Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая Газета", 21.02.2000

План "Барбадоса" — 2

В редакции появились новые доказательства причастности банкира-депутата Ашота Егиазаряна к афере с «Даев Плаза»

Арсен Рстаки

Ашот ЕгиазарянУверен, представлять нашего «героя» читателям «Новой газеты» бессмысленно. Если бы мы решили провести специальный редакционный конкурс, то этот человек наверняка получил бы первую премию в номинации «абсолютный рекордсмен по количеству посвященных его деятельности журналистских расследований».

       Да-да, вы не ошиблись, это именно он — Ашот Геворкович Егиазарян. Несостоявшийся ученый, «легендарный» банкир, талантливый интриган... Трудно даже вспомнить, сколько раз его имя фигурировало в наших публикациях. И неудивительно. Трудовые «подвиги» господина Егиазаряна вряд ли кого-то смогут оставить равнодушным.

       Тут и махинации с бюджетными деньгами в Московском национальном банке; и увод федеральных средств за границу; и потерянные облигации внутреннего валютного займа; и скандал вокруг «отдыха» генерального прокурора Скуратова; и крушение могущественного Уникомбанка...

       В общем, полный букет. Хотя... Все это, похоже, действительно были только цветочки. Ягодки ожидают нас впереди.

      Дело в том, что в декабре 1999 года Ашот Геворкович преподнес общественности очередной сюрприз, став депутатом Государственной Думы от ЛДПР. Вернее сказать, влез туда без мыла в последний момент, умудрившись каким-то загадочным способом убедить старейшего либерал-демократа Жебровского отказаться от своего депутатства в его, Егиазаряна, пользу. По слухам, подобный фокус обошелся предприимчивому банкиру не в один миллион долларов.

       Но и это еще не все. 9 февраля народные избранники дружно утвердили Егиазаряна — кем бы вы думали?.. Заместителем председателя думского комитета по бюджету.

       Что и говорить, сбылись мечты... Ашота Геворковича. Отныне он может шарить в государственном кармане и рулить деньгами налогоплательщиков (то есть заниматься своим любимым делом) открыто, на абсолютно законных основаниях.

       Что в результате из этого получится, зная деловую хватку нашего «героя», предсказать несложно. Думаю, уже очень скоро наш сериал о подвигах Ашота Егиазаряна пополнится новыми интереснейшими подробностями.

       А пока... Так получилось, что назначение новоявленного «сокола Жириновского» на столь высокую и ответственную должность почти день в день совпало с еще одним весьма примечательным событием. Наконец-то нам удалось получить документы, которые мы искали несколько месяцев. Документы, проливающие свет на одну из самых темных и запутанных афер банкира-депутата.

       Вкратце напомню суть истории.

       В статье «План «Барбадоса» («Новая газета», № 21 за прошлый год) мы уже подробно рассказали вам, дорогие читатели, о том, как Егиазарян обескровил некогда процветавший Уникомбанк. По состоянию на 1 февраля 1997 года, Уником занимал в России 23-е место по размеру чистых активов, 20-е место по капиталу и 11-е — по объему частных вкладов. Столь внушительные показатели позволили тогда правительству РФ включить банк в число «социально значимых» и «системообразующих». Кто знает, как бы сейчас обстояли дела в Уникоме, если бы здесь не «потрудился» обаятельный Ашот (с июня 1996 года по май 1998 года Егиазарян занимал должность заместителя председателя совета директоров банка). Во многом благодаря именно его хитроумным комбинациям этот монстр отечественной финансовой системы оказался банкротом. Уником безвозвратно потерял не только многомиллиардные активы, но и, как выяснилось позже, самую привлекательную недвижимость.

       Прежде всего речь идет о роскошном здании в Даевом переулке, где находился центральный офис банка. До сих пор об этом «таинственном исчезновении» было известно немного.

       17 сентября 1997 года (при активном участии Ашота Геворковича) на базе Уникомбанка создается ООО «Даев Плаза» с уставным капиталом 432 млрд рублей. В качестве вклада в уставный капитал вносятся то самое здание в Даевом переулке (422 млрд) и еще 10 млрд основных средств. Причем Уником выступил как единственный учредитель данной структуры. Однако уже через два месяца обнаружилось, что банк владеет всего 12 долями в «Даев Плаза», а остальные 88 он якобы передал карманной фирме Егиазаряна «Уникоминвест-Центр» (14 долей) и некоей зарегистрированной на Карибских островах компании Wyndham Limited (74 доли!).

       Подобное открытие явилось полной неожиданностью не только для многочисленных акционеров, но и для большинства высокопоставленных сотрудников Уникомбанка. Например, тогдашний советник председателя правления Уникома господин Рябко в письме на имя председателя совета директоров Виктора Власова прямо высказывал свое недоумение:

       «...Откуда появилась в составе участников ООО «Даев Плаза» Wyndham Limited?

       — Что такое Wyndham Limited и каков его правовой статус?

       — На каких основаниях УАКБ Уникомбанк передал Wyndham Limited 74 доли?

       — За счет каких источников указанное юридическое лицо приобрело доли в ООО «Даев Плаза»?»

       Впрочем, ни на один из этих вопросов ответа так и не последовало. Почему? Скорее всего, «подноготная» данной сделки оказалась тайной, покрытой мраком, даже для первых лиц Уникома. Да и что толку махать кулаками после драки. Факт оставался фактом: самое лакомое здание Уникомбанка, расположенное в самом центре Москвы, перешло в собственность никому не известной иностранной конторы.

       Небольшое уточнение. В свое время строительство этого шедевра современной архитектуры обошлось заказчикам в 6 тысяч долларов за квадратный метр (к слову, общая площадь здания чуть меньше 16 тысяч кв. метров). Сегодня Даев переулок, дом 20 — это восемь этажей шикарных апартаментов, подземный гараж, ресторан с зимним садом, тренажерный зал, сауна, стоматологический кабинет и поликлиника. Общая стоимость «красавца-дворца», по самым скромным подсчетам, составляет примерно 40 миллионов долларов.

       В публикации «План «Барбадоса» мы рискнули предположить, что Wyndham Limited своим появлением на свет обязан все тому же Ашоту Егиазаряну.

       В ответ наш «герой» лишь оскорбленно разводил руками. Дескать, клевещут бумагомараки, пытаются очернить имя честного бизнесмена. Ни о какой заморской компании я не знаю и уж тем более никакого отношения к ее деятельности не имею.

       Конечно, мы понимали, что Ашот Геворкович лукавит. Но доказать ничего не могли. Все концы этого «карибского чуда» — компании Wyndham Limited — были спрятаны весьма искусно. К счастью, как выяснилось, не навсегда.

        Неделю назад в редакции «Новой газеты» появились-таки интересующие нас документы. А именно — генеральные доверенности, подписанные директором Wyndham Limited Саймоном Колдриджем и выданные 6 октября 1997 года двум гражданам России — Михаилу Ананьеву и Константину Мерзликину. (Обратите внимание, доверенности были выданы буквально через двадцать дней после создания на базе Уникомбанка ООО «Даев Плаза».)

       Чем же эти документы так интересны? Прежде всего необходимо отметить, что данные доверенности по существу не что иное, как нотариально заверенная передача всех полномочий по управлению Wyndham Limited. Судите сами.

       Согласно вышеупомянутым документам, Ананьев и Мерзликин отныне могли открывать и закрывать любые банковские счета, заключать любые сделки в любой части света, вести любые переговоры с любыми организациями (в том числе правительственными), подписывать любые контракты и — внимание! — распоряжаться любой собственностью компании. Значит, и принадлежащим «Даев Плаза» зданием в Даевом переулке.

       Теперь возникает резонный вопрос: а кто, собственно, такие господа Ананьев и Мерзликин и почему им оказано столь безграничное доверие? Все очень просто.

       Михаил Борисович Ананьев в 80-е годы был сокурсником Ашота Егиазаряна. Они вместе учились в МГУ. Впоследствии это обстоятельство помогло Ананьеву сделать стремительную карьеру в подконтрольных Егиазаряну коммерческих структурах. Сначала — в Московском национальном банке, а затем в банке «Русский дом» (кстати, «Русский дом» сейчас «квартирует» под одной крышей с «Даев Плаза»). Знающие люди утверждают, что безграничная преданность Ананьева своему шефу сделала его правой рукой Ашота Геворковича практически во всех делах.

       И коль уж мы назвали Ананьева «правой рукой» Егиазаряна, то господина Мерзликина вполне уместно было бы сравнить с левой ногой банкира. То есть с той частью тела, при помощи которой отечественные нувориши обычно открывают двери высоких правительственных кабинетов.

       Будучи близким другом нашего «героя» и его давним партнером по бизнесу, Константин Эдуардович Мерзликин (в прошлом заместитель председателя правления Уникома и один из «отцов-основателей» скандально известного Депозитарно-клирингового банка) всегда тяготел к государственной службе. Точнее, он всегда ухитрялся совмещать ее с частным предпринимательством. А Егиазарян всячески ему в этом содействовал.

       Год назад Константин Мерзликин являлся замом руководителя секретариата первого вице-премьера Маслюкова и одновременно входил в правительственную комиссию по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики (любопытная деталь: именно на этот период приходятся знакомство и регулярные контакты Маслюкова с Ашотом Геворковичем).

       Ну, как говорится, вице-премьеры приходят и уходят, а люди, отвечающие за их распорядок дня и график деловых встреч, остаются. Сегодня Мерзликин возглавляет секретариат Михаила Касьянова. Интересно, Егиазарян и теперь встречается с первым зампредом правительства России так же часто, как с его предшественником?..

* * *

 )       Короче, такая вот история. Настоящий хозяин и мозговой центр компании Wyndham Limited наконец найден. А следовательно, найден и счастливый владелец лучшей недвижимости некогда «социально значимого» Уникомбанка. Проведя молниеносную комбинацию по отъему здания у законных владельцев, Ашот Егиазарян, как обычно, сумел всех оставить в дураках — государство, акционеров (51 процент акций банка принадлежал администрации Московской области, хранившей в Уникоме львиную долю регионального бюджета), десятки тысяч простых вкладчиков.

       Уместно напомнить, что после банкротства в середине 1999 года своего любимого «губернского» банка подмосковные власти всерьез рассчитывали залатать некоторые образовавшиеся в связи с этим бюджетные дыры за счет продажи центрального офиса Уникома (а это, повторю, примерно 40 млн долларов). Самое смешное, что они питают подобные иллюзии и по сей день. Наивные люди — эти чиновники. Им до сих пор хочется верить, что Даев переулок, дом 20 — федеральная собственность.

       И только один человек — Ашот Геворкович Егиазарян — не испытывает никаких проблем. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету вновь полон сил и энергии. Шутка ли, предстоит тяжелая и кропотливая работа по формированию бюджета страны на следующий год.

       Можно ни секунды не сомневаться, деньги налогоплательщиков не пропадут даром.

       Для Егиазаряна.

P.S. В свое время налоговые полицейские Центрального административного округа Москвы всерьез заинтересовались делом Wyndham Limited. Но после первых же попыток разобраться в истории ее возникновения руководство ФСНП срочно потребовало передать все собранные материалы в центральный аппарат службы.

       ...Больше о зарегистрированной на острове Антигуа компании никто не вспоминал.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru