"В 1998 году бригады братков разъезжали по селам и, угрожая расправой председателям колхозов, пытались выгрести все запасы зерна и подсолнечника в счет долгов ЗАО ЛУКОЙЛ-Маркет"
Оригинал
этого материала
© "Новая
газета", 30.12.2000
Волгоград стал скважиной Лукойла?
Илья Семенов
С
некоторых пор пресс-служба Волгоградской
областной администрации принялась
рассылать по газетам материалы о том, как
много добра приносит области нефтяная
компания ЛУКОЙЛ. На взгляд человека
постороннего: явление удивительное...
Из
волгоградской земли компания Алекперова
получает около 10 процентов всей своей нефти
(по официальным данным самой компании).
Причем себестоимость добычи волгоградской
нефти на сегодня — самая низкая в России:
чуть больше 3 долларов за баррель (дешевле
только на Ближнем Востоке).
В 1996 году, когда
тонна нефти на мировом рынке стоила в
несколько раз дешевле, чем сейчас, а
добывалось ее на четверть меньше, чем ныне,
предприятия ЛУКОЙЛа заплатили в областной
бюджет около 1,5 миллиарда рублей (в деньгах
образца 1998 года). В этом году, если верить
официальным отчетам ЛУКОЙЛа и областной
администрации, может получиться чуть
больше миллиарда.
Подсчеты показывают,
что только нефтедобывающее подразделение
ЛУКОЙЛа на волгоградской земле должно
зарабатывать чуть меньше 8 миллиардов
рублей в год. При нормальном
налогообложении в бюджете области должно
оказаться почти 4 миллиарда из них.
Каким же образом
ЛУКОЙЛу удается навязать налоговикам свою
арифметику? Один из способов — так
называемые «внутренние цены на нефть и
нефтепродукты, на основе которых
определяется налогооблагаемая прибыль
ЛУКОЙЛа. Цены эти занижены по сравнению с
рыночными как минимум вдвое. Так, тонна
нефти по отчетам ЛУКОЙЛа стоит примерно 950
рублей (средняя внутрироссийская цена — 2
тысячи, не говоря о том, что треть своей
нефти ЛУКОЙЛ продает за границу).
В начале этого года
управление МНС по Волгоградской области
провело проверку «внутренних цен» и
предписало ЛУКОЙЛу доплатить в бюджет
разницу. Но разница до сих пор не доплачена:
компания обжаловала действия налоговиков в
суде, и те даже ухитрились проиграть первую
инстанцию. Поддержал усилия налоговой
службы только депутат Госдумы Евгений
Ищенко. Областная власть не проявила
никакого желания помочь в выяснении
вопроса: сколько все-таки должен платить
ЛУКОЙЛ в волгоградский бюджет.
Мы не случайно
сравнили сегодняшнюю ситуацию с 1996 годом. В
январе 1997 года губернаторское кресло
занимает Николай Максюта, у которого очень
быстро завязались тесные отношения как с
местными «лукойловскими» генералами, так и
с самим Вагитом Алекперовым. Между
областной администрацией и ЛУКОЙЛом
заключается соглашение о партнерстве, и с
этого времени нефтяные поступления в казну
начинают стремительно сокращаться.
В то же самое время
область оказывается должником ЛУКОЙЛа.
Происходит это благодаря знаменитым
товарным кредитам алекперовской компании,
выделяемым селу на посевные и уборочные.
Зачастую расчетные цены, по которым ЛУКОЙЛ
отпускает ГСМ в рамках этих кредитов,
намного превосходят цены рыночные (порой в
1,5–2 раза). Сельхозпроизводители вынуждены
идти на это: живых денег на покупку топлива
на рынке у них нет, а единственной компанией,
допущенной к товарному кредитованию села,
является все тот же ЛУКОЙЛ. Только с ним
заключают соглашения подчиненные
обладминистрации структуры, ведающие
распределением ГСМ (агрокорпорация и «Агропромснаб»).
Только эти сделки областная администрация
гарантирует собственным бюджетом.
Как нетрудно понять,
разоренное село сплошь и рядом оказывается
не способно оплатить «лукойловское»
горючее. Возникает задолженность, погасить
которую как гарант обязан областной бюджет.
Под предлогом погашения долга
обладминистрация то и дело предоставляет
ЛУКОЙЛу отсрочки по уплате налогов (как мы
помним, и без того заниженных). Такие
отсрочки фактически являются
беспроцентным кредитом, выдаваемым ЛУКОЙЛу:
деньги, с которыми компания должна
расстаться, остаются в ее распоряжении и
работают на нее.
И при всем при этом
часть долгов из села ЛУКОЙЛ периодически
пытается выбить силой. В 1998 году бригады «братков»
разъезжали по селам и, угрожая расправой
председателям колхозов, пытались выгрести
все запасы зерна и подсолнечника в счет
долгов ЗАО «ЛУКОЙЛ-Маркет». Это ЗАО, кстати,
возглавлял человек, ранее судимый за грабеж
(по некоторым данным, он связан с тюменской
преступной группировкой). Все попытки
крестьян найти защиту у власти оказались
тщетными.
Таким образом,
партнерство губернатора с ЛУКОЙЛом
оборачивается для области огромными
финансовыми потерями, усугублением кризиса
в сельском хозяйстве и разгулом бандитизма.
Что касается самого
Николая Максюты, то для него результаты
сотрудничества с Алекперовым явно более
благоприятны. Известно, например, что не на
последних местах в структурах ЛУКОЙЛа
трудятся сын, дочь и зять Николая
Кирилловича.
Губернаторские
выборы, назначенные на 24 декабря 2000 года,
представляют собой серьезнейшую угрозу
сложившейся системе отношений ЛУКОЙЛа и
областной власти. Смена губернатора вполне
может обернуться пересмотром условий
работы нефтяного гиганта на территории
региона. Перспектива дележа прибыли с
областью не прельщает Вагита Алекперова. И
ЛУКОЙЛ ввязывается в предвыборную драку в
качестве одного из главных ее участников.
Дерется он, понятно, за Николая Кирилловича.