Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

25.07.1998

Организационные и нормативно-правовые вопросы

Указом Президента Российской Федерации "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова" от 24 января 1992 г. N 48 Университету предоставлен статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава. Этим же Указом (п.1) предусмотрено утверждение Устава Ученым Советом Университета и регистрация его Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Несмотря на предоставление МГУ статуса самоуправляемого высшего учебного заведения, данное заведение является государственным учреждением. Ответственным за финансово-хозяйственную деятельность МГУ им. М.В. Ломоносова .в проверяемом периоде являлся ректор академик В.А. Садовничий.

Проверкой выявлены недостатки в организации деятельности МГУ, несовершенство структуры и нормативно-правового обеспечения, а также в планово-финансовой работе, ведении бухгалтерского учета и состоянии внутреннего контроля.

Многие положения Устава МГУ не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, поскольку Устав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, утвержденный Ученым Советом МГУ 12 апреля 1993 г. и согласованный с Председателем Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию 19 апреля 1993 г., и в течение последних 5 лет не пересматривался и не приводился в соответствие с положениями веденных в действие в этот период ряда основополагающих законодательных актов (Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике" и др.), требований Указа Президента Российской Федерации "О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 24 декабря 1996 г. В то же время Уставом МГУ (п.34) предусмотрено положение, обязывающее органы управления Университетом вносить изменения и дополнения в Устав не реже одного раза в 2 года.

Согласно п.31 Устава приложение №1 (список организаций и подразделений МГУ), являющийся неотъемлемой частью Устава, не соответствует данным, предоставленным ректоратом МГУ проверяющим, (список подразделений МГУ завизирован 2 февраля 1998 г. начальником юридического отдела Университета Е.И. Геной). Количественный состав подразделений, входящих в структуру МГУ, увеличился почти вдвое, однако изменения в приложение № 1 к Уставу своевременно не вносились.

Проверкой выявлено несовершенство действующей системы открытия счетов в банках и в определении круга лиц, имеющих право подписи банковских документов. В соответствии с п. 36 Устава МГУ право на открытие в банках счетов МГУ предоставлено ректору Университета. Согласно п. 39 Устава МГУ факультеты, НИИ и другие приравнянные к ним центры входят в структуру Университета с правами юридического лица. В МГУ за проверяемый период было открыто 272 счета (в том числе 44 валютных) в банковских учреждениях, из них 19 счетов Центральной бухгалтерии МГУ, 230 счетов 32 подразделениям Университета, являющихся юридическими лицами, и 23 счета на имя подразделений, не являющихся юридическими лицами. Право первой подписи банковских документов на совершение операций по указанным счетам в проверяемом периоде было предоставлены более 110 должностным лицам, в том числе по 19 счетам Центральной бухгалтерии Университета четырем должностным лицам; второй подписи - трем. В соответствии с приказом от 23 декабря 1987 г. № 1425, подписанным ректором МГУ им. Ломоносова А.А. Логуновым, подписи 191 должностного лица Университета заверяются гербовой печатью МГУ. Несмотря на произошедшие в МГУ за последние 10 лет структурные изменения, данный приказ не отменен, а новый приказ по этому вопросу не издан. В результате контроль за организацией финансово-хозяйственной деятельности в структурных подразделениях со стороны руководства МГУ осуществлялся недостаточно, распорядительные документы в ряде случаев подписывались лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.

Заместитель проректора Университета - начальник управления материально-технического снабжения Сахаров Е.М. удостоверял полномочия руководителей и главных бухгалтеров экономического факультета (17 счетов) и факультета вычислительной математики и кибернетики и других при открытии факультетам различных счетов в коммерческих банках. Подпись Сахарова Е.М. заверялась гербовой печатью № 1 МГУ им. М.В. Ломоносова.

Такое положение привело к тому, что руководство МГУ не осуществляло контроль за открытием расчетных и других счетов структурными подразделениями Университета и движением средств по открытым счетам. В частности. Центральная бухгалтерия МГУ не контролировала движение средств на 23 счетах трех структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

В соответствии с п. 40 Устава МГУ факультеты действуют на основании собственных уставов или положений о факультетах, конкретизирующих Устав Университета, утверждаемых учеными советами факультетов и подлежащих регистрации в ректорате. Как установлено проверкой, данное требование не всегда выполнялось. В частности, Положение об экономическом факультете утверждено Ученым советом факультета и не зарегистрировано в ректорате МГУ. Этим Положением право на открытие счетов в банках предоставлено декану факультета (п. 11 абз. 9). При этом данный факультет юридическим лицом не является.

Более того, как установлено в ходе проверки, в период с 1992 г. по январь 1998 г. филологический факультет МГУ осуществлял свою деятельность в отсутствии утвержденного в установленном порядке Положения о факультете. Положение о филологическом факультете было утверждено ректором МГУ В.А. Садовничим и деканом факультета М.Л. Ремневой лишь 20 января 1998 г. и зарегистрировано в юридическом отделе МГУ только 20 февраля 1998 г., то есть в ходе настоящей проверки.

Согласно п.39 Устава МГУ большинство факультетов, институтов и центров, входящих в структуру Университета, являются самостоятельными учебно-научными учреждениями с правами юридического лица, а, следовательно, прошедшими государственную регистрацию и выступающими в гражданском обороте от своего имени, за которыми Университет, как их учредитель, закрепляет основные фонды на праве оперативного управления.

Такая существующая организационно-правовая форма образовательного учреждения, какой фактически является МГУ, не предусмотрена действующим законодательством и не согласуется с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 48, 120, 121, 296), а также п.1 ст. 39, п.4 ст. 43 Федерального закона "Об образовании", п.3 статьи 8 и п.6 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В Университете не ведется разработка локальных нормативных документов в развитие положений действующего Устава МГУ (пп. 14, 15, 19, 23, 38, 44 и др.), которыми, в частности, предусмотрено утверждение порядка образования экономических и социальных фондов, положения о стипендиальном фонде, положения об общеуниверситетском референдуме, положений о структурных подразделениях факультетов (институтов).

Не располагает Университет и банком данных о проводимой им учредительной деятельности. Практически, она осуществляется через проректоров и деканов факультетов, а также физическими лицами- сотрудниками МГУ. Правовая экспертиза проводится лишь в отношении тех учредительных документов, которые поступают в юридический отдел МГУ в инициативном порядке от структурных подразделений.
Реализуя право образовательного учреждения на участие в уставных капиталах товариществ, акционерных обществ и иных организаций, МГУ и его факультеты (институты) создали большое количество коммерческих и некоммерческих структур, определить количественный состав которых не представляется возможным ввиду отсутствия их единого учета по Университету.

Большинство из этих структур находятся непосредственно по юридическому адресу Университета и на его учебных и служебных площадях. Например, Закрытое акционерное общество "Научный парк МГУ", Фонд поддержки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Учебно-производственный центр физического факультета (УПЦ "Физика"), Центр бухгалтеров и аудиторов МГУ, Ассоциация развития управления, Закрытое акционерное общество Аудиторская фирма "Универс-Аудит", Высшее учебное заведение юридический колледж - специализированный институт юриспруденции МГУ им М.В. Ломоносова (Юридический колледж МГУ) и др.

Порядок ведения договорной работы в Университете ректором не определен. Договоры, заключаемые непосредственно факультетами, институтами и другими организациями Университета, практически не проходят юридическую экспертизу.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru