Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Лужков- людоедик, который сначала съедает дедушку и бабушку, а потом еще заказывает их муляжи

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 01.08.2002

Битва за "Москву"

Сталинской «Москве» предстоит стать лужковской

Кому ни скажешь, что "Москву" снесут и отстроят заново, все изумляются: "Какая дикость!" Вообще-то, первая реакция всегда самая правильная. Обозревателю Ъ Григорию Ревзину эта затея тоже кажется дикой. Но это совершенно особая, специфическая, наша дикость, и ее интересно исследовать. 

Вот представьте себе, что большевики не снесли бы храм Христа Спасителя. На охрану бы его тоже не поставили, как и гостиницу "Москва", потому что здания эпохи эклектики у нас не жалуют. И был бы храм, но без подземной парковки, без зала церковных соборов, вообще без массы удобств, а мы бы его снесли и построили заново, но уже со всем, что полагается пятизвездочному, то есть пятиглавому, современному собору. Это называется дикостью без всяких объяснений. 

С "Москвой" абсолютно то же самое: тут не нужны никакие специальные знания, никакая аргументация на тему о градостроительной, экономической и всякой другой целесообразности тут не действует. Елисейские поля в Париже застроены зданиями XIX века, под которые сегодня подведены многоэтажные подземные парковки – никому в голову при этом не приходило их сносить и строить заново, просто потому, что этим определяется мера цивилизованности. Сложность в том, что дикарю крайне трудно объяснить такие вещи. 

За сносом гостиницы "Москва" стоит много всяких интересов – архитектурных, экономических, политических и т. д., и за каждым из этих интересов стоят разные люди. Тем не менее для совершения столь масштабного акта вандализма требуются не отдельные интересы, а исходящая от одного человека политическая воля. Так что причина сноса "Москвы" – это Юрий Михайлович Лужков и даже конкретное счастливое обстоятельство в его жизни. Федеральные власти решили его не додавливать, а наоборот – отпустить на третий срок. 

На прошлой неделе Владимир Ресин дал ряд интервью, в которых обрисовал роль московского строительного комплекса в ковке победы Лужкова на выборах. Как всегда у господина Ресина, получилось по-государственному масштабно и захватывающе эпично. Проблема только в одном – все, что он говорил, было впервые представлено москвичам еще на прошлых мэрских выборах, все это записано в генеральном плане Москвы, появившемся еще в 1998 году. То есть обнаружилась неувязка: во-первых, ничего нового, во-вторых, тьма невыполненного старого. Так пиар не выстраивается. Московским властям не хватает масштабного гранд-проекта, который представлял бы нынешнюю администрацию на выборах. 

Гранд-проект удобен и политически, и экономически. Экономически потому, что большая стройка – это всегда превосходный способ решения насущных финансовых проблем. Сколько денег уходит в фундаментную часть большого подземного комплекса, невозможно выяснить никогда: для этого надо обратно все разломать и посмотреть, сколько там кубических километров бетона. Это самая лучшая прачечная в мире. Так бывало в Италии, в условиях тотальной коррупции. Возможно, конечно, что в Москве, известной поразительной щепетильностью и даже бессребреничеством чиновников, так не будет. Но есть политический эффект. Хочешь не хочешь, а гранд-проект, все этапы его выполнения – все это будет на первых полосах всех газет. И даже если будут ругать и обзываться, это лишь создает нужный для избирателя эффект непоколебимости лидера, который делает свое дело несмотря ни на какие нападки. 

Но все-таки удивительно, что для этого виража избирательной стратегии выбран именно такой объект. Это означает не только то, что сам Юрий Лужков не способен отличить историю от фальсификации истории. Это означает не только то, что все лужковские архитекторы и лужковские защитники старины, сделавшие себе состояния (я имею в виду моральные) на доходы от сохранения исторического облика города, оказываются не в состоянии понять, в чем ценность прошлого. Это все было понятно и так – после реставрации десятков особняков Замоскворечья по технологии "реанимация методом кремации", после попытки протащить муляж храма Христа Спасителя в список всемирно значимых памятников ЮНЕСКО никаких заблуждений относительно уровня цивилизованности этих профессионалов уже не осталось. Но неужели это означает, что и избиратели, которые проголосуют за Лужкова на следующих выборах, готовы к тому, что разницы между подлинным памятником и диснейлендовским муляжом нет никакой. 

Ведь в чем прелесть ситуации? Гостиница "Москва" – это не просто один из шедевров русской архитектуры ХХ века. Этот шедевр выполнен в строительной технологии, которой сегодня просто нет. Сегодня проектирование комплекса пойдет следующим образом. Деньги за проект переведут в "Моспроект-2" Михаилу Посохину. Там изготовят несколько масштабных перспектив, планов и разрезов в крупном масштабе и с птичьего полета и за это генеральное решение возьмут большую часть денег. Потом переведут вторую часть кому-нибудь, кто умеет изготавливать инженерную рабочую документацию (их собственные специалисты давно оттуда разбежались). К началу строительства окажется, что есть инженерные схемы, есть общее решение, а как делать, скажем, капители – никто не знает. Так было на Гостином дворе, когда к началу строительства все деньги на проектирование были израсходованы, а при этом рабочие чертежи отсутствовали. Придется звать турок, которые как-то сами умеют "строить муляжи святой Руси за полчаса". Это ничего общего не имеет со сталинским временем, когда архитекторы вырисовывали шаблоны каждой дверной ручки, а тысячи скульпторов вручную изготавливали уникальный декор. Так что вместо гостиницы "Москва" появится турецкий отель в классическом стиле, хорошо знакомый многим москвичам по недорогим турам в межсезонье. Возможно, конечно, что никто не заметит разницы. 

Так что у нас не просто дикость, а очень специфическая ее разновидность. Мы совершаем акт вандализма под флагом борьбы за сохранение наследия. Как людоедик, который не просто съедает дедушку и бабушку, а потом еще заказывает их муляжи. Получив эти муляжи, он искренне не понимает, в чем же отличие муляжей от родственников, которых он съел. И все остальные тоже не понимают. Смотрят на куклы и радуются, что дедушка при его возрасте так здорово сохранился. И славят людоедика как активного, изобретательного, чтущего традиции пассионария с хорошим аппетитом. 

***

Оригинал этого материала
© "Известия", 28.07.2002

Пятизвездочный доход

Перестраивая гостиницу "Москва", власть реанимирует дух сталинской Москвы 

Алексей Комеч, доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ

Конфликт вокруг федеральных памятников на территории Москвы разрастается. На сегодня в арбитражном суде было назначено разбирательство по иску московского правительства к Министерству культуры РФ, которое пытается "прибрать к рукам" более 900 памятников московской старины. Но самая скандальная новость последних дней: решение правительства Москвы о сносе одного из символов города - гостиницы "Москва" и о строительстве на ее месте пятизвездочного отеля по первоначальному проекту архитектора Алексея Щусева. 

Все российские трагедии ХХ века больнее всего прошли через Москву. Сотни тысяч людей погибли в военные годы, сотни тысяч погибли и в мирные годы. Десятки построек были уничтожены врагами, тысячи снесены самими москвичами, часто - с восторгом. И если геноцид жителей осужден и ушел в прошлое, то истребление исторического города идет нескончаемо. Единственный критерий отношения к городской среде - максимальная норма прибыли. Именно поэтому разбирается гостиница "Интурист" - размеры и монументальный стиль замещающего ее проекта доказывают, что никакой заботы о регенерации в этом месте исторической среды не существует. Теперь под нож попала гостиница "Москва" - как откровенно не дающая пятизвездочного дохода. Манежная площадь - как поле чудес - проросла закопанными золотыми, став символом эпохи, декорирующей тайну деловых отношений балаганными побрякушками. 

Угнетенные площади 

На избранном пути мы демонстрируем чудеса демагогической аргументации. Мы презираем "Москву" как памятник тоталитарной эпохи, подавляющей и угнетающей человека. И это крайне странно, ибо мы обязуемся воссоздать ее в еще более угнетающем проекте Щусева, к счастью, в сталинское время оставшемся нереализованным. На месте целого городского квартала, который образовывал Охотный ряд и разделял площади московского центра, мы мечтаем поставить замкнутое по периметру здание-крепость. 

Масштаб гостиницы навсегда превратил Манежную площадь в плац перед гостиницей, и это несмотря на ее громадные размеры. Реализация неосуществленного проекта Щусева превратит в такой же подъезд и Воскресенскую площадь со стороны здания городской думы, и Театральную площадь. Не только "Метрополь", но и Большой театр утратит градостроительное первенство. Весь градостроительный ансамбль послепожарной Москвы, еще читаемый, несмотря на наши издевательства, будет утрачен безвозвратно. 

Манежную площадь мы создали сами, но Красная, Воскресенская и Театральная были нам завещаны. Архитекторы прошлого, понимая и подчеркивая разность этих пространств, даже зданию на углу Театральной и Воскресенской площадей придавали разные фасады - ведь они выходили на разные площади. Даже в настоящее время главным на Театральной площади является Большой театр, главной осью площади - ось здания театра, главными перспективами - вид на театр и обратный вид от театра, на изумительный архитектурный театр силуэтов старой Москвы. 

Кто больше 

Ничего этого проект Алексея Щусева не учитывает - да и не хотел и не хочет учитывать. Проект вступает в намеренный спор за первенство с Большим театром. По высоте со стороны Театральной площади здание равно фасаду, обращенному к Манежу, но его композиция гораздо активнее. Гигантский фасад в сторону "Метрополя" прорезан тремя пятиэтажными арками и становится, бесспорно, главным на площади, искажая все ее пространственное решение. Дополнительный мощный и столь же чужеродный акцент сделан на срезанном углу в сторону Большого театра. Это не просто скошенный угол, а это еще один триумфальный фасад, чьи масштабы и оси абсолютно враждебны историческому окружению. 

Это окружение выглядит смешным в таком соседстве - Благородное собрание (Дом Советов) становится провинциальным особнячком, силуэты старой Москвы - дизайном для богатенькой гостиницы, Большой театр - развлекательной лавочкой при ней же. Да, проект чудно выражает дух сталинской Москвы - и мы не то чтобы реставрируем, мы еще и с любовью нагнетаем эту же атмосферу! В новых московских проектах реанимируется Генплан 1935 года, большой капитал нуждается в громадном и масштабном, и то, что прежде обслуживало грандиозные задачи коммунистического счастья, теперь оказывается вполне подходящим для извлечения максимальной прибыли. 

Памятник - не памятник 

Теперь обратимся к анализу правовой ситуации. Она определена новым федеральным законом "Об объектах культурного наследия" (подписан президентом Российской Федерации 26 июня), соответствующим законом Москвы, подписанным мэром Ю.М. Лужковым, а также утвержденными правительством Москвы материалами Генерального плана, в том числе и многочисленными режимами защиты историко-архитектурного наследия. Все эти документы согласны в том, что территория, где стоит гостиница "Москва", является объединенной зоной охраны множества памятников центра, в том числе и Кремля, признанного, как известно, памятником мирового культурного наследия. Новое строительство в подобной зоне охраны запрещено всеми этими актами. Но поразительно не только решение о новом строительстве, но и сама форма объявления о нем - радостно-незаконная, фактически - преступная. Власть как бы упивается своей способностью жонглировать социально-полезными словами и оборотами. Мы уничтожим старое здание - там нет ничего, кроме нищеты и тараканов, даже на три звездочки там ничего не тянет, мы построим новое - на пять звездочек, доход будет такой, что в пять лет окупится, да еще даже что-то для культуры сделаем. 

Да, гостиница "Москва" - не памятник архитектуры. Но ведь и здесь скрыта фантастическая демагогия. Кто не признал это здание памятником и не внес его в государственные списки? Ответ один - правительство Москвы. Оно уже несколько лет пребывает в списках памятников архитектуры, рекомендуемых специалистами на государственную охрану, т.е. мнение Главного управления охраны памятников Москвы выражено совершенно отчетливо. Но теперь управление получит приказ oб исключении гостиницы из этого списка - и не выполнить его оно не сможет. 

Обладает ли архитектура гостиницы художественными достоинствами для того, чтобы войти в списки памятников культуры? Эстетический критерий всегда субъективен, но можно констатировать ряд довольно объективных свидетельств. Известно, что основные объемы гостиницы были возведены другими архитекторами и что Алексей Щусев был призван лишь для того, чтобы превратить их конструктивистский облик в радостную декорацию сталинского классицизма. Странным образом старшее поколение архитекторов в 1930-е годы было подготовлено к такому повороту своим дореволюционным опытом, и высочайший профессионализм придал их проектам отпечаток своего рода безупречного вкуса. Лучшее в "Москве", что действительно достойно уважения, - это декорация фасадов и интерьеров, где все делалось по авторским проектам, вплоть до фурнитуры. И предложенные проекты исполнялись рабочими, также еще умевшими работать вручную. Отсюда наиболее бесспорные архитектурные достоинства гостиницы. Но именно это повторить в копии невозможно - ни старые технологии, ни старые материалы применять сейчас никто не будет, ибо это и долго, и дорого, да и кадров нет. 

Я не любитель ни духа сталинской эпохи, ни архитектуры. Но наше прошлое станет пустым, если мы будем легко расставаться с произведениями такого качества. Но ведь далеко не только из-за художественных свойств здание может называться памятником. Оно может быть объявлено памятником истории - и уж этого-то гостиница "Москва" заслуживает бесспорно. Ее виды сделались визитными карточками Москвы, не перечесть связанных с ней событий, имен, кинофильмов. Если мы хотим вместо материального свидетельства иметь муляж и нам достаточно видимости вместо сути - ну что же, так тому и быть, только незачем вандализм обряжать под заботу об истории. 

Экскаваторы готовы 

Пять звездочек - этот лозунг в центре Москвы давно затмил и свет кремлевских звезд, и блеск крестов, и горделивый размах крыльев новоприлетевших на шатровые завершения московских зданий орлов. Мы часто говорим о бесконтрольных варварских решениях московских властей и удивляемся молчанию федеральных. Конечно, легко сохранить ручки белыми, если стоять в стороне от реальной жизни. Эта незапятнанность создает впечатление известного благородства, грустная пассивность которого все же не разбивает до конца надежду на помощь от федерального центра. Однако первые же столкновения с реальностью не радуют. 

В разгар споров о гостинице в Москве происходит снос трех каменных корпусов, входящих в состав замечательного комплекса - дома Римского-Корсакова на Тверском бульваре (дом 26, комплекс состоял из шести корпусов), памятника архитектуры федерального значения. Москвичи, проходящие каждый день вдоль замечательных фасадов по бульвару, даже не подозревают, что происходит с другой стороны. Находящийся рядом элитный ресторан "Пушкин" решил на этой территории увеличиться до 900 посадочных мест. Мы - единственное место на земле, где насаждаемая элитарность соседствует с традициями фабрик-кухонь. Однако поначалу ничто не предвещало катастрофы. Было выпущено постановление правительства Москвы от 13.06.2000 № 431 "О завершении работ по восстановлению комплекса памятника архитектуры ХVШ-ХIХ вв." Затем, "принимая во внимание объем и сложность предстоящих работ по реконструкции здания, воссозданию уникальных исторических интерьеров", московское правительство 26 июня 2001 г. передало здание ООО "Кросс Лайн" для "создания культурного центра русской старины". Даже если закрыть глаза на лукавое название развертываемой ресторанной сети - зданиям не угрожал снос, особенно учитывая задание для инвестора - "осуществить за счет собственных средств реконструкцию и восстановление здания памятника архитектуры согласно планово-реставрационному заданию Главного управления охраны памятников города Москвы". 

Однако, как это бывает всегда, желание устроить подземные этажи и полностью перекрыть дворы быстро пришло в противоречие с необходимостью реставрировать корпуса. Заказчик стал настаивать на разборке сначала одного, потом еще двух корпусов. В данной ситуации при благородных формулировках постановлений правительства Москвы московское управление решило направить заказчика за решением на федеральный уровень. В принципе это допустимо и даже обязательно - потому что любое решение по федеральному памятнику должно вырабатываться Министерством культуры. Только для этого Главное управление охраны памятников города Москвы должно было само обратиться в министерство. 

Но в министерство обратился заинтересованный инвестор с желанием исключить три корпуса из состава памятника архитектуры федерального значения. Памятник был поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР 30.08.1960, что подтверждено указом президента РФ 20.02.1995, - со следующим наименованием: "Два дома начала XIX века, построенные под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове" по адресу Тверской бульвар, 26. Справка БТИ в апреле текущего года подтвердила, что в состав комплекса входит шесть корпусов. 

Для любого изменения номинации, не говоря уже о составе памятника, иначе говоря - для изменения постановления Совета Министров, в наши дни необходимо постановление правительства Российской Федерации. Однако 15 мая 2002 г. первый заместитель министра РФ Н.Л. Дементьева извещает инвестора о том, что, с ее точки зрения - учитывая данные историко-культурных и натурных исследований, - три строения в состав памятника архитектуры не входят. Это разъяснение юридически ничтожно - ибо незаконно. Но оно-то и привело к разборке зданий, ибо теперь все московские инстанции быстренько с ним согласились. 

Жаль, что высокий автор разрешения не видел спорую работу экскаватора, крушившего кладку двухсотлетней давности в непризнанных ею зданиях. Федеральный и московский менталитеты быстренько обнаружили родство, а, быть может, вышедшая из прекрасного города на Неве Н.Л. Дементьева презирает всю эту московскую деревню? Но так ведь и эта традиция существует уже три века. Жаль, когда она становится руководством к действию. 

 
Другие материалы раздела:
Битва за "Москву"
$85 млн по долгам Егиазаряна
📁 Виза Лужкова =>
📁 Схема мошенничества =>
Инвесторы "Москвы"
Лужок-$50 млн.

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru