К вопросу о контроле хозяйства Москвы
Аналитическая записка
Определение процесса функционирования
хозяйства г.Москвы в качестве "номенклатурного
социализма" во многом соответствует
действительности (также, впрочем, как и
определение построенной системы в
масштабах страны в качестве "номенклатурного
капитализма").
Городское хозяйство, рассматриваемое в
качестве локального рынка, а также части
глобальных рынков, значительная емкость
потребления наиболее привлекательны для
бизнеса большинства отраслей. Естественно,
городские власти заинтересованы в
усилении и развитии регуляторных функций
с целью достижения максимальной отдачи от
бизнеса в Москве. Отдачи - как для
городского бюджета, так и для подпитки
городских чиновников различного уровня и
стоящих за ними кланов и групп.
Некоторые оценки ресурсов Москвы:
- Население - 7 млн чел. плюс 3...5 млн
мигрантов (суточных, сезонных, большей
продолжительности), активно связанных с
городским хозяйством. Причем средний
уровень доходов населения заметно выше
среднероссийского и составляет не менее
$200/мес.
- Значительная концентрация
представителей с доходами выше среднего -
не менее 200 тыс. чел. с среднедушевым
доходом более $1000/мес.
- Наполнение бюджета страны - на 35%...40%
поступлениями от Москвы
- Доля в ВВП страны - 30...33% (причем по
стоимости произведенных услуг - доходит
почти до 40%, по стоимости произведенной
продукции - находится на уровне 10...12%, по
собранным налогам - на уровне 20...25%)
Торговый, транспортный, культурный, научно-технологический
центр мирового масштаба.
ПМ построило экономическую политику на
комбинации свободного рынка, теневого
рынка, контролируемых рынков. Причем
контроль рынков заключается в
регулировании доступа к их ресурсам на
взаимовыгодных для ПМ и владельцах
бизнеса условиях. Вполне развитая
практика, но в цивилизованных странах
подвергающаяся преследованиям.
Именно такая практика административно-теневого
регулирования допуска к рынкам получила
развитие в стране, максимальное выражение
ее заметно в Москве - скорее всего,
вследствие чрезвычайно высокой
концентрации ресурсов (1) (как на
единицу площади, так и на душу не только
населения, но и чиновника).
Пока достаточно трудно сформулировать
завершенное определение степени
уполномоченности, однако оценки
развитости технологии административного
регулирования доступа бизнеса к
московским городским ресурсам позволяют
использовать "степень уполномоченности"
в качестве псевдоколичественной величины.
Об этногруппировках и других группировках:
- О полностью организованных
этногруппировках по типу Козьих Ноздрей в
Москве говорить рано
- Все группировки скорее виртуальны, но при
современном развитии коммуникаций это
вполне в порядке вещей
Наиболее сильно развиваются
мусульманские группировки. При этом
вайнахи идут от жесткой организации
сравнимой почти с ВКП(б)-шной, татары
самоорганизуются через религию, даже
возникают протоместа компактного
проживания
- Сильнейшая по доступу к ресурсам -
еврейская группировка, но обладает явной
организацией только в структуре
стройкомлекса, при этом сращивается с
чеченской
- Конгломерат Системы во многом сросся с
еврейской группировкой (строительство,
недвижимость, коммуникации)
- Семья Батуриных - в некоторых отраслях
имеет наиболее высокую степень
уполномоченности (уровень Премьера ПМ).
Это - финансы (сращивание с Банком Москвы,
что открывает доступ к значительной части
бюджета города), курирование всех
земельных отношений на уровне города (там
даже существуют параллельные структуры),
производство пластизделий с
гарантированным сбытом (по предоплате),
торговля и т.д. В некоторых точках
наблюдается сращивание конгломерата
Батуриных с Системой и еврейской группой
- Возможно, сам Лужков перестал
рассматривать Систему как параллельную ПМ
структуру управления городским
хозяйством и теперь развивает (с подачи
ЕНБ) Батуринский конгломерат, тем более
появилась достаточно мощная
политплатформа в лице рук. Штаба Отечества
Бооса, что предполагает интенсивное
развитие региональных связей (Система за 5
лет существования смогла заложить
региональные основы лишь в 3-4 субъектах)
Таким образом, рассматриваем зоны работы
московских конгломератов (как этнических,
так и построенных по другим признакам) в
осях "отрасли - степень
уполномоченности".
Вводятся следующие уровни уполномоченности:
- Теневой рынок (отрицательная величина
степени уполномоченности) - якобы, не
поддается регулированию и контролю, но в
этой стране и тем более в Москве можно
считать, что имеются регуляторное
воздействие на этот рынок со стороны ПМ
- Почти свободный рынок - доступ к заказам и
прочим ресурсам осуществляется на основе
конкуренции
- Частичный доступ к ресурсам - на уровне
особых отношений с муниципальными
чиновниками ранга руководителей муниц.
предприятий
- Значительный доступ к ресурсам - на
уровне особых отношений с чиновниками
ранга руководителей управлений, комитетов,
палат и пр.
- Почти полный доступ к ресурсам - на уровне
особых отношений с чиновниками ранга вице-премьеров
ПМ, глав адм. Округов, руководителей
департаментов
- Полный доступ к ресурсам - на уровне
особых отношений с Премьером ПМ, первыми
замами Премьера - руководителями
комплексов
Отрасли:
- Вполне обычный набор отраслей с
некоторыми специфическими чертами
- Консалтинг - обобщенный термин,
подразумевающий весь набор
способствования бизнесу, начиная от
регистрации в офшорных калмыцких степях и
кончая крышами, лоббированием, возвратом и
пр.
Исторические заметки:
Наиболее привлекательными с начала реформ
были финансово-бюджетный комплекс Москвы,
а также строительный комплекс.
По финкомплексу - именно в Москве
развились и зажирели крупнейшие банки,
переваривавшие средства не только
Московского бюджета, но и федерального.
Все помнят, что подавляющее большинство
этих банков имели в своей основе евреев. В
1996-97 гг. начался процесс отказа от т.н.
уполномоченных банков, бюджетные средства
начали концентрироваться в Банке Москвы (БМ)
и Мосбанке СберБанка РФ, но все равно
остались некоторые уполномоченные в
некоторых сферах, например, Мостбанк и пр.
После 17.08.98 большинство крупных рухнуло, но
муниципальный БМ благодаря особой
поддержке ЦБ уцелел и продолжает
развиваться на дармовых ресурсах.
Строительный комплекс заметно сросся с
рынком недвижимости (как первичным, так и
вторичным), с рынками инвестресурсов:
зарубежных (переговоры о кредитовании
муниципальных ипотечных программ),
внутренних (уполномоченное страхование
жилья, привлечение черных и белых кредитов
на внутреннем рынке и т.д.).
На нем наиболее заметно присутствуют
еврейская группа, костяк которой и
составляют руководители комплекса, и
чеченская группа, которая инвестирует
значительную часть строительства,
сопровождает подрядный процесс, затем
реализует (продажа, сдача в аренду) объекты,
эксплуатирует их. В рамках еврейской
группы также налажена "непрерывная"
технология "выделение участков -
утверждение проектов (архитектура и
инженерия и пр.) - строительство -
реализация (первичная и вторичная) -
эксплуатация".
В стройкомплексе заметно присутствие
турков (на подрядах) - возможно, эта любовь
к ним произрастает от правильных
московских чеченцев.
Немного корейцев - в производстве
стройматериалов.
Естественно, присутствует Система, но
влияние ее заметно в нежилом
строительстве и снизилось.
В ТЭКе:
- Непонятно куда отнести ЛУКойл. С одной
стороны, возглавляется азербайджанцем,
тесно связан с кланом Алиевых, но в
руководстве сильно влияние
северокавказских мусульман
- ЦТК, контролировавшаяся изначально
Системой, евросибиряками (Шафраник) и
татаро-башкирами в течение 1997-98 гг.
ускоренно переходила под контроль ЛУКойла,
но все поломало создание МНК. Я
интерпретирую приход на руководство евро-армянина
Бакирова как своеобразные отступные со
стороны Лужкова за приход на место
Бакирова Ястржембского (с расширением
функций). Бакиров приводит в МНК армян,
пробивает поглощение ЦТК. Это что? -
продолжение карабахской войны ан
московском уровне?
Примечания:
(1) Имеет смысл оценить и построить зависимость развитости административных регуляторов в регионах от объема ресурсов в них. Получим что-то типа доказательства того, что в этой стране все так и делается. Исключениями из правила будут кавказские республики.