Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Новая Газета, 29.12.1999

Список Туровера

Обнаружено досье на российских коррупционеров

Олег Лурье

В 1994-98 годах в Москве трудился молодой бизнесмен, представлявший в России ряд крупнейших швейцарских банковских структур. Звали его Филипп Туровер и работал он непосредственно с самыми высшими эшелонами российской власти, а точнее, с Кремлем, Белым домом и московской мэрией, оказывая им немалые услуги как по личному обогащению чиновников, так и по различным коммерческим проектам государства и столицы. Филипп Туровер тогда еще не был главным свидетелем по главному делу о российской коррупции под названием "Мабетекс" и не общался с Карлой дель Понте. Начиная с 1995 года он участвовал во многих крупнейших сделках российского правительства или, по крайней мере, имел к ним близкое отношение. Но при этом Филипп имел одно потрясающее качество. Каждый попавший к нему документ, каждый контракт или секретное постановление правительства господин Туровер аккуратно копировал и подшивал в папочку, которую прятал в сейф. И к середине 1998 года таких папочек накопилось уже около пятидесяти. В них скрывались очень многие неприглядные истории, которые российские чиновники мечтали похоронить. Возможно, вместе и с самим хитроумным Туровером. Но Филипп, поняв, что явно перестарался со сбором документальных досье, начал наносить упреждающие удары. Так, громкое дело о коррупции в Кремле под названием "Мабетекс" и все, что с ним связано (весьма странный ремонт Кремля и других объектов, банковские счета в Швейцарии, карточки дочерей президента и проч.), всплыло тогда, когда Туровер рассказал содержание и показал Карле дель Понте и Юрию Скуратову одну из своих папочек за N 3 под названием "Управление делами".

Кстати, бывший генпрокурор Юрий Скуратов, когда я ему напомнил об архиве Филиппа Туровера, и, в частности, о папке по кремлевскому делу, сказал так: "Туровер - это великий классификатор. Он собирал очень серьезные документы и классифицировал их подробнейшим образом. Его архив - это уникальная вещь..."

Зная, что Филипп Туровер сейчас находится в Швейцарии и опасается появляться в России по причине "вероятного покушения прямо в аэропорту" (цитата из интервью Туровера), я выяснил, что, исчезая из первопрестольной, Филипп смог вывезти лишь небольшое количество документов. Естественно, заинтересовал вопрос: а где же основной архив Туровера? Кто стал обладателем весьма полной информации о самых высокопоставленных махинациях и авантюрах за последние четыре года? Ведь документы по "Мабетексу", по мнению экспертов и самого Туровера, - самые безобидные из всего архива.

Итак, несколько месяцев назад я начал поиски архивных папок Туровера. Сам же Филипп наотрез отказался сообщить мне их местонахождение, сформулировав отказ так: "Я не могу сказать вам, где находятся эти материалы, так как они подобны атомной бомбе, там слишком много завязано очень высоких людей. Вы даже не представляете, какие люди и какие делишки находятся в этих файлах!".

Но через некоторое время мне все же удалось найти следы архива и выяснить кое-какие удивительные подробности.

Итак, кто же стал обладателем уникального архива Филиппа Туровера? Того самого архива, который содержит гигантский объем документов о коррупции в высших эшелонах власти и якобы является заветной мечтой российской Генеральной прокуратуры, которая, по словам ее руководителей, спит и видит отправить за решетку всех махинаторов от власти. И вот тут-то и выяснилось невероятное - с середины 1998 года все документы из архива Филиппа Туровера, оказывается, находятся в... Генеральной прокуратуре!

Перед нами акт выемки Генпрокуратурой документов у гражданина Ф. Туровер-Чудинова. Далее читаем: "В результате осмотра выданных (Ф. Туровером) документов было установлено, что ими являются: ..." - и ниже следует перечень из 49 папок. Всего же в этих папках находилось 4919 страниц архивных документов, датированных 1992-1998 годами.

Ознакомившись с названиями документов, написанными собственноручно следователем Генпрокуратуры, производившим выемку, я убедился, что передо мной список того самого "Архива российской коррупции", о котором говорили и Скуратов, и сам Туровер. А в этом архиве находятся именно те документы, появления которых боятся очень многие высокопоставленные чиновники. Как бывшие, так и нынешние.

Список Туровера

Получив перечень досье и других документов, которыми, как стало ясно из акта выемки, обладает Генеральная прокуратура России, я созвонился с Филиппом Туровером, ныне проживающим в Швейцарии, сообщил ему о том, что располагаю актом и перечнем документов, и попросил его комментарии.

Туровер: Каким образом к вам попал документ, который не мог к вам попасть никоим образом?! Этот акт подписывался в двух экземплярах - один у меня, а второй - в Генеральной прокуратуре! Если вы будете что-то писать об этом, то прошу обязательно сообщить о том, что это не я вам его передал...

Лурье: Естественно, не вы. Мои источники - это тайна журналистского расследования. Важен тот факт, что мы подтвердили наличие вашего архива в прокуратуре России.

Туровер: Да, этим вы подтвердили... Но понимаете, если они посчитают, что это я передал вам список, то они со мной расправятся даже здесь... В Швейцарии...

Лурье: Кто это "они"?

Туровер: Те, кто изъял у меня архив...

Уяснив, что мы действительно располагаем некоторыми документами, Филипп Туровер согласился прокомментировать список. И дабы не утомлять читателя большим количеством фактологического материала, мы отобрали из 49 пунктов "Акта выемки документов" некоторые наиболее интересные моменты и снабдили их комментариями бывшего хозяина.

"Папка N 1. Переписка с Марийским машзаводом, 29 листов", "Папка N 15. "Антей", 31 лист" и "Папка N 27. Документы Марий Эл, 243 листа".

Туровер: В этих папках были официальные документы, подтверждающие то, что Марийский машиностроительный завод производил и продавал за рубеж ракеты "С-300 В". Причем это тщательно скрывалось от широкой общественности. Я не могу пока назвать страны, куда продавались зенитно-ракетные комплексы "С-300В", так как это вызовет международный скандал. Скажу так, планировалась продажа в Индию, Южную Корею, Египет, Сирию, Эквадор, Грецию. Согласно документам, к продаже имел самое прямое отношение глава администрации Марий Эл Кислицын. В курсе всего был и тогдашний вице-премьер Уринсон. Об этом знал и Черномырдин, и кое-кто повыше Виктора Степановича.

"Папка N 2. Переписка с мэрией Москвы, 37 листов", "Папка N 4. Переписка с мэрией Москвы (документы СП "Визит"), 73 листа", "Папка N 24. Документы СП "Визит", 138 листов".

Туровер: Эта история связана с Лужковым и его ближайшим окружением. В приватизационный период 94-95 годов люди из окружения Юрия Михайловича положили глаз на роскошный поселок бывшего московского горкома КПСС, который располагался на Рублевке, а также на гостиницу, принадлежавшую тому же московскому горкому. Они его приватизировали под некое загадочное СП "Визит". Короче говоря, увели из госсобственности. Это обычное жульничество. Подобные фокусы московское правительство тогда проворачивало десятками и сотнями. Этот пример из моего архива интересен тем, что в данном случае мэрия наложила лапу на партийную собственность. Было имущество горкома КПСС, а стало собственностью московских чиновников высшего калибра.

"Папка N 12. Постановления и распоряжения правительства. 134 листа", "Папка N 33. Постановления правительства и другие закрытые документы. 164 листа".

Туровер: В этих папках у меня были уникальные секретные постановления правительства периода Виктора Черномырдина. Всего около трехсот. Могу назвать несколько наиболее впечатляющих. К примеру, там имелось особо засекреченное постановление с перечислением медицинских и наркотических материалов и препаратов, на которые имелась квота на ввоз и дальнейший транзит через территорию России. И в одном из пунктов этого постановления был назван "кокаин", причем квота предусматривала большое количество этого наркотика. Дело в том, что сам по себе кокаин - конечный продукт и предназначен только для наркоманов и никаким медицинским составляющим не является. Во всех странах мира у кокаина один путь - в печку, на уничтожение. У нас же Черномырдин разрешил его ввоз в страну и дальнейший транзит. Также интересно и другое закрытое постановление, дающее квоту "Сибнефти", а точнее, Березовскому и Абрамовичу, на экспорт 3 миллионов тонн нефти, причем безо всяких акцизов. Чистая выгода от этой квоты составила около 30 млн долларов. Причем на вырученные деньги "Сибнефть" должна была якобы провести эксперимент по индексации вкладов, потерянных гражданами в 1992 году. Естественно, никто никому ничего не индексировал. Просто дали БАБу и Абрамовичу украсть 30 миллионов долларов. Также имелись и постановления по "Аэрофлоту". Возможно, это ищет следователь Волков. Долго искать будет. А оно лежит преспокойно в Генпрокуратуре.

"Папка N 3. Переписка с управлением делами президента России, 24 листа", "Папка N 39. Клуб "Готтардо", 151 лист", "Папка N 41. Финансовые документы N 3, 365 листов".

Туровер: А вот тут-то и находились все документы по "Мабетексу", на основании которых Юрий Скуратов и Карла дель Понте возбудили уголовные дела в России и Швейцарии. Наличие моих документов и подтверждает то, что Генпрокуратура России располагает достаточным количеством доказательного материала для ареста некоторых фигурантов дела в России. И пусть не врут, будто им еще что-то нужно от швейцарских прокуроров. В России есть полный комплект документов, подтверждающий вину некоторых деятелей, - контракты, акты, денежные проводки и прочее... Там же, в архиве, имеется полный комплект документов по скандалу со швейцарской компанией "Нога". Помните, когда заморозили сотни миллионов российских долларов за рубежом? По "Ноге" у меня было гораздо больше документов, чем по "Мабетексу" и суммы там "уводились" более крупные. Но дело в Генпрокуратуре стоит на мертвой точке.

Лурье: Назовите высокопоставленных россиян, замешанных в коррупции, чьи фамилии фигурируют в вашем архиве, находящемся в Генпрокуратуре.

Туровер: Черномырдин, Степашин, Шохин, Лужков, Абрамович, Шанцев, Федоров, Орехов, Головатый, Березовский, Ильюшенко, Силаев, Ярошенко, Кислицын, Бычков, Уринсон, Геращенко и многие другие.

Лурье: Путин?

Туровер: Володя Путин - это особая и длинная история. Мне доводилось с ним сталкиваться, но дело не в этом. Дело в том, что за восемь месяцев своей работы в управлении делами президента в 1996-97 годах Путин отвечал за советскую собственность за рубежом. Объясню. Кроме долгов от бывшего СССР, Россия получила и многомиллиардную собственность за рубежом, в том числе и принадлежавшую КПСС. В 1995-96 годах на нее претендовали различные организации - МИД, Минморфлот и многие другие. Но в конце 96-го Ельцин издал указ о том, что вся собственность СССР и КПСС за рубежом переходит совсем не в Мингосимущество, а почему-то в управление делами президента. И вот тут-то на нее и наложил лапу господин Путин. Естественно, по команде сверху. Когда он приступил к так называемой классификации собственности бывшего СССР и КПСС за рубежом в 1997 году, тут же были созданы всевозможные подставные фирмы, АО и ООО. На эти структуры и оформлялась большая часть самой дорогой недвижимости и другие зарубежные активы. Таким образом, до государства зарубежная собственность дошла в весьма общипанном виде. И общипал ее нынешний премьер. А первый опыт воровства он получил еще в свою бытность в Германии. Именно тогда Путин совместно с Шохиным и Полтораниным умудрился "украсть" огромное здание культурного центра России в Германии. Они его сдали в аренду за символические копейки на пятьдесят лет какой-то немецкой фирме с микроскопическим уставным капиталом. Конечно же эта фирма тут же передала здание в субаренду, но уже за весьма крупные деньги по нормальным немецким ценам. Куда делась разница? Я думаю, объяснять не надо.

Лурье: И эта информация о Путине тоже находилась в вашем архиве, попавшем в Генеральную прокуратуру?

Туровер: А вот на этот вопрос я отвечать пока не буду. И мне, и вам, думаю, еще хочется пожить на этом свете.

Послесловие о текущем моменте

Уже мало что удивит видавших виды "дорогих" россиян. Карточки дочерей президента, счета в Швейцарии и США высших чиновников, ремонт Кремля по тройной цене, вывоз из страны золота и бриллиантов с благословения министров, украденные кредиты МВФ, грабительская приватизация крупнейших госкомпаний. Все это мы уже проходили и многих фигурантов уже простили, а некоторых даже в Госдуму избрали. Такой уж у нас народ. Добрый. Однако мне не очень верится в то, что добрые дяди из Генеральной прокуратуры не придали никакого значения уникальному архиву российской коррупции объемом почти в пять тысяч листов. Может, умысел какой-то тут нехороший? Может, шантажировать кого решили? Навряд ли. Наверное, у больших начальников из Генеральной прокуратуры просто произошел случай полной потери памяти, эдакое дежа-вю. Забыли они совсем об изъятых ими документах. Они вообще ребята забывчивые. Вот и.о. генпрокурора Устинов и главный военный прокурор Демин "вдруг" позабыли о своих роскошных квартирах на Тверской стоимостью по полмиллиона долларов каждая. А следователи Генпрокуратуры, ведущие дело "Мабетекса", запамятовали пригласить на допрос Татьяну Дьяченко, дабы та объяснила происхождение кредитных карточек. Такая забывчивость очень удобна, особенно в нынешней ситуации, когда многие деятели, чьи имена упоминаются в документах Туровера, стали депутатами Госдумы.

 

Другие материалы раздела:
Отпор клеветнику Туроверу
Список Туровера
За кражу часов
Дополнение к биографии

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru