Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

05.07.2005, Фото: "НТВ"

Завхоз в Академии

Жорес Алферов готовится к приватизации

Светлана Мещерякова

Одна из самых неоднозначных фигур в Российской Академии наук –вице-президент РАН Жорес Алферов. Всю жизнь он был не ученым-исследователем, а «видным организатором отечественной науки». Этот титул имеет право на уважение, но его не следует путать с выражением «ученый мирового уровня». Это совершенно разные виды деятельности, для которых нужны непохожие таланты. Тем не менее Жорес Алферов говорит от имени корпорации реальных исследователей, якобы защищая их интересы. И поскольку «феномен Алферова» разрастается до масштабов общественного явления, стоит вглядеться в него попристальней. 

Многочисленные телевизионные и печатные интервью Алферова публика и воспринимает как голос научной элиты, чему весьма способствует упоминание о Нобелевской премии, приросшее к фамилии академика. Между тем, повращавшись в руководимом им Физико-техническом институте Санкт-Петербурга, нетрудно выяснить, что научный вклад академика в коллективный труд, за который Алферов получил самую престижную международную награду, минимален. Академик был руководителем группы и в этом качестве выступал организатором и администратором работ, которые выполнили Гарбузов, Третьяков (вот кто действительно легенда Физтеха!), Андреев, Казаринов и Портной. Первые три получили государственную премию, последние двое ничего не получили, а академик Алферов поехал в Стокгольм и вписать свое имя в анналы мировой науки.

75-летний Жорес Иванович по возрасту не может возглавлять Физтех. Но власть в институте для него вопрос принципиальный. Физтех получает максимум бюджетного финансирования, и распределение их – подлинный источник влияния Алферова в институте, где его активно не любят, и в РАН, где его сторонятся. Для того, чтобы удержаться у руля, Алферов выстроил сложную структуру из четырех ГУПов, каждый из которых имеет собственное юридическое лицо. Это, во-первых, Физико-технический институт имени Иоффе – самая большая из алферовских организаций, во-вторых, НТЦ Центр микроэлектроники и субмикронных гетероструктур, относительно скромных размеров, в-третьих, свежеотстроенный научно-образовательный комплекс (НОК) на улице Хлопина, 8 и, в-четвертых, физико-технический лицей, который недавно был переведен в здание НОК. Вся эта конструкция, в свою очередь, объединена в подобие «холдинга» с общим ученым советом и президентом. Зовут президента Жорес Алферов. 

Президентом Жорес Иванович назначил себя сам, но функции руководителя исполнять ему недосуг. Поговорив с учеными, можно убедиться, что Физтех фактически не управляется. Отделения и лаборатории ведут самостоятельную жизнь, что неплохо с точки зрения свободы творчества и исследовательской инициативно, но абсолютно противопоказано, если государство намерено осуществлять крупные научные проекты с рассчитанным экономическим эффектом. «Норильскому никелю» продали ксероксы работ десятилетней давности, что вызвало праведный гнев металлургов, разорвавших контракт. А когда Минатом заказал для своего центра в Снежинске (РФАЦ ВНИИТФ) технологию выращивания структур для светодиодов, атомщики получили разработку, по которой никакие светодиоды не получаются. Результат был тот же, что и с «Норникелем»: деньги взяли, а полезный эффект нулевой. Выходит, серьезных технологий, пригодных к коммерциализации, у ФТИ нет. Во что же государство вкладывает деньги? 

Ответ прост: бюджетные средства перекачивают в карманы коммерсантов от науки. На территории Физтеха действует множество малых фирм, использующих территорию, помещения и оборудования государственного института для коммерческих разработок. Руководят ими сотрудники Физтеха, которые в деятельности своих фирм развивают с выгодой для себя, но без всякой пользы для института те самые направления, которые ведут за государственные деньги. Этот бизнес выгоден и с конкурентной точки зрения. Предприниматели из ФТИ не платят за коммунальные услуги и аренду, не несут никаких расходов на исследования и разработки, не вносят НДС за приобретенное оборудование. Они только торгуют изготовленными опытными образцами, заведомо демпингуя. Что любопытно, самому ФТИ не перепадает от этой торговли ни копейки. Завлабы объясняют, что затраты (бюджетные!) пока превышают прибыли (расходящиеся по карманам), а потому основным поставщиком финансовых ресурсов должно остаться государство. Установить истинные размеры оборота коммерсантов из Физтеха затруднительно – РАН не проверяет деятельность ФТИ, да и странно было бы, если бы вице-президент РАН Жорес Алферов инициировал такую проверку.

Неприличная история с вручением самому себе премии «Глобальная энергия» в 2005 году (премиальный фонд – 1 миллион долларов) заставила отшатнуться от Жореса Алферова президента РАН Юрия Осипова. 25 мая изысканно-учтивым письмом он поставил Алферова в известность о том, что слагает с себя полномочия члена Попечительского совета премии «Глобальная энергия» в связи «с большой загруженностью по работе». Но посвященным понятно, что внезапный рост «загруженности» вызван естественным желанием дать понять научному сообществу, что к решению Алферовского фонда Осипов не причастен. Премия вручена за работы в области солнечной энергетики – в мире известна, например, фамилия Андреева из ФТИ, работающего в этой области. Но никто не слышал о выдающемся вкладе Алферова в солнечную энергетику. Возможно, об этом что-то слышал сын академика Иван Жоресович Алферов, руководящий распределением денег Алферовского фонда. Когда журналисты питерского «Пятого канала» поинтересовались, куда Жорес Иванович денет свой миллион, академик разъяснил, что собирается купить оборудование для своего Научно-образовательного комплекса. Остановимся на этом сюжете немного подробней.

В современное и вместительное здание Научно-образовательного комплекса СПб ФТНОЦ РАН из Физтеха перевозится все лучшее и работоспособное оборудование. Операция по безвозмездной передаче ценного имущества от одного юрлица другому сомнительна с правовой точки зрения, но еще любопытнее, зачем она понадобилась? Похоже, ФТИ им. Иоффе, лишающийся приборной базы, окончательно списывается со счетов и превращается в конгломерат арендаторов. Академический институт такого ранга не будет приватизирован, поэтому невнимание к нему старого завхоза вполне объяснимо с материальной точки зрения. К тому же ко всем секретам института давно получил доступ известный бизнес-хищник Samsung, создавший с ФТИ совместную лабораторию. Сотрудники ФТИ регулярно уезжают на работу в корейский концерн, используя интеллектуальный потенциал и наработки Физтеха на благо «дальневосточного тигра». Так что в плане научных ноу-хау Физтех тоже мало привлекателен. А вот здание НОК вместе со свезенным туда ценным оборудованием вполне может попасть в приватизационные списки Росимущества. В институте так прямо и говорят: «Жорес Иванович готовится к приватизации». 

***

© "Новые известия" (Москва), 30.06.2005

 Тернистая дорога

Станислав Куницын

Министр Андрей Фурсенко предлагает отделить недвижимость от науки Сегодня на заседании правительства будет рассмотрен вопрос о повышении эффективности деятельности государственного сектора науки, на котором с докладом выступит министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Министр предлагает определить четкие критерии целесообразности проводимых исследований; сократить работающие впустую научные организации, усилив за счет этого финансирование перспективных направлений работы. Кроме того, Минобразования считает нужным поставить под государственный контроль доходы, получаемые руководством РАН от управления недвижимостью.

По числу научных сотрудников Россия занимает первое место в мире. Правда, ни это, ни Нобелевские премии, случающиеся в Российской академии наук, где средняя зарплата сотрудников не превышает 7000 рублей, уже не способны поддерживать престиж российской науки даже в глазах собственных граждан.

Специальное исследование на эту тему недавно провел в 44 крупных городах Фонд "Общественное мнение". Оказалось, что деятельность Академии одобряют всего 40% респондентов. Всего год назад этот показатель был на уровне 61%.

Обоснованность такого пессимизма подтверждает и глобальная статистика. По эффективности инновационной политики наша страна занимает сегодня 69-е место в мире.

В России 70% научных учреждений принадлежат государству. Причем, вопреки расхожему мнению, государственные ассигнования на науку из года в год увеличиваются. В бюджете-2006 на эти цели предусмотрено 71,7 млрд. руб. 2 июня Министерство образования и науки представило в аппарат правительства РФ план модернизации академического сектора науки, который позволил бы использовать ассигнуемые РАН бюджетные средства максимально результативно. В частности, документ содержит предложения по реструктуризации РАН: определить четкие критерии целесообразности проводимых исследований; далее сократить работающие впустую научные организации, усилив за счет этого финансирование перспективных направлений работы. Кроме того, Минобразования считает нужным поставить под государственный контроль доходы, получаемые руководством РАН от управления недвижимостью, предоставленной этому учреждению в бессрочное безвозмездное пользование.

Как ожидали авторы проекта, согласованная с РАН концепция реформы будет предложена вниманию кабинета министров до 1 июля. Однако на деле процесс продвинулся только до стадии прочтения документа академическим начальством и на этом этапе, похоже, притормозил.

Участники состоявшегося в конце мая общего собрания РАН наотрез отказались соглашаться с положениями концепции, усмотрев в предложенных мерах "финансовое удушение с прицелом на приватизацию научных учреждений". Впрочем, отчаянное сопротивление научной верхушки преобразованиям не стало неожиданностью.

Счетная палата РФ еще в 2002 году, проверяя финансы РАН, обнаружила "нецелевые расходы" Академией бюджетных средств в размере 137 млн. руб. за 2000-2001 годы.

Впоследствии Счетная палата приостановила применение положенных на такой случай санкций, приняв во внимание заявление вице-президента РАН академика Геннадия Месяца, обещавшего "урегулировать в правительстве Российской Федерации вопросы, приведшие к нарушению действующих нормативных правовых актов". Формулировка, как видно, невнятная. Однако за подписью влиятельного ученого мужа хватило и такой.

Но помогло ли это? Не похоже. В I квартале прошлого года Академию посетили ревизоры Минимущества, проверившие Агентство по управлению имуществом РАН по согласованию инвестиционных договоров. Проверка проводилась надзорным ведомством в связи со специальным обращением ФСБ России. Как выяснилось, государственной недвижимостью руководство РАН действительно свободно распоряжалось в своих интересах, не имея на то особых прав. Как гласит отчет комиссии, "в ряде инвестиционных договоров предусмотрены положения, нарушающие требования федерального законодательства в части передачи федеральной собственности". Так, например, 28 февраля 2003 года глава Агентства академик Леопольд Леонтьев подписал контракт между ГУП "Издательство "Наука" (подразделение РАН) и ЗАО "Декра Академ Инвест" на строительство офисно-жилого здания на земельном участке, принадлежащем "Науке" в Пожарском переулке. Рыночная стоимость участка и общая сумма инвестиций в контракте не указаны, фигурирует только остаточная балансовая стоимость предназначенных под снос зданий. В ходе проверки учредительных документов выяснилось, что ЗАО "Декра Академ Инвест" было официально зарегистрировано всего за неделю до решения комиссии РАН заключить с ним инвестдоговор. Разумеется, о проведении положенного по закону конкурса среди потенциальных инвесторов в данном случае, как и во многих других, речь даже не идет. Действуя по той же схеме, агентство пустило в оборот стоящие огромных денег участки в самом центре Москвы, заключив инвестиционные договоры между Управлением делами РАН и ОАО "Холдинговая компания Главмосстроя"; Институтом государства и права и Академическим правовым университетом; Институтом Латинской Америки и ООО "КВ-Инжиниринг".

Официальные поступления в бюджет РАН от аренды академической недвижимости составили за прошлый год около 800 млн. руб. Теневые доходы, полученные администрацией Академии только по выявленным в ходе проверки незаконным контрактам, оцениваются специалистами в 4-5 млрд. руб. Что же до действительных масштабов освоения этой золотой жилы, то о них остается лишь догадываться - "авторитетному" примеру РАН сегодня следует большая часть всевозможных государственных научных организаций.

При этом единственным источником средств на продолжение исследований и зарплату персоналу продолжает оставаться госбюджет.

Так что стремление Министерства образования и науки консолидировать все средства, получаемые научными учреждениями в результате использования госимущества, вполне понятно. Согласно проекту реформы, контролем за распределением этих доходов будут заниматься специальные общественные советы.

Что касается РАН, то ей отводится роль экспертной и координирующей организации в области фундаментальной науки. Каждому, как говорится, свое.

***

© "Профиль", 20.06.2005

Как конкретно распилить "Русский Нобель"

Сергей Лесков

Президент Российской академии наук Юрий Осипов написал заявление, в котором всего одна строчка. Академик Осипов - математик, и эта строчка проста и чеканна, как математическая формула. Президент РАН Юрий Осипов написал уведомление о том, что слагает с себя обязанности председателя Попечительского совета международной премии «Глобальная энергия», которая является самой крупной премией в России.

Идея премии в 2002 году была впервые публично высказана Путиным, которого убедил в ее пропагандистской и практической пользе нобелевский лауреат Жорес Алферов. «Глобальная энергия» была заявлена как «Русский Нобель», чему соответствует и гигантский по российским меркам размер премии - около $1 млн. Премия присуждается за достижения в области энергетики, где Россия, северная и холодная страна, имеет множество несомненных побед.

Учредителями «Глобальной энергии» стали «Газпром», ЮКОС и РАО «ЕЭС России». Премия присуждалась уже трижды. В 2005 году сума ЮКОСа опустела, и почетное право спонсора передоверили верному «Сургутнефтегазу». Первую награду собственноручно вручал президент РФ, второй церемонией он побрезговал, на третью, назначенную на конец июня, по слухам, не явится уже и премьер-министр.

Президент РАН - член Совета безопасности и многих других советов при президенте РФ, на заседаниях правительства сидит за главным столом недалеко от премьера. По нынешним временам трудно припомнить другой случай, чтобы сановник такого ранга добровольно слагал с себя высокие полномочия. Просчитал ли математик Осипов последствия? Сегодня в государственной конюшне чиновники не взбрыкивают, но за это им дозволяется нести. Почему же математик Осипов осмелился нарушить сию аксиому? Потому что ему, председателю Попечительского совета «Глобальной энергии», стыдно за решения комитета. Последнее присуждение переполнило чашу терпения:

В 2005 году премия «Глобальная энергия» присуждена председателю международного комитета премии «Глобальная энергия» академику Жоресу Алферову (вместе с немецким профессором). Такого казуса не знает ни одна премия в мире. За более чем столетнюю историю существования Нобелевской премии ее не получил ни один член Нобелевского комитета. Но в России своя мораль, свои этические нормы - в том числе, как выяснилось, в науке, о чистоте и высоких принципах которой любит рассуждать коммунист Жорес Алферов. Еще одна его излюбленная тема - бедность науки, которую недостаточно поддерживает государство. Но собственный эксперимент Алферова говорит о том, что это ложное утверждение. Просто не все ученые еще научились пользоваться государством.

Впрочем, и прежние присуждения были с подтекстом. Первая премия (вместе с американцем, поддержавшим Алферова при выдвижении на Нобелевскую премию) досталась вице-президенту РАН Геннадию Месяцу, который в то время распоряжался в академии денежными потоками и недвижимостью. Кстати, Месяц еще и член Экспертного совета «Глобальной энергии». Вторая премия ушла к академику Александру Шейндлину, который является почетным директором института, возглавляемого председателем Экспертного совета «Глобальной энергии». В научном сообществе ходят упорные слухи, что самой крупной премией в России делятся, распределяя ее в узком и доверенном кругу. Это по нынешним понятиям называется «распилить»:

Хорошее дело придумали. И очень жалко, что так быстро «Глобальная энергия» испачкалась и измельчала. Но что удивляться? С премией поступили в точности, как с ЮКОСом, одним из ее учредителей. ЮКОС распилили те, кто определял его судьбу. И «Глобальную энергию» ее судьи распилили по тому же алгоритму. Высокий пример заразителен, но безопасен.

Поэтому не должен президент РАН заниматься чистоплюйством. Или он не знает, что говорят умные люди о белой вороне?

 
Другие материалы раздела:
Завхоз Алферов
Алферов-Алферову
Вотум недоверия Алферову
Присудил премию сам себе
Алферов против рощи
Академик боится реформы РАН
Пьяный внук с ножом

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru