Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

В Мосгорсуде колются наркоманы

Оригинал этого материала
© "Газета", 10.02.2004, Фото: "Коммерсант"

"После Лондона Коданев сказал, что Юшенкова надо убрать"

Мария Локотецкая

Показания Александра Винника (справа) доказывают виновность Михаила Коданева (слева) в убийстве депутата Сергея Юшенкова

Настоящей сенсацией стало первое судебное заседание, на котором Мосгорсуд, наконец, приступил к рассмотрению по существу уголовного дела об убийстве Сергея Юшенкова. Стало известно, что за устранение депутата было заплачено 60 тысяч долларов. Кроме того, согласно показаниям Александра Винника, одного из шести обвиняемых, данных им еще на следствии, спонсором устранения Юшенкова являлся Борис Березовский. Но в зале суда Винник уточнил, что его слова были лишь "предположением". "Что я могу говорить о показаниях больного человека", - только и сказал ГАЗЕТЕ Борис Березовский. 

20 тысяч долларов задатка

Помимо сопредседателя партии "Либеральная Россия" Михаила Коданева и его помощника Александра Винника на скамье подсудимых оказались жители Сыктывкара Игорь Киселев и Александр Кулачинский, а также жители Новочебоксар Владислав Пальков и Антон Дрозд. Начать рассматривать дело по существу суд смог лишь с третьего раза: два предыдущих слушания были отложены в связи с заменой адвоката у одного из подсудимых. 

Прокурор Дмитрий Шохин подробно изложил суть обвинений. Впервые было рассказано о роли каждого из подсудимых. 

"Подсудимые обвиняются в том, что организованной группой совершили посягательство на жизнь общественного деятеля, убийство из корыстных побуждений по найму, а также незаконное приобретение, ношение, перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов", - начал гособвинитель. 

Из речи прокурора следовало, что в феврале 2003 года Михаил Коданев, возглавлявший отколовшееся крыло партии "Либеральная Россия", поддерживаемое Борисом Березовским, создал организованную группу для устранения своего политического соперника Сергея Юшенкова - другого сопредседателя "Либеральной России". Коданев таким образом пытался стать единственным лидером партии и "получить возможность распоряжаться ее финансовыми средствами". 

Подыскать исполнителей убийства Коданев поручил своему помощнику Александру Виннику, выдав ему для этого 50 тысяч долларов. По версии следствия, Коданев также дал Виннику фотографию и адрес Юшенкова в Москве. 

Винник отправился в Сыктывкар к давнему знакомому Игорю Киселеву. Объяснил, кого нужно убрать, и дал 20 тысяч долларов задатка. 

Наконец, Киселев купил газовый пистолет ИЖ, переделанный для стрельбы боевыми патронами, с глушителем и начал подбирать соучастников. Он позвал на дело Кулачинского и Дрозда, а последний привлек в компанию еще и Палькова. 

Приехав в Москву, злоумышленники занялись слежкой за Юшенковым. Составив представление о графике его дня, разработали план убийства. 

Дополнительное вознаграждение

"Пальков и Дрозд за 600 долларов приобрели автомобиль ВАЗ-2106. С целью маскировки внешности участники организованной группы купили перчатки, темные очки и кепку, - цитировал обвинение Шохин. - 17 апреля 2003 года около 10.00 Кулачинский, Дрозд и Пальков, вооруженные пистолетом с глушителем, прибыли на автомобиле к дому Юшенкова по адресу: улица Свободы, дом 13/2. За рулем машины находился Пальков. Рядом с ним в машине сидел Дрозд. Примерно в 18.35 Юшенков на автомобиле «Ауди-6» въехал во двор дома. Пальков и Дрозд сообщили об этом Кулачинскому". 

Как отметил прокурор, когда Юшенков выходил из машины, Кулачинский вынул из пакета завернутый в полотенце пистолет и "с расстояния примерно шести метров не менее четырех раз выстрелил в Юшенкова". Бросив на месте преступления оружие, пакет и полотенце, Кулачинский сел в машину к соучастникам и скрылся. В тот же день Кулачинский, по данным прокуратуры, уехал в Сыктывкар, а Пальков и Дрозд отбыли в Новочебоксарск. 

Как заявил гособвинитель, за убийство Юшенкова Винник получил от Коданева 10 тысяч долларов, а Киселев к полученным ранее 20 тысячам еще 30 тысяч. Из этих денег Кулачинскому, Дрозду и Палькову досталось не менее чем по 2 тысячи. В качестве "дополнительного вознаграждения" Киселев купил Кулачинскому "девятку". 

Половина обвиняемых признала вину

После выступления прокурора слово дали адвокатам. Защитники трех обвиняемых заявили, что их клиенты частично признают свою вину. "Винник признается в соучастии в убийстве Юшенкова. Глубоко раскаивается в содеянном и готов давать показания", - заверил присяжных адвокат Виктор Клевцов. Защитник Игоря Киселева Вера Самсонова пояснила, что ее клиент признает себя виновным лишь по обвинению в "убийстве, а также в незаконном приобретении, хранении и перевозке оружия", но считает себя непричастным к "посягательству на жизнь общественного деятеля". 

"Мой подзащитный не признает свою вину по половине предъявленных обвинений", - заявил адвокат Александра Кулачинского Сергей Денисов, не уточнив, впрочем, о каких именно обвинениях идет речь. 

Адвокаты Коданева, Дрозда и Палькова заявили о невиновности своих подзащитных. "Защита будет обосновывать тезис о полной непричастности Коданева к преступлению", - заявил адвокат Коданева Генри Резник. 

"Я думал, что ребята деньги прогуляют и пропьют" 
Затем судья перешла к допросу Винника, поскольку тот выразил готовность дать показания в любое время. "С Коданевым я познакомился в 2001 году, когда тот баллотировался на пост главы администрации Республики Коми, - начал он свой рассказ. - Я был без работы и занялся сбором подписей. В феврале 2002 года по приглашению Коданева переехал в Москву, где выполнял его поручения. В конце февраля 2003 года Коданев предложил сходить в кафе пообедать. Он сказал, что в мае будет съезд партии, до которого нужно убрать Юшенкова. Я спросил, можно ли решить вопрос по-другому. Он сказал «нет», поскольку Юшенков обратно станет председателем партии и тогда его карьере конец. Отказаться я побоялся". Винник рассказал, что, кроме Киселева, имена других участников убийства ему известны не были. "О том, что Юшенков убит, я узнал только 17 апреля. После чего отдал оставшиеся 30 тысяч Киселеву", - закончил выступление Винник. 

- А почему вы не отказались от задания? - поинтересовался у своего подзащитного адвокат Виктор Клевцов. 

- Я был без работы, жена перенесла онкологическую операцию, на руках двое детей. Я испугался, что, если откажусь, меня самого могут убрать. 

- У вас была цель прекратить политическую деятельность Юшенкова? 

- Да какая мне разница! Я в политику не вмешивался. 

- Когда вы отдали деньги (20 тысяч долларов задатка. - ГАЗЕТА) и долго не было никаких известий, вы не потеряли надежду? - подключилась к допросу адвокат Киселева Вера Самсонова. 

- Я вообще думал, что ребята деньги прогуляют и пропьют, - ответил Винник. 

- Вы говорили, что не желали смерти Юшенкову и надеялись, что его убийство не состоится? - попытался помочь своему подзащитному адвокат Клевцов. 

- Мне главное было от Коданева отмазаться, - последовал ответ. 

Допрос продолжил прокурор.

- Вам Коданев заплатил какие-нибудь деньги? - начал Шохин. 

- Я получил 10 тысяч долларов еще до убийства Юшенкова. Коданев сказал: это тебе за работу. 

- А за какую не пояснил? 

- Нет. 

- А вас не удивило, что вам сразу выплатили 10 тысяч? - поинтересовался прокурор. 

- Нет. До этого я ездил в Нарьян-Мар, открывал там партийные ячейки. Я думал, что это было вознаграждение за работу там, - ответил Винник. 

- А вам случалось ранее получать крупные суммы, - подключился адвокат семьи Юшенковых Юрий Шмидт. 

- Как-то раз я получил для Коданева 510 тысяч долларов. Он созвонился по телефону, дал адрес, подтвердил мои полномочия. Из них он мне и дал 10 тысяч. 

- А от кого были эти деньги, не догадываетесь? 

- Я не хочу говорить. 

- Вам случалось бывать в Лондоне? - не отступал Шмидт. 

- Нет. 

Добившись ответа, что в Лондоне у Бориса Березовского неоднократно бывал бывший шеф Винника, Шмидт поинтересовался: 

- Коданев не говорил, чьи деньги будут заплачены за убийство Юшенкова? 

- Нет, ну что я буду догадываться, - последовал ответ. 

Далее тема возможной причастности Березовского к совершенному преступлению в суде была поднята еще раз, когда к допросу подсудимого подключился адвокат Михаила Коданева Генри Резник. 

- Я защищаю Коданева, который не признает вины, и моя задача уличить вас во лжи, так что не расслабляйтесь, - обратился он к подсудимому. 

В течение следующих двух часов защитник цитировал показания, которые Винник дал в ходе предварительного следствия. Адвокат утверждал, что они противоречат показаниям, которые Винник дал в суде. 

В частности, в суде стало известно, что на следствии Винник говорил следующее: "Коданева приглашал к себе Березовский. Коданев пробыл в Лондоне 2-3 дня и после возвращения сказал, что Юшенкова надо убрать. Деньги будут выделены Березовским и недостатка в средствах не будет". 

- Вы давали такие показания? - спросил Резник. 

- Да. Всем прекрасно известно, что партию финансировал Березовский. Это было мое предположение. 

- Говорил вам Коданев, что убийство будет финансировать Березовский? - не отступал адвокат. 

Молчание. 

- Вы желаете отвечать или нет? - вмешалась судья. 

- Нет, не желаю, - заключил Винник. 

Некоторые другие противоречия в показаниях подсудимый объяснил тем, что после ареста «находился в шоковом состоянии» и поэтому «мог напутать».

***

Оригинал этого материала
© "Время новостей", 10.02.2004, "Частичное признание"

Алексей Гришин

[...] В российской судебной практике последних лет это случай если не уникальный, то как минимум редкий. Традиционно обвиняемые в таких громких преступлениях если изначально и давали следователям признательные показания, то на суде всегда от них отказывались, обвиняя спецслужбы в психологическом и физическом давлении. ["НГ", 10.02.2004: "До сих пор это обстоятельство [признание вины] оставалось тайной следствия. Правда, были сообщения, что признательные показания Винник дал сразу же после ареста, но его защита уверяла, что сделано это было чуть ли не в полубессознательном состоянии под воздействием неких психотропных веществ и что этот самооговор вскроется в суде. Но вчера Винник подтвердил в суде, что вину признает, раскаивается в совершенном преступлении и готов дать показания суду."- вставка К.Ру] [...]

***

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 09.02.2004

В Мосгорсуде колются наркоманы

Елена Руднева

[...] Показания Винника полностью оправдали надежды обвинения. Он единственный мог дать показания на Коданева, так как из всех подсудимых только он Коданева и знал.

Именно Винник дал показания на Коданева на начальном этапе следствия. В ходе следствия он отказался от них, что могло означать, что Винник берет вину за организацию преступления на себя и прикрывает Коданева. В прессе высказывались предположения, что люди Коданева могли попытаться убедить Винника взять на себя всю вину за организацию и заказ убийства в обмен на обещание хорошо обеспечить семью Винника (известно, что он очень тяжело болен – рак). На основе этого предположения журналисты ожидали, что на суде Винник вновь откажется от показаний и Коданев может быть оправдан. 

Судя по всему, признания подсудимому дались не просто. Вместе с признанием он заявил, что всерьез опасается за жизнь своей семьи. По его словам, когда он начал давать показания во время предварительного следствия, в адрес его родных начали поступать угрозы. В частности, жене Винника дали понять, что, если муж будет давать показания против Коданева, это может «плохо кончиться для нее и для семьи». Но назвать имя человека, от которого исходят угрозы, Винник затруднился. Как передает «Интерфакс», в своих показаниях на предварительном следствии Винник сделал предположение о том, что убийство Юшенкова финансировалось известным предпринимателем Борисом Березовским, с которым «Коданев часто встречался». Однако позже Винник пояснил, что это лишь его предположения. 

Имя Березовского всплывало на сегодняшнем заседании и в другом контексте. Адвокат семьи Юшенкова Юрий Шмидт в перерыве между слушаниями суда распространил заявление о «беспрецедентном давлении на суд со стороны Бориса Березовского». «Совокупность имеющихся в нашем распоряжении фактов свидетельствует о развертывании Борисом Березовским вокруг дела массированной кампании дезинформации», – говорится в заявлении адвоката. 

Признание Винника сегодня же было подкреплено и «частичным признанием вины» двух других подсудимых – Кулачинского (исполнитель убийства) и Киселева (организатор). [...]

***

Березовский предлагал сознавшемуся Виннику своего адвоката, но Винник предпочел государственного

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 10.02.2004, ""В плену можно давать любые показания"

[...] - Почему, на ваш взгляд, помощник господина Коданева Александр Винник дал на предварительном следствии показания, что его шеф Коданев говорил о финансировании вами этого убийства, а вчера поправился, что это было лишь его предположение? 

[Борис Березовский:] - Господин Винник - сильно больной человек, у него был рак легкого. Первоначальные показания он давал в присутствии адвоката, которого ему предоставило следствие. И он нарушил свой профессиональный долг, не предупредив своего подзащитного, что, согласно статье 51 Конституции, тот имеет право молчать, не свидетельствовать против себя. Затем мы ему предоставили одного из лучших адвокатов, но он вновь потребовал того самого государственного защитника [...] Я вообще удивляюсь, что обвиняемый Винник не сказал следствию, что организовывал убийство Юшенкова по личной просьбе Березовского. Мы с господином Винником ни разу не встречались, а то он так бы и сказал: убивал по поручению Березовского.

***

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 09.02.2004

Коданев и наркоманы

По делу об убийстве Сергея Юшенкова проходят шесть человек. По версии следствия, заказчиком убийства гособвинение считает председателя исполкома партии «Либеральная Россия» Михаила Коданева. Его помощник Александр Винник занимался поиском исполнителей и распределением 50 тысяч долларов, выданных Коданевым на исполнение убийства. Житель Сыктывкара Игорь Киселев покупал орудие убийства – газовый пистолет, переделанный для стрельбы боевыми пулями. Александр Кулачинский, тоже из Сыктывкара, был киллером. Еще два обвиняемых – Антон Дрозд и Владислав Пальков – занимались подготовкой к убийству, вели за Юшенковым слежку и отрабатывали схему проезда к месту жительства депутата. 

Самое интересное, как следствие вышло на след заказчиков и исполнителей. Первым попался Кулачинский на краже 19 июня, через два месяца после гибели Юшенкова. Как оказалось, киллер, подробно рассказавший об убийстве Юшенкова, понятия не имел, как звали человека, в которого он стрелял. Кулачинский даже не слышал о смерти депутата, событии, о котором две недели говорила вся страна. Однако на допросах убийца сдал Киселева. Тот сначала все отрицал, но потом указал на Винника. А еще через некоторое время – на группу слежения. 

По версии следствия, двое из преступной группы являются наркоманами: тяжело больной Винник и убийца Кулачинский. 

Всем фигурантам дела предъявлены обвинения в убийстве (ст. 105 УК РФ), посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), а также в незаконном приобретении, передаче и хранении оружия (ст. 222 ч. 3 УК РФ). 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru