25.07.1998
Научно-организационные вопросы
Проверкой установлены нецелевое и
неэффективное использование средств
федерального бюджета на научные
исследования, неудовлетворительная
реализация результатов научных разработок.
Законом о федеральном бюджете на 1996 г. на
финансирование научных исследовании МГУ по
разделу 05 "Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу"
утверждены бюджетные ассигнования в сумме
48627,2 млн. рублей, а фактически по данному
разделу Университет был профинансирован в
сумме 36642,0 млн. рублей или 75,4% от годовых
бюджетных назначений, а в целом уровень
финансирования расходов федерального
бюджета на науку составил 57,3%.
В соответствии с Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 1997 год" по разделу
"Фундаментальные исследования и
содействие научно-техническому прогрессу".
МГУ финансировался только по подразделу 01.
"Фундаментальные исследования" в
сумме 73142,8 млн. рублей (100%), при этом уровень
финансирования науки в целом по России
составил 62,6%. Следует отметить, что
фактическое финансирование научных
исследовании МГУ в 1997 г. по сравнению с 1996 г.
было увеличено в два раза.
Кроме того, ассигнования федерального
бюджета выделялись Миннауки России по
приоритетным направлениям науки отдельным
факультетам, лабораториям, научным школам и
отдельным ученым МГУ в 1996 г. в сумме 4812,3 млн.
рублей, в 1997 г - 13666,8 млн. рублей. Доля
бюджетного финансирования научной
деятельности МГУ по грантам РФФИ и РГНФ в
период с 1996 г. по 1997 г. имела тенденцию к
возрастанию: с 33% в 1996г до 43% в 1997 г.
Общий объем научно-исследовательских работ,
выполненных за счет всех источников
финансирования, в 1996 г. составил 112603,3 млн.
рублей, в 1997 г. - 172820,2 млн. рублей.
В соответствии с данными утвержденного
Ученым Советом МГУ (протокол от 10 марта 1998 г.)
отчета по научной деятельности за 1997 г., 167
НИР (из 2466), выполненных МГУ в 1997 г. за счет
средств федерального бюджета, определены
как прикладные исследования. Затраты на них
составили 11,6 млрд. рублей. Федеральным
законом "О науке и государственной
научно-технической политике" (ст. 2) дано
определение категорий "фундаментальные
исследования" и "прикладные
исследования". Учитывая, что
финансирование МГУ в соответствии с
законом о федеральном бюджете на 1997 г.
осуществлялось только на фундаментальные
исследования, данные расходы являются
нецелевыми.
Результаты научно-исследовательских работ,
выполненных в МГУ за счет средств
федерального бюджета на сумму свыше 250,0
млрд, рублей, реализованы в научных статьях,
монографиях, докладах, диссертациях и
патентах. В отраслях народного хозяйства
практически было реализованы результаты
только трех НИР (в виде научных приборов,
размещенных на космических объектах), а
результаты всего пяти НИР - в
законодательных актах России.
Проверка показала, что нормативно-правовое
обеспечение данной деятельности в МГУ
недостаточно. Так, в деятельности
Управления научной политики и
информационных технологий, ответственным
за организацию научных исследований в МГУ,
выявлен ряд недостатков, приведших к
неэффективному использованию бюджетных
средств, в частности:
не разработано положение об организации
научно-исследовательской работы в МГУ и
порядке ежегодной отчетности о научно-исследовательской
деятельности;
часть НИР выполняется без технических
заданий, а по части выполненных НИР нет
итоговых отчетов;
не заключены договоры на проведение НИР за
счет средств федерального бюджета со
структурными подразделениями, имеющими
статус юридического лица.
В 1996-1997 гг. состояние научной деятельности в
МГУ только один раз обсуждалось на Ученом
совете МГУ. Концепция развития науки в МГУ
не разработана. Приоритетные направления
научных исследований в МГУ не утверждены.
Некоторые научно-организационные вопросы
оформляются как научные исследования.
Например, НИР "Социально-психологическая
экспертиза Научного парка МГУ" (стоимость
70,0 млн. рублей), проведенная по договору №
ИУ01 от 10 июня 1996 г. АОЗТ "Научный парк МГУ"
с АОЗТ "ИМТЦ МГУ" за счет бюджетных
ассигнований. Цель работы сводилась к
обоснованию необходимости существования
Научного парка МГУ. Встречной проверкой в
Миннауки России, которое напрямую
финансирует исследования коммерческих
организаций, установлено, что в
Министерстве нет системы научной
экспертизы проектов и оценки результатов
НИР, выполненных коммерческими
организациями.
Проверкой установлено, что в Университете
не уделяется должного внимания выполнению
п. 2 ст. 7 Федерального закона "О науке и
государственной научно-технической
политике "по концентрации ресурсов на
приоритетных направлениях развития науки и
техники. На многих факультетах и НИУ МГУ
преобладают мелкотемные работы. Так,
среднегодовые затраты средств
федерального бюджета (в неденоминированных
рублях) на одну НИР составляли 15,0 млн.
рублей на механико-математическом
факультете; 5,0 млн. рублей - в Российском НЦ
физического образования; 2,7 млн рублей - в
Институте переподготовки и повышения
квалификации.
Координация исследований МГУ на
межотраслевом уровне по программе
Минобразования России "Университеты
России" и по федеральной программе "Фундаментальные
исследования Российской академии наук"
практически отсутствовала.
Руководство МГУ не проводило необходимой
работы по сохранению имеющегося научного
потенциала, не обеспечило возврата
незаконно используемых Украиной трех
научно-исследовательских судов. В
результате в 1996 г. к проведению морских
практик студентов были привлечены
посреднические коммерческие фирмы, на
оплату услуг которых были отвлечены
бюджетные валютные средства в сумме 50,0 тыс,
долларов США (250.0 млн рублей). Услуги не были
оказаны, а указанные средства до настоящего
времени не возвращены.