Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Домой | Форум | Почта

Библиотека компромата

 

1,7 триллиона в трубу

Удорожание строительства трубопроводов в интересах "Газпрома" и подрядчиков — структур Зияда Манасира, Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко

Оригинал этого материала
© Газета.Ру, 12.05.2011, Труба влетает в копеечку

Алексей Топалов

Расходы «Газпрома» на строительство трубопроводов в разы превышают стоимость прокладки труб в Европе. Расхождение не может объясняться климатом и требованиями к инфраструктуре, убеждены аналитики: дешевле возить в Россию сжиженный газ из Австралии. Бенефициарами увеличения затрат выступают компании-подрядчики — фирмы Зияда Манасира и Аркадия Ротенберга.

«Газпром» впервые раскрыл объемы инвестиций в строительство российских газопроводов. Выполняя соответствующее постановление правительства (№ 872), монополия опубликовала на своем сайте затраты на прокладку труб Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и четырех небольших газопроводов: Ухта — Торжок, Починки — Грязовец, Грязовец — Выборг и Джугба — Лазаревское — Сочи.

Газовый концерн потратит на эти проекты больше 1,7 трлн рублей.

Система труб Бованенково — Ухта, которая должна быть пущена в эксплуатацию в 2015 году, соединит Бованенковское газоконденсатное месторождение на Ямале (плановая мощность — 140 млрд кубометров газа в год) с газопроводом Ямал — Европа.

Общая протяженность системы газопроводов составляет 2212 км, а общая сумма инвестиций — 989,8 млрд рублей (в ценах 2008 года, когда запускалось строительство).

«Получается почти $15 млн за 1 километр трубы, — поясняет аналитик Банка Москвы Денис Борисов. — В Европе стоимость прокладки одного километра составляет примерно $3 млн (газопровод NEL)». В $15 млн за километр, которые тратит «Газпром», по словам Борисова, также учитывается стоимость компрессорных станций и сложные условия работы на Ямале.

«Но ни компрессорные станции, ни условия работы в любом случае не могут дать стоимость, в пять раз превышающую европейскую», — подчеркивает Борисов.

Алексей Кокин из «Уралсиба» также отмечает высокую цену проектов «Газпрома». «Даже если брать в расчет только трубу за вычетом компрессорных станций, 1 километр газопровода стоит не меньше $6,5 млн, — подсчитал эксперт. — Это дороже алтайского проекта «Газпрома» (труба «Алтай», по которой газ из Западной Сибири пойдет в Китай), где стоимость километра составляет $4—5 млн, — а этот проект считается необоснованно дорогим, вокруг него много споров», — признает аналитик.

«Газпром» не комментирует расчеты экспертов.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин категоричен: с системной точки зрения коридор Бованенково — Ухта не нужен никому, кроме строителей газопроводов.

«До 2006 года основным вариантом поставок ямальского газа считался короткий газопровод Бованенково — Ямбург, — рассказывает эксперт. — Естественное падение добычи на старых месторождениях (Уренгой, Ямбург и другие) создает резервы пропускной способности в действующих газопроводах Западной Сибири и позволяет идеально синхронизировать ввод месторождений Ямала».

Корчемкин отмечает, что на одну нитку трубы для поставок ямальского газа «Газпром» потратит более 1,2 трлн рублей (Бованенково — Ухта плюс Ухта — Торжок). «Газопровод Бованенково — Ямбург обошелся бы в 5—6 раз дешевле, при этом газ с Ямала был бы доставлен тем же потребителям», — указывает эксперт.

Затраты на газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток также вызвали вопросы экспертов. Труба, предназначенная для транспортировки газа с месторождений Сахалина в Приморский край и регионы Дальнего Востока, должна быть завершена в 2020 году, ее протяженность составит 1836 км, и потратить на ее строительство «Газпром» планирует 467 млрд рублей (в ценах 2009 года).

Корчемкин считает, что проще построить регазификационный терминал мощностью 6 млрд кубометров (именно такова планируемая начальная мощность трубы Сахалин — Хабаровск — Владивосток), и это бы обошлось в 10—15 раз дешевле.

«На терминал можно было бы поставлять сжиженный природный газ из Австралии или свой с Сахалина (на Сахалине есть завод по сжижению газа. — «Газета.Ru»), и даже СПГ из Австралии оказался бы дешевле, чем трубопроводный газ с учетом затрат на трубу, — говорит Корчемкин. — Затраты на транспортировку газа из Сахалина во Владивосток будут слишком высокими даже при полной загрузке газопровода».

Бенефициарами увеличения затрат на проекты, отметил Корчемкин, выступают компании-подрядчики. Трубу Бованенково — Ухта строят «Стройгазконсалтинг», владельцем которого является российский миллиардер иорданского происхождения Зияд Манасир (в период с 2007-го по 2009 год его компания скупила девять принадлежащих «Газпрому» строительных компаний) и «Межрегионтрубопроводстрой», контролируемый группой частных лиц.

Эти же компании строят Сахалин — Хабаровск — Владивосток, также в качестве подрядчика присутствует «Стройгазмонтаж» бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Источник в газовой отрасли, участвовавший в разработке проектов строительства трубопроводов, признает вероятность завышения смет.

«Но в удорожании проектов заинтересованы не только подрядчики, но и сам «Газпром». Огромные затраты на строительство труб отпугивают независимых производителей. При таких масштабах инвестиций «Газпрому» проще оправдать высокую стоимость услуг по транспортировке», — объясняет источник.

["Коммерсант", 13.05.2011, "Газпром" отчитался по трубе": В то же время монополия до сих пор не выполнила пункта постановления, согласно которому должна ежеквартально (с разбивкой по месяцам) публиковать данные о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к газопроводам. Предоставление информации о наличии у "Газпрома" свободных мощностей для транспортировки уже не один год является одним из главных требований независимых поставщиков, которым монополия нередко отказывает в приеме газа. Также "Газпрому" необходимо раскрывать информацию о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к газопроводам и заявок на подключение к магистральному газопроводу или газораспределительным сетям. […]
Сахалин—Хабаровск—Владивосток потенциальной мощностью прокачки 30 млрд кубометров газа в год заявляется "Газпромом" как перспективный канал сбыта российского газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но переговоры с самым перспективным потребителем — Китаем идут уже не первый год, а высокая стоимость строительства газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток только осложнит их, отмечает господин Корчемкин. — Врезка К.ру]

***

Магия цифр

"Газпром" обосновывает размер инвестиций уникальностью технологий и НДС

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 13.05.2011, Триллион в трубу

Елена Мазнева

[…] Эксперты не раз критиковали «Газпром» за дорогие стройки. Но до сих пор информация об их стоимости была крайне скудной: отдельные заявления менеджеров, выдержки из годовых инвестпрограмм и февральская публикация «Газпромом» средней стоимости строительства крупных магистральных газопроводов в 2009 г. — 95 млн руб./км, или около $3 млн по среднему курсу. И это только линейная часть — без таких дорогих объектов, как, к примеру, компрессорные станции. Они нужны для перемещения газа по трубе. Три месяца назад «Газпром» уверял инвесторов, что его затраты на строительство трубопроводов сопоставимы с западноевропейскими и американскими проектами. Например, средняя стоимость германского газопровода NEL — 98,1 млн руб./км, OPAL — 93,9 млн, указывал концерн.

Оказалось, что стоимость отдельных проектов «Газпрома» поражает воображение. Так, самая дорогая пока стройка — система газопроводов с полуострова Ямал (Бованенково — Ухта) стоит 989,8 млрд руб. в ценах 2008 г. В этой сумме учтены девять компрессорных станций. И НДС, говорит представитель «Газпрома». Общая протяженность системы — 2212,1 км. Средняя стоимость 1 км получается почти 447,5 млн руб. — $18 млн по курсу на 1 января 2008 г. […]

По заявлениям менеджеров «Газпрома», почти все технологии, применяемые в вечной мерзлоте Ямала, уникальны: подводный переход через Байдарацкую губу (частые штормы и промерзание до дна в зимний период), высокопрочные трубы, способные выдержать давление до 120 атмосфер (предел советских газопроводов — 75 атмосфер), специальные методы сварки и теплоизоляции.

Ямальская смета «Газпрома» сопоставима с проектами на Аляске, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Так, оценка совместного проекта BP и ConocoPhillips, Denali, — около $35 млрд в ценах 2009 г. Это тоже высокопрочные трубы, проектное давление — до 170 атмосфер, мощность — 46,5 млрд куб. м в год, 15 компрессорных станций, около 900 переходов через авто— и железные дороги, 77 — через крупные реки и озера, следует из данных на сайте проекта. Трасса — около 3000 км. То есть порядка $12 млн/км. […]

Еще один проект «Газпрома», который может стать рекордсменом по стоимости, — это газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток: 467 млрд руб. в ценах 2009 г., сроки строительства — 2009-2020 гг., первая очередь должна запуститься в 2011 г. к саммиту АТЭС. Проектная мощность к 2020 г. составит 30 млрд куб. м в год. А стоимость 1 км выйдет около 254 млн руб., или $8,7 млн. Представитель «Газпрома» объясняет это сложными геолого-географическими условиями строительства, высокой сейсмичностью и тем, что предприятия — поставщики оборудования находятся далеко. […]

***
Оригинал этого материала
© Газета.Ру, 12.05.2011

Три строителя

Зияд Манасир — российский бизнесмен иорданского происхождения, состояние оценивается в $2,1 млрд (Forbes). Владеет компанией «Стройгазконсалтинг», которая с середины 1990-х является постоянным подрядчиком «Газпрома». В настоящее время «Стройгазконсалтинг» обустраивает несколько месторождений «Газпрома» (включая Бованенковское), а также принимает участие в строительстве нескольких газопроводов по заказу монополии.

