Ежедневное издание, выпускаемое в Москве группой ЕСН Григория Березкина, "технически ошибалось" в выходных данных половины всех номеров за 2009 год
Оригинал этого материала© "Маркер", 09.08.2010
Газету "Метро" по наводке конкурентов уличили в завышении тиражей на треть
Ася Мелкумова![]() |
Московское издание газеты «Метро» (Выпускается группой ЕСН Григория Березкина по франшизе шведской медиакомпании Metro International), знакомое каждому, кто хоть раз спускался в московскую подземку, получило предписание от ФАС о завышении тиражей. В ФАС уточняют, что газета подтвердила завышение тиражей добровольно — разница между указанными в газете выходными данными и данными по договору издательств с типографией составяет от 100 до 150 тыс экземпляров. Завышением тиражей занимаются очень многие игроки — ведь больший тираж означает большую привлекательность для рекламодателей. Но случай с «Метро» — первый за три года, когда ФАС всерьез собралась карать издание за приписки. Газету «сдал» один из конкурентов, заявивший в ФАС о нарушении.
Спор варягов между собою
В сообщении ФАС России говорится, что ОАО «Газета Метро» реализовывало печатную продукцию с указанием неверных сведений о тираже. Расследование по этому делу открыто в прошлом году по заявлению учредителей газеты «Мой Район» (Издателем «Моего района», который публикуется в Москве и Санкт-Петербурге, является компания «Региональные независимые газеты Северо-Запад», принадлежащая скандинавскому медиахолдингу Schibsted).[Adlife.spb.Ru, 08.12.2009, Газета Metro поблагодарила "Мой район" за жалобу: Газета «Мой район» подала официальные заявления в ФАС и Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на газету Metro-Москва. По информации MediaAtlas.ru, основанием для подачи жалобы стал тот факт, что в выходных данных номеров, вышедших в период с марта по август 2009 года, тираж «Газеты Metro Москва» указан как 450–500 тыс. экз., сообщается в релизе газеты «Мой район». Однако согласно сведениям, имеющимся в распоряжении учредителей газеты «Мой район», реальный тираж Metro в Москве отличается от заявленного как минимум на 100 тыс. экземпляров в меньшую сторону.
В газете «Мой район» объяснили Adlife.spb.ru цель своей жалобы следующим образом: «Газета "Мой Район" призывает всех конкурировать в рамках правового поля».
В газете Metro Москва считают, что жалобы «Моего района» создают дополнительный пиар Metro и благодарят конкурента за помощь в его продвижении. Представители московского издания газеты рассказали, что «Мой район» уже не в первый раз инициирует подобные проверки. «Благодаря особой заботе со стороны конкурентов, в течение 2009 года газету Metro Москва неоднократно проверяло управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области. При этом ни разу не было выявлено фактов завышения тиража», — говорится в ответном официальном заявлении газеты Metro-Москва. — Врезка К.ру]
[МедиаАтлас.Ру, 15.12.2009, Metro приглашает "Мой район" пересчитать тираж: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по полученной жалобе провела проверку правильности публикации выходных данных в газете Metro. Фактов завышения газетой Metro Москва тиража выявлено не было.
За незначительную ошибку в выходных данных, которая не имеет отношения к завышению тиражей (не все необходимые сведения были указаны в полном объеме), главный редактор Metro Анна Сирота оштрафована на 700 рублей.
«Но учитывая, что именно тиражи Metro являются предметом особой заботы со стороны „Моего района“, газета Metro приглашает учредителя „Моего района“ каждое утро лично пересчитывать тиражи Metro Москва в типографии, во время отгрузки издания с 5 до 8 утра», сообщается в релизе Metro. — Врезка К.ру]
И за «Моим Районом», и за «Метро» стоят скандинавские компании, так что на российском медиарынке происходит война варягов, к которой присоединилась российская антимонопольная служба. На комиссии ФАС 5 августа 2010 г. действия газеты «Метро» были расценены как недобросовестная конкуренция на рынке периодических печатных изданий.
Сколько "Метро" приписали в Москве
Как сказал «Маркеру» начальник отдела по недобросовестной конкуренции ФАС Евгений Гриднев, проверка установила, что тираж завышался на 100-150 тыс экземпляров. По информации московского выпуска «Метро», ежедневный тираж газеты в зависимости от сезона составляет от 400 до 450 тыс экземпляров. Так что завышение составляло до трети тиража.Факт завышения ФАС проверил при сравнении типографских договоров «Метро Москва» с выходными данными. Для федерального ФАС это первое дело о завышении тиражей (В территориальных управлениях предписания о превышении региональным издателям предъявляли) за последние три года.
[ИА REGNUM, 22.01.2010, ФАС: "Московский Комсомолец" завышает тираж в Вологодской области: Издателя газеты "Московский комсомолец в Вологде и Череповце" ждет административное наказание за нарушение "Закона о конкуренции". Такое решение, сообщает корреспондент ИА СеверИнформ, приняла комиссия управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области. Поводом послужило заявление газеты "Комсомольская правда". В нем обращалось внимание на то, что в выходных данных "Московского Комсомольца в Вологде и Череповце" указан умышленно завышенный тираж издания. Именно это и нарушает "Закон о конкуренции", а соответственно — ущемляет права других печатных изданий. […]
Дело в отношении издателя вологодского и череповецкого выпусков "Московского Комсомольца", главным редактором которого является Анна Смирнова, рассматривалось неоднократно. Представители ООО "Северинфо" (издатель "МК" в Вологде и Череповце) несколько раз под различными предлогами затягивали процесс. Одним из последних поводов переноса рассмотрения дела было обязательное присутствие представителей центрального "МК". На заседании, которое состоялось 18 января этого года, все-таки присутствовал прибывший из Москвы, представитель. Он признал, что факт по завышению тиража действительно имел место. […]
Добавим, что, согласно законодательству, за такое нарушение в отношении юридических лиц предусмотрен штраф — до 15% годового оборота предприятия. — Врезка К.ру]
Компаниям обычно отводится около месяца на устранение нарушений. Если ситуация не будет исправлена, то издательству может грозить административный штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Неприятно, но не смертельно. Хуже другое — рекламодатели, узнав, что газета завышает тираж, могут счесть ее менее привлекательной — в этом случае ее доходы от рекламы упадут. Аудитория «Метро» огромна — примерно такая же, как у «Московского комсомольца» (Усредненное количество читателей одного номера издания — 635 тыс, по данным TNS Gallup). Представители «Метро» намекают, что именно их успехи стали причиной обращения конкурентов в ФАС.
Как объяснили проблему в "Метро"
В редакции «Метро Москва» подтвердили «Маркеру» факт завышения. Год назад в некоторых московских выпусках газеты «Метро» были неверно указаны данные о тиражах. По словам генерального директора «Metro Москва» Борис Коношенко, это были технические ошибки из-за смены шаблона в газете. Правда, в ФАС подсчитали, что случаи завышения были в половине выпусков газеты за 2009 г. Трудно поверить, что половина всех номеров за год вышла с типографской ошибкой.В «Метро» говорят, что они давно устранили все ошибки, но ФАС неожиданно вернулась к рассмотрению вопроса через 8 месяцев, когда газета Метро Москва» увеличила долю на рынке локальной рекламы. Рекламные объемы возросли трехкратно. Рекламные поступления выросли. Коношенко заверил «Маркер», что документы, подтверждающие соответствие тиражей газеты «Метро» заявленным, попадут в ФАС уже во вторник. Если же ФАС не удовлетворится объяснениями «Метро», газете придется заплатить штраф, а, быть может, и уступить часть завоеванного рекламного сектора конкурентам — тому же «Моему Району», например, который и «настучал» в ФАС.