Флотилия украинских миллиардеров
Ахметов строит суперъяхту за $700 млн, судно Медведчука стоит $200 млн, Косюка — $160 млн, две лодки Коломойского — $145 млн
Оригинал этого материала© Forbes.ua, 27.06.2022, "Z" Жеваго, "Тризуб" Коломойского, Каiser Ярославского. Какими яхтами владеют богатейшие украинцы и кто планирует их продать, Фото: elevatorist.com, via Forbes.ua, Liga.net, DPA, ua-football.com, nv.ua, kremlin.ru
Денис Кацило
Война и снижение доходов заставляют богатейших украинцев прощаться с дорогими игрушками. Но сделать это не так просто. Какими яхтами владеют топ-богачи и каковы их планы.
16 июня в марине средиземноморского острова Ибица была замечена 65-метровая яхта с надписью «Z» на борту. Она принадлежит Константину Жеваго, 48, мажоритарному владельцу горнодобывающей группы Ferrexpo, который в последние годы живет в Лондоне. В 2019-м Генпрокуратура объявила его в международный розыск по делу о растрате и легализации 2,5 млрд грн через его банк «Финансы и Кредит». С этого времени бизнесмен управляет железорудной империей дистанционно.
По оценке Forbes, на 23 июня капитализация Ferrexpo составила $1,03 млрд, а доля Жеваго (50,3%) — $518 млн. До полномасштабной войны все его активы Forbes оценивал в $2,1 млрд, на конец июня — $1,1 млрд.
У Ferrexpo, оперирующей в Украине Полтавским ГОКом, проблемы с вывозом железорудных окатышей из-за блокировки Россией украинских портов. «Это означает для Ferrexpo потерю выручки, потенциальный ущерб и разрушение привычной модели ведения бизнеса», — говорит директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Жеваго пока не собирается продавать яхту. «Решения о приобретении или отчуждении любых активов, в том числе яхты и других объектов недвижимости, принимаются в соответствии с условиями рыночной конъюнктуры», — написала пресс-служба предпринимателя. В настоящее время судно находится около французского Сан-Тропе.

Как правило, бизнесмены продают свои яхты по двум причинам, говорит Алекс Рудый, начальник отдела продаж испанской компании Sailme Charter, специализирующейся на аренде и продаже яхт. Первая — владелец не может обеспечить содержание, вторая — ищет что-то новое.
Содержать яхту, такую как «Z», стоит $7–8 млн в год. «Стандартно — 10–12% от стоимости в зависимости от базирования», — говорит Рудый. Но в результате санкций многие россияне вывели свои яхты в Азию, что снизило стоимость эксплуатации в Европе.
Выставить на продажу 85-метровую АСЕ («Туз») и 67-метровую Garcon («Мальчик») владельца агрохолдинга МХП Юрия Косюка, 54, вынудил долг в $80 млн перед собственной компанией.
АСЕ — плавучая пятипалубная вилла с вертолетной площадкой, по состоянию на 24 июня отсутствует в продаже. Также не сообщалось о факте продажи яхты. В декабре 2021 года основатель МХП погасил долг перед компанией.
В том же порту находится яхта Siren Виктора Пинчука, 61. Владелец EastOne претендует на звание самого скромного яхтсмена-миллиардера. Построенная в 2009 году компанией Palmer Johnson, 46-метровая яхта Пинчука сейчас продается за $13 млн. Это самая низкая стоимость среди известных яхт украинских предпринимателей. Его пресс-служба не комментирует информацию о яхте.
В компании SCM, управляющей бизнес-активами Ахметова, говорят, что он рассматривает возможность продать 145-метровую яхту еще до завершения строительства. Суперяхта проекта Luminance может войти в список десяти самых больших в мире. Строит ее с 2018-го известнейшая мировая верфь Lürssen. «Учитывая текущие обстоятельства, мы рассматриваем ее возможную продажу», — сказал NYT Джок Мендоза-Уилсон, директор по международным связям System Capital Management.
Ярославский пообещал вырученные от продажи 60-метровой яхты Kaiser средства направить на программу восстановления разрушенного войной Харькова. Судно предлагают продать за €49,5 млн.
«Надо убедить покупателя, что яхта чистая и на нее не придет, например, через год арест от правительства Украины, за то, что она куплена за коррупционные деньги», — говорит Рудый.
Пока харьковский бизнесмен пребывает за границей, в Украине его ждет генпрокурор Ирина Венедиктова, которая хочет получить показания основателя финансово-промышленной группы DCH по делу смертельного ДТП с участием кортежа бизнесмена. По данным УП, ссылающейся на источники в правоохранительных органах, фамилия Ярославского фигурирует в досудебном расследовании полиции относительно возможного финансирования действий, направленных на смену границ территории или государственной границы, уклонение от уплаты налогов, а также махинаций с денежными средствами или имуществом.
Судно находится в Средиземном море недалеко от Монако.