Оригинал
этого материала
© lisij-hvost,
09.03.2008
Артсадизм в Айдан-галерее на Тверской
Наталья Эденмонт любит убивать котов, кроликов, мышей и свеженькими фоткать их отрезанные головы
![]() |
Айдан Салахова |
***
[Октябрь 2004 года]
Центр защиты прав животных vita.org бьеца в истерике по поводу того, что по горло сытая арт-тусовка со скуки уже перешла на издевательства над животными.
- Они все равно были обречены на смерть, - рассуждает Айдан Салахова. - Мы ведь едим яичницу, рыбу, мясо. Тогда почему все то же, но запечатленное на фотопленку, вызвало такую негативную реакцию? Если бы Наталья Эденмонт делала свои снимки с помощью монтажа, я бы не выставляла ее работы. Именно потому, что они сделаны таким необычным способом, «Натюрморты» здесь."
Уж чего-чего, а маньяков, садистов и извращенцев в нашей стране хватает.
Мы давно привыкли к фотографиям изуродованных тел, которые демонстрируют
средства массовой информации. А теперь представьте, что расчлененка с
успехом выставляется в художественной галерее, убийца называет себя
художником и рассказывает пришедшим на выставку родителям и детям, как он
убивает и расчленяет свои жертвы для создания очередного "художественного
произведения". Скажете, такого не может быть? И напрасно. Буквально на днях
в Москве закрылась выставка художницы Натальи Эденмонт "Натюрморты". Слово
натюрморт в переводе означает "мертвая натура", и экспонаты точно
соответствовали этому названию. На огромных фотографиях были представлены
расчлененные тела - пока, правда, не людей, а кошек, кроликов, крыс и
других наших братьев меньших. Отрезанные конечности "красиво"
раскладывались по вазам, вырванные глаза вставлялись в цветы, а отсеченные
головы украшались кружевами. А чтобы у посетителей не возникло мысли, что
их обманули и продемонстрировали банальный фотомонтаж, художница поминутно
описывала процесс творчества. Первая минута - собственноручное убийство,
вторая - расчленение, а дальше...
- У меня есть всего 15 минут для проведения фотосессии. Если промедлить,
глаза начинают стекленеть, и пропадает эффект живости и свежести.
* * *
- К сожалению, такие выставки стали привычным явлением, - считает президент
Центра по защите прав животных "Вита" Ирина Новожилова. - В погоне за
дешевой славой сытая и скучающая арт-тусовка придумывает все более
изощренные ходы. Для таких художников демонстрация жестокости -
единственная возможность привлечь к себе внимание.
- Как давно в нашей стране стали появляться тенденции такой арт-жестокости?
- Первой ласточкой можно считать акцию 1992 года. Любители высокого
искусства собрались, чтобы посмотреть, как на их глазах зарежут поросенка.
"Художественный проект" показали по нескольким телеканалам, однако
официальных протестов не прозвучало. А потому естественно, что уже через
два года в той же галерее устроили очередной перформанс с демонстрацией
татуированных свиней. В том же 1994 году, но уже в другой московской
галерее одна художница устроила очередные кровавые игрища с животными. На
акции "Оплодотворение" она вскрыла живую рыбу, набила ее живот гранатовыми
зернами и еще трепещущую привязала к своему голому телу. В 1999 году ее
"подвиг" повторил другой художник. Разрезав рыбе живот, он набил его
пластмассовыми буквами из детского алфавита. Рыба от боли разевала рот и
издавала звуки, которые художник усиливал микрофоном.
- Директор галереи, в которой выставлялась Эденмонт, заявила, что своей
выставкой "хотела немного взбудоражить слишком расслабленную художественную
жизнь Москвы". Кроме того, галерейщица считает, что современного художника
нельзя ограничивать в праве общаться с любыми волнующими его темами.
- О какой свободе может идти речь, если художники, к счастью, вынуждены
ограничивать себя животными - ведь человеческая жизнь пока охраняема. Если
бы не УК, на выставке Эденмонт вполне могли бы появиться натюрморты с
человеческими глазами, ушами и головами. Тем более что такие экспонаты уже
встречались. Были и абажуры, и поздравительные открытки из человеческой
кожи... А создавали их люди, получившие художественное образование. Кстати,
у Эденмонт существует более "продвинутый" аналог - англичанин Джоэль Питер
Виткин, чьи выставки сопровождаются яростными скандалами. Одну из них лично
пыталась закрыть английская королева. На снимках художник показывает свои
некрофильские фантазии - людей с вывалившимися внутренностями, танцующих
уродцев, скелеты. Единственное его оправдание - все снимки сделаны с
помощью фотомонтажа, и ни один человек при их создании не пострадал.
Недавно у англичанина появился российский последователь. Один художник год
назад презентовал свой фотопроект "Город Мертвых". Его герои - мертвецы,
доставленные из морга со следами таксидермии.
- Я вспомнила, как года полтора назад городские власти решили поднять
художникам арендную плату за мастерские. Ох, как они рыдали и жаловались!
Причем главным их аргументом была собственная беззащитность. Мол, художник
- человек не от мира сего, практически святой, и обидеть его все равно что
ребенка.
- В последнее время "беззащитные художники" все чаще играют со смертью, и
почему-то всегда с чужой. Я считаю, что, если такой творец не может
самовыражаться без крови, пусть тогда использует собственное тело, а не
убивает слабых и беззащитных. Именно так сделали художники из московской
"Секты абсолютной любви". В одной из галерей они зашивали друг другу губы
иголкой с ниткой. А два года назад уже британский художник чуть не
простился с жизнью во время очередного перформанса - он вспорол себе живот
и начал писать картины собственной кровью. Но в подавляющем большинстве
художники смело расправляются с другими, а в отношении себя проявляют
редкую трусость.
- Не попадают ли общественные проявления арт-жестокости под статьи УК?
- К сожалению, некоторыми представителями творческой братии действительно
должны заниматься правоохранительные органы. К тому же, по мнению
специалистов института психиатрии, такие работы могут вызвать положительные
эмоции только у людей с поврежденной психикой и склонных к насилию. Недавно
я прочла статистику, из которой следовало, что 80% садистов и маньяков
начинали свою деятельность с убийства насекомых…