25.07.1998
Планово-финансовые вопросы
В ведомственной структуре расходов
федерального бюджета МГУ определен как-
прямой бюджете получатель. Федеральными
законами о федеральном бюджете на 1996 г и на
1997 г. МГУ по ведомственной структуре
расходов федерального бюджета были
предусмотрены бюджетные ассигнования,
соответственно в объемах 393,1 млрд. рублей и
517,0 млрд рублей, фактическое поступление
средств из федерального бюджета по
ведомственной структуре расходов за 1996 г.
составило 340,5 млрд. рублей (87%), за 1997 г. - 511,0
млрд. рублей (98,8%). Уровень финансирования
МГУ по разделам функциональной
классификации расходов федерального
бюджета был значительно выше чем в целом по
России. Так, по разделу "Образование"
МГУ был профинансирован в 1996 г. на 88,2% от
годовых бюджетных назначений, а в целом по
России расходы на образование - на 74,6%, в 1997 г.
соответственно -98,7% и 77,9%. Экономия МГУ по
смете расходов бюджетных средств в 1996 г.
составила 18,0 млрд. рублей, в 1997 г. - 132,1 млрд.
рублей.
Общий объем финансовых ресурсов МГУ (средства
федерального бюджета и внебюджетных
источников) составил в 1996 г. 497,6 млрд. рублей,
в 1997 г. - 716,9 млрд. рублей.
МГУ им. М.В. Ломоносова, наряду с бюджетными
и внебюджетными средствами, располагал
также другими значительными финансовыми
ресурсами в связи с предоставленными
федеральным законодательством учреждениям
образования налоговыми и другими льготами.
Только по налогу на имущество МГУ за 1996 г.
льгота расчетно составила свыше 75,5 млрд.
рублей, за 1997 г. - 72,5 млрд. рублей.
В нарушение п.3 постановления Правительства
Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 309
"О мерах по реализации Федерального
закона "О федеральном бюджете на 1996 год"
Минфин России официально не довел до МГУ -
прямого бюджетополучателя распределение (роспись),
расходов в разрезе показателей бюджетной
классификации. Также до МГУ не была
доведена роспись расходов федерального
бюджета и на 1997 г.
Проверкой установлено, что в Университете в
1996-1997 гг. имело место необоснованное и не
оформленное в установленном порядке
изменение законодательно утвержденных
назначений при финансировании расходов МГУ
по подразделам "Дошкольное воспитание",
"Начальное и общее среднее образование"
и "Переподготовка и повышение
квалификации" на общую сумму 5132.6 млн.
рублей, которое осуществлялось за счет
целевой статьи 172 "Высшие учебные
заведения".
В частности, фактическое финансирование по
статье "Повышение квалификации" в 1996 г.
и в 1997 г. превысило законодательно
установленные сметные назначения на общую
сумму 3923,4 млн. рублей. Решений Ученого
Совета МГУ, приказов ректора и уточненных
смет, утвержденных ректором, в связи с
перераспределением средств федерального
бюджета с одной целевой статьи на другую
статью в наличии не оказалось.
Планово-финансовое управление (начальник -
заместитель проректора Г.А. Савицкая) и
Центральная бухгалтерия МГУ (главный
бухгалтер Н.И. Иванова) не располагали
полной информацией о всех внебюджетных
источниках и объемах полученных средств, не
анализировали все финансовые ресурсы
Университета (бюджетные и внебюджетные).
Проверка показала, что практически на всех
факультетах, например, на экономическом,
химическом, филологическом, вычислительной
математики и кибернетики (ВМиК), а также
других факультетах, в нарушение п. 8
Инструкции Министерства финансов СССР от 12
июня 1981 г. № 120 "О порядке планирования,
использования и учета внебюджетных средств,
а также отчетности по ним", сметы по
каждому виду платной образовательной
деятельности либо не составлялись, либо
составлялись формально. На факультетах,
оказывающих платные образовательные
услуги и выполняющих работы по
хозяйственным договорам, не рассчитывались
и не составлялись калькуляции расходов в
зависимости от вида деятельности, норм
нагрузки, численности и ставок работников
учреждения. Не рассчитывались фонд
заработной платы, расходы по другим кодам
расходов экономической классификации,
которые должны определяться либо на
основании установленных норм расходов,
тарифов и расценок, либо на основании
средних расходов, сложившихся по отчетным
данным. Кроме того, в нарушение указанной
инструкции, на факультетах отсутствовал
раздельный учет затрат по каждому из
внебюджетных источников. Ни один из
факультетов не предусматривал
восстановление бюджетных расходов по
оплате коммунальных и эксплуатационных
затрат за счет внебюджетных источников,
которые частично относятся на оказание
платных услуг, и фактически не
восстанавливал их на счета Университета.
Проверкой установлено, что в нарушение
приказа МГУ от 6 января 1993г. № 3 (п.11.1) не были
разработаны критерии и методика оценки
затрат на обучение иностранных учащихся,
принципы оплаты и ее дифференциация. В МГУ в
1996-1997 г. обучалось 963 гражданина СНГ (студентов
- 769 чел., граждан, повышающих квалификацию -
194 чел.), плата с которых за обучение не
изымалась. Расчетно, на обучение граждан
других государств необоснованно затрачены
средства федерального бюджета России в
сумме 26137,3 млн рублей.
В соответствии со ст. 11 (пп. 1-2) Федерального
закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" и пп. 74 и 77
Положения о Министерстве общего и
профессионального образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 5
апреля 1997 г. №395, МГУ должен ежегодно
согласовывать с Минобразования России
число иностранных граждан, принимаемых для
обучения за счет средств федерального
бюджета. Однако, данные положения не
выполняются.
Встречными проверками в структурных
подразделениях МГУ выявлено, что в
нарушение п. 5 постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР "О мерах по
улучшению подготовки и использования
научно-педагогических и научных кадров"
от 13 марта 1987 г № 327 фонд заработной платы по
структурным подразделениям определяется
от сложившейся базы, без учета движения
контингента учащихся по формам обучения,
без пересчета численности профессорско-преподавательского
состава по нормативу (один преподаватель на
8 студентов).
МГУ выделялись дополнительные
ассигнования как особо ценному объекту
культурного наследия народов России в 1996 г.
в сумме 76903,3 млн. рублей, в 1997 году -87975,3 млн.
рублей. Однако, в сметные назначения
структурных подразделений Университета
эти дополнительные ассигнования не
включались.
Проверкой установлено, что приказом
ректора от 25 июня 1997 г. № 324 за счет
бюджетных средств, выделяемых Минфином
России, в МГУ был создан резервный фонд
оплаты труда. Законами о федеральном
бюджете на соответствующий год создание
подобных фондов бюджете получателя ми не
предусмотрено. Средства этого фонда (в 1996г. -
76903,3 млн. рублей, в 1997 г. - 87975,3 млн. рублей)
резервировались на бюджетном счете МГУ.
Положение о резервном фонде отсутствовало,
сметы расходов не составлялись и в
установленном порядке не утверждались.
Проверкой установлено, что, в нарушение ст.
28 Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании", а также постановления
Правительства Российской Федерации от 14
октября 1992 г. № 785, постановления
Министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации
от 14 ноября 1992 г. № 108 и приказа Минфина
России от 14 августа 1992 г. № 71 "Об
утверждении Классификации доходов и
расходов бюджетов в Российской Федерации",
в штатном расписании профессорско-преподавательского
состава (ППС) кафедр МГУ введены научные
должности без педагогической нагрузки для
выполнения научно-исследовательских работ
(10% от общего числа ППС), расходы на оплату
труда которых в период 1996-199,7 гг. составили
65750,4 млн. рублей.
В нарушение п. 5 постановления
Правительства Российской Федерации от 14
октября 1992 г. № 785 ректором МГУ в марте 1996 г.
утвержден документ (без названия) о
материальном стимулировании работников
университета, предусматривающий выплаты
стимулирующего характера за сложность и
качественное выполнение работ (параграф 2).
Однако, оплата за сложность и квалификацию
уже предусмотрена в размерах ставок (окладов),
определенных на основе Единой тарифной
сетки (постановление Правительства
Российской Федерации от 14 октября 1992 г. №
785).
В нарушение п.1 (прил. 2) постановления
Минтруда России № 32 от 6 нюня 1996г. "Об
утверждении разрядов оплаты труда и
тарифно-квалификационных характеристик",
предусматривающего разработку
учреждениями и организациями должностных
инструкций, согласно которым за
работниками закрепляются конкретные
обязанности, права и ответственность, в МГУ,
как правило, должностные инструкции
отсутствовали или были оформлены не
должным образом (без утверждения ректором,
без даты). Должностные инструкции на
руководство МГУ, научный и научно-вспомогательный
персонал отсутствовали, при этом затраты на
оплату труда этих категорий работников
составили (расчетно) в 1996-1997 гг. свыше 120,0
млрд.рублей.
Предусмотренные Федеральным законом "О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (ст. 16) расходы на питание,
проезд на транспорте и по другим льготам
студентам были профинансированы по статье
13(БОЗ "Прочие трансферты населению" в
1996 г. в сумме 5246,8 млн. рублей, на 1997 г. - в
сумме 1993,3 млн. рублей. Сумма невыплаченных
льгот в 1996 году составила 2246, 7 млн. рублей, в
1997 г. - 1755,3 млн. рублей.
В 1997 г. МГУ были выделены средства
федерального бюджета на организацию
оздоровительного отдыха 18557 студентов в
сумме 275 млн. рублей, что составило 14,8 тыс.
рублей на 1 студента.