Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Б-Ф.Ру", 24.10.2003

Федя и Гендрик

"Газпром" разоряют его же собственные менеджеры

Андрей Маслов

22 октября Совет директоров ОАО «Газпром» так и не принял решения о разделении учета финансовой деятельности компании по основным направлениям (имеется в виду транспортировка и добыча газа). В результате такого разделения можно было бы понять, во сколько на самом деле обходится транспортировка газа, добываемого «Газпромом», по газпромовской же трубе. Ведь стоимость транспортной составляющей остается одним из тщательно оберегаемых секретов менеджмента корпорации, с пеной у рта утверждающего, что продажа газа внутри страны убыточна. Видимо, существующая система учета выгодна руководству монополии, – пока стоимость транспортировки неизвестна, утверждения о том, что внутрироссийские продажи разоряют корпорацию, невозможно опровергнуть.

Между тем, многие наблюдатели сходятся во мнении, что огромные долги газового монополиста – результат не столько внутренних цен на газ, сколько разрушительных действий газпромовского менеджмента, упорно продолжающего выводить активы из компании. Особенно преуспевают в этом деле ее многочисленные региональные представители. Их деятельность наносит ущерб не только «Газпрому» как таковому, но и государству, являющемуся одним из его главных акционеров. Активы монополии «растаскиваются» по всей стране, однако такого беспредела, как в сегодняшней Тюмени нет, пожалуй, ни в одном из других регионов. И это при том, что Тюменская область имеет для монополиста явную стратегическую важность. 

Тюменский олигарх

Добычу газа на территории Тюменской области осуществляет газпромовская дочка ОАО «Запсибгазпром». Интересы же материнской компании в регионе представляет некто Федор Хорошилов, действующий по официальной доверенности «Газпрома» и известный в регионе как «Дядя Федор» или «Тюменский олигарх». Богатая биография этого молодого человека – прямое свидетельство того, что финансовые проблемы «Газпрома» являются прямым следствием его кадровых проблем.

Федор Владимирович Хорошилов родился в 1972-м году. Окончив в 1993-м Тюменский нефтегазовый университет, он, благодаря связям своей матери, устроился на работу в фирму «Тюменьнефть», где провел несколько особо удачных частных сделок по реализации нефтепродуктов. Хорошилова заметили и пригласили возглавить тюменский филиал «Сибирской нефтяной компании». Проработав на этом посту несколько лет, Хорошилов привык к большим деньгам. Его аппетиты выросли, и он решил заняться сельскохозяйственным производством. Для этих целей в регионе было создано предприятие под названием «Ноябрьскагронефть». На его развитие компанией «Ноябрьскнефтегаз» было выделено 11 миллионов долларов США. Однако предприятие оказалось несостоятельным, а 11 миллионов попросту пропали. Зато сразу после этого Хорошилов начал скупать коммерческие структуры в Тюмени и недвижимость за границей.

Бизнес Дяди Федора рос на глазах, когда он начал тесно сотрудничать с «Газпромом». Данное «сотрудничество», продолжающееся и по сей день, явно оказалось односторонним – чем больше приобретал Хорошилов, тем больше терял «Газпром».

В ходе проведения в «Запсибгазпроме» процедуры банкротства, коммерческими структурами Хорошилова был заключен ряд договоров по оказанию тонущей компании юридических, консалтинговых и аудиторских услуг. По подсчетам специалистов, хорошиловские услуги по «оздоровлению» ситуации вокруг тюменской дочки обошлись «Газпрому» в 3 миллиона долларов США. И это не считая кредиторской задолженности по мировому соглашению (около 500 миллионов рублей), возникшей у «Запсибгазпрома» перед структурами Хорошилова в период банкротства.

Дядя Федор не остановился на достигнутом и начал активно приобретать права на имущество «Запсибгазпрома». Местные жители до сих пор вспоминают скандал, разразившийся вокруг фешенебельной гостиницы «Тюмень». Хорошилов через свои структуры приобрел принадлежавшие «Запсибгазпрому» 37% акций отеля за 17 миллионов рублей. После чего 11% акций, находившиеся в собственности администрации Тюменской области перешли к одной из московских фирм Хорошилова. На сегодняшний день он контролирует 56% акций гостиницы, некогда приносившей «Газпрому» внушительный доход.

Не менее показательной является история с кредитом в 100 миллионов рублей, полученным «Запсибгазпромом» от головной компании для расчетов с кредиторами. Около трети этой суммы было переведено в контролируемое Хорошиловым ЗАО «Депорт» и потрачено на ремонт ресторана в тюменском «Бизнес-Центре», Хорошилову же принадлежащем.

С кредиторами Дядя Федор все-таки рассчитался. Правда, не с запсибгазпромовскими, а со своими собственными. Дело в том, что примерно в то же самое время Хорошилов приобрел нефтяную компанию «Янгпур» (все через тот же «Депорт» и иностранную фирму «Катук»), у которой обнаружилась «небольшая» кредиторская задолженность. «Газпром», сам того не желая, решил и эту проблему Хорошилова.

Проворачивая свои прибыльные схемы, Дядя Федор неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов, однако каждый раз ему удавалось выпутаться. Надо полагать, помогали влиятельные друзья, коих у Хорошилова в избытке. Поговаривают, что он умудрился использовать в личных интересах федеральные квоты, выделенные под целевые государственные программы. Эксплуатируя доверительные отношения с некоторыми представителями Тюменской обладминистрации, Хорошилов через свои посреднические структуры увеличивал стоимость квотируемых объектов, получая прибыль в размере от 5-ти до 25-ти процентов от стоимости квот.

За годы своей деятельности Дядя Федор стал «своим» и для местного криминального мира. Одним из его близких друзей является г-н Залялетдинов, пять раз судимый и признанный судом особо опасным рецидивистом. В среде криминальных группировок Уральского ФО Залялетдинов пользуется большим авторитетом. Веса ему добавляет и тот факт, что он занимает должность замгендиректора фирмы «Лукойл маркет Тюмень». Кстати, г-н Червяков (глава ООО «Центр-Трейд», через которую покупалась гостиница «Тюмень») также входит в группировку Залялетдинова.

Другой друг Хорошилова, г-н Катаров (женатый, кстати, на его сестре, а потому не только друг, но еще и родственник) неоднократно задерживался правоохранительными органами за вымогательство и до сих пор подозревается в организации разбойных нападений на коммерческие базы в Свердловской области.

География интересов Хорошилова не ограничивается Уральским регионом. Не так давно он, используя личные связи, устроил на работу в аппарат представителя президента в СЗФО брата своего друга Дмитрия Хаймина, Андрея. Дядя Федор рассчитывал с его помощью принять участие в строительстве нефтеналивного терминала в районе Санкт-Петербурга, однако, к счастью для терминала, что-то там не срослось.

К слову, Дмитрий Хаймин задерживался за вымогательство и организацию взрыва около дома генерального директора ОАО «Сибтранс».

Криминальные друзья не остаются в долгу перед Хорошиловым, помогая ему не только в реализации финансовых схем. Так, когда тюменская газета «Монитор» начала расследование деятельности Дяди Федора, они избили главного редактора Александра Безделова, отказавшегося взять деньги за молчание.

Среди многочисленных соратников Хорошилова особое место занимает его младший партнер и советник по финансовым и юридическим вопросам Гендрик Мундуть. Он участвует во всех важных операциях шефа, оперативно создает новые структуры и использует их как подставные для совершения противозаконных сделок Дяди Федора. Это человек особенный и потому заслуживает особенного внимания.

Хорошиловский стрелок

Гендрик Иванович Мундуть на 12 лет старше своего партнера. Окончив в 1981-м военное училище, он решил делать карьеру военного, однако уже в 1992-м был уволен со службы в звании майора. Осознав, что теперь в жизни многое придется поменять, Мундуть махнул рукой на честь офицера и отправился в коммерцию. Его шаги на новом поприще были однозначно успешными, поскольку уже через три года глава Нефтеюганского района лично учредил ООО «Торговая компания Европа-Азия-95» и назначил Мундутя генеральным директором. Мундуть не подвел – за период его управления компанией государство недосчиталось нескольких миллионов долларов.

В 97-м Гендрик Иванович оказался в Тюменском филиале ПК «Сибнефть», где и познакомился с Хорошиловым. Тогда Мундуть помог Дяде Федору урегулировать непростую ситуацию с приобретением контрольного пакета акций «Тюменьнефтепродукта». С тех пор они уже не расставались. Хорошилов подключил Мундутя к газпромовским делам, создав под него юридическую фирму «Верман» и наделив ее полномочиями представителя газовой монополии в арбитражных процессах. Понятно, что все судебные вопросы «Верман» решает в пользу личного обогащения своих учредителей. Так, в период банкротства «Запсибгазпрома» Хорошилов «списал» на фирму 2 миллиона долларов, якобы за юридическую поддержку в конфликте с «Нортгазом». На деле же спор был решен в суде без какого бы то ни было участия специалистов из «Вермана».

Надо думать, что Гендрик Иванович в целом доволен своей жизнью, потому что сделать карьеру от простого военного до миллионера может далеко не каждый. Единственное, что омрачает будни Мундутя (помимо интереса со стороны правоохранительных органов, конечно) – то, что его шеф, который намного моложе его – фигура куда более значимая. Поэтому Гендрик Иванович чуть ли не на каждом шагу заявляет о своих связях в администрации Тюменской области и силовых структурах. Не так давно он, передвигаясь по городу на своем черном джипе, устроил ДТП и скрылся с места аварии. А при задержании угрожал милиционерам пистолетом и уверенно ссылался на громкие для области фамилии. В подтверждение возможностей Мундутя на место по первому звонку приехал один из руководителей местного ГУВД. Однако замять дело сразу не удалось – сейчас по нему проводятся следственные действия. Но Мундуть не особенно переживает, – шеф не даст его в обиду, что не раз и доказывал.

Ответ на вопрос – как такие люди могут выступать региональными представителями одной из крупнейших корпораций России? – очевиден. Ничего из вышеперечисленного не было бы возможно, если бы Хорошилов и Мундуть не пользовались поддержкой высоких покровителей в «Газпроме». Или как они сами говорят, «друзей». Все это как-то не вяжется с постоянными заявлениями руководителей газового гиганта о приоритетности политики возвращения активов. Мы в очередной раз имеем дело с переделом собственности в новых условиях. В свете этого в голову невольно приходит мысль – а не является ли существующая система финансового учета «Газпрома» (которую он так яростно отстаивает) средством сокрытия убытков, которые несет государство, благодаря деятельности таких менеджеров как Хорошилов и Мундуть. А для кого-то просто «друзей» – Феди и Гендрика.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru