25.07.1998
Организационные и нормативно-правовые вопросы
Указом Президента Российской Федерации
"О Московском государственном
университете имени М.В. Ломоносова" от 24
января 1992 г. N 48 Университету предоставлен
статус самоуправляемого государственного
высшего учебного заведения России,
осуществляющего свою деятельность на
основе законодательства Российской
Федерации и собственного Устава. Этим же
Указом (п.1) предусмотрено утверждение
Устава Ученым Советом Университета и
регистрация его Министерством науки,
высшей школы и технической политики
Российской Федерации. Несмотря на
предоставление МГУ статуса
самоуправляемого высшего учебного
заведения, данное заведение является
государственным учреждением.
Ответственным за финансово-хозяйственную
деятельность МГУ им. М.В. Ломоносова .в
проверяемом периоде являлся ректор
академик В.А. Садовничий.
Проверкой выявлены недостатки в
организации деятельности МГУ,
несовершенство структуры и нормативно-правового
обеспечения, а также в планово-финансовой
работе, ведении бухгалтерского учета и
состоянии внутреннего контроля.
Многие положения Устава МГУ не
соответствуют действующему
законодательству Российской Федерации,
поскольку Устав Московского
государственного университета имени М.В.
Ломоносова, утвержденный Ученым Советом
МГУ 12 апреля 1993 г. и согласованный с
Председателем Госкомитета Российской
Федерации по высшему образованию 19 апреля
1993 г., и в течение последних 5 лет не
пересматривался и не приводился в
соответствие с положениями веденных в
действие в этот период ряда
основополагающих законодательных актов (Федеральный
закон "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации",
федеральные законы "О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании", "О науке и
государственной научно-технической
политике" и др.), требований Указа
Президента Российской Федерации "О
приведении нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации в
соответствие с Федеральным законом "О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 24 декабря 1996 г. В то же
время Уставом МГУ (п.34) предусмотрено
положение, обязывающее органы управления
Университетом вносить изменения и
дополнения в Устав не реже одного раза в 2
года.
Согласно п.31 Устава приложение №1 (список
организаций и подразделений МГУ),
являющийся неотъемлемой частью Устава, не
соответствует данным, предоставленным
ректоратом МГУ проверяющим, (список
подразделений МГУ завизирован 2 февраля 1998
г. начальником юридического отдела
Университета Е.И. Геной). Количественный
состав подразделений, входящих в структуру
МГУ, увеличился почти вдвое, однако
изменения в приложение № 1 к Уставу
своевременно не вносились.
Проверкой выявлено несовершенство
действующей системы открытия счетов в
банках и в определении круга лиц, имеющих
право подписи банковских документов. В
соответствии с п. 36 Устава МГУ право на
открытие в банках счетов МГУ предоставлено
ректору Университета. Согласно п. 39 Устава
МГУ факультеты, НИИ и другие приравнянные к
ним центры входят в структуру Университета
с правами юридического лица. В МГУ за
проверяемый период было открыто 272 счета (в
том числе 44 валютных) в банковских
учреждениях, из них 19 счетов Центральной
бухгалтерии МГУ, 230 счетов 32 подразделениям
Университета, являющихся юридическими
лицами, и 23 счета на имя подразделений, не
являющихся юридическими лицами. Право
первой подписи банковских документов на
совершение операций по указанным счетам в
проверяемом периоде было предоставлены
более 110 должностным лицам, в том числе по 19
счетам Центральной бухгалтерии
Университета четырем должностным лицам;
второй подписи - трем. В соответствии с
приказом от 23 декабря 1987 г. № 1425,
подписанным ректором МГУ им. Ломоносова А.А.
Логуновым, подписи 191 должностного лица
Университета заверяются гербовой печатью
МГУ. Несмотря на произошедшие в МГУ за
последние 10 лет структурные изменения,
данный приказ не отменен, а новый приказ по
этому вопросу не издан. В результате
контроль за организацией финансово-хозяйственной
деятельности в структурных подразделениях
со стороны руководства МГУ осуществлялся
недостаточно, распорядительные документы в
ряде случаев подписывались лицами, не
обладающими соответствующими полномочиями.
Заместитель проректора Университета -
начальник управления материально-технического
снабжения Сахаров Е.М. удостоверял
полномочия руководителей и главных
бухгалтеров экономического факультета (17
счетов) и факультета вычислительной
математики и кибернетики и других при
открытии факультетам различных счетов в
коммерческих банках. Подпись Сахарова Е.М.
заверялась гербовой печатью № 1 МГУ им. М.В.
Ломоносова.
Такое положение привело к тому, что
руководство МГУ не осуществляло контроль
за открытием расчетных и других счетов
структурными подразделениями Университета
и движением средств по открытым счетам. В
частности. Центральная бухгалтерия МГУ не
контролировала движение средств на 23
счетах трех структурных подразделений, не
являющихся юридическими лицами.
В соответствии с п. 40 Устава МГУ факультеты
действуют на основании собственных уставов
или положений о факультетах,
конкретизирующих Устав Университета,
утверждаемых учеными советами факультетов
и подлежащих регистрации в ректорате. Как
установлено проверкой, данное требование
не всегда выполнялось. В частности,
Положение об экономическом факультете
утверждено Ученым советом факультета и не
зарегистрировано в ректорате МГУ. Этим
Положением право на открытие счетов в
банках предоставлено декану факультета (п.
11 абз. 9). При этом данный факультет
юридическим лицом не является.
Более того, как установлено в ходе проверки,
в период с 1992 г. по январь 1998 г.
филологический факультет МГУ осуществлял
свою деятельность в отсутствии
утвержденного в установленном порядке
Положения о факультете. Положение о
филологическом факультете было утверждено
ректором МГУ В.А. Садовничим и деканом
факультета М.Л. Ремневой лишь 20 января 1998 г.
и зарегистрировано в юридическом отделе
МГУ только 20 февраля 1998 г., то есть в ходе
настоящей проверки.
Согласно п.39 Устава МГУ большинство
факультетов, институтов и центров, входящих
в структуру Университета, являются
самостоятельными учебно-научными
учреждениями с правами юридического лица, а,
следовательно, прошедшими государственную
регистрацию и выступающими в гражданском
обороте от своего имени, за которыми
Университет, как их учредитель, закрепляет
основные фонды на праве оперативного
управления.
Такая существующая организационно-правовая
форма образовательного учреждения, какой
фактически является МГУ, не предусмотрена
действующим законодательством и не
согласуется с нормами Гражданского кодекса
Российской Федерации (ст. 48, 120, 121, 296), а также
п.1 ст. 39, п.4 ст. 43 Федерального закона "Об
образовании", п.3 статьи 8 и п.6 статьи 27
Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании".
В Университете не ведется разработка
локальных нормативных документов в
развитие положений действующего Устава МГУ
(пп. 14, 15, 19, 23, 38, 44 и др.), которыми, в частности,
предусмотрено утверждение порядка
образования экономических и социальных
фондов, положения о стипендиальном фонде,
положения об общеуниверситетском
референдуме, положений о структурных
подразделениях факультетов (институтов).
Не располагает Университет и банком данных
о проводимой им учредительной деятельности.
Практически, она осуществляется через
проректоров и деканов факультетов, а также
физическими лицами- сотрудниками МГУ.
Правовая экспертиза проводится лишь в
отношении тех учредительных документов,
которые поступают в юридический отдел МГУ в
инициативном порядке от структурных
подразделений.
Реализуя право образовательного
учреждения на участие в уставных капиталах
товариществ, акционерных обществ и иных
организаций, МГУ и его факультеты (институты)
создали большое количество коммерческих и
некоммерческих структур, определить
количественный состав которых не
представляется возможным ввиду отсутствия
их единого учета по Университету.
Большинство из этих структур находятся
непосредственно по юридическому адресу
Университета и на его учебных и служебных
площадях. Например, Закрытое акционерное
общество "Научный парк МГУ", Фонд
поддержки Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова, Учебно-производственный
центр физического факультета (УПЦ "Физика"),
Центр бухгалтеров и аудиторов МГУ,
Ассоциация развития управления, Закрытое
акционерное общество Аудиторская фирма "Универс-Аудит",
Высшее учебное заведение юридический
колледж - специализированный институт
юриспруденции МГУ им М.В. Ломоносова (Юридический
колледж МГУ) и др.
Порядок ведения договорной работы в
Университете ректором не определен.
Договоры, заключаемые непосредственно
факультетами, институтами и другими
организациями Университета, практически не
проходят юридическую экспертизу.