Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

26.09.2005, Фото: "Коммерсант"

Лесобазар по-черному

Как Малин и Дерипаска договорились «по понятиям» пересмотреть приватизацию Архангельского ЦБК

Ельникова Светлана

В затяжном и порядком надоевшем конфликте вокруг Архангельского ЦБК, который всеми правдами и неправдами пытается поглотить группа «Базовый элемент», нападающей стороной было опробовано так много самых черных политических, правоохранительных и бизнес-технологий, два «базэловских» члена в Совете директоров так много и пусто говорят, что удивить кого-либо чем-то новым уже невозможно. Осталось у алюминиево-страхово-строительно-лесного и прочее-прочее холдинга только два пунктика: цены на целлюлозу и приватизация АЦБК. Вот только забывает одну большую вещь эта компания, пытавшаяся сначала с помощью экс-председателя РФФИ, а сейчас Председателя питерского КУГИ пересмотреть в свою пользу итоги приватизации, и одну совсем маленькую: когда говорит «Базэл» устами главы КУГИ Метельского, что десять лет назад кто-то мог больше заплатить, надо помнить, что у истории нет сослагательного наклонения, а у государства была вполне понятная стратегия в отношении приватизации, которую, кстати, Крупчак и даже Дерипаска не придумывали...

Почему не прав КУГИ?

13 лет назад, в декабре 1993 года Правительство решило поднять наш леспром, выпустив Постановление № 1311 «Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний» (далее ЛХК). В этом документе был представлен механизм создания отраслевых холдингов с участием крупных целлюлозно-бумажных и лесопильных комбинатов, а также распоряжение о передаче в эти холдинги акций, связанных по поставкам сырья леспромхозов. В связи с тем, что структура ЛХК разрабатывалась в стенах московского «Рослеспрома» чиновниками, плохо знающими реальное положение дел на местах, оно носило исключительно рекомендательный характер, впрочем, как всегда. В результате чиновники Госкомимущества России на многочисленных совещаниях призывали руководителей субъектов федерации пересмотреть структуру ЛХК в соответствии с реально сложившейся ситуацией. 

Согласно Постановлению было намечено создать более 70 лесопромышленных холдингов, в Архангельской области должно было быть создано 8 ЛХК. Но тогдашнее руководители Архангельского, Котласского, Соломбальского ЦБК и ЛДК отказались от этой перестройки. Но выполнять Постановление из Москвы все же было надо. Обладминистрация совместно с Госкомимуществом, РФФИ, МАП, а также Рослеспромом в августе 1994 года придумали включить в состав лесопромышленной холдинговой компании на базе Архангельского ЦБК новые предприятия, тесно связанные с комбинатом поставками леса. Всего в холдинг вошло 14 лесопромышленных предприятий, в том числе предприятия МП «Рута» и ПКП «Титан», которые были основными поставщиками древесного сырья, топлива и иных ресурсов, необходимых для производственной деятельности комбината, с чем успешно справлялись, и претензий к ним никто не имел. И тогда же на одном из совещаний было принято решение рекомендовать Рослеспрому выписать доверенность на создание холдинга руководителю ПКП «Титан» Владимиру Крупчаку. Кроме того, по настоянию руководства Архангельского ЦБК после юридической проработки порядка создания холдинга, во избежание дублирования торговой марки комбината и последующей путаницы в документообороте одинаково названных акционерных обществ, единогласно было принято решение об изменении названия холдинга с «Архангельский ЦБК» на «Северную целлюлозу». Впрочем, можно предположить, что "пробить" такое согласие со стороны Москвы Владимиру Крупчаку помог тесть - Перфилов. Мы попытались прояснить ситуацию с этими семейными связями. Оказалось, что отчество экс-супруги Крупчака "Николаевна", а Перфилова зовут Григорий. Причем она не меняла, как это позволено законом, свое отчество. В ее свидетельстве о рождении в качестве отца записан Зарванский Николай Тихонович. Да и Перфилов никогда не усыновлял никаких детей. Она родилась на Украине, в Винницкой области, а он в то время жил в Архангельске. Ну, это мы так, к слову.

Обоснование и определение долей государства, ПКП «Титан» и МП «Рута» в создаваемом холдинге, а также оценка находящихся в госсобственности пакетов акций, в особенности АЦБК затруднялось отсутствием оборота этих акций из-за крайне плохого финансово-экономического состояния лесопромышленных предприятий в тот период. В частности АЦБК к 1993 году имел кредиторскую задолженность, превышающую 200 млн. долларов, в связи с чем было возбуждено арбитражное дело о признании его банкротом. Тогда продажа акций шла по номинальной стоимости с коэффициентом, не превышающим 1,2-1,3. В этой ситуации КУГИ Архангельской области, добиваясь установления справедливой рыночной стоимости, увеличило стоимость вносимых в ЛХК «Северная целлюлоза» акций АЦБК и иных предприятий в 5 раз, руководствуясь предложениями финансового управления администрации области, учитывающего фактическую среднюю стоимость акций предприятий ЛПК Архангельской области, ранее реализованных на открытых торгах и аукционах.

Большинство имеющих давний опыт в бизнесе помнят, что 12 лет назад холдинги могли быть двух видов - «финансовыми» и «промышленными», а третьего как говорится было не дано. В этой связи для избежания ограничения по видам деятельности, ПКП «Титан» и МП «Рута» внесли в уставный капитал холдинга производственное оборудование, доля по стоимости которого превышала 50%, что не противоречило законодательству. А вот план приватизации ЛХК «Северная целлюлоза» предусматривал проведение инвестиционного конкурса по продаже находящегося в госсобственности пакета акций. В связи с этим была разработана инвестиционная программа по привлечению инвестиций в развитие предприятий холдинга, которую утвердило Госкомимущество и согласовал Рослеспром. Однако ни план приватизации, ни инвестиционный конкурс в установленные сроки Российским фондом федерального имущества реализованы не были. Поэтому акционеры ЛХК «Северная целлюлоза» вынуждены были на собрании акционеров принять решение о целесообразности продажи части акций Архангельского ЦБК стратегическим инвесторам, которое было принято единогласно. За это решение проголосовали и представители государства по акциям, находящимся в государственной собственности, а также представитель государства по «золотой акции», которая имела право на «вето». 

В результате решения акционеров ЛХК «Северная целлюлоза» 10% акций АЦБК, принадлежащих холдингу было продано австрийской фирме «Хайнцель» - крупнейшему европейскому трейдеру на международном рынке целлюлозно-бумажной продукции. 

В 1997 году на всероссийском аукционе по продаже находящихся в госсобственности 20% акций ОАО «Архангельский ЦБК», который состоялся в г. Москве, этот пакет был приобретен трёмя зарубежными фирмами: немецкими компаниями «Юргенсен» и «Якобсон» и австрийской компанией «Хайнцель». 

Учитывая имеющиеся противоречия в нормативно-правовых актах по приватизации, КУГИ Архангельской области направил в Госкомимущество запрос о правомерности внесения в уставный капитал ЛХК «Северная целлюлоза» закреплённых в госсобственности 20% акций АЦБК. В ответе на этот запрос, подписанном зампредом Госкомимущества А. Кохом, было дано однозначное подтверждение правильности действий архангельского КУГИ.

Ну, а потом в 2001 году Промстройбанку СПб был продан консолидированный 20%-ный пакет акций комбината, 16% из которых принадлежали ПКП «Титан», а 4% - находилось в собственности ЛХК «Северная целлюлоза». Затем в 2004 году структурами, подконтрольными «Базэлу» у компании «Хайнцель» было приобретено 12,5 % акций АЦБК, причём в состав пакета вошли 10% акций, ранее приобретённых фирмой «Хайнцель» у ЛХК «Северная целлюлоза». В том же 2004 году в результате подписания мирового соглашения между компаниями «Илим Палп» и «Базэл» при участии Внешторгбанка и ПСБ СПб, последний принял решение об уступке принадлежащих ему 20% акций АЦБК структурам «Базового элемента». В составе проданного ПСБ СПб пакета акций, 4% акций АЦБК ранее принадлежали ЛХК «Северная целлюлоза». 

А вот почему 10 лет назад ни план приватизации, ни инвестиционный конкурс РФФИ не были реализованы - вопрос интересный, так как глава этого самого РФФИ был полон собственных идей насчет куска целлюлозы, а потом «спелся» с Олегом Дерипаска. Глава же «Базового элемента» тогда еще больше утвердился в мысли о том, что если на комбинат «подешевке не попасть», то туда надо заходить с помощью карманных чиновников, в числе которых оказался сейчас и Председатель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Игорь Метельский.

Как экс-председатель РФФИ Малин хотел поделиться акциями АЦБК с Дерипаска

До назначения Владимира Малина на должность председателя РФФИ претензий к приватизации АЦБК, как и к созданию ЛХК «Северная целлюлоза» не было. Для развития предприятий лесопромышленных холдинговых компаний их планы приватизации предусматривали организацию аукционов и инвестиционных конкурсов. Однако ни по одному из лесных холдингов РФФИ план приватизации в установленные сроки не выполнил. Вместо исполнения своих прямых обязанностей по привлечению инвестиций в отрасль, господин Малин решил лично участвовать на собраниях акционеров и Советах директоров именно тех предприятий, которые могли представлять коммерческий интерес. Естественно, такое потенциально эффективное и доходное предприятие, как Архангельский ЦБК, не могло пройти мимо чиновника, допущенного до распоряжения всеми государственными активами.

Но быстрый наскок на крупнейшее предприятие российского леспрома у Малина не получился. В 1998 г. чиновник прибыл в Архангельск для участия во внеочередном собрании акционеров ЛХК «Северная целлюлоза», которое должно было проходить в офисе ПКП «Титан». Основной задачей данного вояжа стало давление на акционеров ЛХК «Северная целлюлоза», по нашему мнению, вынуждающее продать акции АЦБК подконтрольным Малину структурам за бесценок. В случае непослушания, Малин грозился снять В. Крупчака с должности Генерального директора холдинга и самолично участвовать по акциям «Северной целлюлозы» на собрании акционеров АЦБК, обеспечив формирование органов управления подотчётными ему людьми. Однако, судебным решением созыв внеочередного собрания акционеров ЛХК «Северная целлюлоза» было признано неправомерным, поэтому и договорённости достигнуть не удалось. 

Малин и впоследствии так, видимо, торопился заявить о своих интересах, что не удосуживался в соответствии с законами оформить необходимые для участия на Собраниях акционеров документы. В соответствии с той же буквой закона, Малин к участию на ряде собраний, в том числе АЦБК допущен не был. Многие участники того события до сих пор вспоминают, как он грозился различными карами в отношении акционеров и руководства холдинга «Северная целлюлоза», Архангельского ЦБК, лично В. Крупчака.

Далее, с упорством, которое так было необходимо для организации инвестиционных торгов акциями лесопромышленных холдингов, Малин, забросив свою основную профессиональную деятельность, занялся бесконечными тяжбами с вожделенными предприятиями по поводу законности их приватизации, среди которых АЦБК был безусловно «жемчужиной». Было возбуждено ряд арбитражных и уголовных дел, которые расследовались при непосредственном участии юридических структур, аккредитованных в РФФИ. Все эти дела были затем закрыты за отсутствием состава преступления (Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в июне 2000 года отказал в удовлетворении иска о неправомерности передачи госпакета акций в уставной капитал ЛХК «Северная целлюлоза», заявленного РФФИ. Потом Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в марте 2001 года оставлено без изменений решение Арбитражного суда Архангельской области об отказе в иске, который оспаривал правомерность распоряжения КУГИ Архангельской области о передаче акций АЦБК в уставный капитал ЛХК «Северная целлюлоза»).

Кроме того, при организации аукциона по продаже оставшегося в госсобственности пакета акций АЦБК, равного 1,1% , почему то ОАО «АРХБУМ» был отстранен от участия в аукционе, в коридорах говорили, что Малин обеспечил покупку этих акций дочерней компании «Базэла» на Виргинских островах «Ховер-груп». Сделка до сих оспаривается «Архбумом» в суде.

Чем упорнее Малин добивался цели, тем хуже обстояло дело с реализацией планов приватизации 48 созданных по Постановлению Правительства РФ лесных холдингов, которые один за другим начали разваливаться и банкротиться. Сегодня осталось от этого числа не более 10…Зато у главы РФФИ появилась навязчивая идея по созданию своей лесной империи (на чем сидим – то и имеем), которую он затем, скорей всего, подарил Дерипаске, иначе зачем Малин совместно с «товарищами по интересам» из Госкомимущества, Минэкономики, Минпрома создал даже специальное акционерное общество, куда в качестве финансового партнёра затащил Дерипаску. Эта «тусовка» практически за бесценок сдала главе «Базэла» Байкальский ЦБК и Красноярский ЦБК, но вот с Архангельским комбинатом вышла осечка, которую «базэловцы» методично «исправляют» до сих пор.

И почему Президент Дерипаске не указ?

Пересмотра приватизации не будет: на встрече с представителями бизнес-сообщества в марте Путин заявил, что одобряет снижение срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет или по другому, государство отказалось от пересмотра итогов приватизации, которым бизнес пугали последние несколько лет. Как пояснил тогда Президент, это решение он принял «в целях стабилизации отношений собственности, недопущения каких-либо возвратов к теме ее передела». В этом контексте как то странно смотрятся действия «базэловцев», чье желание «поиметь» Архангельский ЦБК доходит уже до абсурда. Интересно, сколько стоит дельце по пересмотру итогов приватизации с помощью своих людей, например, в Счетной палате? Господин Игнатов из СП в марте 2005 года уже инициировал проверку итогов приватизации новодвинского комбината, но плохо его подготовил – дело рассматривалось не на Коллегии Президиума…

Вот и спрашивается – государство декларирует равноудаленность от олигархов, а некоторые чиновники даже не обращают внимания на новую политику, подчиняясь собственным инстинктам, которыми умело оперирует «Базовый элемент». 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru