Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Трибуна", 28.01.2005

В чем сила брат

Это стало традицией: кадровый резерв власти пополняется кровными родственниками

Дмитрий Севрюков

Реформы требуют от российской власти все больших усилий. Вновь становится актуальным подзабытый лозунг о том, что кадры решают все. Между тем кадровый резерв власти небезграничен. Начатые в прошлом году административные преобразования в верхних эшелонах исполнительной власти выявили дефицит новых фамилий в большой политике. Взять назначенцев в правительстве и президентских полпредствах. На поверку оказалось, что все назначения проводились по тому принципу, что новый чиновник — это хорошо забытый старый. За примерами далеко ходить не надо. Казалось бы, только недавно бывший министр труда и социального развития Александр Починок был откомандирован в помощники председателя правительства. А глядь — Александр Петрович нынче ходит уже в заместителях полпреда в Южном федеральном округе. Вызывает у россиян вопросы и ладная фигура нового сибирского полпреда, который так и напоминает недавнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина. А присмотришься — так это он и есть! А в пермской глубинке иные жители до сих пор не возьмут в толк, что приключилось с их региональным начальником Юрием Трутневым: раньше здесь его смотрели исключительно по местным телеканалам, а тут вдруг уже скоро год, как губернатора то и дело крутят в федеральных новостях, называя при этом министром. 

Конечно, с одной стороны, старый конь борозды не испортит. Но с другой — страна заждалась перемен в руководящих именах. Ведь успех реформ — это еще и смена чиновничьих лиц на телеэкране. Но не слишком резкая: ведь преемственность власти — процесс постепенный. А значит, мудрость заключается в том, чтобы обеспечить сходство в облике, а по возможности и в фамилиях сменщиков. Но где же взять столько новых и при этом похожих на прежних руководителей? Ответ напрашивается сам собой: конечно же, среди ближайшей родни действующих чиновников и политиков. 

Этот семейный почин уже, похоже, стартовал. Недавно амурские парламентарии заявили о выдвижении на пост нового губернатора этой дальневосточной области брата спикера Госдумы Владимира Грызлова, который в звании генерал-майора возглавляет Благовещенское высшее военное командное училище имени Рокоссовского. Генерал Владимир Грызлов хоть и является всего лишь двоюродным братом главного парламентария Бориса Грызлова, но при этом очень похож на своего именитого родственника. Вдобавок обладает всеми качествами, необходимыми губернатору, избираемому по новым правилам через внесение его кандидатуры президентом. Например, сотрудник пресс-службы Амурского облсовета Лариса Буянова так отрекомендовала этого кандидата в губернаторы в интервью газете «Коммерсант»: «Он хоть и с фуражкой на голове, но при этом владеет несколькими иностранными языками, увлекается фотографией и проводит фотовыставки». В общем, у семьи Грызловых есть реальный шанс удвоить свое представительство в первых эшелонах власти. 

Серьезную заявку на участие в большой политике сделал недавно и брат заместителя Генерального прокурора РФ Владимира Колесникова Виктор. Те из россиян, кто смотрел кадры телерепортажей из предвыборной Абхазии, сразу приметили знакомую многим фигуру полного человека в очках, который напутствовал с сухумской трибуны местных избирателей: «Сделайте выборы такими, чтобы соседи ужаснулись!» Вначале ни у кого не было сомнений в том, что такой своеобразный по форме призыв к исполнению гражданского долга прозвучал из уст замгенпрокурора Колесникова. Но вскоре выяснилось, что эмоционально вещавший с трибуны человек — его родной брат-близнец Виктор Ильич Колесников. Оказалось, что прокурорский брат уже накопил немалый руководящий опыт на посту главы Выборгского района Санкт-Петербурга. А это, как ни крути, основательная заявка на дальнейший карьерный рост. 

В коридоры власти пытался подтянуться и родной брат первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски саратовец Сергей Тимошин. В Саратове поговаривают, будто Сергей Константинович на всех исходящих от него документах для убедительности делал специальную приписку: «Брат Л. Слиски». Трудно сказать, помогло ли это юристу Тимошину в продвижении по служебной лестнице. Однако как бы там ни было, но Сергей Константинович дорос до полномочного представителя губернатора в представительских органах областной власти. А вот с карьерой законодателя у брата Любови Константиновны вышла осечка. На прошедших выборах в региональную Думу Тимошин, несмотря на поддержку высокопоставленной сестры, проиграл своим соперникам. Впрочем, народная пословица не зря гласит, что за одного битого двух небитых дают. Поэтому не исключено, что саратовский брат Слиски еще покажет себя во внутренней российской политике. 

А вот старший брат генпрокурора Владимира Устинова генерал Олег Устинов уже перебрался в Москву из Ростова-на-Дону на волне правовой реформы. В Ростове Олег Васильевич тоже был не последним человеком: он возглавлял военную прокуратуру СКВО. Но за высокие показатели по службе был повышен и теперь занимает должность военного прокурора Москвы, находясь в непосредственном подчинении у младшего родного брата. 

["Трибуна", 29.01.2005: Уточнение. В публикации Дмитрия Севрюкова "В чем сила, брат?» ("Трибуна», 28 января 2005 г.), где речь шла о том, что старший брат генпрокурора Олег Устинов якобы «уже перебрался в Москву... и теперь занимает должность военного прокурора Москвы, находясь в непосредственном подчинении у младшего родного брата», допущена неточность. В настоящее время брат генпрокурора Олег Устинов приказом № 428/к от 11.08.2003 г. освобожден от должности военного прокурора СКВО и зачислен в распоряжение нового прокурора этого округа. Приказом министра обороны от 05.02.04 он уволен в отставку по состоянию здоровья. В настоящее время Олег Устинов по-прежнему проживает на Северном Кавказе.]

Однако не у всех родственников российских чиновников и политиков получается идти в ногу со своими именитыми братьями и сестрами. Кое у кого осечки случаются уже на вершинах карьеры. Взять родного брата нынешнего министра здравоохранения и социальной защиты Михаила Зурабова Александра, который до недавних пор возглавлял Совет директоров компании «Аэрофлот». Как известно, крылья «Аэрофлота» очень надежные: достаточно сказать, что ими вот уже несколько лет успешно управляет зять первого российского президента Валерий Окулов. В общем, при благоприятных метеоусловиях самолетами «Аэрофлота» можно улететь далеко. Но Александру Зурабову не повезло: в ноябре прошлого года, аккурат накануне начатой его братом монетизации льгот, он уступил свое место председателя Совета директоров компании помощнику президента Виктору Иванову. Возможно, где-то наверху вертикали власти рассудили, что сразу двое Зурабовых на высоких государственных должностях — это для России будет многовато. 

Не исключено, что так же рассуждал и экс-президент Борис Ельцин, который не стал перевозить в Москву из Екатеринбурга своего младшего брата Михаила и даже не выхлопотал ему никакой государственной должности. Михаил Николаевич, как и старший Ельцин, по специальности строитель. После выхода на пенсию занимается садоводством на дачном участке в предместьях уральской столицы. На днях младший брат Ельцина, как и другие екатеринбургские пенсионеры, получил льготный проездной билет, с помощью которого по весне будет добираться до своих шести соток. Скромную судьбу ельцинского брата, в лице которого повторяются черты экс-президента, можно назвать самым удачным кадровым проектом власти. Ведь это ее собирательное лицо, которое в то же время легко узнаваемо в народе. Так что «свой парень» пенсионер Михаил Ельцин и есть главный и пока еще не использованный кадровый резерв политики социальных реформ. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru