Наследие "Ленинца" кормит семью Андрея Турчака
Коммерческая недвижимость на 50 млрд руб. и личная на 1,5 млрд руб. родственников первого зампреда Совета Федерации
Оригинал этого материала© proekt.media, 07.09.2022, Настоящие агенты ч.003, Фото: ТАСС, er.ru, informpskov.ru, r-housedesign.fr, sobaka.ru
Виталий Солдатских, Дмитрий Сухарев, при участии Михаила Рубина и Михаила Маглова
Андрей Турчак, второй человек в Совете федерации и партии «Единая Россия», с октября 2017 года — секретарь генсовета партии «Единая Россия», а с сентября 2020 года — первый заместитель председателя Совета федерации, — один из главных ястребов войны с Украиной. Он ездит на оккупированные территории. 3 июля Турчак посетил Мариуполь, где встречался с главой самопровозглашенной ДНР Денисом Пушилиным, провожает в бой российские войска, в августе он посетил частное учебное заведение «Российский университет спецназа» в Чечне, где провожал на войну 200 выпускников, и критикует тех коллег, кто проявляет себя недостаточно воинственно. В частности, он критиковал пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова за его слова о том, что Россия несет «значительные потери войск» и что это «огромная трагедия», а также назвал национал-предательством и поведением «пятой колонны» действия на тот момент главы «Фонда Сколково» Аркадия Дворковича, открыто выступившего против войны.
Ненастоящие ленинцы
Июнь 1996 года. Первый президент России Борис Ельцин возлагает венок к памятнику защитникам Ленинграда. Сразу после Ельцин должен был отправиться в Дом советов на Московской площади, где с советских времен размещалось научно-производственное объединение «Ленинец». Но оказалось, что не все в силах президента — Ельцина на «Ленинец» не пустил тогдашний руководитель предприятия Анатолий Турчак, отец Андрея Турчака. Этот эпизод приводит писатель Сергей Уткин , в книге «История болезни», в то время работавший на «Ленинце». Турчак якобы так боялся, что президент увидит на месте оборонного предприятия коммерческих арендаторов и разруху, что вспомнил о том, что «Ленинец» — режимное предприятие. «Не пущу!» — сказал он про Ельцина, и не пустил, ссылаясь на то, что у гостей из Москвы не было допуска на секретный объект. Президента увезли на осмотр атомного крейсера.
Возможно, эта история — выдумка писателя, она тем не менее верно отражает главное — богатство семьи Турчака основано на базе недвижимости советского и российского оборонного комплекса, доставшейся им в «лихие 90-е», сетовать на которые любит Владимир Путин , в частности, он жаловался на то, что в 90-е в стране полностью развалилась социальная сфера, промышленность, оборонка. «Мы практически развалили вооруженные силы», — говорил Путин в 2019 году.
Турчак-старший устроился в «Ленинец» еще в 1960 году слесарем. Спустя годы — по одной из версий в секции дзюдо спортивного клуба «Турбостроитель» — Турчак-старший познакомится с молодым Путиным, писал петербургский историк и журналист Лев Лурье. Правда, Андрей Турчак утверждал, что его отец никогда не занимался дзюдо. Это знакомство сыграет важную роль в жизни Турчака: в начале 90-х, когда он уже будет директором «Ленинца», мэрия Петербурга будет выдавать ему разрешения на открытие совместных предприятий с западными компаниями. Этими вопросами на посту главы комитета по внешним связям мэрии занимался как раз Путин. Последний даже пригласит Турчака-старшего в политику, сделав его своим заместителем по петербургскому отделению движения «Наш дом — Россия».
«Проекту» удалось найти более 100 нежилых зданий и 35 участков общей площадью почти полмиллиона квадратных метров, которые оформлены на компании, связанные с «Ленинцем». Рыночная стоимость квадратного метра офисного помещения в Санкт-Петербурге до войны была около 150 тыс. рублей, следует из данных мониторинга цен от Restate. Если опираться на эту цифру, то по грубым расчетам коммерческая недвижимость семьи Турчаков может стоить примерно 50 млрд рублей (около $850 млн по текущему курсу).
Лишь около четверти этих зданий сейчас занимают оборонные предприятия, все остальные превратились в бизнес-центры, складские и производственные помещения, сдающиеся в аренду. «Играют в оборонщиков. Работу имитируют, а на самом деле они тривиальные рантье», — рассказывает бывший топ-менеджер одного из оборонных предприятий «Ленинца».
Сдача зданий в аренду приносит семье неплохой регулярный доход , при выручке в размере около 1,5 млрд рублей в 2021 году сдача в аренду офисной недвижимости принесла семье Турчаков полмиллиарда рублей чистой прибыли. В некоторых случаях недвижимость бывших оборонных предприятий продается под коммерческую застройку. Так, к примеру, не повезло историческому зданию ленинградского электромеханического завода «Спутник» на Волковском проспекте: одна из связанных с «Ленинцем» компаний в 2016 году судилась , ООО «Завод бытовой техники» (ООО «ЗБТ»), дело номер А56-45400/2016 с мэрией за право выкупить землю под зданием завода. Суд она выиграла, землю выкупила, а спустя год продала строительной компании ЦДС. В 2021 году здесь появился ЖК «Волковский», в котором жене Андрея Турчака Кире принадлежат 20 квартир и помещений — через ООО «ЗБТ».
Их общее
«Это все наше общее, но я главный акционер: как скажу — так и будет», — этими словами Турчак-старший в 2015 году отвечал на вопрос о том, кто участвует в семейном бизнесе. К тому моменту его сын Андрей уже не первый год занимался политикой и по закону не мог участвовать в бизнесе, но это не смутило его отца.
Вот как выглядит «их общее» сейчас. Дом советов, в который Турчак-старший якобы не пустил Ельцина, почти сразу превратился из штаб-квартиры оборонного предприятия в бизнес-центр «Московский 212». Это огромное здание, в котором около семи сотен рабочих помещений, сдающихся в аренду. Сейчас здесь можно купить страховой полис, получить юридические услуги, сходить на йогу и массаж. Это флагманский бизнес, приносящий около 100 млн рублей в год.
Здание в стиле советского модернизма на Бухарестской улице принадлежало НИИ «Системотехники», входившему в «Ленинец». Еще в 2019 году на авиасалоне МАКС можно было посмотреть на производимую им продукцию, — например, поисково-прицельный комплекс «Новелла». Его устанавливали на боевые самолеты для поиска и сопровождения вражеских кораблей и авиации.
Сейчас это здание облицовано серым сайдингом, а на углу висит вывеска «Бизнес-центр Бухарестская 24». Аренда здесь существенно дешевле, чем в Доме советов, но тем не менее этот офисный центр приносит семье Турчаков около 20 млн рублей в год , следует из финансовой отчетности компании ООО «Бухарестская 24» за 2021 год.
Компании также доверили секретный проект «Дротик». СМИ писали, что под этим кодовым названием ведется разработка авиационной системы перехвата нестратегических средств нападения. Проект «Дротик» то сворачивали, то возобновляли, и его нынешний статус туманен. Когда приехавшая для приемки материалов по проекту «Дротик» комиссия Минобороны явилась в корпуса «Заслона», она обнаружила там разобранный телескоп, сломанный макет ракеты, два старых ноутбука и несколько серверов. Документы и программное обеспечение якобы пропали , об этом в 2017 году писала «Газета.ру» со ссылкой на свои источники. В компании «Заслон» тогда опровергли лишь пропажу секретных документов.
Занимался «Ленинец» и выпуском товаров народного потребления. Ему достались заводы, производящие холодильники, пылесосы «Вихрь», кофемолки, кофеварки и детские игрушки. Так, на Софийской улице 14 и сейчас почти в неизменном виде стоит девятиэтажное здание, на крыше которого выложено слово «Ленинец». Некогда это был Ленинградский электромеханический завод «Спутник». Сейчас это бизнес-центр «Софийская 14», которым в молодости руководил — следует из публикаций того времени – Андрей Турчак, а сейчас он достался его жене.
Личная недвижимость семьи Турчаков





Военно-промышленная дача
«Научно-исследовательский институт системотехники», который полвека до своей ликвидации в 2019 году занимался созданием авиационных и морских радиоэлектронных систем, был зажиточным советским предприятием. Кроме упомянутого ранее здания на Бухарестской улице в собственности НИИ был значительный кусок берега Финского залива рядом с поселком Логи в Кингисеппском районе Ленинградской области. На песчаных поросших живописными лесами берегах располагалась испытательная база НИИ.
Информацию об этом полигоне не найти в интернете, так как проходившие там тесты были секретными. Там, в частности, испытывались датчики, необходимые для обнаружения подводных лодок , вспоминает один из экс-руководителей «Ленинца». Въезд на эту территорию охраняется и сейчас, но по другой причине. Два поста охраны отделяют от страны закрытый поселок, построенный для семьи Турчаков.
Самый большой дом здесь — двухэтажный особняк, стоящий на песчаном пляже в окружении хвойного леса — записан на Бориса Турчака. Доминантой заднего двора этой виллы стал бассейн площадью около 80 м? с шезлонгами и беседкой. С другой стороны дома — аккуратный ландшафтный дизайн.
По документам, эту землю Турчак приобрел у НИИ «Системотехники», всего ему принадлежит 5 участков, общей площадью свыше 20 тысяч квадратных метров. Оценить стоимость этой недвижимости очень сложно, поскольку поблизости не продаются дома и земля такого типа. По нашим оценкам, стоимость объектов семьи Турчаков на территории полигона может составлять от 200 до 500 млн рублей.
Французский агент
Семья патриота Турчака любит Францию, страну НАТО. В 2013 году команда Алексея Навального обнаружила у Турчака компанию в Ницце, на которую были оформлены апартаменты стоимостью 1,3 млн евро . Навальный в своем расследовании указывал, что Турчаку принадлежит дом, но он совершил ошибку, вероятно, из-за неточного отображения адреса на картах. В действительности Турчаку принадлежали апартаменты в многоквартирном доме. Турчаку в срочном порядке пришлось дополнять свою декларацию, а позже — и продавать недвижимость.
Впрочем, как выяснил «Проект», это не помешало семье Турчака продолжать отдыхать в том же месте Франции с еще большим размахом.
Согласно французским телефонным справочникам, контактным лицом монакской фирмы указана некая Лариса Орлова , например, здесь и здесь. Бывшая владелица этой виллы — Фабьена Серфати, которая владела домом до 2012 года — сообщила «Проекту», что покупателем у нее выступил человек по фамилии Коротков. Кто такие эти Орлова и Коротков?
Могли ли Орлова и Коротков позволить себе такую покупку — ведь цена виллы была свыше 8 млн евро? Вряд ли. Все официальные доходы Орловой за предшествующие сделке 10 лет суммарно были меньше 1 миллиона рублей , следует из утекших ранее данных о доходах физлиц. Коротков — бизнесмен, он может быть связан , следует из данных СПАРК, с 31 компанией, из которых только 6 действующих, «АВК-Транс», «ПК Терра», «Терра-Агро», «Терра-Еропкино», «Терра-Терминал», «Терра-Транс». Суммарно они приносят ежегодные убытки на несколько десятков миллионов рублей, следует из их бухгалтерской отчетности. Официальный доход самого Короткова не сильно выше, чем у Орловой — за аналогичный период перед покупкой виллы он официально зарабатывал в среднем около 175 тыс рублей в год, также следует из утекших ранее данных о доходах физлиц.
Орлова на вопрос, знакома ли она с Кирой Турчак, ответила лишь, что «не рекомендовала бы задавать такие вопросы по телефону», а про связи с французской виллой комментариев не дала. Проигнорировала вопросы редакции и пресс-служба «Единой России».
Тем не менее «Проект» имеет основания утверждать, что как минимум супруга генсека «Единой России» регулярно проводила время в стране НАТО вплоть до самого последнего времени. Как следует из ранее слитой на черный рынок базы авиаперелетов, Кира Турчак регулярно ездит во Францию — то в Ниццу, то в Париж.
Не любой сраный губернатор
Андрей Турчак любит пиар. В сентябре 2014 года к подъездам домов, где живут известные московские журналисты, подали представительские «мерседесы», отправленные губернатором бедствующего российского региона — Псковской области. Журналистов отвезли в аэропорт, откуда на специально зафрахтованном «суперджете» доставили в Псков на встречу с местным губернатором Турчаком. Формальной целью пресс-тура было освещение организованного в регионе фестиваля имени Сергея Довлатова, что лишь добавляет мероприятию абсурдности — в иной ситуации вся эта ситуация могла стать темой для сатирического очерка известного писателя о советских журналистах и номенклатуре. Участников поездки Турчак отбирал лично — вместе с ведущей «Первого канала» Екатериной Андреевой в Псков повезли продюсера Алексея Бокова, кинокритика Антона Долина, галеристку Айдан Салахову, поэтессу Веру Полозкову и других , по словам двух журналистов, участвовавших в пресс-туре, что также подтверждается публикациями того времени.
В итоге вышел целый номер сервильного журнала «Русский пионер», посвященный грядущему фестивалю и Турчаку. Впрочем, Долин опубликовал в журнале «Афиша» и нелестную статью: когда фестиваль «возглавляет человек с сомнительной репутацией», то он оказывает писателю и его наследию медвежью услугу, писал кинокритик, Долин в разговоре с «Проектом» подтвердил участие в пресс-туре в Псков.

Зачем этот пресс-тур понадобился губернатору Турчаку? На протяжении нескольких лет перед этим имидж Турчака нес немалый урон, а человеку с масштабными политическими планами это очень некстати.
Дело в том, что имя Турчака стало неразрывно связано с жестоким избиением журналиста Олега Кашина. В 2010 году во время случайной полемики в «Живом журнале» Кашин предложил сравнить главу Калининградской области Георгия Бооса «с любым губернатором, даже не с Рамзаном и не с Тулеевым, с любым сраным Турчаком». Псковский губернатор в ответ написал свой комментарий, в котором дал Кашину 24 часа на извинения. Тот отказался.
Почти через три месяца камеры видеонаблюдения во дворе дома, где жил Кашин, зафиксировали ужасную сцену, как неизвестные, подкараулив журналиста, нанесли ему 56 ударов железным прутом. Кашин выжил, а после выписки из больницы покинул Россию. Тогдашний президент Дмитрий Медведев обещал найти заказчика нападения, «независимо от его места в общественной системе координат».
Расследование почти не двигалось, пока в 2014 году Следственный комитет не начал вести другое дело — о похищении управляющего АО «Заслон», входит в «Ленинец», Александра Горбунова. Похитители заставили Горбунова признаться на видеокамеру, что заказчиком избиения Кашина был Турчак, а сам Горбунов — организатором этого преступления. Дальше — больше. По делу о похищении Горбунова задержали его бывших подчиненных. Один из них рассказал СМИ, что организовал похищение Горбунова для того, чтобы на него «не свалили» дело о покушении на Кашина, а также из-за опасений, что его как опасного свидетеля могут устранить. Сотрудники «Ленинца» были арестованы, признали вину и тоже назвали Турчака заказчиком преступления. Стенограмма допроса одного из нападавших на Кашина утекла в прессу.
В итоге эти двое были осуждены за похищение Горбунова. О их роли в деле Кашина следствие ничего не сказало. Сам Андрей Турчак все обвинения отрицал и связывал историю похищения Горбунова с корпоративным конфликтом.
Формально дело о нападении на журналиста до сих пор не завершено. Следователь, который его вел, был отстранен, а об успехах его сменщика ничего не известно. Сам Кашин сказал «Проекту», что о каких-либо подвижках в расследовании не слышал с 2015 года.
Все это не помешало Турчаку получить из рук Медведева, когда-то обещавшего «оторвать голову» напавшим на Кашина, должность секретаря генсовета «Единой России». В ответ — уже после вторжения в Украину — ястреб Турчак вручил партбилет «Единой России» Илье Медведеву, сыну другого ястреба этой войны.