Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Московский комсомолец", 02.11.01, "Россия и Грузия: "танцы" садомазохистов"

Тупик имени Шеварднадзе

Михаил Ростовский

“Для Грузии солнце взошло с севера, из России!” — когда в 1976 году лидер грузинской компартии Шеварднадзе готовил свою речь на ХХV съезде КПСС, его соратник дважды вычеркивал эту фразу. Но Эдуард Амвросиевич упрямо вставлял ее обратно.[...]

Грузия

“У Шеварднадзе комплекс “агента Кремля”. Он все время пытается доказать, что это не так. Этот-то комплекс и сгубил Грузию”, — заявил “МК” бывший зампред госсовета Грузии Джаба Иоселиани. Но сводить все к эмоциональным проблемам грузинского президента было бы слишком просто... Минувшее десятилетие стало одним из самых страшных в истории Грузии. Фактический распад страны. Абхазия и Южная Осетия отделились официально, а Аджария стала самостоятельной де-факто. Проигранная абхазская война. Сотни тысяч беженцев. Полная разруха в экономике. Объяснить все это населению можно только двумя причинами: либо происками внешних врагов, либо провалами собственного руководства. Естественно, Шеварднадзе изо всех сил хватается за первое объяснение. Хотя львиная доля вины лежит именно на лидерах Грузии.

Анархический заповедник

Во время абхазской войны воевавшие на стороне Ардзинбы чеченцы играли в футбол головами грузинских пленных. Но кое у кого в Тбилиси очень короткая память. Для верхушки силовых структур Грузии чеченские боевики не столько враги, сколько партнеры по криминальному бизнесу.
“Шеварднадзе не предпринимал никаких мер против чеченских боевиков в Панкисском ущелье потому, что грузины всегда боялись чеченцев гораздо больше, чем русских. Мы знаем, что вы никогда не пойдете на вещи, которые с легкостью сделают чеченцы”, — разоткровенничался с “МК” один из руководителей советской Грузии. Даже во времена застоя в населенном кистинами (грузинскими чеченцами) Панкисском ущелье царили весьма своеобразные порядки. Формально здесь были все атрибуты советской власти типа парткомов и милиции. Но реальная власть принадлежала старейшинам. Во времена независимости официальный Тбилиси окончательно потерял контроль над ущельем. А Шеварднадзе в частных разговорах утверждает даже, что если грузинские войска сунутся в Панкиссию, в стране начнется гражданская война. Но все это только одна сторона медали. Другая: тбилисским силовикам и особенно боссам МВД выгодно существование “анархического заповедника”.

Занимавший некогда пост министра внутренних дел Грузии Эдуард Шеварднадзе крайне трепетно относился к МВД и превратил его в единственное по-настоящему боеспособное силовое ведомство страны. Ставка себя оправдала. В середине 90-х МВД во главе с другом детства президентского сына Пааты Кахой Таргамадзе разгромило терроризировавшие Грузию неформальные вооруженные отряды “Мхедриони”. В награду за это полицейское ведомство было сделано еще и одной из главных бизнес-структур Грузии. Часть этого бизнеса почти легальна. Другая часть довольно безобидна — типа контрабанды. Но по утверждениям множества осведомленных людей в Тбилиси, самые легкие деньги верхушке МВД приносит контроль за перевозкой и торговлей наркотиками в стране, а также крайне развитое в Грузии похищение людей с целью выкупа. 

Именно в Панкисском ущелье и содержится большинство похищенных. Именно здесь раскинулись наркоплантации. Именно Панкиссия — один из главных перевалочных пунктов для наркотрафика и караванов с оружием. Естественно, до недавнего времени прямых доказательств этого никто представить не мог. Но сейчас ситуация изменилась.

Началась эта история в духе грузинских кинокомедий. Один из пяти главных чеченских наркобаронов Панкисского ущелья Вепхвия Маргошвили решил покончить с преступной карьерой и вместо этого заняться производством паркета. Но просто забыть о прошлом для него было мало. Как рассказала “МК” лично общавшаяся с Маргошвили депутат грузинского парламента Елена Тевдорадзе, “авторитет” почему-то жаждал получить личное прощение у Шеварднадзе и для этого собирался выдать всех своих подельников. Для этого Маргошвили захватил некоего очень известного в Грузии человека и заставил его выложить перед видеокамерой все детали о связях руководства полиции и наркомафии. На этом комедия заканчивается и начинается трагедия. Сначала “неизвестные” крадут супругу Маргошвили (через несколько дней она обнаруживается в... полицейской тюрьме). А несколько недель тому назад сам “авторитет” подрывается на гранате в собственном туалете. 

Но скандал на этом отнюдь не закончился. Во-первых, Маргошвили успел размножить ставшие для него роковыми пленки. Во-вторых, многие в Грузии сейчас открыто связывают потрясшее минувшим летом страну убийство ведущего журналиста популярного канала “Рустави-2” Георгия Саная с его попыткой расследовать ситуацию в Панкиссии.

Абхазский нарыв

“Главная боль для грузин сейчас — Абхазия. И в сознании большинства из нас эта боль неразрывно связана с Россией”, — заявил “МК” внешнеполитический советник грузинского президента Леван Алексидзе. Москва действительно сыграла в абхазском конфликте огромную роль. Но в том, что события приобрели такой трагический оборот, повинны прежде всего ошибочные и недальновидные действия грузинского руководства.

Даже в советские времена Абхазия напоминала пороховую бочку. Грузинам не нравилось, что составляющие всего 17% от населения автономии абхазы занимали более половины постов в местных властных структурах. Абхазы же постоянно упрекали Тбилиси в “грузификации” республики. Вся эта напряженность часто вырывалась наружу. В советское время конфликту не давала разгореться взвешенная политика властей Тбилиси. Но, к несчастью, девять лет тому назад от этой осмотрительности и взвешенности не осталось и следа.

Спору нет, в 92-м у грузинских властей были формальные поводы для резких действий в отношении Абхазии. Засевшие в Гальском районе автономии вооруженные сторонники свергнутого Гамсахурдиа сделали похищение чиновников своим любимым спортом. Одно время в плену у звиадистов томилось до 40 министров и других сподвижников Шеварднадзе. Грабежи поездов случались тогда в этом районе чаще, чем когда-то на Диком Западе. Власти Абхазии фактически вышли из-под контроля Тбилиси. Шло открытое формирование абхазской гвардии. Наконец, в июле 92-го года местный парламент во главе с Ардзинбой объявил о независимости республики. Но при всем этом ситуацию еще нельзя было назвать трагической. Грузинские и абхазские семьи по-прежнему жили рядом. Не было речи о массовых убийствах и злодеяниях.

Любому непредвзятому эксперту было ясно, что вернуть Абхазию можно было только с помощью умных, сложных и тщательно просчитанных политических комбинаций. Грузинская армия и сегодня крайне слаба. А тогда “вооруженные силы” были и вовсе разношерстным сборищем ополченцев. Даже в Тбилиси многие из этих людей вели себя как в покоренной вражеской стране. Пикеты боевиков стояли тогда едва ли не на каждом столичном перекрестке, и всем прохожим приходилось платить им дань... Последствия появления подобной “армии” в и без того настроенной враждебно Абхазии предсказать было нетрудно. Но грузинский госсовет во главе с Шеварднадзе все-таки решил в августе 92-го ввести в мятежную автономию войска “для охраны железной дороги”. Результат этой лихой атаки известен. 200 тысяч грузин были вынуждены бежать из Абхазии. А зверства, совершенные обеими сторонами во время войны, можно было сравнить лишь со сценами из жизни нацистских концлагерей...

“Семья” с грузинским акцентом

Если вам скажут, что в грузинской экономике нет конкуренции, не верьте. Конкуренция есть. Но только между различными частями семейной группы Шеварднадзе.

Первым членом президентской семьи, ринувшимся в море рыночной экономики, был племянник Эдуарда Амвросиевича Нугзар. Он быстро подмял под себя нефтяной рынок страны. Под контроль Нугзара перешла и сверхвыгодная торговля сигаретами. 

Но сейчас влияние президентского племяша, похоже, снижается. На первый план выдвигается бизнес-империя президентской дочки Мананы и ее супруга Гии Джохтаберидзе. Под контролем Мананы находится одна из двух крупнейших грузинских компаний мобильной связи. Кроме того, фирмы дочери Шеварднадзе занимаются крайне выгодным делом повторного экспорта электроэнергии, химической промышленностью...

Но самым могущественным и вместе с тем таинственным считается клан президентского сына Пааты. Он работает в отделе нетрадиционной энергетики ЮНЕСКО в Париже. Но, по данным “МК”, у президентского отпрыска просто есть свои “наместники” в Грузии. Это брат жены Шеварднадзе, председатель грузинской торговой палаты Гурам Ахвледиани и его сын Гоги. Сейчас эта группа отобрала у Нугзара значительную часть нефтебизнеса. Поделиться с братиком частью акций своей семейной фирмы “Магти” недавно пришлось и Манане. Под контролем этого клана находится порт в Поти. Ему принадлежат огромные участки земли в прибрежных районах Грузии и даже один горный курорт. 

Все остальные грузинские олигархи — типа министра экономики Вано Чхартишвили или шефа МВД Кахи Таргамадзе — тоже так или иначе связаны с президентской семьей. Результаты деятельности всех этих граждан для страны были крайне плачевны. 

...“В советские времена мы чуть ли не лучше всех были готовы к переходу к рынку. Но после прихода к власти Гамсахурдиа все рухнуло”, — заявил “МК” один бывший глава грузинского правительства. Действительно, неугомонный Звиад то объявлял экономическую блокаду России, то санкционировал приватизацию крупнейших предприятий за сто долларов... Поразителен способ, использованный президентом для поддержания низких цен на продукты. Гамсахурдиа просто расконсервировал неприкосновенный продовольственный резерв, хранимый в республике на случай ядерной войны или другого подобного ЧП. 

Но списывать все на Гамсахурдиа было бы глупо. Ведь со времени его свержения и прихода к власти Шеварднадзе прошло уже больше девяти лет. “Нынешнее состояние грузинской экономики — прямое следствие действий президента и его семьи, — заявил “МК” руководитель независимого аналитического “Центра Свободы” Гиви Таргамадзе. — И дело здесь не только в том, что они не платят налогов. Клан Шеварднадзе монополизировал все, что можно. Их проекты убивают целые отрасли хозяйства и делают невозможным долгосрочный приход инвесторов в страну”. 

Действительно, большинство крупных иностранных компаний, решивших было сделать бизнес в стране “друга Запада Эдуарда”, покинули ее с грандиозным скандалом. Сейчас, например, стоит вопрос об уходе из республики американской компании, которая взялась было наладить работу столичной электросети. Для тбилисцев этот вопрос особенно болезненный. Электричество вырубалось даже во время пребывания корреспондента “МК” в президентском дворце. 

Россия

В феврале 94-го Борис Ельцин посетил с визитом Грузию. Уже готовясь к отлету в тбилисском аэропорту, веселенький российский президент вдруг обернулся к Шеварднадзе: “А Грузия отдаст России Пицунду?” Этот фантасмагоричный эпизод, рассказанный “МК” свидетелем разговора Джабой Иоселиани, можно было бы списать на любовь Ельцина к алкоголю. Но, к сожалению, фантасмагория была типична для политики Москвы на Кавказе в 90-е годы. Плоды этой политики сейчас пожинает новое российское руководство.

Бумеранг “наказания”

По поводу роли России в начале абхазской войны существуют разные версии. “В 1992 году я был свидетелем того, как замкомандующего Закавказским военным округом генерал Суфиян Беппаев накручивал наше военное руководство, — заявил “МК” тогдашний глава разведки Грузии Ираклий Батиашвили. — Он прямо говорил им: вы без проблем дойдете до Сухуми! Мы вас поддержим!” Известно также, что накануне начала боевых действий Россия передала грузинскому минобороны большую партию оружия с базы в Ахалцихе. 

Тогдашний заместитель Шеварднадзе Джаба Иоселиани придерживается прямо противоположного мнения: “Когда Россия передавала Грузии оружие, Грачев сказал нашему министру обороны Китовани: “Не вздумайте использовать его против Абхазии!” 

Дискутировать можно и по поводу того, на каком уровне принималось решение о российском военном участии в абхазском конфликте. Одна группа видных политиков в Москве и Тбилиси убедительно доказывала “МК”, что это было делом рук исключительно московской военной верхушки. Благодаря общей слабости российской госвласти и особенностям характера Ельцина генералы во главе с Грачевым, в сущности, могли делать все, что хотели. Другая группа слуг народа не менее убедительно утверждала, что решение о наказании “сепаратиста” Шеварднадзе было принято на высшем политическом уровне — самим Ельциным. 

Но вот сам факт активного участия России в абхазской войне никакому сомнению не подлежит. В Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе и других городах при активной поддержке спецслужб были созданы пункты вербовки добровольцев. Между подмосковным аэродромом “Чкаловский” и авиабазой “Бомбора” вблизи ставки Ардзинбы в Гудауте был установлен постоянный воздушный мост. В одном направлении шло оружие и снаряжение, в другом — поток раненых. Офицеры российского Генштаба планировали операции абхазских сил. Российская авиация открыто бомбила позиции грузинских войск. Наконец, в отдельных случаях в боевых действиях участвовали и расквартированные в Абхазии российские сухопутные части.

Особенно двусмысленным выглядит участие в боевых действиях на абхазской стороне чеченских боевиков. Практически все грузинские собеседники “МК” повторяли: “Москва выпестовала Басаева в Абхазии”. И, к сожалению, основания для такого утверждения есть. Вербовка добровольцев с Северного Кавказа осуществлялась через развившую бурную деятельность некую Конфедерацию горских народов Кавказа. Логично было бы предположить, что после начала чеченской войны эта организация поведет себя не менее резко. Но ничего подобного не произошло. “Горские конфедераты” вдруг начали вести себя тише воды, ниже травы. Более логичного объяснения этого феномена, чем связь конфедерации с российскими спецслужбами, пока никто не придумал.

Где искать “руку БАБа”?

“Да, у наших “силовиков” общий бизнес с чеченцами, — заявил “МК” один из видных грузинских политиков. — А вы думаете, что российские “силовики” в этом не замешаны? Да они тоже тесно связаны и с криминальной зоной в Панкиссии, и с другой такой же территорией в районе реки Ингури!”

В прошедшее десятилетие российские военные действительно засветились в Грузии на участии в практически каждом виде криминального бизнеса. 

Наемничество. В феврале 1991 года части ЗакВО неожиданно вмешались во внутриполитическую ситуацию в Грузии и напали на базу неформальной вооруженной дружины “Мхедриони” в Шавнабаде близ Тбилиси. Три боевика были убиты, а сам лидер “Мхедриони” Джаба Иоселиани, к своему великому изумлению, был посажен в тюрьму. Тайна раскрылась только в конце того же года. Ее, по словам Иоселиани, ему рассказал Тенгиз Китовани — бывший соратник президента Гамсахурдиа, а ныне участник заговора с целью его свержения. Оказывается, хитроумный Звиад заплатил военным за эту операцию 280 тысяч долларов!

Торговля оружием. Тот же Джаба Иоселиани, нимало не смущаясь, рассказал “МК”, как он покупал у российских военных оружие для “Мхедриони”: “С ними было приятно иметь дело. Отдавали все по дешевке. Единственная проблема состояла в том, что одновременно они продавали оружие и нашим врагам”.

В Тбилиси всем известно и о российских связях грузинских олигархов и главных силовиков. Например, уже упоминаемый министр внутренних дел Каха Таргамадзе, согласно многочисленным утверждениям, — ближайший друг своего бывшего российского коллеги Владимира Рушайло. Таргамадзе тесно связан и с другим видным членом клана Березовского — Аркадием Патаркацишвили. Если учесть всем известные контакты Бориса Абрамовича с чеченцами, то ситуация выглядит особенно зловещей.

Кстати, о Патаркацишвили. Официально он находится в розыске. Но вот только ищут его как-то странно. “Никто особенно не скрывает, что он в Грузии, — заявил “МК” председатель парламентского комитета по безопасности Георгий Барамидзе. — Патаркацишвили открыто разъезжает по Тбилиси на джипе с охраной!” Другие собеседники “МК” в Тбилиси назвали даже точный адрес “беглеца от российского правосудия”: два верхних этажа пятиэтажки на улице Палиашвили и вилла в Мцхети... 

Эдуард Шеварднадзе — противоречивая фигура. Он может демонстрировать исключительное мужество. Во время взятия Сухуми абхазами грузинский президент лег на землю и наотрез отказывался улетать. Как рассказал “МК” бывший высокопоставленный сотрудник грузинских спецслужб, не желающей умирать охране пришлось оглушить Эдуарда Амвросиевича и силой затолкать его в самолет... Шеварднадзе, как настоящий партийный чиновник, может быть предельно коварен и жесток. Ради политической целесообразности он может без колебаний пожертвовать ближайшим другом или даже братом. И это не преувеличение. В свою бытность министром иностранных дел СССР Шеварднадзе и глазом не моргнул, когда в Тбилиси из-за местных интриг безвинно бросили в тюрьму его ближайшего соратника — секретаря местного ЦК Солико Хабеишвили. Корреспонденту “МК” рассказали в Грузии и более дикую историю. После его назначения первым секретарем ЦК компартии республики в 1972 года Шеварднадзе выдавил из органов местной партийной власти своего брата. Мол, нехорошо — могут обвинить в семейственности.

Неудивительно поэтому, что курс Шеварднадзе по отношению к России отличается двойственностью, если не тройственностью. На публике грузинский президент клянет Кремль. На переговорах с государствами НАТО Тбилиси идет еще дальше. По данным российских источников, во время своего недавнего визита в Турцию шеф грузинского МИДа Ираклий Менагаришвили задавал своим партнерам вопрос: поддержит ли Анкара Грузию в случае вооруженного конфликта с Москвой?.. Зато во время переговоров с россиянами Эдуард Амвросиевич ведет себя как “невинно обижаемый друг”. Однако заниматься размышлениями о коварстве Шеварднадзе — дело совершенно непродуктивное. [...]

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru