Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

25.07.1998

Научно-организационные вопросы

Проверкой установлены нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета на научные исследования, неудовлетворительная реализация результатов научных разработок.

Законом о федеральном бюджете на 1996 г. на финансирование научных исследовании МГУ по разделу 05 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" утверждены бюджетные ассигнования в сумме 48627,2 млн. рублей, а фактически по данному разделу Университет был профинансирован в сумме 36642,0 млн. рублей или 75,4% от годовых бюджетных назначений, а в целом уровень финансирования расходов федерального бюджета на науку составил 57,3%.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". МГУ финансировался только по подразделу 01. "Фундаментальные исследования" в сумме 73142,8 млн. рублей (100%), при этом уровень финансирования науки в целом по России составил 62,6%. Следует отметить, что фактическое финансирование научных исследовании МГУ в 1997 г. по сравнению с 1996 г. было увеличено в два раза.

Кроме того, ассигнования федерального бюджета выделялись Миннауки России по приоритетным направлениям науки отдельным факультетам, лабораториям, научным школам и отдельным ученым МГУ в 1996 г. в сумме 4812,3 млн. рублей, в 1997 г - 13666,8 млн. рублей. Доля бюджетного финансирования научной деятельности МГУ по грантам РФФИ и РГНФ в период с 1996 г. по 1997 г. имела тенденцию к возрастанию: с 33% в 1996г до 43% в 1997 г.

Общий объем научно-исследовательских работ, выполненных за счет всех источников финансирования, в 1996 г. составил 112603,3 млн. рублей, в 1997 г. - 172820,2 млн. рублей.

В соответствии с данными утвержденного Ученым Советом МГУ (протокол от 10 марта 1998 г.) отчета по научной деятельности за 1997 г., 167 НИР (из 2466), выполненных МГУ в 1997 г. за счет средств федерального бюджета, определены как прикладные исследования. Затраты на них составили 11,6 млрд. рублей. Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 2) дано определение категорий "фундаментальные исследования" и "прикладные исследования". Учитывая, что финансирование МГУ в соответствии с законом о федеральном бюджете на 1997 г. осуществлялось только на фундаментальные исследования, данные расходы являются нецелевыми.

Результаты научно-исследовательских работ, выполненных в МГУ за счет средств федерального бюджета на сумму свыше 250,0 млрд, рублей, реализованы в научных статьях, монографиях, докладах, диссертациях и патентах. В отраслях народного хозяйства практически было реализованы результаты только трех НИР (в виде научных приборов, размещенных на космических объектах), а результаты всего пяти НИР - в законодательных актах России.

Проверка показала, что нормативно-правовое обеспечение данной деятельности в МГУ недостаточно. Так, в деятельности Управления научной политики и информационных технологий, ответственным за организацию научных исследований в МГУ, выявлен ряд недостатков, приведших к неэффективному использованию бюджетных средств, в частности:

не разработано положение об организации научно-исследовательской работы в МГУ и порядке ежегодной отчетности о научно-исследовательской деятельности;

часть НИР выполняется без технических заданий, а по части выполненных НИР нет итоговых отчетов;

не заключены договоры на проведение НИР за счет средств федерального бюджета со структурными подразделениями, имеющими статус юридического лица.

В 1996-1997 гг. состояние научной деятельности в МГУ только один раз обсуждалось на Ученом совете МГУ. Концепция развития науки в МГУ не разработана. Приоритетные направления научных исследований в МГУ не утверждены.

Некоторые научно-организационные вопросы оформляются как научные исследования. Например, НИР "Социально-психологическая экспертиза Научного парка МГУ" (стоимость 70,0 млн. рублей), проведенная по договору № ИУ01 от 10 июня 1996 г. АОЗТ "Научный парк МГУ" с АОЗТ "ИМТЦ МГУ" за счет бюджетных ассигнований. Цель работы сводилась к обоснованию необходимости существования Научного парка МГУ. Встречной проверкой в Миннауки России, которое напрямую финансирует исследования коммерческих организаций, установлено, что в Министерстве нет системы научной экспертизы проектов и оценки результатов НИР, выполненных коммерческими организациями.

Проверкой установлено, что в Университете не уделяется должного внимания выполнению п. 2 ст. 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике "по концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. На многих факультетах и НИУ МГУ преобладают мелкотемные работы. Так, среднегодовые затраты средств федерального бюджета (в неденоминированных рублях) на одну НИР составляли 15,0 млн. рублей на механико-математическом факультете; 5,0 млн. рублей - в Российском НЦ физического образования; 2,7 млн рублей - в Институте переподготовки и повышения квалификации.

Координация исследований МГУ на межотраслевом уровне по программе Минобразования России "Университеты России" и по федеральной программе "Фундаментальные исследования Российской академии наук" практически отсутствовала.

Руководство МГУ не проводило необходимой работы по сохранению имеющегося научного потенциала, не обеспечило возврата незаконно используемых Украиной трех научно-исследовательских судов. В результате в 1996 г. к проведению морских практик студентов были привлечены посреднические коммерческие фирмы, на оплату услуг которых были отвлечены бюджетные валютные средства в сумме 50,0 тыс, долларов США (250.0 млн рублей). Услуги не были оказаны, а указанные средства до настоящего времени не возвращены.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru