем которого является российский миллиардер иорданского происхождения Зияд Манасир (в период с 2007-го по 2009 год его компания скупила девять принадлежащих «Газпрому» строительных компаний) и «Межрегионтрубопроводстрой», контролируемый группой частных лиц.
Эти же компании строят Сахалин — Хабаровск — Владивосток, также в качестве подрядчика присутствует «Стройгазмонтаж» бизнесмена Аркадия Ротенберга.
Источник в газовой отрасли, участвовавший в разработке проектов строительства трубопроводов, признает вероятность завышения смет.
«Но в удорожании проектов заинтересованы не только подрядчики, но и сам «Газпром». Огромные затраты на строительство труб отпугивают независимых производителей. При таких масштабах инвестиций «Газпрому» проще оправдать высокую стоимость услуг по транспортировке», — объясняет источник.
["Коммерсант", 13.05.2011, "Газпром" отчитался по трубе": В то же время монополия до сих пор не выполнила пункта постановления, согласно которому должна ежеквартально (с разбивкой по месяцам) публиковать данные о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к газопроводам. Предоставление информации о наличии у "Газпрома" свободных мощностей для транспортировки уже не один год является одним из главных требований независимых поставщиков, которым монополия нередко отказывает в приеме газа. Также "Газпрому" необходимо раскрывать информацию о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к газопроводам и заявок на подключение к магистральному газопроводу или газораспределительным сетям. […]
Сахалин—Хабаровск—Владивосток потенциальной мощностью прокачки 30 млрд кубометров газа в год заявляется "Газпромом" как перспективный канал сбыта российского газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но переговоры с самым перспективным потребителем — Китаем идут уже не первый год, а высокая стоимость строительства газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток только осложнит их, отмечает господин Корчемкин. — Врезка К.ру]
***
Магия цифр
"Газпром" обосновывает размер инвестиций уникальностью технологий и НДС
Оригинал этого материала© "Ведомости", 13.05.2011, Триллион в трубу
Елена Мазнева
[…] Эксперты не раз критиковали «Газпром» за дорогие стройки. Но до сих пор информация об их стоимости была крайне скудной: отдельные заявления менеджеров, выдержки из годовых инвестпрограмм и февральская публикация «Газпромом» средней стоимости строительства крупных магистральных газопроводов в 2009 г. — 95 млн руб./км, или около $3 млн по среднему курсу. И это только линейная часть — без таких дорогих объектов, как, к примеру, компрессорные станции. Они нужны для перемещения газа по трубе. Три месяца назад «Газпром» уверял инвесторов, что его затраты на строительство трубопроводов сопоставимы с западноевропейскими и американскими проектами. Например, средняя стоимость германского газопровода NEL — 98,1 млн руб./км, OPAL — 93,9 млн, указывал концерн.
Оказалось, что стоимость отдельных проектов «Газпрома» поражает воображение. Так, самая дорогая пока стройка — система газопроводов с полуострова Ямал (Бованенково — Ухта) стоит 989,8 млрд руб. в ценах 2008 г. В этой сумме учтены девять компрессорных станций. И НДС, говорит представитель «Газпрома». Общая протяженность системы — 2212,1 км. Средняя стоимость 1 км получается почти 447,5 млн руб. — $18 млн по курсу на 1 января 2008 г. […]
По заявлениям менеджеров «Газпрома», почти все технологии, применяемые в вечной мерзлоте Ямала, уникальны: подводный переход через Байдарацкую губу (частые штормы и промерзание до дна в зимний период), высокопрочные трубы, способные выдержать давление до 120 атмосфер (предел советских газопроводов — 75 атмосфер), специальные методы сварки и теплоизоляции.
Ямальская смета «Газпрома» сопоставима с проектами на Аляске, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Так, оценка совместного проекта BP и ConocoPhillips, Denali, — около $35 млрд в ценах 2009 г. Это тоже высокопрочные трубы, проектное давление — до 170 атмосфер, мощность — 46,5 млрд куб. м в год, 15 компрессорных станций, около 900 переходов через авто— и железные дороги, 77 — через крупные реки и озера, следует из данных на сайте проекта. Трасса — около 3000 км. То есть порядка $12 млн/км. […]
Еще один проект «Газпрома», который может стать рекордсменом по стоимости, — это газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток: 467 млрд руб. в ценах 2009 г., сроки строительства — 2009-2020 гг., первая очередь должна запуститься в 2011 г. к саммиту АТЭС. Проектная мощность к 2020 г. составит 30 млрд куб. м в год. А стоимость 1 км выйдет около 254 млн руб., или $8,7 млн. Представитель «Газпрома» объясняет это сложными геолого-географическими условиями строительства, высокой сейсмичностью и тем, что предприятия — поставщики оборудования находятся далеко. […]
***
© Газета.Ру, 12.05.2011
Три строителя
Зияд Манасир — российский бизнесмен иорданского происхождения, состояние оценивается в $2,1 млрд (Forbes). Владеет компанией «Стройгазконсалтинг», которая с середины 1990-х является постоянным подрядчиком «Газпрома». В настоящее время «Стройгазконсалтинг» обустраивает несколько месторождений «Газпрома» (включая Бованенковское), а также принимает участие в строительстве нескольких газопроводов по заказу монополии.Аркадий Ротенберг — российский бизнесмен, считается другом премьер-министра Владимира Путина (Путин и Ротенберг занимались в одном клубе дзюдо). Контролирует СМП-банк, является учредителем строительной компании «Стройгазмонтаж». В 2008 году приобрел пять фирм, специализирующихся на выполнении подрядов «Газпрома» («Ленгазспецстрой», «Волгограднефтемаш», «Спецгазремстрой», «Краснодаргазстрой» и «Волгогаз»). В 2009 «Стройгазмонтаж» получил без конкурса подряд на строительство газопроводов Джубга — Лазаревское — Сочи и Сахалин — Хабаровск — Владивосток.
Проданная «Газпромом» в начале 2011 года компания «Газпром бурение» (выполняет около 70% сервисных работ для монополии, в том числе обслуживает Бованенковское месторождение), по неподтвержденным данным, куплена структурами Ротенберга.
Одним из постоянных и крупнейших подрядчиков «Газпрома» является компания «Стройтрансгаз», принадлежащая бизнесмену Геннадию Тимченко, который также считается близким знакомым Владимира Путина. «Стройтрансгаз» участвовал в строительстве ряда газопроводов (в том числе Ямал — Европа и Ванкорское месторождение — Пурпе), а также в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
Тимченко является совладельцем нефтетрейдера Gunvor, а также одним из основных акционеров (более 23%) газовой компании «Новатэк».