Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Беспредел" с МТС в Узбекистане перевели на личности

Оригинал этого материала
© BFM.ru, 03.11.2012, Фото: "Коммерсант"

Дочка за дочку: в Москве арестована квартира Гульнары Каримовой

Елена Иванкина

Compromat.Ru
Владимир Путин и Ислам Каримов
Узбекские власти не отреагировали на сообщения СМИ об аресте квартиры дочери президента Каримова в Москве. О том, что квартира арестована в рамках уголовного дела, возбужденного в связи с вытеснением с телекоммуникационного рынка этой страны мобильного оператора «Уздунробиты» — дочерней компании ОАО «МТС», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах Москвы.

Если это так, то это может быть сигнал Ташкенту и семье президента Узбекистана, говорят эксперты.

Свои потери от вложений в узбекскую дочернюю компанию МТС оценивает в 1 млрд долларов. По решению ташкентского суда имущество дочки российской компании было национализировано якобы из-за финансовых махинаций в компании.

В сентябре Ташкентский суд приговорил к трем годам лишения свободы условно четырех топ-менеджеров компании. Узбекская сторона сообщала, что якобы, когда их пытались задержать, вывозило топов из Узбекистана лично руководство МТС.

«Утечки в СМИ по поводу квартиры Каримовой — это ей знак, что против нее началась война, — говорит главный редактор Информационного агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов. — Узбекистан — это такое место, где налоговые или любые государственные органы не проявляют волюнтаризм без команды верховных властей. Одной из верховных властей сегодняшних является дочь президента Гульнара. У нее были личные хорошие добрые отношения с бывшим директором дочки МТС Ринатом Ахметовым, потом эти отношения испортились, и есть такая версия, что она начала Ахметову мстить».

[Uznews.net, 05.11.2012, "МТС отмежевалась от ареста квартиры Каримовой в Москве": Но сама компания МТС эту информацию не подтверждает. В сухом ответе ее пресс-службы говорится, что МТС ничего об этом не известно. Представитель пресс-службы Валерия Кузьменко также указала, что МТС не известны мотивы ареста квартиры Каримовой, если это на самом деле имело место. [...]
В российской Госдуме Uznews.net эту информацию не опровергли и не подтвердили. Вместе с тем, один из членов комитета Госдумы по собственности сказал, что вопрос с МТС и Каримовой решается, и российская сторона «адекватно отреагирует на этот «беспредел». [...]
Ещё ранее сообщалось, что Следственный департамент МВД России возбудил уголовное дело против властей Узбекистана по заявлению сотовой компании МТС.
Сотрудники российских правоохранительных органов сочли, что причинение властями Узбекистана ущерба МТС можно рассматривать, как косвенное причинение ущерба Российской Федерации, а ущерб этот, по некоторым оценкам, уже составляет не менее 1 млрд. долларов. — Врезка К.ру]


Дочь узбекского президента приобрела жильё в комплексе «Камелот» на Комсомольском проспекте в 2003 году. Трехуровневая квартира тогда стоила 1,5-2 млн долларов.

Сейчас в этом жилом комплексе доступны для покупки 10 квартир. На официальном сайте цены разнятся от 1,5 до 9 млн долларов, в зависимости от количества комнат и вложений в ремонт. Недалеко от жилого комплекса — парк Мандельштама, набережная и храм Христа Спасителя. Удобный выезд жителям обеспечивает Комсомольский проспект.

Комплекс пользуется большим успехом, и спрос на квартиры есть, говорит управляющий партнер Московской центральной биржи недвижимости Артем Цогоев: «Скорее всего, там помимо самих стен есть еще и хороший ремонт, причем даже, я думаю, очень хороший, который в принципе, наверное, стоит очень значительных денег. Что касается вообще квартиры в «Камелоте», насколько мне известно, цены доходят сейчас до 20 тыс. долларов за кв. метр. Сколько стоит этот пентхаус, можно только предполагать. От 10 млн долларов, возможно, дороже из-за того, что там какой-то эксклюзивный ремонт».

Гульнара Каримова не станет беднее, даже если лишится своей московской квартиры, считает Даниил Кислов. По его мнению, недвижимость в российской столице составляет меньше процента от ее состояния.

***
Оригинал этого материала
© CNews.ru, 24.10.2012

Дочь президента Узбекистана лишилась "взятки TeliaSonera"

Игорь Королев

Суд Швеции наложил арест на средства, которые TeliaSonera предположительно выплатила дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой за выход на рынок этой страны. Одновременно вопросы к Каримовой относительно происхождения сотен миллионов долларов на счетах людей из ее окружения поступили от властей Швейцарии.

Власти Швейцарии в рамках проводимого расследования об отмывании денег направили письменный запрос дочери президента Узбекистана Ислама Каримова — Гульнаре Каримовой. Как рассказал CNews знакомый с документом источник на российском телекоммуникационном рынке, в запросе содержится 54 пункта. Если ответы на них не устроят швейцарские власти, Каримова будет вызвана на допрос в Швейцарию.

Расследование началось в июле, тогда на счетах в швейцарских банках было заморожено 600 млн франков ($640 млн), предположительно принадлежащих дочери узбекского лидера. Тогда же обвинения в отмывании денег были предъявлены двум лицам, на которых были зарегистрированы данные счета: экс-гендиректору узбекского сотового оператора «Уздунробита» (100% «дочка» МТС) Бекзоду Ахмедову и бывшему руководителю созданного Каримовой ташкентского «Дома стиля» Гаяне Авакян.

Еще двое граждан Узбекистана были арестованы при попытке получить доступ к этим счетам. Это сотрудники предприятия Coca-Cola Uzbekistan, владельцем которого считается Каримова, Алишер Эргашев и Шохрух Сабиров. Как передает радио «Свобода», следствию удалось документально доказать связь между Каримовой и Эргашевым: во Франции они образовали совместную компанию и вместе приобретали недвижимость. Впрочем, на прошлой неделе оба задержанных были выпущены под залог.

[Uznews.net, 12.10.2012, "Франция документально о связях Каримовой со швейцарским делом": На опубликованных во Франции документах подпись Эргашева соседствует с подписью Каримовой, как минимум, на восьми документах [...]. Документы датированы периодом с сентября 2009 года до мая 2011 года. В этих бумагах Каримова и Эргашев фигурируют как владелец и директор компании , через которую покупалась недвижимость во Франции. В документах идет речь о недвижимости в местечке Гассен на Лазурном берегу, и в престижных районах Парижа. — Врезка К.ру]

Свое расследование начали также власти Швеции. Поводом стал продемонстированный шведской телепрограммой Uppdrag Granskning документальный фильм о том, как шведско-финская TeliaSonera якобы заплатила Каримовой взятку за приобретение узбекского сотового оператора Coscom. Для этого TeliaSonera перевела денежные средства и акции Coscom на общую сумму $320 млн гибралтарскому офшору Takilant, единственным владельцем которого является Гаяне Авакян.

По требованию шведской прокуратуры суд санкционировал арест 200 млн крон ($30 млн) на счетах Takilant в банке Nordea. Кроме того, Авакян и Эргашеву теперь еще и в Швеции предъявлены обвинения в отмывании денежных средств. Но основные средства Takilant находились в Швейцарии. Причем местный банк Lombard Odier первоначально отказался открывать счет этому офшору, заподозрив, что молодая узбекская модельер Авакян вряд ли смогла бы сама заработать такие большие средства.

Из-за этого в качестве владельца Takilant банку был представлен Бекзод Ахмедов, который, будучи многолетним руководителем узбекской МТС, не вызвал у банкиров вопросов. Но в июне этого года Ахмедов разругался с Каримовой и неожиданно покинул Узбекистан. Возможно, он также попытался получить доступ к счетам Takilant.

«Гульнара Каримова попыталась решить вопрос привычным для нее силовым давлением и объявила беглого менеджера в международный розыск по линии «Интерпола», тем самым загнав себя в ловушку, — объясняет произошедшее источник CNews. — Узнав об этом, швейцарские правоохранительные органы заблокировали счета, к которым Ахмедов имел доступ, и арестовали финансовых поверенных Каримовой. Затем всплыли факты и относительно ее сделки с TeliaSonera».

После этого, как считает источник, Гульнара Каримова «пришла в ярость» и разрушила узбекский бизнес МТС. Прокуратура Узбекистана утверждает, что Ахмедов находится в России, а его побегу способствовали в МТС. Кроме того, не последнюю роль в этой истории сыграл и банкир Александр Кочубей, до недавнего времени курировавший в Lombard Odier клиентов из стран СНГ, включая Takilant. В Узбекистане уверены, что Кочубей — давний партнер АФК «Система» (основного акционер МТС).

***
Оригинал этого материала
© "Фергана", 19.09.2012, Фото: Getty Images

Гаянэ Авакян и TeliaSonera, или Шведские кроны для Гугуши

Мария Яновская

Compromat.Ru
Гульнара Каримова (слева) и Гаянэ Авакян
19 сентября 2012 года на шведском общественном телевидении состоялась премьера информационно-аналитической программы из серии «Миссия: Расследовать» (Uppdrag granskning — Mission: Investigate). Фильм подготовлен журналистами Свеном Бергманом (Sven Bergman), Иоахимом Дифвермарком (Joachim Dyfvermark) и Фредриком Лорин (Fredrik Laurin) и посвящен работе шведской телекоммуникационной компании TeliaSonera в Узбекистане.

По данным авторов фильма, TeliaSonera выплатила $320 млн так называемому «местному узбекскому партнеру», гибралтарской компании ООО Takilant, и в обмен получила 3G-лицензию, частоты и серии телефонных номеров, что дало возможность начать работу в Узбекистане.

В пресс-релизе, опубликованном «Телиасонерой», факт покупки активов у Takilant подтверждается, однако речь идет совершенно о других деньгах: там говорится, что компания «заключила соглашение с Takilant Ltd о приобретении 3G-лицензии, частоты и серий номеров в обмен на компенсацию в размере 30 млн. долларов США и 26 процентов собственности в Ucell. Приобретение этих активов является необходимым условием для начала работы в стране и проведения телекоммуникационных операций», — говорится в пресс-релизе.

Кто стоит за Takilant

Единственной владелицей оффшорной компании Takilant, по данным авторов фильма, является некая Гаяне Авакян (в другом написании — Авакиян) — молодая женщина, рожденная в середине восьмидесятых годов и известная в мире моды Узбекистана. Но главное, чем интересна госпожа Авакян, — она является «правой рукой» Гульнары Каримовой (творческий псевдоним — Гугуша или Googoosha), дочери президента Узбекистана.

Takilant имеет дочернюю компанию Panally в Лондоне, и секретарь Panally входит в руководство компании Odenton Management Ltd, которая принадлежит Рустаму Мадумарову — гражданскому мужу Гульнары Каримовой. Одним из директоров Panally является Екатерина Клюева, возглавляющая «Дом стиля» в Ташкенте, основанный Гульнарой Каримовой еще в 2003 году. Сама же Гаяне Авакян возглавляла «Дом стиля» несколько лет назад.

Камолиддин Раббимов, узбекский политолог, живущий во Франции, говорит, что Авакян — «ближайшее доверенное лицо Гульнары Каримовой»: «Они так близки, что пять лет назад Авакян была посвящена во все финансовые дела Гульнары». [...]

Платишь оффшорной компании — получаешь от государства лицензию

Представители компании Teliasonera неоднократно заявляли, что их узбекский партнер — компания Takilant — не имеет никакого отношения к властям Узбекистана. Однако Сесилия Эдстрем (Cecilia Edström), старший вице-президент компании Teliasonera и руководитель группы коммуникаций, отвечая на вопросы авторов фильма, фактически подтвердила сумму в 320 млн долларов. Вот фрагмент из этого интервью:

— Гаяне Авакян и Takilant находятся в центре расследования дела по отмыванию денег в Швейцарии. Teliasonera так же вовлечена в это расследование. Скажите, вы подкупали Гульнару Каримову и узбекские власти?

Сесилия Эдстрем: Мы заплатили деньги компании, которая была правообладателем частот и лицензии, чтобы запустить нашу собственную телекоммуникационную деятельность в Узбекистане. Мы проверили, что человек, который представлял компанию, имел на это право, но нам не удалось выяснить, стояли ли за этой компанией какие-либо другие лица, и если да, то кто они.

— Почему вы заплатили 2.2 млрд шведских крон (320 миллионов долларов. — ред.) оффшорной компании в Гибралтаре за лицензию, которую вы получаете от правительства Узбекистана?

С.Э.: Эти активы, необходимые нам для начала работы, принадлежали другой компании, и мы пошли легальным путем, принятым в Узбекистане. Собственники не могут покупать лицензии друг у друга, они должны возвращать лицензии и частоты узбекскому правительству, которое, в свою очередь, уже предоставляет их новому оператору.

— То есть вы заплатили оффшорной компании 2.2 млрд шведских крон и после этого получили лицензию от узбекских властей?

С.Э.: — Мы заплатили законному владельцу лицензии. Это формальный процесс: лицензии вернулись властям Узбекистана, которые уже выдали их нам.

Интересно, что в отчетах, предоставленных компанией Takilant властям Гибралтара и внимательно изученных журналистами, нет ни единого упоминания о этих сотнях миллионов, которые Teliasonera выплатила наличными и ценными бумагами.

Бывший следователь Ларс Хаммар (Lars Hammar), за плечами которого многолетний опыт международных экономических расследований, говорит, что подобные обстоятельства вызывают подозрения. «Все это может выглядеть так, будто деньги перешли дочери президента, — говорит он. — И я думаю, что каждый швед понимает, что тут дело нечисто».

Как в свою очередь заявляют узбекские юристы, лицензии на телекоммуникационную деятельность выдаются властями Узбекистана и не могут быть проданы. Дочь узбекского президента Гульнара Каримова формально не имеет отношения к рынку телекоммуникаций в стране, но авторы фильма приходят к выводу, что именно она регулирует лицензирование этой деятельности и определяет, кто получает доход от выгодных контрактов. Интересно, что в секретных донесениях Госдепа США, опубликованных на портале Wikileaks, дочь президента называют robber baron, то есть, «король грабителей». [...]

Заметим, что TeliaSonera вообще предпочитает работать по негласным правилам, установленным в странах пребывания. Так, в апреле 2012 года те же шведские журналисты обвинили компанию в сотрудничестве со спецслужбами в странах СНГ: журналисты выяснили, что TeliaSonera предоставляет силовикам информацию о звонках клиентов (в том числе журналистов, оппозиционеров, активистов и рядовых граждан) без соблюдения надлежащей правовой процедуры, службы безопасности имеют свободный доступ в реальном времени к голосам и данным в сетях TeliaSonera и имеют возможность получить полную информацию о переписке, звонках, местонахождении и перемещении любого человека. Компания тогда заявила, что должна придерживаться законов страны, в которой работает. [...]

***

TeliaSonera, МТС и “Вымпелком” выплатили приближенным Каримовой более $800 млн

Оригинал этого материала
© Uznews.net, 06.11.2012

Ало, TeliaSonera, Гульнаре нужны деньги!

Шведская компания TeliaSonera купила в 2010 году 4G-лицензию в Узбекистане за 55 млн. долларов после сообщения, что Гульнаре Каримовой снова нужны деньги.

Журналисты шведского телеканала SVT из программы Uppdrag Granskning разоблачили вторую сделку, совершенную между крупнейшей в Швеции телекоммуникационной компанией TeliaSonera и узбекской диктатурой.

По данным их очередного расследования, в 2010 году TeliaSonera приобрела в Узбекистане 4G-лицензию за 370 млн. шведских крон (55 млн. долларов США), в которой не нуждалась.

Шведский оператор был вынужден совершить покупку, как заявляют журналисты SVT, так как к нему не напрямую, а через его дочерние предприятия обратилась старшая дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова.

Источник шведских журналистов рассказал, что суть контакта с TeliaSonera была в том, что “ей [Гульнаре Каримовой] снова потребовались деньги”.

TeliaSonera вновь выплатила их компании Takilant, зарегистрированной в Гибралтаре, единственным представителем которой является Гаяне Авакян — одна из приближенных помощниц Каримовой.

До сих пор TeliaSonera отмалчивается по поводу нового обвинения, размещенного на сайте SVT в воскресенье, 4 ноября.

[CNews.ru, 06.11.2012, "Вымпелком" рассказал, за что платил в Узбекистане": По похожей схеме LTE-лицензию в республике получала МТС. В 2008 г. компания разместила депозит на $20 млн в офшоре Tammaron, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, однако сам депозит МТС списал в убыток. Кто стоит за Tammaron, неизвестно, однако если учитывать, что МТС приобретало «Уздунробита» у гражданского мужа Каримовой Рустама Мадумарова, можно предположить, что и в этой сделке был след окружения дочери узбекского лидера. — Врезка К.ру]

2,2 млрд. крон

Первое журналистское расследование о бизнесе TeliaSonera в Узбекистане уже стало причиной расследования со стороны шведской прокуратуры.

Журналистам стало известно, что в 2007 году для приобретения 3G-лицензии в Узбекистане и допуска на рынок страны TeliaSonera заплатила взятку Каримовой, перечислив на счет Takilant 2,2 млрд. шведских крон (около 340 млн. долларов США).

TeliaSonera отрицает обвинения в коррупции и в настоящее время проводит собственное расследование, которое должно закончиться в конце этого года.

Глава компании Ларс Ниберг обещал уйти в отставку, если обвинения в коррупции подтвердятся.

"Вымпелком"

Дань со шведского оператора не была единственным доходом Гульнары Каримовой в сотовом бизнесе Узбекистана.

Шведское издание Tidningarnas Telegrambyra в ходе журналистского расследования раскрыло, что российские компании “Вымпелком” и МТС выплатили в общей сложности более 400 млн. долларов людям из окружения Каримовой за работу в Узбекистане.

“Вымпелком” также платил Takilant. В 2006 году российская компания пришла на рынок Узбекистана, купив 100% акций сотового оператора Unitel.

В 2007 году “Вымпелком” продал 33% акций оффшора с Британских Виргинских островов Freevale Enterprises, владевшего 21% Unitel, за 20 млн. долларов, а в 2009 приобрел их обратно за 55,5 млн. долларов, то есть почти в три раза дороже.

Партнером “Вымпелком” стала известная компания Takilant, получившая чистый доход с этой сделки в размере 35,7 млн. долларов.

МТС

Крупнейшая в России компания сотовой связи МТС купила в 2004 году 76% акций оператора “Уздунробита” в Узбекистане за 121 млн. долларов, оставив опцион на приобретение всей доли в 2006 году за не менее 37,7 млн.

Подозрения, что продавцом “Уздунробиты” была Гульнара Каримова, тогда не были доказаны.

Но в отчетах МТС обнаружилось, что опцион на 26% акций "Уздунробита" был заключен с оффшором Swisdorn. Эта структура зарегистрирована в Гибралтаре по тому же адресу, что и Takilant.

Журналистам Tidningarnas Telegrambyra удалось получить документы о том, что владельцем оффшора является солист группы Dado Рустам Мадумаров, любовник Каримовой.

Изначально, как сообщает издание Tidningarnas Telegrambyra, стоимость опциона для МТС оценивалась в 37,7 млн. долларов, но в 2007 году, на год позже оговоренного срока, МТС заплатила 250 млн. долларов — в семь раз больше.

Если суммировать все деньги, которые выплатили TeliaSonera, МТС и “Вымпелком” людям из ближайшего окружения Каримовой, то получается сумма, превышающая 800 млн. долларов США.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru