Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Профиль", 14.04.2003, Фото: AFP

АСАДное положение

Американцы уже нашли следующую жертву для установления демократии

Президент Сирии
Башар Асад

В Сирии, как и в Ираке, правит диктатор, принадлежащий к партии БААС. А власть в этой стране передается по наследству, как в Северной Корее. Получается, что кандидат для следующей серии американской освободительной миссии на Ближнем Востоке уже найден. 

Американцев за Ирак критикуют все, кому не лень. Кроме, как ни странно, арабов. Улицы Каира, Эр-Рияда, Аммана, конечно, бурлят, но правительства Египта, Саудовской Аравии, Иордании как воды в рот набрали. Выделяется на этом фоне только Сирия. На прошлой неделе представитель сирийского МИДа Бусейна Шаабан заявила, что Сирия не собирается признавать иракскую администрацию, которую США создадут после окончательного разгрома Саддама. Поскольку это "оккупационный режим", а признавать можно только законно избранное правительство. За пару дней до этого Дамаск оповестил мир о телефонном разговоре между британским премьером Тони Блэром и сирийским президентом Башаром Асадом. Как сообщалось, Асад осудил операцию против Ирака, а Блэр пообещал, что Сирия не станет следующей целью военного удара. 

В общем, сирийское руководство нервничает. Операция в Ираке подходит к концу, а в то, что американцы успокоятся на свержении Хусейна, мало кто верит. Список кандидатов на новую "Несокрушимую свободу" довольно широк. И Сирия среди них занимает не последнее место. 

У Ирана и Северной Кореи есть ядерные программы, ракетные технологии, более или менее надежные покровители (Россия и Китай). У Сирии ничего этого нет. Зато в наличии более или менее дружественные отношения с иракским режимом, давние связи с террористическими организациями "Хезболлах" и "Исламский джихад" (из-за которых против Сирии еще в середине 80-х были введены экономические санкции) и нефтяные месторождения, которые могут приносить до $3 млрд. прибыли. 

Наконец, уже более 30 лет в Сирии существует диктаторский режим. 

С 13 ноября 1970 года Сирией правит династия Асадов. Ее основатель Хафез Асад (в переводе -- "оберегающий лев") пришел к власти в результате военного переворота, свергнув ничуть не более легитимный режим. Хафез Асад скончался в июне 2000 года, причем за несколько лет до смерти создал все условия для мирной передачи власти своему сыну Башару Асаду. 

Хафез Асад не просто создал современную Сирию и стал ее пожизненным президентом. В течение всей последней трети прошлого века он был одним из символов ближневосточной политики -- как Ясир Арафат или ныне тоже покойный король Иордании Хусейн. 

Председатель горкома

Хафез Асад родился 6 марта 1930 года в селении Кардаха неподалеку от Латакии, города-порта на Средиземноморском побережье, и стал восьмым ребенком в семье. Его отцом был крестьянин Сулейман аль-Асад. Правда, недоброжелатели сирийского президента, которых у него было немало, утверждали, что отца на самом деле звали Сулейман аль-Вахш (аль-Вахш переводится как "дикий скот") и, только повзрослев, Хафез взял себе более благозвучную фамилию. 

Семья Асадов принадлежала к религиозному меньшинству -- мусульманской секте алавитов. Алавиты составляют почти десятую часть населения современной Сирии и исповедуют веру, представляющую собой причудливую смесь шиитского ислама и христианства. Они считают халифа Али воплощением Бога и ставят его выше пророка Мухаммеда, почитают Христа и исполняют обряд причастия. Ортодоксальные мусульмане относились к алавитской общине с презрением и некоторым страхом. Этому в немалой степени способствовали некоторые экзотические обычаи алавитов, например традиция проводить богослужения на кладбищах. Хафез Асад, уже став президентом, приложил много сил к тому, чтобы исправить репутацию своих братьев по вере. В частности, он добился от одного из шиитских имамов издания фетвы (обращения к верующим со стороны авторитетных исламских теологов), согласно которой алавиты все же признавались мусульманами. 

Со времен Первой мировой войны, когда Сирия освободилась из-под власти Османской империи, в ней было очень неспокойно. Восстания против французов, которые пришли на место турок, буквально не прекращались. Только в относительно спокойном 1922 году Франция потеряла в Сирии 5 тысяч солдат убитыми. 

Детство и юность Хафеза Асада прошли в атмосфере, до предела насыщенной политикой. Ему едва исполнилось 16 лет, когда французские войска без единого выстрела покинули Сирию. Сирийцы гордились этим как собственным достижением, что не вполне справедливо: вывести войска Франции пришлось фактически под давлением Советского Союза. Однако всплеску национальных чувств в Сирии это факт нисколько не мешал. 

Асад к тому моменту уже покинул родное селение и перебрался в Латакию, чтобы завершить образование в средней школе. Неудивительно, что в городе он всерьез увлекся политическими вопросами. Вскоре он вступил в Партию арабского социалистического возрождения (БААС), находившуюся тогда на подпольном положении и насчитывавшую в Сирии всего около 500 членов. 

Идеология БААС соединяла в себе социализм и национализм. Лидеры партии требовали национализировать все компании с иностранным капиталом и объединить все арабские государства. 

БААС создавалась и по сю пору остается партией светской, к исламу равнодушной, что легко объяснимо: ее основатель Мишель Афляк исповедовал христианство. Отделения БААС действовали во многих арабских странах, но наибольших успехов партия добилась в Ираке и Сирии, где стала правящей. 

Благодаря религиозной индифферентности баасистов алавитское происхождение Хафез Асада не мешало его партийной карьере. Еще будучи старшеклассником, Асад стал председателем городского комитета БААС в Латакии. А вот в первой арабо-израильской войне 1948 года будущему президенту не удалось поучаствовать только из-за досадной случайности: на пункте приема добровольцев в Дамаске, куда он отправился, услышав о начале боевых действий, ему отказали по причине слишком юного возраста. 

Удачная стажировка

Политика была не единственным увлечением Хафеза Асада. В юности он мечтал стать врачом. Однако то ли под влиянием первой арабо-израильской войны, то ли потому, что не хватало денег на медицинское образование (так гласит официальная биография), он выбрал военную карьеру. Будущий президент поступил на летный факультет одного из сирийских военных колледжей. 

Закончив его, Асад благодаря своим связям в партии БААС, ставшей к середине 50-х годов влиятельной политической силой, смог поступить в сирийскую Академию ВВС, а затем отправиться на стажировку в Египет и Советский Союз. 

Едва ли капитан Асад, изучавший мастерство летчика-истребителя на военной базе под киргизской столицей Фрунзе (ныне Бишкек), имел возможность близко познакомиться с тогдашним советским руководством. Несмотря на активную пропаганду, не превратился он и в убежденного социалиста советского образца. Однако когда несколько лет спустя Асад пришел к власти в Сирии, в СССР знали: это свой. 

Не хуже складывалась и партийная карьера Асада. Уже к началу 60-х годов он превратился в одного из лидеров сирийской БААС, причем контролировал ее важнейшее -- армейское -- крыло. Пользуясь своим влиянием в партии, он активно продвигал на высшие посты выходцев из алавитской общины. Наконец, он серьезно укрепил свои позиции среди единоверцев, женившись на Анисе Махлюф, представительнице одного из самых богатых и влиятельных алавитских кланов. 

Все это и привело его к вершинам государственной карьеры. После баасистского переворота в Сирии 8 марта 1963 года Асад стал бригадным генералом, командующим сирийскими ВВС и ПВО, затем, в 1966-м, после так называемой революции 23 февраля, когда к власти пришли левые баасисты, министром обороны. 

Хафез Асад спокойно ждал, пока его товарищи по партии национализировали все минеральные ресурсы и промышленность Сирии, проиграли Израилю "шестидневную войну" в июне 1967 года и потеряли в результате этого Голанские высоты и город Эль-Кунейтра. А затем, пользуясь недовольством населения, организовал военный переворот под лозунгом исправления ошибок или, как говорили в таких случаях его советские коллеги, перегибов. 

Хозяин

К ноябрю 1970 года короткая история независимой Сирии насчитывала уже более двух десятков военных переворотов. Переворот, организованный Асадом, стал в их череде последним. До сих пор никто из политических соперников не сумел всерьез поколебать власть династии. 

Вернув владельцам кое-что из национализированных левыми баасистами мелких промышленных предприятий, Асад сбил волну недовольства прежним правительством. А окончательно поставив под свой контроль нефтяную промышленность, он превратился в полноправного хозяина сирийской экономики. Кстати, именно хозяином его за глаза называли в ближайшем окружении. 

Армию и спецслужбы по-прежнему контролировали выходцы из алавитской общины. Представители богатых семей, не исповедующие это направление ислама, довольствовались хозяйственными постами. Президент (Хафез Асад занял этот пост после "народного волеизъявления" в марте 1971 года) и по совместительству главнокомандующий в звании фельдмаршала возвышался над всей этой системой сдержек и противовесов. 

Центральной внешнеполитической идеей президентства Асада стала бескомпромиссная борьба с Израилем. В 1973 году, получив солидную советскую помощь, сирийский президент попытался вернуть утраченные несколько лет назад территории на Голанах. Однако израильтяне отразили наступление войск и настолько продвинулись вглубь территории Сирии, что могли наносить артиллерийские удары по Дамаску. От полного разгрома Асада спасла только помощь со стороны соседних арабских режимов и активные действия советских дипломатов в Совбезе ООН. 

Поражение не привело к падению авторитета президента внутри страны. Как и Саддам, Асад умел внушить народу, что, несмотря на все обстоятельства, он является великим полководцем. 

Кроме того, имидж несгибаемого борца с сионистами и империалистами, который Асад приобрел в результате войны, оправдывал себя вне зависимости от военных успехов. Пользуясь этим имиджем, сирийский президент стал получать обильную финансовую помощь как от арабских нефтяных монархий, так и от СССР. Президент и сам не жалел денег. Военные расходы Сирии в 70--80-е годы поглощали до 50% ее бюджета. 

В итоге Асаду удалось создать довольно мощную по арабским меркам армию. И даже взять некоторый реванш за поражение 1973 года, захватив большую часть соседнего Ливана, ослабленного гражданской войной. Правда, торжество было недолгим. Уже в начале 80-х в Ливане сирийцев потеснил Израиль, который в очередной раз разгромил непобедимого полководца Хафеза Асада. Не помогло даже то, что некоторыми сирийскими дивизиями командовали советские военные консультанты. 

Районы Ливана, оставшиеся под контролем Сирии, стали питательной базой для взращивания антиизраильских террористических организаций. Вместе с Ираном Хафез Асад подкармливал "Хезболлах", а самостоятельно -- "Исламский джихад". Сложнее складывались отношения с Организацией освобождения Палестины. Хафез Асад и Ясир Арафат, соперничавшие за финансовую помощь нефтяных монархий, друг друга очень не любили. 

Правда, поддерживая исламистов за рубежом, Хафез Асад не выносил их присутствия у себя дома. Лидеры экстремистской организации "Братья-мусульмане", действовавшей в Сирии на протяжении многих десятилетий, постоянно напоминали населению о "неправильной" с точки зрения "чистого" ислама религиозной принадлежности президента. Опасаясь последствий такой пропаганды, Асад шел на исключительно жесткие меры по отношению к "братьям". В 1982 году его войска после месячной осады и артобстрела взяли штурмом третий по величине в Сирии город Хама, в котором находился главный центр исламистов. Число жертв достигло нескольких десятков тысяч. 

Из офтальмологов -- в диктаторы

В итоге после двух десятков лет правления у Хафеза Асада осталось только два врага -- старость и болезни. В 90-х врачи обнаружили у него диабет и лейкемию, сирийский президент перенес несколько инфарктов. Одним из побочных эффектов лечения стало облысение. Поэтому на публике Асад появлялся в кепке, а на парадных портретах его по-прежнему изображали с густой, как и полагается "льву", гривой. 

О передаче власти кому-нибудь из сыновей президент начал задумываться давно. Долгое время на роль преемника Асад готовил своего старшего сына Баселя, однако в 1994 году наследник погиб в автокатастрофе. Многие до сих пор считают, что это было подстроено людьми из ближайшего окружения Асада, претендовавшими на власть. Как бы то ни было, президенту пришлось искать нового преемника. 

Его выбор пал на следующего по старшинству сына -- Башара, которому на момент смерти брата исполнилось 29 лет. Башар Асад, который в то время учился в ординатуре одного из лондонских медцентров на офтальмолога, не задумывался о государственной карьере. Но планы срочно пришлось менять. Хафез Асад вызвал сына из Лондона и спешно начал превращать врача в будущего президента. Для начала Башар был в звании капитана зачислен в элитное сирийское соединение -- Дивизию республиканской гвардии. Затем ему были поручены некоторые внешне- и внутриполитические дела. 

При этом Хафез Асад стремился поручать сыну только такую работу, которая могла бы способствовать росту его популярности. Например, Башар возглавил бюро по рассмотрению жалоб и обращений граждан и кампанию по борьбе с коррупцией. Последнее, кстати, позволило президенту вовремя избавиться от некоторых потенциальных конкурентов его сына. Так, незадолго до смерти самого Асада покончил с собой премьер-министр Сирии Махмуд Зуби, обвиненный в получении взяток. В отставку был отправлен влиятельнейший шеф военной контрразведки генерал Али Дуба, а его место занял зять Хафеза Асада и большой друг Башара Асеф аш-Шаукат. Наконец, в Дамаске были ликвидированы несколько компаний, принадлежащих младшему брату Хафеза Асада -- Рифаату, когда-то сыгравшему важную роль в уничтожении "братьев-мусульман", но проявившему после этого чрезмерные амбиции и изгнанному президентом от греха подальше в Швейцарию. 

Стоит отметить, что в разгроме политических противников активнейшее участие принимал сам Башар Асад. Вопреки всем ожиданиям, из врача он быстро превращался в будущего диктатора. А тут еще израильский премьер Эхуд Барак вывел израильские войска из Южного Ливана. В Сирии это было воспринято как крупная победа Башара, отвечавшего за ливанское направление в руководстве страны. 

В результате переход власти от отца к сыну прошел как по нотам. В день смерти Хафеза Асада 10 июня 2000 года сирийский парламент внес поправки в конституцию, понизившие возрастной ценз для кандидатов в президенты с 40 до 34 лет (возраста наследника). После этого депутаты единогласно избрали президентом Башара, а чуть позже был проведен референдум, на котором их решение поддержали 97% избирателей, причем многие сирийцы из алавитской общины ставили отметки в бюллетенях собственной кровью. 

Пока Башар вполне справляется с задачей сохранения власти. Во всяком случае, ни о каких крупных конфликтах в руководстве Сирии пока не слышно. Сам президент настроен весьма решительно. Своего первого сына, родившегося полтора года назад, он назвал в честь отца. С прозрачным намеком на то, что в будущем Сирией будет править Хафез II. Вопрос только в том, не помешают ли престолонаследию американцы. 

 

Другие материалы раздела:
Башар Асад и Сирия
Испанская прачечная дяди Асада
Приговор дяде - 4 года
Активы в Москве на $40 млн

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru