Стюардесы за 40 и крупнее 46-го размера судятся с "Аэрофлотом" из-за дискриминации
Оригинал этого материала© "Радио Свобода", 21.02.2017, Фото: via globalrussians.com, via "Радио Свобода"
"Старые, толстые, страшные"
Елизавета Маетная![]() |
Виталий Савельев |
Несогласные с таким подходом бортпроводницы уже писали жалобы Путину, обращались за помощью в прокуратуру, а теперь, как выяснило Радио Свобода, подали заявления в суд, обвиняя "Аэрофлот" в нарушении их трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту.
Евгении Магуриной 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.
— Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, — рассказывает Евгения Магурина. — Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды — теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.
Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина.
"Если бы не экстренная посадка в аэропорту Варшавы, могло произойти непоправимое", — написал Шалоян в "Аэрофлот". Он отметил не только высокий профессионализм экипажа, но и человечность сотрудников, принявших единственно верное решение, которое в итоге спасло ему жизнь. Но ни опыт, ни высокая квалификация, ни благодарности пассажиров не вернули Магуриной прежнюю жизнь — перестав летать за границу, она резко потеряла в зарплате, поскольку выплаты за выполнение рейсов за пределы России в несколько раз превышают оплату за рейсы по стране.
По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. — РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз.
42-летняя Наталья, другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты.
— Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже, — вспоминает Наталья. — Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам — в какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц. Если честно, то меня буквально штормит от усталости…
У Натальи аккуратная прическа и укладка, свежий маникюр и ухоженное лицо. Дома из рейсов ее ждут двое сыновей-школьников и муж, который тоже работает в "Аэрофлоте" в одной из наземных служб.
— Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову — у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали — в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, — добавляет она. — Мужу моему худышки тоже никогда особо не нравились. И почему в конце концов я должна над собой издеваться, следуя чьим-то капризам и представлениям о прекрасном?
В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", — следует из документа. Что же касается требований к внешнему виду членов кабинного экипажа, то они тоже прописаны довольно четко: сотрудник "должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела". Кроме того, член экипажа обязан "заботиться о личной гигиене и здоровье: принимать душ перед выходом на работу, не допускать появления запаха пота, при необходимости использовать освежающие средства для полости рта, отсутствие зубов или их дефекты не должны быть видны".
![]() |
"Шефу понравились азиатки, — шептались в авиакомпании, — и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей".
Появились и другие "пожелания": например, бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки. Поскольку это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов, опытные стюардессы приседать отказались. Молодые, многие из которых учатся в кредит, который отдают потом авиакомпании в течение трех лет, оказались более сговорчивыми.
Впрочем, в объявлениях о наборе новых сотрудников никаких особых требований к внешности кандидатов нет. В них говорится, что потенциальный бортпроводник должен иметь образование не ниже среднего и также владеть иностранным языком, а в его должностные обязанности входит "обеспечение безопасности в полете, обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна". При налете санитарной нормы в 80 часов ему гарантируется стабильная зарплата от 50 до 80 тысяч рублей (оклад плюс мотивационная часть).
Собственно, в "мотивационной части" в качестве одного из критериев оценки работы есть графа "успешность", которая измеряется в баллах. Согласно внутреннему документу, с которым ознакомилось Радио Свобода, в нем указан "рост для женщин 160–175, вес пропорционально росту, размер одежды — 42-48". Как следует из официального ответа "Аэрофлота", который получила Евгения Магурина, доплату за "личный вклад" ей резко снизили, потому что размер ее одежды был больше.
Между тем во всех публичных документах, в том числе в кодексе корпоративной этики "Аэрофлота", утверждается, что авиакомпания "уважает основные права и свободы работников, предоставляет равные возможности и гарантирует работникам защиту от любых форм дискриминации". О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ), а "ношение или не ношение определенного размера одежды не относится к деловым качествам работника", следует из постановления Пленума Верховного суда.
"Я не понимаю, почему государственная компания позволяет себе подобный беспредел, превращая серьезное предприятие в модельное агентство? — написала Евгения Магурина президенту Владимиру Путину. — Из-за наложенных на людей ограничений рейсы выполняются минимальным составом, даже на тех направлениях, где предполагается уборка самолета силами экипажа, отпуск у нас 70 дней, но больше 56 не дают, а тех, кто пытается защищать свои права, наказывают ежедневными короткими рейсами типа Москва — Нижний Новгород. Практически никто из тех, кто попал в группу СТС, не может короткими рейсами налетать санитарную норму, что в итоге отражается не только на зарплатах, но и в дальнейшем на пенсии".
Магурина подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. В Росавиации ей посоветовали писать в прокуратуру. В прокуратуре ответили, что, хотя "применение мер дисциплинарной ответственности к работнику за ненадлежащий внешний вид является неправомерным", в целом "оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". В трудовой инспекции сообщили, что не занимаются индивидуальными трудовыми спорами и нужно обращаться в суд. Евгения так и поступила — в марте в Пресненском суде Москвы ее дело будет слушаться по существу.
Другая бортпроводница, Ирина Николаева (фамилия изменена по ее просьбе. — РС), обратилась за защитой своих прав в Перовский суд столицы. В "Аэрофлоте" она уже 19 лет, а коэффициент в графе "успешность" ей, как и Магуриной, снижен из-за внешнего вида, полноты и возраста.
— Эти требования незаконны — по коллективному договору "Аэрофлот" обязан обеспечить работников форменной одеждой, и свою форму я получала на складе, поэтому непонятно, за что же мне снижают зарплату. То же самое и с рейсами: в коллективном договоре написано, что "работодатель производит равномерное планирование налета часов, в том числе в ночное время, а также равномерное распределение длительных полетов с учетом квалификационных требований". Однако эти пункты постоянно нарушаются: меня ставят только на ночные и утренние рейсы, за границу не пускают, хотя у меня есть все необходимые допуски, знания языка и отсутствуют дисциплинарные взыскания. Все попытки решить этот вопрос "полюбовно" ни к чему не привели — я получала лишь формально-издевательские ответы, суть которых сводилась к тому, что нарушений нет, — возмущается Ирина, которая свои моральные страдания оценила в 1 млн рублей.
[ИА "РБК", 21.02.2017, "Стюардессы будут судиться с "Аэрофлотом" из-за дискриминации": Как сообщила Магурина корреспонденту РБК, в своем иске к «Аэрофлоту» она обвиняет компанию в «дискриминации бортпроводников на международных линиях по возрасту, весу и внешним параметрам». [...]
Представитель «Аэрофлота» сказал РБК, что заявление об ограничениях географии полетов не соответствует действительности. «Если заявление бортпроводников будет разбираться в суде, мы предоставим пофамильные списки нескольких сотен бортпроводниц авиакомпании старше 40 лет, которые выполняли в 2016-м и продолжают выполнять в 2017 году зарубежные рейсы», — сообщила она, уточнив, что в трудовых договорах бортпроводников «Аэрофлота» отсутствует условие о географии полетов.
Сама Магурина утверждает, что после июня зарубежные полеты для нее закончились. Как уточнила представитель «Аэрофлота», бортпроводник Магурина с января 2016 года выполняла полеты как по России, так и за рубеж. «Сегодня, 21 февраля, Евгения Магурина в 7:30 улетела за рубеж, и о планируемой командировке на момент публикации на «Радио Свобода» ей было хорошо известно», — сказала она. Бортпроводница факт командировки за границу подтвердила РБК, уточнив, что направляется в Караганду (Казахстан). — Врезка К.ру]
[The Village, 18.11.2016, "Я хочу продолжать летать":
Людмила (имя изменено)
У меня начались проблемы после того, как некоторое время назад нас сфотографировали. Весной этого года я попала в ситуацию, когда, имея американскую визу, допуск к ведению работы на английском, допуск на широкофюзеляжные самолеты, две недели летала только по России. А при выработке того же полетного времени (60–70 часов в месяц), бортпроводник, задействованный только на внутренних рейсах, достаточно серьезно теряет в зарплате — я недополучила больше 10 тысяч рублей.
Вообще, отдел планирования полетов должен назначать рейсы в соответствии с требованиями к рабочим часам, имеющимися у бортпроводника визами (если есть виза в США, то в числе остальных планируют полеты в эту страну) и допусками на определенный самолет (например, допуск на Boeing 777). Обычно рейсы миксуются: сначала ты летишь в Берлин, потом в Самару, затем в Вашингтон и в Новосибирск.
У меня возник резонный вопрос «почему географию полетов сузили?» и я обратилась к руководству, чтобы понять, чем «провинилась». Мне намекнули, что мой возраст не позволяет летать за рубеж, хотя ни один руководитель не произнес это в открытую. — Врезка К.ру]
Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов говорит, что жалоб на дискриминацию из-за возраста и внешности очень много, но большинство стюардесс боятся обращаться в суд, потому что у них или маленькие дети, которых они воспитывают в одиночку, или ипотека, или другие личные обстоятельства.
— В итоге безопасность полетов, о которой много говорят, подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных, — поясняет Дельдюжов. — Между тем в сложной ситуации решение надо принимать мгновенно: например, во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы.
Процесс сбора доказательств во многом унизителен для истца, которому приходится по факту доказывать собственную непривлекательность Доказать в суде дискриминацию по возрасту очень сложно, замечают юристы, в подавляющем большинстве случаев судебная практика по таким делам не в пользу работников.
— Подобная политика чаще всего хорошо маскируется работодателем: сотрудника принуждают уволиться или согласиться на ухудшение условий труда, а сам факт дискриминации очень сложно установить, — объясняет адвокат Владимир Старинский. — Формально и ущемление прав работника из-за недостатков внешности подпадает под действие закона, который запрещает дискриминацию по любым обстоятельствам, не имеющим отношения к деловым качествам. Но поскольку процесс сбора и подтверждения доказательств в этом случае связан со значительными переживаниями и во многом унизителен для истца, которому приходится по факту доказывать собственную непривлекательность, то мало кто обращается в суд с подобными претензиями.
Бортпроводницы "Аэрофлота", впрочем, считают, что у них есть все шансы выиграть в суде, чтобы в итоге авиакомпания перестала их унижать по надуманным основаниям и предоставляла всем равное право на труд не только на бумаге, но и на деле. И положительный пример тоже есть. Например, когда в 2011 году в авиакомпании "Якутия" бортпроводникам старше 35 лет отказали в переобучении на новый тип воздушных судов, то возмущенные сотрудники обратились в суд. И суд встал на сторону работников, признав локальные положения в авиакомпании необоснованными и незаконными. В итоге они были отменены. [...]