Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Домой | Форум | Почта

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 07.06.2006, Фото: "Коммерсант"

Когда из тени "Первого" выйдет РАО "Медиапром"?

Производство наиболее прибыльных программ на метровых каналах монополизировано группировкой продюсеров "Файфман-Земский-Шумаков"

Константин Нежеланный

Глава Первого канала Константин Эрнст слева и руководитель Роспечати Михаил Сеславинский

В первой половине 2007 года случился целый ряд событий, намекающих на грядущие изменения в сфере телерадиовещания. Нет никаких оснований сомневаться в том, что эти изменения будут связаны с предстоящими парламентскими и президентскими выборами, с формированием новой структуры власти, в которой Владимир Путин продолжит контролировать политические процессы, но другими средствами и с иной статусной позиции.

Во-первых, одним из ключевых событий стало учреждение объединенной Федеральной службы надзора в сфере массовых коммуникаций, случившееся буквально на следующий день после единого дня региональных и местных выборов 11 марта.

Во-вторых, после достаточно громкого и скандального ареста одного из деятелей полутеневого околотелевизионного бизнеса в апреле последовала серия аналитических публикаций, аналогичных по содержанию так называемым «письмам Френкеля». То есть создаются поводы и идеологическая основа для наведения порядка и централизации контроля в телевизионном хозяйстве так же, как в банковской сфере.

Наконец, 30 мая уже в качестве мощной идеологической артподготовки перед решающими политическими действиями состоялось заседание Совета по культуре и искусству при президенте России.

Очень трудно, практически невозможно найти какие-либо контраргументы к мотивам и благим намерениям разработчиков целого пакета документов, представленных ведомством Сеславинского для одобрения не только президенту России, но и самым известным деятелям культуры. Выступления президента и участников были проникнуты заботой о подрастающем поколении, лишенном доступа к ценностям отечественной культуры, вынужденным удовлетворяться импортными суррогатами культуры, не говоря уже о влиянии сцен насилия, эротики, агрессивного потребительства, льющихся на неокрепшие души с телеэкранов в самый что ни на есть прайм-тайм.

Главная мысль, которая проходила красной нитью сквозь все представленные диаграммы, графики и комментарии к ним – неспособность исправить ситуацию в рамках существующей системы управления производством и размещением медиа-контента для телевидения, радио, а также Интернет-ресурсов.

Можно также отметить, что в числе участников и приглашенных были почти все члены совета директоров «Первого канала», а также сам Константин Эрнст и его извечный соперник Олег Добродеев. Однако, по некоторым признакам, из нынешних руководителей телеканалов лишь председатель ВГТРК может быть в курсе подлинных планов реорганизации телевизионного рынка. Поскольку он гораздо больше вовлечен в политику, чем в коммерческие телевизионные проекты.

Судя по материалам, вынесенным на Совет по культуре, основной упор будет сделан на реорганизацию производящего звена медиа-индустрии. При этом в ведении ОАО «Первый канал», ОАО «ТВ Центр», ОАО «НТВ», равно как и ВГТРК останутся только функции вещателя, а также формально – заказчика телепрограмм. При этом закупка медиа-контента будет обусловлена множеством новых правил и ограничений, обусловленных заботой о детях и молодежи, о русском языке, о поддержке культуры и защите общественной морали, не говоря уже о борьбе с экстремизмом.

Хотя формально все независимые производители телевизионной и иной медиа-продукции будут иметь равные права, однако некоторые из них будут явно равнее. Поскольку только поддержка и инвестиции крупнейших российских корпораций позволит телевизионному производству быть прибыльным при всех многочисленных ограничениях. Для этого необходима гораздо большая концентрация капитала, прежде всего технологического оснащения, но также и интеллектуальной собственности, чем это имеет место сейчас в рамках крупнейших телекомпаний.

Поэтому на повестку дня, помимо уже давно объявленного перехода на «цифровое» вещание, выходит создание еще одной супермонополии, производящей уже не газ или нефть, а всевозможные шоу, телесериалы, кинопродукцию и другие виды «электронных грез» для всей России и СНГ, а в перспективе и для мирового рынка. Не факт, что по примеру «Газпрома» эта корпорация будет называться РАО «Медиапром». Может быть, ее поначалу назовут как-нибудь совсем скромно и культурно, вроде ООО «Отечественные электронные записки» или ЗАО «Современник-Плюс». Но главное – не название, а суть.

Одной из важнейших предпосылок для создания медиа-производящей мега-корпорации является существующее положение дел на главных метровых каналах. Дело в том, что производство наиболее прибыльных программ уже де факто монополизировано группой продюсеров, действующих за спиной руководителей каналов, как минимум, «Первого» и «НТВ».

Впрочем, как и мужья об изменах жен, первые руководители всегда узнают о таких вещах последними.

В профессиональном бизнес-сообществе «Останкина» разве что Эрнст и Кулистиков остаются не в курсе существования устойчивой коммерческой группировки «Файфман-Земский-Шумаков», объединяющей сферу производства на трех или даже четырех метровых каналах. Одним из явных для всех телезрителей результатов закулисного сотрудничества стало параллельное продюсирование не только двух ледовых шоу на «Первом» и на «России» осенью прошлого года, но и других спортивных программ для всех! остальных каналов, плюс еще и художественный сериал на втором канале.

Причем ледовое шоу на «России» было явно вторичным по идее, но производилось теми же продюсерскими силами, что и на «Первом». Вряд ли Эрнст допустил такое, если бы действительно полностью контролировал управление каналом.

В принципе, современную систему управления производством медиа-контента можно было бы выстроить и на базе «Первого канала». Для чего следовало бы полностью перевести производство на аутсорсинг, контролируя через закупки и конкурсы только качество и его соотношение с ценой. Однако это был бы недостаточный для мега-корпорации масштаб, который в России можно достичь лишь на базе, как минимум, четырех метровых каналов плюс несколько десятков спутниковых и кабельных каналов-саттелитов. Поэтому Файфман и компания применяют весьма грамотную стратегию сдерживания развития «Первого» и формирования в его тени частной производящей медиа-корпорации.

Выбранной стратегии вполне соответствует тактика выстраивания бизнеса, ведения довольно сложной интриги в кулуарах «Первого» и других телеканалов. Видимо, не случайно для собственной продюсерской кампании Файфман выбрал название «Фигаро». Можно применить и другую метафору, если сравнить огромный бизнес «Первого канала» с океанским лайнером, набирающим ход. Особенно с учетом вхождения всех телеканалов в тревожную предвыборную зону, с ее подводными течениями и айсбергами.

В этих условиях главный механик, не надеясь на опыт или благоразумие капитана корабля, срочно выстраивает альтернативную систему управления.

Кроме того, о неизбежности перемен, как минимум, на «Первом канале» говорит явная путаница руководящих ролей. Фактически продюсированием наиболее рейтинговых программ занимается лично гендиректор Эрнст, вкладывая в продукт все личные и корпоративные ресурсы. В то же время, в кулуарах телестудий «Останкино», во время съемок общественно-политических программ можно чаще видеть генпродюсера Файфмана, налаживающего отношения с политиками или лидерами крупного бизнеса. То есть исполняющего лоббистские и представительские функции руководителя телевизионной корпорации.

Единственный весомый политический козырь Эрнста в этой ситуации – прекрасные личные отношения с президентом. По всей видимости, именно поэтому было решено не устраивать кадровый переворот на «Первом», а организовать стратегический обходной маневр – фактически обесценить роль дирекций метровых каналов, сосредоточив все влияние в создаваемой мега-корпорации.

В принципе, можно только порадоваться за наше телевидение, где есть не только крупные продюсеры телевизионных шоу как Эрнст и настоящие профессионалы информационно-политического вещания как Добродеев. Всем нам будет только интереснее, если в результате усилий и интриг влиятельных и техничных телевизионных бизнесменов, как Файфман и его партнеры, будет создан медиа-производитель мирового уровня, на равных конкурирующий с Би-Би-Си или корпорацией Руперта Мердока.

 




Наверх

Другие материалы раздела:

Звезда и смерть Кости Эрнста
Кизяков и "Пока все дома"
Семейная "Фабрика звезд"
Секреты "Первой" кнопки
Доходы от "Фабрики звезд"
РАО "Медиапром"
Эрнст откорректировал "Ъ"
Заговор против Эрнста
Эрнст vs. Добродеев
"Я знаю, кто убил Влада"
"Зачистка" "Пятого канала"
ТВ-контрафакт Познера=>
Эрнст&Файфман:"Фигня вопрос"
Файфман на груди Семенович +
Эрнст цензурирует РИА Новости
Эрнст и "КиноБизон"
Ответ "Кинобизона" и "Первого"
Сюжет о протечках в Питере
Вандалы Эрнст&Деллос +
Аудиторская проверка 1 канала
Потерял подарок для Путина +
Захват бизнеса шантажом +
Взятка за Евровидение
Выбор расистки Приходько
Первый ученик в пропаганде
Креативный могильщик Первого
Тамбовские на "Первом"
Кто заказал Эрнста?
Раскрутка любовниц пасынка
"Розыгрыш" с собакой Путина
Фальш. финал "Больших гонок"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - перекрестные ссылки между разделами

   




TopList



Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+