17.09.2004, Фото: demoscope.ru
оЗВЕРЕВший пиар
"Сергей Зверев публично похваляется тем, что за июльский банковский кризис ему якобы заплатили 5 миллионов долларов"
Андрей Птицын
![]() |
Сергей Зверев |
Нестабильная эпоха становления демократической системы в России по понятным причинам стала периодом ожесточенной борьбы за власть и за контроль над распределением общенародной некогда собственности. Главным театром военных действий справедливо стало информационное пространство, а главными генералами информационного противоборства – политтехнологи, коих расплодилось великое множество.
Пришедший на смену этой эпохе период ограниченной реакции существенно сузил поле конкурентной политической борьбы, что заставило этих закаленных в боях «бойцов невидимого фронта» в срочном порядке искать новое поприще для применения своих талантов. Выброшенные за борт политической борьбы, они оказались чрезвычайно востребованы в смежной области – в области бизнеса. Справедливости ради стоит признать, что информационная борьба в этой сфере велась и раньше, но подключение тяжелой артиллерии в лице оставшихся без работы политтехнологов вывело эту борьбу на качественно новый уровень, что вполне правомерно способно привести (и приводит) к резкому скачку количества жертв, в особенности, как это всегда бывает в подобных случаях, - среди «мирного населения».
В этих условиях особенно ценимы стали те политтехнологи, у кого за плечами есть опты работы в крупных бизнес-структурах, кто непонаслышке знаком с «особенностями национального предпринимательства». Этим людям поручены особо значимые заказы – заказы, так сказать, государственной важности. Результаты не заставили себя ждать. Итоги работы одного из таких «гуру пиара» вся страна почувствовала на себе минувшим летом. Скромность никогда не была пороком отечественных информационных киллеров – видимо, поэтому Сергей Зверев публично похваляется тем, что за июльский банковский кризис ему якобы заплатили 5 миллионов долларов.
Главную роль в карьере будущего «кризис-мейкера» сыграли не мастерство разводок, не умение «снимать» деньги с обеих сторон спора и даже не обязательная в этих кругах беспринципность; главное – это люди, с которыми сводила его судьба, люди, которые попеременно становились то заказчиками, то жертвами его работы.
Поработав немного у Явлинского и обзаведясь стартовым капиталом связей в политических и деловых кругах, бывший работник кузнечного цеха ЗИЛа, попал в команду В.Гусинского и был назначен руководителем Управления экономической информации Дирекции по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью Группы «Мост». Непосвященному наблюдателю может показаться странным, что насчитывавшая более 100 человек Дирекция по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью в «Мосте» структурно входила в Службу безопасности Группы, однако объяснение этого явления достаточно незамысловатое: Дирекция Зверева выполняла функции политической разведки Гусинского. Зверев, сын высокопоставленного сотрудника Главного управления охраны общественного порядка МВД СССР, привел в «Мост» многих бывших генералов КГБ, МВД и прокуратуры, среди которых заслуживают особого упоминания Ф.Бобков, В.Воротников, Е.Иванов. Именно Зверев положил начало «доброй традиции» укомплектования специальных служб крупных компаний бывшими сотрудниками силовых структур, которая оказала серьезнейшее влияние на развитие бизнеса в России и во многом определила характер взаимоотношений предпринимателей между собой и с правоохранительными органами.
Именно в «Мосте» Зверев отточил умение сталкивать лбами различные силы, а затем брать у обеих сторон значительные средства для разрешения конфликта. Именно «Мост» и лично Гусинский дали Звереву «путевку в жизнь». Благодарность не заставила себя ждать – в начале марта 2000 года Зверев принес в «Менатеп» базы данных Службы безопасности Группы «Мост», организовав презентацию с целью продажи этих баз руководству «Менатепа».
Идея служения одному хозяину вообще в корне противоречила жизненным установкам Сергея Александровича – нехитрые математические расчеты подсказывали ему, что с двух хозяев денег можно получить в два раза больше. Проработав в «Мосте» чуть больше года, Зверев берет курс на сближение со структурами Ходорковского. Его главное контактное лицо в этих структурах – вице-президент «Юкоса» Л.Невзлин. В скором времени в банке «Менатеп» появляются два новых сотрудника – отец и мать С.Зверева.
В 1996 году Зверев активизирует контакты с Администрацией Президента, участвует в работе штаба по избранию Ельцина на второй срок, засветился в громком инциденте с «коробкой из-под ксерокса», лоббирует принятие решений о финансировании «Мост-банком» кандидатов в главы администраций в ряде регионов.
В скором времени Зверев обретает третьего хозяина в лице Б.Березовского. В 1998 году Березовский начинает кампанию по избранию В.Черномырдина в Думу и в перспективе – в президентское кресло. Зверев отвечает за пиар и общую координацию этой кампании.
Проработав полгода в Газпроме, Зверев вводится Гусинским в Администрацию Президента для лоббирования интересов «Моста». Через три месяца указом Президента РФ освобожден от должности заместителя руководителя Администрации.
После того, как он таким образом фактически «завалил» задание Гусинского, Зверев создает собственное пиар-агентство «КРОС». С того момента и до сегодняшнего дня его имя периодически всплывало в контексте дела Скуратова, провала предвыборной кампании Примакова. Но много заработать не получалось. Зверев упорно ждал золотого дождя.
Дождался он этого дождя лишь летом 2004 года, когда объединяющая угроза, а также объединяющие обида и ненависть сплотили заклятых некогда врагов – Березовского, Гусинского и Ходорковского; бывшие хозяева скинулись и проплатили организацию финансового кризиса в стране. По их замыслу, дестабилизация банковской сферы должны была спровоцировать социальный взрыв, который в свою очередь должен был открыть дорогу к смене власти в России. Услуги Зверева, по его собственным словам, обошлись в 5 миллионов долларов.
Проплатив ряду СМИ за максимальное раздувание мыльного пузыря несуществующих проблем, опытный политтехнолог принялся осваивать выделенный бюджет. В качестве главных целей были выбраны ЦБ и ФСФР, с одной стороны, и Альфа-Банк – с другой. Атака на финансовых регуляторов и их дискредитация должны были парализовать их работу и таким образом сделать невозможным разрешение кризиса, а атака на крупнейший в стране частный банк – вызвать массовую панику, отток вкладов из всех коммерческих банков, крушение банковской системы и вышеупомянутый социальный взрыв. Кроме того, Альфа-банк был очень удобной мишенью для подобной атаки – информационную войну можно было удачно замаскировать под результат сложных взаимоотношений Фридмана с Рейманом, что и было сделано. Неоценимую помощь «слуге трех господ» оказала его собственная супруга – Светлана Миронюк – Председатель Правления некогда рупора советской пропаганды – РИА Новости.
Сложно сказать, что испортило Звереву игру. То ли он недооценил ЦБ и российскую банковскую систему, то ли население оказалось более здравомыслящим, то ли российские банкиры оказались более патриотичными и готовыми даже лишиться части своих денег ради спасения бизнеса… Хотя, скорее всего, игру загубила жадность самого Зверева – по оценкам экспертов, вся кампания по разжиганию кризиса не могла стоить больше, чем полмиллиона, то есть 10% от выделенной «врагами режима» суммы. А четыре с половиной миллиона Сергей Александрович, значит, положил себе в карман. Таким образом, жадность погубила Зверева, но спасла Россию. Будь Зверев честным человеком и используй он деньги Березовского, Ходорковского и Гусинского по назначению, кто знает, в какой стране мы бы сейчас с вами жили…