Оригинал
этого материала, 30.03.2000
по материалам газеты "Брянское
Время"
Контрабанда для диктатуры партаппарата
Денис Кораблев
Около
полуночи 8 ноября 1997 года в условиях
сильнейшего тумана старенький самолет АН-12
совершил "аварийную" посадку в
Брянском аэропорту. За сутки он выполнял
уже второй рейс в Турцию.
Самолет явно ждали. К месту посадки тут же
помчались грузовики. Без всякого
таможенного досмотра начался авральный
вывоз груза - часть за пределы аэропорта,
часть на склады временного хранения.
Манипуляциями с грузом занимались
сотрудники брянской фирмы "Адмирал".
Активнее всех действовали Романов и
Халютин. Спустя два года они попали на
скамью подсудимых, но об этом позже...
"Королевский" груз
Информация об "аварийной"
посадке попала в УФСБ Брянской области.
Возникло подозрение, что груз в Брянске
оказался не случайно и является
контрабандой. Однако чекисты предпочли не
вмешиваться в течении 10 дней, поскольку в
ситуации должна была разбираться брянская
таможня, куда, кстати, пришел факс с
извинениями от турецкой фирмы "Акватранс".
Фирма сообщала, что груз попал в Брянск по
ошибке - часть его принадлежит ни много ни
мало королевской семье Нидерландов, часть -
гражданам Украины.
В одну из ночей "ошибочные" тюки стали
готовить для отправки назад в Турцию. Вот
тут и разыгралась настоящая воинская
операция: сотрудники ФСБ ворвались на склад,
арестовали всех присутствующих, произвели
выемку груза и перевезли на таможенный
склад под Брянск.
Забегая вперед, стоит сказать, что груз ни к
украинцам, ни тем более к королевской семье
отношения не имел. Это был обычный "челночный"
груз. За ним потом еще целый год приезжали
люди из российских городов, рассчитывались
с таможней по всем правилам и убывали с
вещами. Упоминавшуюся в сопроводительных
документах отправителя груза турецкую
компанию "Эмре текстиль" по адресу,
указанному в контракте, найти не удалось...
Домовитый Петрухин
...В истории брянской фирмы "Адмирал"
было немало славных страниц. Четыре года
назад КРУ Минфина проверило предприятие
"Брянскводоканал". Были зафиксированы
многочисленные факты перекачки бюджетных
средств в ТОО "Жилком", учредителями
которого были нынешний директор "Адмирала"
Юрий Петрухин и его сын. Неведомыми путями
"Жилкому" удалось стать генеральным
подрядчиком по строительству Десняно-Сещенского
водозабора. Многомиллионный поток средств
из городского бюджета был развернут в
сторону "Жилкома". В акте КРУ говорится,
что фирма "своей строительной базы не
имеет, работ не производит". Несмотря на
требования проверяющих в фирме отказались
предоставить необходимые документы. Судьбу
2 114 600 000 бюджетных рублей выяснить не
удалось. Материалы проверки грозились
передать в суд, однако, продолжения история
не получила.
Зато в состоявшемся вскоре после этого "конкурсе"
на лучшее индивидуальное жилье победил
именно Юрий Петрухин. Его особняк,
стремительно возведенный в центре города
Брянска был признан лучшим.
Столь же неведомыми путями Юрий Петрухин (теперь
он уже директор фирмы "Адмирал")
получил возможность полностью
контролировать Брянский международный
аэропорт.
Загадочная смерть
В 1997 году Правительство РФ
принимает Постановление №808, увеличивающее
таможенный "пресс" на челноков. Было
разрешено провозить беспошлинно 50 кг. груза
или груз стоимостью $ 1000 (за каждый лишний кг.
доплата $ 6). Для многих это означало
разорение. Однако, для "теневого"
бизнеса горизонты открывались
великолепные. Схема простая: "челночный"
груз представляется контрактным - и можно
уйити от высоких таможенных платежей.
И все складывалось хорошо для Петрухина, но
неожиданно в Брянскую таможню пришло
письмо, где говорилось, что паспорт
импортной сделки между московским
представительством американской компании
"Конгстон Файнэшнл Корпорейшн" (КФК) и
турецкой фирмой "Юрал туризм Офелсилик",
где декларантом выступал брянский "Адмирал",
был аннулирован уполномоченным банком уже
на следующий день после выдачи. Несмотря на
это "Адмирал" продолжал выполнять
контракт, и по аннулированнму документу
было совершено еще 130 (!) авиарейсов.
Один из руководителей "КФК" Воробьев
сообщил, что контракт являлся маскировкой
для сокрытия факта ввозы челночных грузов.
Турецкой фирмы "Юрал" по указанному в
контракте адресу не оказалось, а "КФК"
организаторы контрабандного канала просто
использовали втемную. Вскоре после этого
Воробьев был убит в Москве у подьезда
собственного дома. Среди версий
разрабатывался и "брянский след"...
Позже ФСБ установила примерную схему
работы "Адмирала": документально
заявлялось, что таможенная стоимость груза-
$ 8000-12000 (вес 10-12 тонн). На самом деле
стоимость груза была порядка $ 500 000. Разница
присваивалась. Деньги, получаемые "Адмиралом"
от челноков за доставку груза ввозились в
Россию "грязным налом" тем же
самолетом, который доставлял и груз.
Таможенные платежи с оценочной стоимости
груза вносились на счет таможни от имени
Воробьева - фирма "КФК". Эти операции
повторялись несчетное количество раз. И без
высокопоставленных покровителей, с
которыми Петрухин вполне мог делиться
контрабандными доходами, здесь явно не
обошлось...
Как хорошо быть "Адмиралом"
...Сразу после ареста груза с "аварийного"
самолета на чекистов повелась
массированная атака. Руководство "Адмирала"
провело несколько пресс-конференций, на
которых обвиняло ФСБ в самоуправстве. Самое
интерсное, что позицию Петрухина разделила
и администрация брянского губернатора Юрия
Лодкина. Так зам Лодкина по "силовикам"
Малашенко дал интервью "Новой газете"
("ФСБ любую погоду может сделать нелетной"),
в котором действия чекистов
квалифицируются как "диверсия".
Основной посыл - кто будет возмещать
колоссальные убытки фирме.
Позже "Адмирал" обратился с иском на
УФСБ Брянской области в арбитражный суд.
Суд иск отклоняет.
После этого губернатор Юрий Лодкин
обращается в Генпрокуратуру с запросом "о
незаконно изъятом грузе". По мнению
губернатора, после самоуправства ФСБ
турецкие компании приостановили работу с
Брянским авиапредприятием. Вслед за этим
председатель областной Думы, коммунист
Степан Панасов от имени депутатов Думы
обращается с письмом на имя тогдашнего
председателя ФСБ Владимира Путина. В письме
говорится, что начальник брянского УФСБ
Назаров не только "бросает тень на органы
безопасности России в целом", но и
преследует некие "личные интересы".
Правда, позже депутаты облдумы уличат
Панасова в подлоге. Оказывается, обратиться
с письмом к Путину его никто не
уполномачивал.
И все это происходит несмотря на то, что
Брянский областной суд приговорил двух
сотрудников "Адмирала" Хлюпина и
Романова к трем с половиной годам лишения
свободы каждого за контрабанду и
использование подложных документов. Более
того, губернатор Лодкин лично потребовал
передать фирме "Адмирала" на
обустройство международный автопереход
"Троебортное" (Севский р-н Брянской
области - граница с Украиной) в ущерб
государственной фирме "Ростэк",
которая ранее работала на этом участке.
Переход Петрухину передали. Но когда
недавно сотрудники ФСБ проверили несколько
машин, прошедших осмотр в "Троебортном",
то обнаружили груз с явными признаками
контрабанды.
При обыске в офисе "Адмирала" была
обнаружена переписка между УФСБ и Брянской
таможней. Документы имели гриф "Для
служебного пользования" и касались
деятельности "Адмирала". Но это уже
друга история.
Недавно в интервью одной брянской газете
начальник УФСБ Назаров заявил, что чекисты
расследуют дело по "адмиральской"
контрабанде до конца, чего бы это им не
стоило.