Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Стойкая жопка Тимошенко, Шойгу - опора мироздания, народный герой Макашов, заваливающий все

Оригинал этого материала
© "Собеседник", 19.04.2006, Журналист и поэт Дмитрий Быков сражен масштабом поллитбедствия

Оранжевые принцессы и дебелые принцы

 Быков Дмитрий

Власть обычно прибегает к литературе, когда ей нечего сказать. Литература умеет гулять кругами вокруг да около, выжимать слезу, подменять анализ красивостями. Правда, это касается плохой литературы. Но хорошая власти и не нужна.

Началось это не вчера: Борис Ельцин в 1994-м, вместо того чтобы объяснить нации, как она чуть не вляпалась в гражданскую войну, выпустил «Записки президента» про то, как он любит семью и верен демократии. Тогда жизнеописанием обзаводился почти каждый парламентарий, не говоря уж о министрах: формально они писали сами о себе, но на деле всем было известно, кто на кого работает. Анатолий Собчак не скрывал особо, что «Хождение во власть» сочинено Андреем Черновым. «Писательское дело» прославило Андрея Колесникова («Известия»), чьими руками Чубайс, Кох и Ко излагали историю российской приватизации. Путину рассказывать о себе «От первого лица» помогал другой Андрей Колесников («Коммерсантъ») вместе с Натальей Геворкян. 

Со временем писательство сделалось уделом маргинальных политических персонажей вроде Хакамады или Митрофанова: им, конечно, тоже не обойтись в одиночку (сочинять «Sex в большой политике» Хакамаде помогала Лилия Гущина из «Новой газеты»), но почерк узнается. Коха же писательский скандал так вдохновил, что он оставил политику и ушел в литературу. 

Те, кому повезло больше (или меньше, как Ходорковскому), из авторов переквалифицировались в герои.

Первенство тут держит Путин: о нем пишут воспоминания (Ирен Питч, «Пикантная дружба»), политические портреты (Рой Медведев, «Четыре года в Кремле»), сборники корреспонденций (трехтомник Андрея Колесникова-«Ъ»), философские труды (Алексей Чадаев, «Путин. Его идеология»), романы-антиутопии (Сергей Доренко, «2008») и сатирические хроники (Максим Кононенко, «Владимир Владимирович»). Второе место у Ходорковского: тут и очерки с минимумом эксклюзива и максимумом придыхания (Валерий Панюшкин, «Узник тишины»), и женские детективы (Татьяна Устинова, «Олигарх с Большой Медведицы»), и расследования (Елена Токарева, «Кто подставил Ходорковского»), и финансовая аналитика («Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского»). 

Общеизвестно: если о тебе не написали книгу – ты не политик. Ее предъявляют как визитку. Иметь собственное жизнеописание не только модно: каждый политик нуждается в человеке, который бы объяснил обществу – а может, и ему самому, зачем он нужен и что такого сделал. 

Обозначились главные типажи современной политики. 

Тип первый: пассионария (правая оппозиция)

Книга Дмитрия Попова и Ильи Мильштейна «Оранжевая принцесса» – об идеале оранжевого политика. Вышла в Германии (5000 экз.) и России (10.000). Попов и Мильштейн проживают в Германии, но писали главным образом для Москвы, желая дать местной политэлите ненавязчивый урок правильного поведения.

Ярче всего выписан страшный мужской мир, каким он предстает внутреннему взору украинской газовой принцессы: «Не в Кучме дело, а в системе, созданной им. Одни бани чего стоят... Здесь принимаются практически все ключевые государственные решения. За каждым – черные деньги, которые и отмываются в банях. Она ненавидит эти заведения, где старые, обрюзгшие голые мужчины решают судьбы страны. А ей путь в потное мужское закулисье власти был закрыт всегда. К счастью». Несомненно, было бы куда лучше, если бы судьбы страны решались в женских банях при участии молодых, красивых голых женщин без признаков целлюлита... или не в банях... или не голых... Образ главного врага Юлии Тимошенко выписан столь брезгливо, что поневоле жалеешь молодую и прекрасную женщину, вынужденную так долго общаться и даже чаевничать со столь негигиеничным персонажем: «Говорят, в ее ненависти к украинскому экс-президенту есть что-то патологическое. Она ненавидит его запои, изворотливость, интриги профессионального преферансиста, жадность взяточника, мелочность, ревность к чужому успеху». Разумеется, будь у Леонида Кучмы оптимистично вздернутый нос, широко расставленные глаза и густые золотистые волосы, он вызывал бы у авторов и героини ровно такое же отторжение; и слава Богу еще, что он играл в преферанс, а не в какое-нибудь очко. Тимошенко в детстве развлекалась куда более интеллектуальными играми: «В дворовой команде Юля играла всегда в нападении и часто забивала. Правила были жесткие. Играли в футбол на жопки: игроки проигравшей команды становились спиной к победителям, наклонялись, и их «расстреливали» мячом. Юля не увиливала от «расстрелов» и стойко держала удар». Вероятно, в эти трагические минуты отважная девушка повторяла свою любимую фразу: «Это мой выбор. Я знала, на что иду».

Тимошенко с детства жаждала вырваться из хрущевки, в которой выросла. Она была первой в школе, институте и на производстве. Она не может смириться с зависимым или подчиненным положением. Пуская в ход любые средства – от женского обаяния до прямого подкупа, – она непременно сделается главной; и вот тогда-то я не позавидую всем, кто будет хоть как-то зависим от нее самой. Потому что никакой цели у Юлии Тимошенко нет – как не было ее у русского олигархата, пользовавшегося свободой исключительно в качестве прикрытия. 

Тип второй: спасатель (центр)

В издательстве «Герои Отечества» вышла книга обозревателя «Парламентской газеты» Александра Ржешевского «Живая вода Енисея. Сергей Шойгу: страницы биографии».

Это могла бы быть увлекательная книга. Вспомним вехи биографии Шойгу: катастрофа на Уфимском нефтеперерабатывающем (1991), нефтегорское землетрясение 1995 года, спасение и восстановление Ленска (2001)... Шойгу – один из немногих персонажей отечественной политики, вызывающих уважение, а временами и восторг. Его многажды подставляли – как в истории с «Единством». Он выходил из прорывов сам и выводил других. Если бы о нем писали без подобострастия и штампов – у книги был бы шанс пробиться в бестселлеры. Особенно если учесть, что Шойгу – человек со своей трагедией: классный, честолюбивый, авторитарный, обаятельный организатор, вынужденный действовать в обстановке всеобщего развала и деградации.

Вместо этого мы читаем все то же лакированное житие, герой которого с детства проявлял лидерские качества и бесстрашие; на любом участке работы отважно кидался в прорыв; не бросал друзей... Даже «час тишины» на развалинах – чтобы заваленные могли подать голос – изобрел, оказывается, Шойгу. Кроме него, кажется, в России никто ничего не делает: местные власти ругаются с федеральными, цветет коррупция, руководители врут... Шойгу противостоят, словно сговорившись, две силы: природа и человечество. Обе поражают коварством, неорганизованностью и неумением держать слово: природа сулила отличную погоду, а устроила циклон; человечество обещало восстановить город, а не может и дом построить без постоянного покрикивания... Вот и цитатка: «Земной шар никогда не отличался постоянством и спокойным нравом, да и сам человек в бурной своей деятельности осложнял себе жизнь, не замечал опасности, а еще чаще просто не мог ее предугадать». Хаос господствовал на планете, пока не пришел сами знаете кто. В книге подчеркивается, что главный-то в стране, конечно, Путин, но вот опереться ему, кроме Шойгу, не на кого...

Я глубоко уважаю главу российского МЧС. Знаю, что в экстремальных ситуациях он действует лучше всех российских чиновников, вместе взятых. И именно поэтому мне мучительно обидно читать книгу, в которой он предстает главной опорой мироздания, гарантом его нормального функционирования. 

Тип третий: служака (левая оппозиция)

Генерал Макашов книг не пишет. Не та специализация. Он рассказал о своих воззрениях и подвигах литредактору Дмитрию Орлову, и тот накатал объемистый том в издательстве «Алгоритм»: «Знамени и присяге не изменил!» Автор так и указан – Генерал Макашов. Видимо, имени Альберт генерал почему-то стесняется, а со званием сросся так, что оно заменило имя.

Содержание данной книги полностью исчерпывается ее заголовком. Больше в ней нет решительно ничего интересного. Писана она слогом рубленым. Таким солдатским. Нарочито казачьим. Слово «Отечество» встречается чаще, чем слово «стихия» в жизнеописании Шойгу. В жизни Макашова роль стихии играло Отечество. То есть оно повело себя с ним так же предательски.

Схема, в общем, прежняя: никто ничего не может – но появляется герой, и все начинает крутиться. Восстание в Нахичевани: местное начальство бессильно, федералы растерянны, но пришел Макашов – «и все заверте…» В Карабахе без Макашова тоже никуда. И в Белом доме – полная деморализованность и паника. А пришел он – и все то же самое, но как-то веселей, организованней. Плюс стиль такой – смесь уже отмеченной уставной рублености с истинно народной сказовостью. 

Книга выстроена по классическим отечественным сказочным лекалам: герой долго путешествует (в Армению, в Саратов), отвечает на загадки, произносит скороговорки, претерпевает испытания (Лефортово), попадает в совет нечестивых (Госдума), а в итоге получает награду. В случае генерала Макашова награда сомнительна – не книгу же Д. Орлова считать главным призом! – но зато ему повезло в главном. По результатам трудной жизни генерал может убедиться в том, что он не еврей. Награда серьезная, не каждому так повезло. 

Эпилог

Таковы три главных политических персонажа нашего времени: ненасытно-экспансионистский пассионарий с олигархическим прошлым, личность в состоянии культа – и народный герой, заваливающий все, за что берется, но счастливый непринадлежностью к сатанинскому меньшинству.

Бездарные книги проговариваются откровеннее талантливых.

 
Другие материалы раздела:
Но можно рукопись продать
Семьи "пилят" кино России
Типажи политиков-писателей
VIP как персонаж
📁 Прокуратура&реклама Рейдера +
Гадость про знаменитость
Бизнес на скандальных мемуарах
Анналы истории
Звездные комплексы Москвы
Схемы распила "под мэтра"
Бездонная касса театров
Худруки осваивают госбюджет
Земля для "звёзд"
📁 Доходы маэстро +
📁 Чеченская крыша Мосфильма +
📁 "Киношная" налоговая схема +
📁 Кина не будет.Хроники раздора +
📁 Наследники Союза Писателей +
📁 Коррупция в литературе +
📁 Туркменбаши и русская поэзия +
📁 Такси от МЧС для "Ленкома" =>
Авдеев сдал "Богоматерь"
Акунин и проблемы изд."Захаров"
📁 Басков - гей +
📁 Юрий Башмет связан с мафией +
📁 Бондарчук Федор +
"Школа" Галины Вишневской
Арест квартиры Вишневской
📁 Волочкова Анастасия =>
📁 ДТП брата Сергея Гармаша +
📁 Богатство звуков Гергиева +
📁 Глазунов Илья +
📁 Юрий Грымов +
Алкогольный активизм Догилевой
📁 Доклад Дондурея о кино +
📁 Уг.дела сына Дарьи Донцовой +
📁 "Литературный негр" Доценко +
Друбич снимает мальчиков
📁 Дугин и "Евразия" +
Диссидент Евтушенко
Худрук ансамбля ВВ МВД Елисеев
Любитель минета Ерофеев
Пьяный дебош сына М.Ефремова
📁 Захаров Марк и "Ленком" +
Имитатор Сергей Есин
📁 Иксанов и "Большой" +
Иоселиани Отар
📁 Казенин и Союз композиторов +
📁 Калягин насиловал поклонницу +
📁 Владимир Конкин и сыновья +
Кормильцев и изд. "Ультра"
Кушнер-одописец
Сын актера Ливанова - убийца
📁 Лимонов Эдуард =>
📁 Развод Литвиновой +
📁 Лучин и Театр кукол +
Любимов vs "Таганка"
📁 Фиктивный брак Меньшикова +
Мережко Виктор
📁 Михалков Никита =>
Монастырский Леонид
Мялькин и Госфильмофонд
📁 Новиков и Театр эстрады +
Наследники Ожегова vs Шведова
Петренко Алексей & жена Азима
Риэлтер пианист Петров
📁 Пиотровский и "Эрмитаж" +
📁 Педодирижер Плетнев +
📁 Плисецкая vs. Таранда +
Приставкин и воровской общак
📁 Проханов и "Завтра" =>
📁 Смертельное ДТП Радзинского +
📁 Центр Константина Райкина +
📁 Ротару София +
Артсадизм Айдан Салаховой
📁 Сафронов Никас +
Любовники Дуни Смирновой
Серебренников и "Платформа"
Брат Смольянинова - скинхед
📁 Соколов Александр =>
Правда о стукаче Солженицыне
📁 Сорос осквернил могилы =>
📁 Табаков и МХТ +
Тер-Оганян Авдей
📁 Татьяна Толстая. Из бывших =>
📁 Успенский и Чебурашка +
Турецкий Михаил
Хмельницкая и кв.метры ГИТИСа
📁 Церетели Зураб =>
📁 Швыдкой Михаил =>
📁 Шилов Александр =>
Шнур запутался в деньгах
📁 Этуша "кинул" Барганджия =>
Минное поле Яковлева
Обрезание на ТВ
Цензура на "Культуре"
Анекдот кинопроката
Минкульт выпускает порно
Театральный расстрел
Рынок классической музыки
📁 Третьяковка +
Музейные крысы
Издательство "Азбука"
Издательство Ad Marginem
📁 Изд-во "АСТ" +
📁 ИД "Бурда" +
Изд-во "Водолей Publishers"
📁 "Маяковка" попалась на взятках +
Издательство "ОЛМА-Пресс"
Дело "Ультра.Культуры"
📁 Изд-во "ЭКСМО" +
Ястржембский сгубил МЦИ
Журнал "Новый Мир"
📁 Русский ПЕН-центр +
📁 Лоббисты против "пиратов" +
"Политота-издат"
📁 Прима Максакова и Тюрик =>

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.

Drudge Report Рейтинг@Mail.ru

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru