Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Олейник и "Военный банк"

© "Московский комсомолец", 15.08.2002, "Лампасная зона"

Забава генералов: послужил, украл — в тюрьму

Марина Гриднева

Фото: Александр Астафьев Завтра Московский окружной военный суд будет изучать кассационную жалобу бывшего главного финансиста Минобороны Георгия Олейника, осужденного к трем годам лишения свободы. Даже при самых положительных раскладах для Олейника — если вдруг будет вынесен оправдательный приговор — на свободу генерал все равно не выйдет. Недавно Главная военная прокуратура предъявила ему новое тяжкое обвинение, а суд санкционировал повторный арест финансиста. 

Подробности “нового дела” Олейника стали известны “МК”.

Набившая оскомину махинация с перечислением из военного бюджета $450 млн. на Украину, за что генерал Олейник схлопотал три года колонии, оказалась лишь одним из эпизодов в целой череде афер, прокрученных в Главном управлении военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны РФ во второй половине 90-х. 

В ходе следствия и суда Олейника почти возвели в ранг святого мученика: мол, отдувается генерал и за министра Родионова, и за финансиста Вавилова... Понятно, что по тому же Вавилову уже давно тюрьма плачет. Но и генерал Олейник отнюдь не такой уж белый и пушистый, каким изо всех сил пытается казаться. 

Сразу после вынесения обвинительного приговора Главная военная прокуратура предъявила генералу новое, уже второе обвинение в злоупотреблении служебным положением. А в начале августа, когда, казалось, окружной суд вот-вот отменит вынесенный Олейнику приговор, военного финансиста постиг еще один удар — третье обвинение в злоупотреблении. 

В чем же обвиняют генерала на этот раз?

С ноября 2001 года по март 2002-го Счетная палата по обращению Главной военной прокуратуры провела проверку финансово-экономической деятельности ГУВБиФ и коммерческого банка “Военный банк”. Результаты ревизии оказались самыми неутешительными для бывшего начальника ГУВБиФ Олейника, тогда уже находившегося под следствием. Аудиторы выявили сразу несколько внушительных нарушений, за которые чиновника такого ранга в каком-нибудь Китае давно бы расстреляли. Ведь убытки в масштабах страны от деятельности Олейника исчисляются десятками миллионов долларов. 

Еще в 1994 году российское правительство решило заблокировать все валютные счета Министерства обороны РФ во Внешэкономбанке, а взамен “живых” долларов выдать облигации. У Минобороны на счету в тот момент было 54 миллиона 33 тысячи долларов США — они-то и были заблокированы. На эту сумму военное ведомство получило 771 ценную бумагу, погасить которые государство обещало двумя траншами, в 2003 и 2008 годах. Три процента годовых по облигациям военные собирались использовать на обустройство войск, выводимых из зарубежья, — улучшение их социально-экономических и жилищных условий. Каких-либо иных вариантов использования облигаций валютного займа не предполагалось. 

Тогда еще Олейник не был в должности начальника ГУВБиФ. Он стал им в октябре 1996 года. Примерно в это же время, как установили ревизоры, ценным “военным” бумагам был дан ход: ГУВБиФ внезапно подписывает договор с “Восточно-Европейским инвестиционным банком” (позднее его переименовали в “Военный банк”) о передаче валютных облигаций на ответственное хранение (сроком на пять лет) и доверительное управление. 

Соглашение это было составлено явно не в пользу Минобороны: банкиры, наделенные исключительным правом владения бумагами, могли делать с облигациями все что заблагорассудится — покупать, продавать, передавать их полностью или частично... Настоящие же хозяева — военные финансисты — вообще не имели к ним доступа. Они даже не могли отозвать их обратно — таковы были условия сделки. 

Спрашивается — с чего это вдруг генерал Олейник в ущерб государственным интересам и хилому без того армейскому бюджету стал лоббировать интересы коммерческого банка? Ведь он вообще не имел права самостоятельно, без визы министра обороны, подписывать подобные договоры. Для чего же так рисковать? 

В кулуарах Главной военной прокуратуры говорят, что генерал Олейник был фактически “внештатным” хозяином “Военного банка”. А в материалах Счетной палаты прямым текстом говорится, что в Совете директоров этого коммерческого банка были “представители ГУВБиФ МО РФ”. 

Что за “представители” — история умалчивает. Но то, что они, эти “представители”, и их начальник — генерал Олейник — были лично заинтересованы в процветании банка, думаю, объяснять не стоит. Толщина кошельков военных финансистов напрямую зависела от кредитоспособности “Военного банка”.

Теперь легко объяснить и следующие метаморфозы.

В августе 1998 года грянул дефолт. “Военный банк”, как и все остальные, зашатался, но был подхвачен твердой генеральской рукой. Расплатиться по долгам с военными банк, естественно, не мог — в одночасье ценные бумаги номиналом 54 с лишним миллиона долларов обесценились до 4 миллионов 722 тысяч. По идее, надо было забрать хотя бы то, что осталось. Но в кулуарах финансового управления Минобороны был выработан другой план по поддержанию... Нет, не военного бюджета — “Военного банка”. 

Автор идеи неизвестен, но в жизнь ее воплотил все тот же Олейник. Генерал убедил министра поучаствовать в стабилизации финансового состояния банка, чтобы “превратить его в центр расчетно-кредитного обслуживания предприятий, организаций и учреждений Минобороны России и военно-промышленного комплекса”. Для этого, убеждал министра Олейник, надо всего лишь вложить деньги в именные облигации “Военного банка”. 

О том, что пользу от этих облигаций можно было извлечь разве что при поклейке туалета, финансист умолчал. 

Один росчерк пера — и военные финансы прочно осели в обанкротившемся было банке. Взамен Минобороны получило 172 тысячи бесполезных бумажек, красиво именуемых “облигациями “Военного банка”.

Из отчета Счетной палаты: “В результате допущенных начальником ГУВБиФ МО РФ экономически нецелесообразных и противоречащих законодательным и нормативно-правовым актам действий Минобороны России был нанесен материальный ущерб в сумме 50220 тыс. долларов США и приобретены бездокументарные конвертируемые именные облигации Банка (“Военного банка”. — Авт.) на сумму 344 млн. рублей”. 

На днях у Георгия Олейника, по-прежнему находящегося в следственном изоляторе “Матросская Тишина”, случился гипертонический криз. К нему был вызван врач, который установил, что у генерала сильно подскочило давление. Врач заявил, что состояние генерала не позволяет ему принимать участие в ближайших судебных заседаниях, и прописал ему постельный режим. 

По словам его адвоката, на состояние здоровья генерала повлияло известие о новом обвинении и повторном аресте. 

Печально, что здоровье высокопоставленного военного пошатнулось. Но у государства, которое по его милости лишилось 60 миллионов долларов, состояние гораздо плачевнее. 

В армии и в эти, относительно благополучные годы месяцами не выплачивается зарплата. Нищие офицеры, не имея возможности прокормить свои семьи, по-прежнему вынуждены решать свои проблемы одним способом — пуская себе пулю в лоб. 

Жаль, что в бытность начальником ГУВБиФ у генерала Олейника болела голова совсем не об этом... 

И сажают генералов совсем не так, как рядовых

Начальник управления боевой подготовки Сухопутных войск — замглавкома генерал-полковник А.Терентьев — обманным путем вступил во владение тремя квартирами. В ноябре 1999 года оправдан военным судом Московского гарнизона.

Генерал-лейтенант А.Сиваков — начальник тыла Войск противовоздушной обороны — за госсчет отремонтировал квартиру и установил казенную сантехнику. Узнав о готовящейся ревизии, распорядился фальсифицировать все документы.

Комендант охраны МО РФ генерал-майор В.Овсянников осужден к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года за злоупотребление служебным положением и хищение госимущества.

Главный инженер авиации Войск ПВО генерал-майор В.Ишутко осужден за взятки и злоупотребление служебным положением к 4 годам лишения свободы. Скрылся на Украине.

Командующий войсками Кавказского особого пограничного округа генерал-полковник В.Рузляев осужден за избиение подчиненных на погранзаставе “Верхний Ларс”. Приговорен к 6 месяцам ограничения по воинской службе. Освобожден от наказания по амнистии.

Первый замкомандующего фронтовой авиацией генерал-лейтенант А.Кренделев приговорен к 3 годам лишения свободы за квартирные махинации. Освобожден по амнистии.

Начальник департамента материально-технического обеспечения МЧС генерал-лейтенант И.Колтунов обвинялся в получении взятки и уклонении от уплаты налогов (ему инкриминировалось сокрытие от налогообложения 750 тысяч рублей). Амнистирован в 2000 г.

Заместитель командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД генерал-майор В.Одринский обвинен в использовании служебных полномочий вопреки интересам службы. Амнистирован в 2000 г.

Начальник управления заказов, поставок и ремонта вооружения Войск ПВО генерал-майор С.Колганов признан виновным в крупной растрате. Амнистирован в 2000 г.

Замначальника управления связи Войск ПВО генерал-майор В.Абрамов обвинялся в крупной растрате. Амнистирован в 2000 г.

Начальник Оренбургского высшего зенитно-ракетного училища генерал-майор А.Тамгин признан виновным в мошенничестве. Амнистирован в 2000 г.

Замкомандующего Владимирским объединением РВСН генерал-майор В.Каравайцев обвинялся в злоупотреблении должностными полномочиями. Амнистирован в 2000 г.

Начальник организационно-мобилизационного управления Главкомата Войск ПВО генерал-майор М.Марьяновский признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшими тяжкие последствия, служебном подлоге и изготовлении поддельных платежных документов. Амнистирован в 2000 г.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru