Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

25.07.1998

Планово-финансовые вопросы

В ведомственной структуре расходов федерального бюджета МГУ определен как- прямой бюджете получатель. Федеральными законами о федеральном бюджете на 1996 г и на 1997 г. МГУ по ведомственной структуре расходов федерального бюджета были предусмотрены бюджетные ассигнования, соответственно в объемах 393,1 млрд. рублей и 517,0 млрд рублей, фактическое поступление средств из федерального бюджета по ведомственной структуре расходов за 1996 г. составило 340,5 млрд. рублей (87%), за 1997 г. - 511,0 млрд. рублей (98,8%). Уровень финансирования МГУ по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета был значительно выше чем в целом по России. Так, по разделу "Образование" МГУ был профинансирован в 1996 г. на 88,2% от годовых бюджетных назначений, а в целом по России расходы на образование - на 74,6%, в 1997 г. соответственно -98,7% и 77,9%. Экономия МГУ по смете расходов бюджетных средств в 1996 г. составила 18,0 млрд. рублей, в 1997 г. - 132,1 млрд. рублей.

Общий объем финансовых ресурсов МГУ (средства федерального бюджета и внебюджетных источников) составил в 1996 г. 497,6 млрд. рублей, в 1997 г. - 716,9 млрд. рублей.

МГУ им. М.В. Ломоносова, наряду с бюджетными и внебюджетными средствами, располагал также другими значительными финансовыми ресурсами в связи с предоставленными федеральным законодательством учреждениям образования налоговыми и другими льготами. Только по налогу на имущество МГУ за 1996 г. льгота расчетно составила свыше 75,5 млрд. рублей, за 1997 г. - 72,5 млрд. рублей.

В нарушение п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 309 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" Минфин России официально не довел до МГУ - прямого бюджетополучателя распределение (роспись), расходов в разрезе показателей бюджетной классификации. Также до МГУ не была доведена роспись расходов федерального бюджета и на 1997 г.

Проверкой установлено, что в Университете в 1996-1997 гг. имело место необоснованное и не оформленное в установленном порядке изменение законодательно утвержденных назначений при финансировании расходов МГУ по подразделам "Дошкольное воспитание", "Начальное и общее среднее образование" и "Переподготовка и повышение квалификации" на общую сумму 5132.6 млн. рублей, которое осуществлялось за счет целевой статьи 172 "Высшие учебные заведения".

В частности, фактическое финансирование по статье "Повышение квалификации" в 1996 г. и в 1997 г. превысило законодательно установленные сметные назначения на общую сумму 3923,4 млн. рублей. Решений Ученого Совета МГУ, приказов ректора и уточненных смет, утвержденных ректором, в связи с перераспределением средств федерального бюджета с одной целевой статьи на другую статью в наличии не оказалось.

Планово-финансовое управление (начальник - заместитель проректора Г.А. Савицкая) и Центральная бухгалтерия МГУ (главный бухгалтер Н.И. Иванова) не располагали полной информацией о всех внебюджетных источниках и объемах полученных средств, не анализировали все финансовые ресурсы Университета (бюджетные и внебюджетные).

Проверка показала, что практически на всех факультетах, например, на экономическом, химическом, филологическом, вычислительной математики и кибернетики (ВМиК), а также других факультетах, в нарушение п. 8 Инструкции Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 г. № 120 "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним", сметы по каждому виду платной образовательной деятельности либо не составлялись, либо составлялись формально. На факультетах, оказывающих платные образовательные услуги и выполняющих работы по хозяйственным договорам, не рассчитывались и не составлялись калькуляции расходов в зависимости от вида деятельности, норм нагрузки, численности и ставок работников учреждения. Не рассчитывались фонд заработной платы, расходы по другим кодам расходов экономической классификации, которые должны определяться либо на основании установленных норм расходов, тарифов и расценок, либо на основании средних расходов, сложившихся по отчетным данным. Кроме того, в нарушение указанной инструкции, на факультетах отсутствовал раздельный учет затрат по каждому из внебюджетных источников. Ни один из факультетов не предусматривал восстановление бюджетных расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных затрат за счет внебюджетных источников, которые частично относятся на оказание платных услуг, и фактически не восстанавливал их на счета Университета.

Проверкой установлено, что в нарушение приказа МГУ от 6 января 1993г. № 3 (п.11.1) не были разработаны критерии и методика оценки затрат на обучение иностранных учащихся, принципы оплаты и ее дифференциация. В МГУ в 1996-1997 г. обучалось 963 гражданина СНГ (студентов - 769 чел., граждан, повышающих квалификацию - 194 чел.), плата с которых за обучение не изымалась. Расчетно, на обучение граждан других государств необоснованно затрачены средства федерального бюджета России в сумме 26137,3 млн рублей.

В соответствии со ст. 11 (пп. 1-2) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пп. 74 и 77 Положения о Министерстве общего и профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. №395, МГУ должен ежегодно согласовывать с Минобразования России число иностранных граждан, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета. Однако, данные положения не выполняются.

Встречными проверками в структурных подразделениях МГУ выявлено, что в нарушение п. 5 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров" от 13 марта 1987 г № 327 фонд заработной платы по структурным подразделениям определяется от сложившейся базы, без учета движения контингента учащихся по формам обучения, без пересчета численности профессорско-преподавательского состава по нормативу (один преподаватель на 8 студентов).

МГУ выделялись дополнительные ассигнования как особо ценному объекту культурного наследия народов России в 1996 г. в сумме 76903,3 млн. рублей, в 1997 году -87975,3 млн. рублей. Однако, в сметные назначения структурных подразделений Университета эти дополнительные ассигнования не включались.

Проверкой установлено, что приказом ректора от 25 июня 1997 г. № 324 за счет бюджетных средств, выделяемых Минфином России, в МГУ был создан резервный фонд оплаты труда. Законами о федеральном бюджете на соответствующий год создание подобных фондов бюджете получателя ми не предусмотрено. Средства этого фонда (в 1996г. - 76903,3 млн. рублей, в 1997 г. - 87975,3 млн. рублей) резервировались на бюджетном счете МГУ. Положение о резервном фонде отсутствовало, сметы расходов не составлялись и в установленном порядке не утверждались.

Проверкой установлено, что, в нарушение ст. 28 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785, постановления Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 14 ноября 1992 г. № 108 и приказа Минфина России от 14 августа 1992 г. № 71 "Об утверждении Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации", в штатном расписании профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр МГУ введены научные должности без педагогической нагрузки для выполнения научно-исследовательских работ (10% от общего числа ППС), расходы на оплату труда которых в период 1996-199,7 гг. составили 65750,4 млн. рублей.

В нарушение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 ректором МГУ в марте 1996 г. утвержден документ (без названия) о материальном стимулировании работников университета, предусматривающий выплаты стимулирующего характера за сложность и качественное выполнение работ (параграф 2). Однако, оплата за сложность и квалификацию уже предусмотрена в размерах ставок (окладов), определенных на основе Единой тарифной сетки (постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785).

В нарушение п.1 (прил. 2) постановления Минтруда России № 32 от 6 нюня 1996г. "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик", предусматривающего разработку учреждениями и организациями должностных инструкций, согласно которым за работниками закрепляются конкретные обязанности, права и ответственность, в МГУ, как правило, должностные инструкции отсутствовали или были оформлены не должным образом (без утверждения ректором, без даты). Должностные инструкции на руководство МГУ, научный и научно-вспомогательный персонал отсутствовали, при этом затраты на оплату труда этих категорий работников составили (расчетно) в 1996-1997 гг. свыше 120,0 млрд.рублей.

Предусмотренные Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ст. 16) расходы на питание, проезд на транспорте и по другим льготам студентам были профинансированы по статье 13(БОЗ "Прочие трансферты населению" в 1996 г. в сумме 5246,8 млн. рублей, на 1997 г. - в сумме 1993,3 млн. рублей. Сумма невыплаченных льгот в 1996 году составила 2246, 7 млн. рублей, в 1997 г. - 1755,3 млн. рублей.

В 1997 г. МГУ были выделены средства федерального бюджета на организацию оздоровительного отдыха 18557 студентов в сумме 275 млн. рублей, что составило 14,8 тыс. рублей на 1 студента.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru