Царствие земное патриарха Кирилла
Семье главы РПЦ принадлежат 7 квартир в Москве и Петербурге, дом в Подмосковье, доли в нежилом помещении — всего на 225 млн руб.
Оригинал этого материала© proekt.media, 28.10.2020, Царствие земное, Фото: ТАСС, via proekt.media, o.ioannikiy, Иллюстрации: via proekt.media
Юлия Лукьянова, Андрей Захаров
Вступление
Причиной санкций стали высказывания Романова против патриарха Кирилла и резкая оценка деятельности Владимира Путина, создавшего, по словам Сергия, «фашистский концлагерь сатаны» в стране. Официальной причиной в РПЦ называли нарушение священнической присяги и монашеских обетов.
Нюанс в том, что на протяжении многих лет до того Романов служил священником, несмотря на то, что совершил куда более очевидные грехи. В 1985 году Романов с сообщниками ограбили и убили человека, будущий священник получил срок. Получилось, что Романова рукоположили вопреки церковным канонам, которые запрещают становиться церковнослужителями людям, совершившим убийство, в том числе непреднамеренное. После начала нынешнего скандала архиерей, на территории епархии которого стоит монастырь Романова, заявил, что Сергий, получая сан, якобы обманул церковь: в его автобиографии, представленной перед хиротонией — возложением священного сана —, указано, что Сергий «в 1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13» — то есть исправительной колонии «Красная утка» — по специальности электрика, в действительности же в это время Романов отбывал в колонии срок.
История Сергия дает примерное представление о том, как и в каких случаях Русская православная церковь начинает реагировать на проступки своих служителей. Но это далеко не все вопросы к этическому облику церкви.
Рассказ первый
Светлейшая квартира
Митрополита Кирилла (Гундяева) избрали патриархом в 2009 году. В церкви его считали гораздо более либеральным, чем он может показаться мирянам. Некоторые церковники даже называют Кирилла «католиком»: видный спонсор РПЦ, попросивший об анонимности, прямо говорит про Гундяева: «Он католик!». Хотя на стену в своем рабочем кабинете, помимо портрета Владимира Путина, собеседник повесил и портрет Кирилла. На то может быть много причин: наставник будущего патриарха, митрополит Никодим, симпатизировал католицизму, а во время выборов Кирилл представлял более либеральную программу, чем его соперник митрополит Климент.
Однако стезя Саворетти связана не только с церковными делами. Он — большой бизнесмен. Одним из его главных проектов в России была реконструкция здания на Волхонке, 6, напротив Кремля. Проект оказался проблемным. Компания Саворетти надстроила над зданием дополнительный этаж с мансардой. Столичные власти возмутились: в ноябре 1999 года тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение разобрать самовольную конструкцию в предельно короткий срок. Возможно, такая градостроительная принципиальность связана с тем, что надстройку заметили из Кремля и позвонили Лужкову с вопросами, как вообще кто-то мог самовольно надстроить этаж рядом с Боровицкой башней, предполагал журнал «Компания».
Одним из тех, кто занимался у Саворетти реконструкцией здания на Волхонке, был швейцарец югославского происхождения Александр Димитриевич, говорит его коллега по этому проекту. Димитриевич также работал топ-менеджером в женевских компаниях семьи Саворетти, следует из швейцарского бизнес-реестра, а в России был прописан все в том же доме на Волхонке. Кроме того, там же был прописан и «Международный православный фонд», работой которого руководил Димитриевич.
"Деловой Петербург", 21.10.2015, "В петербургском доме, где живет сестра патриарха Кирилла, разгорелся имущественный скандал": По данным dp.ru, из-за именитых жильцов здание на Крюковом канале могло попасть в некий перечень Федеральной службы охраны (ФСО). В него включены здания, подлежащие особому вниманию ФСО. Местные жители подтверждают, что патриарха Кирилла периодически видят подъезжающим к дому в сопровождении охраны и заходящим, видимо, навестить родственницу. — Врезка К.ру
Летом 2020 года такая квартира в этом доме стоила 42 млн рублей, согласно архиву предложений о продаже недвижимости «Яндекса».
Димитриевич принял участие не только в бесплатном улучшении жилищных условий семьи патриарха. В начале 2003 года швейцарец купил у будущего патриарха недостроенный дом в районе поселка Николина гора в Подмосковье, который сам Кирилл купил всего лишь за два года до того. Но обосновываться там Димитриевич не стал, вскоре перепродав дом. Сейчас стоимость дома подобной площади может достигать 70 млн рублей, следует из объявлений о продаже недвижимости. Сколько на той сделке заработал будущий патриарх, в РПЦ не комментируют.
Димитриевич не ответил на вопросы «Проекта», в том числе и о сумме сделки. Его знакомый рассказал, что тот давно «дружит» с Кириллом. По крайней мере, они могли пересекаться по благотворительной линии. Из швейцарского бизнес-реестра известно, что в Женеве Димитриевич вместе с братом Николы Саворетти руководил работой благотворительной ассоциации «Лазарь». Впоследствии она была переименована в ассоциацию православного сотрудничества. В 2000 году у отдела внешних церковных сношений, которым тогда руководил Кирилл, был совместный проект с «Лазарем» по помощи людям, пострадавшим от бомбежек Югославии.

Можно ли считать подарок в виде квартиры и участие в сделке по покупке дома благодарностью за некие услуги? Саворетти заявил «Проекту», что Димитриевич был связан с бизнес-структурами его брата Андреа, а не с ним, и поэтому не знает, зачем тот подарил квартиру родственнице Кирилла. В любом случае, утверждает он, его сотрудничество с Мальтийским орденом началось уже после этой истории, поэтому считать апартаменты на Крюковом канале подарком от ордена нельзя. В посольстве Мальтийского ордена в России не ответили на вопросы «Проекта».
На вопрос о том, помогал ли ему Кирилл с проектом на Волхонке, Саворетти ответил отрицательно. «Даже когда я его просил помочь [не допустить] рейдерский захват Волхонки», — говорит он. Несколько лет назад Саворетти лишился этого проекта из-за долгов банкам, но считает, что это был рейдерский захват.
Пристрастие патриарха РПЦ к богатой жизни уже факт. Известно, что та же сестра Кирилла Лидия Леонова, уже имея огромную квартиру в родном Петербурге, жила в еще более роскошной квартире в Москве — в знаменитом «Доме на набережной» с видом на Кремль. В 2012 году у Кирилла с соседями вышел скандал из-за неаккуратного ремонта, и о жилплощади стало известно пастве. Может быть поэтому сейчас собственник квартиры в данных Росреестра просто скрыт — так делают в случае с данными важных чиновников и их родни.
Другая троюродная сестра патриарха — 63-летняя Елена Холодова — также вполне состоялась в финансовом плане. Одно время она была миноритарным акционером банка «Пересвет» и входила в совет директоров финансового учреждения — в то время, когда основной пакет акций держала РПЦ. Эта работа могла позволить ей в 2013 году купить квартиру в доме бизнес-класса на улице Расплетина на северо-западе Москвы, сейчас ее жилье может стоить около 22 млн рублей, следует из данных Росреестра и ЦИАНа.
"Секрет фирмы", 28.10.2020, "У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 млн рублей": Семья патриарха Кирилла владеет семью квартирами, домом и долей в нежилом помещении, сообщил «Проект». Общая стоимость недвижимости оценивается в 225 млн рублей. [...]
В октябре стало известно, что бизнес-джет, на котором летал патриарх Кирилл, выставили на продажу. Он может обойтись покупателю в $15–20 млн. Кроме того, весной стоимость реконструкции «резиденции» главы РПЦ выросла на полмиллиарда рублей. — Врезка К.ру
"МБХ медиа", 08.10.2020, "Бизнес-джет, на котором летал патриарх Кирилл, выставили на продажу": Самолет Gulfstream G450 с бортовым номером T7-ZZZ, на котором передвигался патриарх Кирилл, выставили на продажу. Соответствующее объявление «МБХ медиа» обнаружило на сайте дилера Avpro.
Цена бизнес-джета не раскрывается — ее готовы предоставить только по запросу. Судя по другим предложениям на рынке, борт может обойтись новому владельцу в районе 15−20 млн долларов. Именно в таком диапазоне находятся цены на такие же модели 2011-2014 годов выпуска (T7-ZZZ сошел с конвейера в 2013 году).
Последний свой полет, согласно данным Radarbox и Flightaware, T7-ZZZ выполнил 31 октября 2019 года из Риги в английский Фарнборо. Там же в последний раз он был запечатлен 25 сентября этого года.
О том, что этим самолетом пользовался патриарх Кирилл, в декабре прошлого года рассказал The Bell. С 2013 по 2016 годы судно принадлежало офшорной компании Helter Management Ltd, которая входила в группу лиц ВТБ. После перерегистрации самолета его оператором стала компания Skyline Aviation SRL. Она же управляла бизнес-джетами из расследований Навального, на которых летали Наиля Аскер-заде (T7-KLT) и Светлана Медведева (M-SKSM).
Позже борт перерегистрировали на компанию Otoba Assets Ltd. Издание писало, что в открытых источниках на тот момент не было информации о владельце фирмы. Однако позже стало известно, что офшор связан с бывшим министром «открытого правительства» Михаилом Абызовым, находящимся в СИЗО. В частности, об этом свидетельствуют материалы дела, опубликованного Восточно-Карибским верховным судом. — Врезка К.ру
Однако ни один из этих фактов никогда не становился предметом разбирательств внутри РПЦ. Возможно, потому, что ее взгляд до сих пор был направлен на «нарушения» другого рода.
Как РПЦ зачищала «несогласных» священников
Как устроен церковный суд
Общецерковный суд появился при предшественнике Кирилла, патриархе Алексии II. Для клириков и мирян — монашествующих или работающих в РПЦ это апелляционная инстанция после епархиальных судов, для архиереев — суд первой инстанции. Для привлечения к суду чаще всего используется Апостольское правило №55: «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен», говорит бывший священник Кемской епархии Иларион Резниченко. Из-за того, что церковные законы не менялись уже примерно сотни лет, подразумеваться под словом «досадить» может все что угодно.
Если сан священника ниже архиерея, судить его будут коллеги по епархии. Привлечь такого священника к церковному суду может только его архиерей. Архиерей, в свою очередь, может быть привлечен к суду только решением Священного синода или патриарха, его дело будет разбираться в суде патриархии, а членами суда будут другие архиереи. Никакого адвоката попавшему под суд не положено: процесс идет в формате беседы. «Никто на самом деле не слушает, у них нет цели разобраться в чем-то» —, вспоминает свой суд бывший священник Андрей Федосов. «На моем рассмотрении там сидел епархиальный юрист — мирянин, который занимается юридической стороной в епархии, он кричал и давил, хотя что он там вообще делал было непонятно». «Приговор» в итоге может быть разным: послушание, запрет, извержение из сана.
Если против священника было возбуждено уголовное дело, его автоматически запрещают в служении на время разбирательства, мирские обстоятельства дела оставят для выяснения силовиками. Если клирик будет оправдан — вернется на свой пост, если осужден — есть варианты.
За что должны извергать из сана
Согласно Апостольским правилам
— за покупку сана (извергаются и тот, кто купил, и тот, кто продал)
— за привлечение «мирских начальников» в помощь к построению церковной карьеры
— за неверие, инаковерие, ересь, раскол
— за убийство, в том числе совершенное как самозащита
— за драку
— за прелюбодеяние, противоестественные грехи (половые связи с людьми своего пола, мастурбация, зоофилия), блуд
— за пьянство и азартные игры (в том случае, когда церковнослужитель не может или не хочет исправиться)
— за воровство
— за второй брак вдовым и разведенным священнослужителям, вступление в брак монашествующих, целибатных или посвященных в иподиаконство
— участие в языческих обрядах, переодевание в одежду другого пола, надевание масок, посещение «конных ристалищ», участие в играх на свадьбах
— посещение «корчемниц», то есть мест, где подают вино; их содержание, а также ростовщичество
— несение военной службы или государственная должность
Современная церковь, однако, в вопросах наказаний руководствуется принципом икономии — решением церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы или удобства.
Рассказ второй
Несвятой скит
Схиигумен Сергий Романов, фактически устроивший в своем монастыре секту, стал интересен церковным властям только когда прямо пошел против них. В других случаях РПЦ может десятилетиями не трогать безумных проповедников, презревших законы общества.
В деревне Чихачево, что в двух часах езды от Иваново, молитвы передают даже по FM-волнам — в 2018 году пользователь Twitter опубликовал видео с геотегом, в котором показал, что в селе Чихачево на волне 100,2 мГц его магнитола «поймала» молебен. Пользователь отметил, что действие сигнала распространялось только на 2,5 км. Пресс-секретарь Кинешемской епархии подтвердил «Проекту, ” что молитвы на этой волне передают до сих пор, а радиус охвата — около семи километров. На домах и столбах в деревне тоже установлены динамики, круглосуточно транслирующие молитвы — вся территория деревни облагорожена на деньги обители, единственная госзакупка, которую удалось найти «Проекту» — подключение распределительной сети деревни к райцентру. В Чихачево стоит Свято-Никольская церковь, настоятелем которой с конца 70-х годов служит 78-летний схиархимандрит Иван Ефименко, среди паствы известный как старец Иоанникий. Поездки к старцу были популярны среди воцерковленных людей: несколько раз в неделю микроавтобусы различных паломнических служб — все они не зарегистрированы как юридические лица — везли к старцу паломников из Москвы, Тольятти, Владимира, Чебоксар, Костромы, Иваново и других городов. Для некоторых паломников это поездка в одну сторону — осенью 2020 года о загадочных событиях в Чихачево впервые рассказал независимый портал о жизни РПЦ «Ахилла». Оказалось, что родственники верующих уже годами жалуются на то, что их близкие, бросая все, присоединяются к общине Иоанникия.
Практически все в небольшой деревне и леса вокруг нее — а это площадь около 145 гектаров — принадлежит Иоанникию. Собственником почти всех домов, кроме здания церкви, на которое в выписке Росреестра не указаны права собственности. Пресс-секретарь епархии Андрей Ефанов утверждает, что храм является собственностью РПЦ, в Чихачево Иоанникий стал уже к 2010 году. В его домах живут «монахи» и «трудники», которые обеспечивают общину едой.
В Нижнем Новгороде у Иоанникия есть квартира — предположительно, в ней жили трудники его скита. Ему же принадлежит почти 100-метровая квартира в центре Москвы — на Большой Грузинской улице — она отошла старцу в 2007 году. Сосед женщин, продавших Иоанникию квартиру, рассказал корреспонденту «Проекта», что те стали увлекаться православием и уехали «жить в монастырь». Потом они продали квартиру, и на лестничной клетке несколько раз появлялся «человек в рясе».
По сану Иоанникий принял схиму — высший обет монашеского аскетизма, что не помешало ему стать чихачевским лендлордом. В добавление ко всей описанной недвижимости и большому автопарку, в 2008 году старец обзавелся еще и дачей в Наро-Фоминске — ее продали ему те же прихожанки, что отказались от квартиры в Москве.
Осевшие в Чихачево «трудники» обеспечивают обитель и деньгами. Однажды жительница Ивановской области Галина Соловьева — имя героинь этой истории изменено, бросившая родню и переехавшая в скит два года назад, позвонила дочери Ирине с просьбой продать свои вещи ради погашения чихачевских долгов за электричество. Дочь отказалась. Позже она узнала, что накопления матери бесследно исчезли. «Они там говорят — вам ничего не нужно, продавайте все, скоро война», — пересказывает Ирина разговоры с матерью.
«Проект» нашел еще двух женщин, чьи родственники трудничали в Чихачево, не выходя на связь с семьей и отказываясь возвращаться домой. По словам пресс-секретаря Кинешемской епархии, количество жалоб от родственников в последние годы идет на десятки. В октябре этого года депутат Госдумы Евгений Марченко попросил Следственный комитет и Генпрокуратуру проверить деятельность Иоанникия. После этого и епархия наконец впервые сообщила, что начала расследование происходящего в деревне и в первый раз назвала Чихачево «сектой». Следственный комитет вскоре начал расследование, а мать Соловьевой вернулась домой.
23 октября Ефименко наконец запретили в служении и отправили под епархиальный суд, в храм назначили нового настоятеля. Иоанникий заявил приехавшей комиссии, что ее действия законными не считает, рассказал пресс-секретарь епархии Андрей Ефанов. В Чихачево есть и второй храм, недавно построенный соратниками Иоанникия. Власти над ним РПЦ уже не имеет.
— Блудила всю жизнь! — этой фразой старец по очереди встретил двух корреспонденток «Проекта», пришедших в сентябре в его келью на разговор. На беседу со старцем приходили почти все приезжавшие в скит верующие. Обе журналистки получили на свои вопросы одинаковый ответ: в своих жизненных бедах виноваты сами. «Сама себя удовлетворяла, секс глядела по телевизору, ложилась на мужика, в руки брала, целовала, мясо с мясом ела по средам, по пятницам, по постам — помнишь?», — скороговоркой спрашивал старец.
Такие же «пророчества» вспоминают как минимум еще двое посещавших старца. Некоторые паломники, приехавшие в Чихачево вместе с журналистами, выходили от старца в слезах.
Рассказ третий
Недостойные
Еще в 2015 году почти 400 прихожан из Карелии подписали петицию на имя патриарха с просьбой сменить Кемского епископа Игнатия (в миру — Алексея Тарасова). «Почему мы, прихожане, за счет которых покупает иномарки наш архиерей, облачается в золотые одежды — не можем задать ему вопросов и получить ответы? Это на какой такой традиции основано? Почему епископ стал недосягаемой личностью? Разве есть в этом что-либо христианское?», спрашивали прихожане у патриарха. Но ответа тогда не последовало.
Ответ пришел только спустя пять лет, весной 2020 года. Тарасова все же сняли с должности и отправили под церковный суд вместе с двумя другими епископами. Патриархия сообщала, что причиной послужили «сообщения, содержащие документально аргументированные обвинения в адрес вышеупомянутых архиереев в церковных правонарушениях, несовместимых с дальнейшим управлением епархиями».
Уже во время своего архиерейства Тарасов попал в аварию: в 2015 году машина, за рулем которой он сидел, на скорости 90 км/ч вылетела в кювет. Находившаяся на пассажирском месте знакомая епископа сломала позвоночник. Тарасов признался, что сидел за рулем, только тогда, когда провести экспертизу на алкогольное опьянение было уже невозможно. До этого момента вину за происшествие по очереди брали на себя два других человека, бывшие в поездке с епископом. После инцидента Тарасов какое-то время не бывал на службах, а после явился, и прочитал проповедь о том, что на церковь клевещут — «чтобы старушки не верили тому, что про него пишут в интернете», утверждает бывший священник епархии Резниченко. Ни церковного суда, ни какого-либо публичного осуждения его поступка от РПЦ не было.
Причина отстранения второго епископа, Игнатия Армавирского и Лабинского (в миру — Константин Бузин), куда понятнее. В середине мая 2020 года в ЖЖ бывшего священника Валентина Соломахи была опубликована фотография, на которой человек, очень похожий на Бузина, стоит на балконе, облокотившись о перила, без одежды — по словам Соломахи, фотографию ему прислал подписчик «еще пять лет назад». Фотография немедленно разлетелась по церковным блогам. Однако и до публикации фото священники из епархии Игнатия вели с ним затяжную войну, обвиняя во всех грехах. Основания для этого имелись — Бузин, став епископом, начал снимать прежних любимых паствой настоятелей храмов.
О конфликте Митрофанова и Зайцева было известно всей епархии, утверждают два священника епархии. Однако у епископа действительно был отдаленный знакомый по фамилии Монтанелли с проблемами с наркотиками, рассказал священник епархии. Сам Флавиан утверждает, что публикация «Череповецкой правды» не имеет никакого отношения к действительности. «Проекту» удалось узнать, что Монтанелли поменял имя — ранее его звали Яков Симаков. Однако связаться с ним не получилось. МВД не ответило на запрос «Проекта». Митрофанов и его адвокат направили предупреждения в СМИ, перепечатавшие информацию о нарколаборатории, в середине июля издание «Такие дела» по требованию РКН удалило статью о Митрофанове. Несмотря на кампанию по защите своего имени, которую развернул епископ, священный синод все равно решил отдать его под церковный суд. Патриархия не дает официальных комментариев по делам отстраненных епископов.
Одна из главных причин того, что церковь закрывает глаза на сомнительные действия своих наместников — дефицит кадров. Благодаря дружбе с государством РПЦ постоянно прирастает новыми приходами и монастырями — церкви просто отдают когда-то национализированное имущество — количество приходов и монастырей РПЦ с 2009 года выросло примерно на четверть. Но эти приходы надо кем-то наполнять, чтобы получать с них доход. Проблема тянулась с 90-х: когда религия перестала быть запрещенной, в священники рукополагали всех без разбору, объясняют священники, с которыми говорил «Проект» и косвенно подтверждают в самой патриархии.

Тогда же, в девяностые, случился расцвет семинарий: в нулевые на место семинариста был серьезный конкурс, сейчас же семинарии потеряли былой престиж: их начинают закрывать и объединять, а поступают туда в основном те, кто не смог поступить в светские учебные заведения. «Туда не идут даже дети священников», — говорит бывший священник Андрей Федосов.
Кадровый кризис в РПЦ дошел до того, что на место, которое по канону должен занимать только человек, обладающий саном, вообще могут назначить мирянина. Так, например, случилось в Россоши Воронежской области: там указом епископа настоятелем трех храмов стал мирянин: он «был назначен на должность руководителя храма в связи с нехваткой на тот момент духовенства, так как являлся активным прихожанином и высказывал инициативу по восстановлению храма». Это цитата из материалов уголовного дела, согласно которому мирской настоятель похитил средства, предназначенные на то самое восстановления храма, за которое он ратовал. В 2017 году настоятеля приговорили к трем годам условно.
Патриархия проигнорировала запрос «Проекта».