Аркадий Ротенберг — российский бизнесмен, считается другом премьер-министра Владимира Путина (Путин и Ротенберг занимались в одном клубе дзюдо). Контролирует СМП-банк, является учредителем строительной компании «Стройгазмонтаж». В 2008 году приобрел пять фирм, специализирующихся на выполнении подрядов «Газпрома» («Ленгазспецстрой», «Волгограднефтемаш», «Спецгазремстрой», «Краснодаргазстрой» и «Волгогаз»). В 2009 «Стройгазмонтаж» получил без конкурса подряд на строительство газопроводов Джубга — Лазаревское — Сочи и Сахалин — Хабаровск — Владивосток.

Проданная «Газпромом» в начале 2011 года компания «Газпром бурение» (выполняет около 70% сервисных работ для монополии, в том числе обслуживает Бованенковское месторождение), по неподтвержденным данным, куплена структурами Ротенберга.

Одним из постоянных и крупнейших подрядчиков «Газпрома» является компания «Стройтрансгаз», принадлежащая бизнесмену Геннадию Тимченко, который также считается близким знакомым Владимира Путина. «Стройтрансгаз» участвовал в строительстве ряда газопроводов (в том числе Ямал — Европа и Ванкорское месторождение — Пурпе), а также в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

Тимченко является совладельцем нефтетрейдера Gunvor, а также одним из основных акционеров (более 23%) газовой компании «Новатэк».

 






Наверх

Другие материалы раздела:

Тень, знающая свое место
Человек на трубе
Как пилят в Газпроме +
Путин и "Газпром"
13 друзей Путина в "Газпроме"
Хмарин и "Газпром"
Управляющий нац. достоянием
У иностранцев 27% Газпрома
Под кого создают супер-Газпром
Газпром - новейшее оружие
Вехи большого пути
Вечный кошелек правительства
Олимпийская десятина
Страшная тайна Газпрома
"Прокладки" Газпрома
Фирташ и "РосУкрЭнерго"  +
Могилевич - партнер "Газпрома"
Фирташ и Левочкин на Лазурке
Увод активов "Сибура" +
Выхлопная труба
АО "Газпромсуд"
Отчет Степашина по Газпрому +
Наш дом – Газпром!
В семье не без "Газпрома"
Тормозит разработку Ковыкты
Ошибки Газпрома
Ключи от Газпрома
Недобросовестная конкуренция
Долгая дорога к рынку
Газовая атака
Команда Миллера. Кто есть кто
Доходы Миллера и Ко +
Менеджеры выходят в кэш
Молодежный отряд Миллера
Тяжелое наследство
Энергетический тупик
Сектор газа
Верность традициям
Семейный "Газпром" Миллера
Газпром занимает $3 млрд
Кто правит в "Газпроме"
Башня Газпром-сити в СПб +
PR-бюджет Газпрома-$142 млн +
Штази в Газпроме +
Лубок, созданный пиарщиками
Газпром - враг модернизации
Миллер и синонимы
Как долго протянет Миллер
Недополучил $1,5 млрд.
Налоговые претензии
Газпром и Eural TG +
Оптимизаторы
Газпром и сицилийская мафия +
Афера Газпром-Сити
Ахмедов и "Нортгаз" +
Красненков и "Нортгаз" +
Юнцы из "Газпрома"
Хорошилов и Мундуть +
Злоключения "Азота" +
Борис Титов распределяет газ +
"Серые схемы" Межрегионгаза +
Газпром - банкрот +
Кому помогает "Газпром" +
1,7 трлн в трубу
Ответ ОАО "Стройтрансгаз"
Джакузи и бронированные окна
Идущим платит "Газпром" =>
Гетти vs "Газпром"
Эрмитаж против ПВК +
Положил "НТВ" в банк +
Рязанов вывез раритет
Итальянский контракт с ENI +
НТВ хвалит Туркменбаши за $ =>
Туркменбаши и русская поэзия =>
Туркменский гамбит
Отчет ПВК о Газпроме +=>
Газпромбанк =>
Вяхирев и "Газпром" +=>
Голдовский и "Сибур" +=>
Голко & Ко вывели 35 млрд=>
Запруднов "доит" "Газпром"
Евко и "Пургаз"
Избицких и Росгазификация +
Макаров и "Итера" +=>
Кипрская газовая схема "Итеры"=>
Коноваленко и "Межрегионгаз"
Манасир и Стройгазконсалтинг +
Независимый директор Мусин
Нечаев посадил зятя на тендеры +
Братья Селезнев и Миронов +
Селезнев, Сироткин, Михайлова
Михайлова и "Межрегионгаз"
Газпромсекс Сироткина
Першин и "Газэнергосервис"
Тимченко и НОВАТЭК =>
Черномырдин Виктор +=>
Яковлев и "Мосэнерго" +
Ремонтная империя Доева +
Профлидера обвинили в убийстве
Газпромрейдер Гончаренко +
ДТП сына Керима Гусейнова
Газовый спрут Комиссарова +
Газпромбордель
Драка И.Мукана в аэропорту
Смерт. ДТП сына Н.Яковлева +
Вредные советы для Газпрома
Дачи в Городище
Дачи для боссов "Газпрома"=>
Под колпаком БНД
Миллергоф? +
11 тайных комнат Миллера
Атомные подземелья "Газпрома"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - перекрестные ссылки между разделами

   




TopList



Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+