Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Русский курьер", 10.03.2004, Фото: virginia.ru

Марий Эл - сложное место работы для главы республики

Роман Долгополов

Леонид Маркелов

Преемственность власти на местном уровне осуществляется в России только двумя способами. Самое надежное - наследовать самому себе. Если у главы региона хватает политического веса, чтобы идти на третий срок, очередная новость о том, что "король умер - да здравствует король", не потревожит ни граждан, ни местную элиту. Если губернатор все-таки меняется, то все решения о преемственности единолично принимает победитель выборов: хочет - идет прежним путем, хочет - сворачивает, куда ему нужно. Обычно новые губернаторы не любят своих предшественников за их успехи, но зато их проблемы они с охотой делают собственными проблемами.

"Смотрите, какое наследство мне досталось, и что я с ним сделал" - эта фраза пригодится новому губернатору на следующих выборах, только в том случае, если удастся убедить электорат, что полученное наследство было мизерным на входе, и приумножилось на выходе. Например, в республике Марий Эл губернаторы меняются на каждых выборах. И нынешний глава региона Леонид Маркелов именно потому так часто и легко рапортует об успехах, что бывший губернатор Вячеслав Кислицин обрушил республику в долговую яму.

Но Кислицин тоже не молчит. Он уверяет, что после его ухода в дотационной экономике Марий Эл ничего в лучшую сторону не поменялось, и республика сегодня находится только потому на плаву, что федеральный центр стал аккуратнее исполнять свои денежные обязательства. Однако что именно изменилось в республике с приходом сменщика, Кислицин тоже знает: "Про меня говорили: край непуганых бандитов, а я считаю, что сейчас республика " край непуганых банкротчиков". Примечательно, что Кислицин не только критикует, но и вспоминает, как критиковали его. А если человек готов напоминать о себе такое, то сказать правду про действующую власть ему ничего не стоит. Бывшего губернатора обвиняли в связях с чеченскими террористами, которые якобы лечили ранения на государственных дачах Марий Эл. Журналисты писали, что Кислицин контролирует организованные преступные группировки, избивает чиновников своей администрации и через родственников и доверенных лиц управляет всем сколько-нибудь прибыльным бизнесом республики. Избиратели, которые неоднократно убеждались в крутом нраве Кислицина, решили, что такого смрадного дыма без огня не бывает, и в 2000 году проголосовали за Маркелова.

Кампания против действующего губернатора шла под лозунгом: "Кто угодно, только не Кислицин". Этой сверхзадаче Маркелов соответствовал наилучшим образом - он точно не был Кислициным и был для республики стопроцентным "кто угодно". Однако на излете своего губернаторского срока Маркелов все больше начал походить на человека, на которого ему ни при каких обстоятельствах походить было нельзя - за год до новых выборов Маркелов стал Кислициным.

Произошло это из-за того, что разбирая оставленное Кислициным проблемное наследство, Маркелов заигрался и не нашел в себе воли отказаться от некоторых вещей, которые следовало выбросить в первую очередь. Например, вести диалог с местным бизнесом с позиции силы начал еще Кислицин, а Маркелов всего-навсего не захотел менять стиль этого общения.

Но чтобы побеждать бизнес, Кислицин шел до конца и, если верить прессе, пользовался в своей борьбе не только законными методами. Маркелов пока эксплуатирует только свой административный ресурс. Он без всяких объяснений перекрывает неугодным заводам свет и газ, блокирует работу предприятий бесконечными проверками. Но однообразная тактика скоро перестанет работать, а местные деловые круги все активнее сплачивают ряды, и все резче заявляют о своем нежелании мириться с произволом республиканских властей.

По всей видимости, губернатор вскоре будет поставлен в ситуацию сложного выбора. Ему либо придется одерживать победу над бизнесом любой ценой, либо терпеть десятки судебных поражений. Оба пути чреваты крахом политической карьеры. Додавив бизнес методами прошлого губернатора, Маркелов может на следующих выборах услышать от своего избирателя: "Кто угодно, только не Маркелов", а лишившись какого-либо влияния на бизнес, Маркелов будет не в состоянии управлять республикой, даже если его переизберут на второй срок.

И хотя выборы в Марий Эл пройдут только в январе 2005 года, уже сейчас можно сказать, что четвертым губернатором республики станет тот, кто сможет лучше других рассказать избирателям, почему Марий Эл больше не должна быть ни "краем непуганых бандитов", ни "краем непуганых банкротчиков".

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru