Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© RUS-SKY, Максимов А.А. "Бандиты в белых воротничках: как разворовывали Россию". Отрывок

Как Волков посадил Гантамирова

Деньги ушли в Грозный, а оказались на Кипре
Одна из крупнейших махинаций первой чеченской войны

Максимов А.А.

Вот один из ярких примеров мошеннического перевода средств за границу, который наверняка вошел бы в “Хрестоматию современной аферы”, если бы такую книжку решили выпустить. Об этой истории я узнал из первых уст – от старшего следователя по особо важным делам Генпрокуратуры Николая Волкова, который в течение полутора лет раскрутил одну из крупнейших махинаций периода чеченской войны.

В мае 1996 года арест вице-премьера чеченского (завгаевского) правительства, мэра Грозного Беслана Гантамирова стал сенсацией. Но уже через год об узнике “Матросской тишины” почти никто не вспоминал. Как и о тогдашнем заявлении Генерального прокурора Юрия Скуратова, что задержание Гантамирова – лишь первый шаг в борьбе с расхитителями средств, направляемых на восстановление республики. Ни второго, ни третьего шага, увы, сделано не было. Однако это единственное дело о “прифронтовой коррупции” все же было доведено до логического конца. И, похоже, весьма удачно: обвинение предъявлено сразу шестерым российским и чеченским авантюристам плюс одному израильскому. При этом инкриминируемые суммы хищения за двадцать месяцев следствия увеличились с 6,9 до 55 миллиардов рублей. То есть до 10 миллионов долларов.

Поначалу “дело Гантамирова” большинство СМИ представляли как чисто политическое. Одни говорили о выходе вооруженной группировки мэра из союза с федералами, другие – о крупной ссоре Гантамирова с чеченским премьером Николаем Кошманом. На самом же деле расследование началось еще в декабре 95-го по решению прокуратуры Чечни, заинтересовавшейся исчезновением 6,9 миллиарда рублей. Деньги были выделены Грозненским управлением жилищно-коммунального хозяйства на покупку у Чеченводоканала нескольких зданий. Но дома так и остались у прежнего владельца, а перечисленные деньги были обналичены и ушли в неизвестном направлении.

Выяснилось, что для этой комбинации в мае 1995 года была учреждена фирма “Стерлинг”. Зарегистрировали ее на имя Магомеда Абдулкадырова – милиционера из охраны Гантамирова. С ней были оформлены фиктивные договоры, и чуть ли не в тот же день на счет фирмы поступила вся указанная сумма. На допросах Абдулкадыров честно признался, что действовал по прямому указанию братьев Гантамировых и именно с ними разделил обналиченные 300 миллионов.

В начале 1996 года в Грозный прибывает следственная бригада Генпрокуратуры и одновременно проводится комплексная проверка КРУ Минфина. В конце весны того же 96-го до автора этих строк дошли сведения, что контролеры из Минфина доложили руководству о неких весьма значительных финансовых злоупотреблениях. Однако мои попытки получить официальную информацию о результатах проверки успехом тогда не увенчались. Теперь это уже не государственная тайна. Вот вкратце выводы ревизоров: в 1995 году и первом квартале 1996-го на восстановление Грозного и социальную помощь его жителям городские власти получили из федерального бюджета 196 миллиардов рублей. Не по назначению было потрачено 134 миллиарда.

Из этого не следует, что оставшиеся 62 миллиарда все же помогли горожанам в их борьбе с голодом, эпидемиями и разрухой. Просто выяснить судьбу этих денег после артобстрелов, бомбежек и тотального разворовывания складов и хранилищ уже невозможно. Нельзя также доказать, что покупка мэрией за 15 миллиардов рублей машинки для напыления драгметаллов была скрытой формой хищения, а приобретение, невзирая на войну, роскошного автопарка – злоупотреблением служебным положением. Но в том, что как минимум 55 миллиардов рублей оказалось в карманах и на счетах Гантамирова и его партнеров по “бизнесу”, следователи уже не сомневаются.

В сложных операциях по оприходованию бюджетных средств у мэра было три главных контрагента: владелец кисловодского ИЧП “Абдул-Кахир” и одноименного АОЗТ в Москве Абдул-Кахир Арсанов (некоторое время занимавший в правительстве Завгаева полумифический пост министра медицинской и фармацевтической промышленности), хозяин московской фирмы “Карди” Андрей Рубанов и израильский гражданин Аркадий Голод, зарегистрировавший на Маршальских островах компанию “Stardail Marketing Ltd” (он же – владелец немецкой фирмы “Nova Investments Ltd”).

Вот примерная схема движения средств: из городской казны по фиктивным договорам на покупку стройматериалов, оборудования и медикаментов деньги поступали на счета фирм Арсанова и К° (кроме упомянутых были еще фирмы-однодневки) в банках “Северный Кавказ”, “Агротехника” и грозненском филиале Кредо-банка (в сейфе у его руководителя г-на Кадырова найден миллион долларов “налом”, дело по этому эпизоду выделено в отдельное производство). Затем финансовый поток возвращался в Москву и некоторое время циркулировал между столичными банками, не покидая пределов Садового кольца. Наконец, удовлетворив аппетиты московских банкиров, “чеченские” миллиарды через фирмы Голода направлялись в Эстонию, а затем на Кипр. Окончательно “очистившись” и приобретя светло-зеленый оттенок, они перетекали в три ручья в Турцию, Австрию и Швейцарию – уже на личные счета Гантамирова, его жены, родственников и хороших знакомых.

В разговорах со следователями Гантамиров намекал, что с Голодом, открывшим ему “окно в Европу”, он познакомился по прямой рекомендации генерала Анатолия Куликова, возглавлявшего в то время внутренние войска и курировавшего чеченское направление. Но в итоге выяснилось: израильтянин вышел на Гантамирова через своего друга детства Абдул-Кахира. Сам Аркадий утверждает, что по первоначальной договоренности деньги мэрии он аккумулировал для строительства в Грозном фармацевтического завода, но Гантамиров все время находил им иное применение.

Иногда мэру надоедало оперировать заграничными счетами, и тогда он обращался за помощью к Рубанову и его помощнику Михаилу Ткачу: московские коммерсанты обналичили для него в общей сложности 6,9 миллиарда рублей (часть денег направив на счет Голода в Англии). Их фирма “Карди” была зарегистрирована на имя некоего Кухтина, в действительности не имевшего к ней никакого отношения. Просто в его паспорт Рубанов вклеил свое фото и, демонстрируя эту “ксиву”, открыл с десяток коммерческих организаций с теми же функциями, что и “Карди”. Кухтин говорит, что свой паспорт он потерял, но следователи подозревают, что в Москве существует разветвленная сеть по скупке документов у малоимущих сограждан.

Итак, осенью 1997 года обвинение мошенникам было предъявлено. Но не все обвиняемые смогли с ним познакомиться. Али Гантамиров (брат экс-мэра), Михаил Ткач и Абдул-Кахир Арсанов на тот момент были в бегах (последний – где-то в Турции).

Но главная проблема в другом. По мнению следователя Николая Волкова, из 55 миллиардов вряд ли удастся вернуть хотя бы один: следователи побывали на Кипре и обнаружили, что интересующие их счета уже практически пусты. В другие страны были сделаны официальные запросы, но, поскольку договоров о правовой помощи Россия с ними еще не подписала, рассчитывать нам особенно не на что.

 
Другие материалы раздела:
Как посадили Гантамирова
Принципиальный борец
Гантамиров работает на Бараева
Сын устроил пальбу в Москве

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru