Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Секрет фирмы", 18.12.2019, Фото: pravoslavie.ru, mskagency.ru

Мощное дело

Как устроен черный рынок православных святынь

Анна Попова

Compromat.Ru: 65022
Патриарх Кирилл
Некоторые иконы на антикварном рынке стоят десятки и даже сотни миллионов рублей. Часто их перепродажа связана с преступлениями: религиозные святыни воруют, подделывают или «улучшают». «Секрет фирмы» выяснил, какие схемы проворачивают продавцы икон и можно ли купить настоящие мощи святых на Avito.

Как и откуда воруют иконы

В ночь на 30 января 2019 года четверо преступников подъехали к храму подмосковного села Кривцы. Тихо вышли из машины, сломали входной замок, отключили сигнализацию и проникли в храм. Преступники знали, что отец-настоятель находился в отъезде, поэтому не боялись, что кто-то им помешает. Выломали из иконостаса иконы и скрылись.

Всего из храма в Кривцах украли десять икон. Две из них оказались особенно ценными: «Богоматерь Смоленская» мастера Феодотия Ухтомского и «Спас Вседержитель», предположительно, написанная тем же мастером. Обе датируются началом XVIII века. Их стоимость оценили в 10 млн рублей.

Злоумышленники продали их в один из московских антикварных магазинов по гораздо более скромной цене: $75 000 (менее 5 млн рублей). Ещё четыре иконы оказались на «Вернисаже в Измайлово» — известном месте среди перекупщиков антиквариата, в том числе краденого. Преступники сбыли святыни за 250 000 рублей, а продавец уже через 40 минут продал их вдвое дороже.

Авантюра с кражей икон закончилась для воров печально: их задержали, а украденное сотрудники полиции вернули в храм.

Случай с кривецким храмом не исключительный. Источник «Секрета фирмы» из числа московских экспертов по оценке икон говорит: из-за воров некоторые настоятели храмов боятся вешать старинные иконы: «Вдруг воры мне череп проломят? Лучше я бумажную повешу».

Когда возник стабильный спрос на иконы

Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах Артур Гамалий объясняет: кража икон из храмов — не новое явление. Воры, специализирующиеся на церковной утвари и предметах культа, «существовали чуть ли не с Крещения Руси».

Чёрный антикварный рынок расцвёл в эпоху оттепели, когда появились коллекционеры русской иконописи и, соответственно, спрос на иконы. В 60–70-е годы прошлого века воры приезжали в сельские храмы под видом реставраторов и разбирали целые иконостасы, чтобы потом вывезти и продать, рассказывает источник «Секрета фирмы». Другой способ — лжеэкспедиции. Мошенники приходили в дома к старикам и скупали иконы. Часть добычи преступников попадала за границу.

Роль контрабандистов зачастую играли советские дипломаты. Директор частного Музея русской иконы Николай Задорожный рассказывал, что жёны послов иногда покупали места в двух купе, чтобы одно из них «сверху донизу» загрузить «огромными чемоданами с иконами». Так иконы попадали в Западный Берлин, центр сбыта русского антиквариата.

"МК", 13.11.2013, "Законы "икономики": О том, как чемоданами вывозили иконы на Запад в советское время, как их возвращают сейчас и почему в церквях к реликвиям нет того трепетного отношения, какое испытывают к памятникам православной культуры коллекционеры, «МК» побеседовал с директором Музея русской иконы Николаем Задорожным. [...]

— Насколько же велик «соблазн»? Каков разброс цен на иконы сегодня?

— Все зависит многих факторов: качество исполнения иконы, ее древность, сюжет, размер, состояние сохранности, принадлежность конкретному иконописцу, если это икона нового времени, или выразительность образа, если это древний памятник. Например, работа ХIХ века тонкого письма известного иконописца, вроде Чирикова или Дикарева, может стоить больше ста тысяч долларов. Вообще икона ХIХ века может стоить от 100 долларов до 200 тысяч долларов. Цены на древние вещи разнятся — от сотен тысяч долларов до нескольких миллионов.

— Расцвет коллекционирования икон приходится на конец XIX века. А после революции большие собрания, такие как васнецовское или лихачевское, вошли в фонды крупных госмузеев. Но не все. Какова судьба тех вещей, которые не попали в музеи?

— Из старых собраний иконы в основном действительно попали в государственные музеи или перераспределились в кругах собирателей. Так, некоторые вещи из собрания Васнецова оказались у Николая Соколова из Кукрыниксов. Иконы из других дореволюционных собраний я видел, например, у писателя Владимира Солоухина. Но это редкие случаи. [...]

— Отношение к дарам собирателей такое же — авось все обойдется?

— К сожалению. Яркий пример — история с владельцем галереи «Дежавю», который после выставки своей коллекции в музее Андрея Рублева подарил все в музей при храме Христа Спасителя. Там были прекрасные вещи XV–XVI веков. Большое собрание. У коллекционера был душевный порыв — и он все подарил музею при храме. А через несколько лет пришел посмотреть и был удивлен, не обнаружив там своих икон.

— То есть воровство внутри церкви — серьезная проблема?

— Скорее не воровство, а легкомысленное отношение к праву собственности. Знаете, как у них бывает: митрополит приехал, и ему дарят образ, не разбирая, что дарят. Нет должного почтения ни к истории страны, ни к истории искусства, к сожалению. — Врезка К.ру

«При Сталине воровать боялись, а при Хрущёве страх последствий уже не был таким сильным. Наш Север, не говоря про Подмосковье, вывезли подчистую. В Нижнем Новгороде продавали русские литые иконы, украшенные перегородчатой эмалью, вёдрами — за бутылку водки», — объясняет источник «Секрета фирмы».

В 90-е в Белоруссии авантюристы вывозили иконы в бензобаках. Бывало, священники сами продавали иконы из своих храмов, говорит коллекционер, эксперт по иконописи и куратор выставочных проектов Константин Бенедиктов. Так редкие и ценные произведения оказывались на антикварном рынке и попадали в частные руки.

Константин Бенедиктов
Коллекционер, эксперт по иконописи и куратор выставочных проектов

После перестройки существовали воровские банды, специализировавшиеся на краже икон. Думаю, сейчас интерес злоумышленников к такому промыслу спал, потому что, во-первых, всё стоящее уже украли, а во-вторых, система охраны и учёта стала лучше. Однако ограбления церквей всё равно время от времени случаются.

Сколько стоят святыни

Храмы грабят потому, что по-настоящему ценных икон не так много, как желающих их купить. По данным источника «Секрета фирмы», сейчас бывает сложно «приобрести даже хороший XX век», не говоря уже про образцы XVIII–XIX веков. Соблазн украсть икону возникает из-за высоких цен на антикварном рынке.

Но далеко не каждая икона стоит по-настоящему дорого. Кроме того, нет единого принципа оценки стоимости иконописи. Существует несколько критериев, самый сложный и субъективный из которых — художественность.

Артур Гамалий
Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах

Например, иконы строгановской школы, возникшей в XVII веке, отличаются особым изяществом и часто встречающимися пейзажными мотивами. Икона такой школы вполне может стоить €100 000 — 120 000, как хорошая работа светского художника, например Репина.

Ещё один важный критерий оценки иконы — дата написания. Самые древние иконы, которые встречаются на антикварном рынке, обычно датируются XVI веком, то есть эпохой Ивана Грозного. Более древних икон мало — из-за пожаров они не дошли до наших дней.

Гамалий говорит, что подавляющее большинство икон на аукционах написаны в XIX веке. Если на антикварном рынке становится известно об иконе XVI века, на неё возникает огромный спрос, ведь это большая редкость. Она вполне может стоить €70 000 или €80 000, рассказывает Гамалий.

Икона «Спас Нерукотворный» XVI века есть, например, в коллекции певца Григория Лепса, которую в 2018 году выставляли в Государственном историческом музее. Самый дорогой экспонат выставки оценивается более чем в 100 млн рублей.

Compromat.Ru: 65023
Григорий Лепс
Если не брать в расчёт уровень письма, а отталкиваться от исключительно материальных критериев, самые «люксовые» иконы продают в окладах работы знаменитых ювелирных фирм — поставщиков императорского двора, например Фаберже.

Артур Гамалий
Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах

Чаще всего сами иконы написаны относительно недавно, в XIX или начале XX века, однако оклады выглядят «дорого-богато». Самый знаменитый мастер-ювелир, чьи работы высоко ценятся сегодня, — Павел Овчинников (1830–1888). Серебряные оклады мастерской Овчинникова созданы в технике перегородчатой эмали. Иконы в этих окладах ещё несколько лет назад пользовались просто бешеной популярностью: они могли стоить на рынке €30 000 — 40 000, а то и все €100 000. Но в последние годы на фоне экономической ситуации в стране страсти немного поутихли.

Как подделывают иконы

Существуют подделки разного уровня. Есть работы, которые рассчитаны на обывателя и иностранцев (их можно встретить, например, на рынке в Измайлове и в интернет-магазине антиквариата «Мешок»). Но есть такие, которые на первый взгляд не отличить от подлинника.

Константин Бенедиктов
Коллекционер, эксперт по иконописи и куратор выставочных проектов

Иногда подделки делают с нуля, потом старят всевозможными незатейливыми ухищрениями. Порой используются подлинные элементы: старая доска, фрагменты старой живописи. Существует мастерская, которая очень искусно пишет иконы в стилистике Оружейной палаты XVII века, при этом имитируя «следы бытования». Строго говоря, это не подделки и изначально продаются как «список». Но иногда такие иконы выходят на рынок уже под видом древних и подлинных. При беглом взгляде можно не понять, что перед вами не старинная икона, особенно если вы не в теме.

Ещё один вариант мошенничества — «улучшение» истории иконы, выставленной на продажу. Например, если антиквар специализируется на продаже старинной русской книги, у него «может возникнуть искушение наклеить на неё экслибрис (книжный знак, удостоверяющий владельца книги. — Прим. ред.) знаменитой библиотеки: царской или великокняжеской, добавляет Артур Гамалий. Это не совсем подделка, потому что и книга, и экслибрис подлинные. Однако история товара была искусственно улучшена, чтобы поднять цену, а значит, это всё равно мошенничество.

Артур Гамалий
Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах

Вывести на чистую воду такого антиквара может только опытный эксперт. Происходит это так: предположим, нам приносят икону и утверждают, что она была подарена определённому полку. Если мы понимаем, что икона подлинная, медная табличка с дарственной надписью — тоже, а вот святой, изображённый на иконе, не соответствует святому покровителю названного полка или никак не связан с полковыми праздниками, у нас возникает серьёзный повод засомневаться в истории принесённой нам вещи.

Что продают на рынке святынь кроме икон

В продаже изредка можно встретить мощи святых. Один из самых громких скандалов случился в 2007 году, когда на интернет-аукционе выставили «мощи святого Филиппа». Странным товаром заинтересовались в РПЦ. Мощи отдали на экспертизу, которая доказала, что это действительно человеческие останки. Раньше они хранились в коллекции Кунсткамеры, но в 1940-х годах были списаны и впоследствии «выпали из системы учёта и хранения».

В РПЦ продажу мощей назвали «чудовищным кощунством». Тогдашний заместитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: даже если выставленные на продажу останки «не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека».

В интернете можно встретить объявления о продаже фрагментов мощей, стоимость которых на онлайн-торгах достигает 400 000 — 700 000 рублей. В 2017 году площадка Avito удалила объявление о продаже частицы мощей Николая Чудотворца за 65 000 рублей. Продавец заявил, что «возит в Россию такие артефакты» более 15 лет. При этом он признался: подтверждений, что мощи Николая Чудотворца подлинные, у него нет.

Останки святых, появляющиеся в продаже, зачастую просто подделки. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев рассказывал в интервью изданию «Православие и мир» о некоем Маркусе из Штутгарта. Он наполняет мощевики (ёмкости для хранения частичек мощей) коровьими и человеческими костями и продаёт по цене от $20 до $500 за штуку. И при этом говорит, что получил реликвии, выкупив имущество католического монастыря.

Ватикан, как и РПЦ, выступает против продажи мощей: торговать останками святых запретил папа римский. Поэтому самым ходовым товаром на антикварном рынке (в том числе и на чёрном) всё же являются иконы.

Артур Гамалий
Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах

В мире антиквариата существует закреплённая десятилетиями традиция мошенничества. Я не хочу сказать, что абсолютно все антиквары мошенники и прощелыги. Разумеется, нет. Однако среди них, естественно, встречаются нечистые на руку люди, которые имеют дело с подделками, крадеными вещами или товарами с «улучшенной» историей.

Православные святыни — неочевидный, но интересный сегмент для коллекционеров и ценителей искусства. Однако для желающих платить миллионы за «подлинник XVI века» велик риск приобрести подделку. Или, что ещё хуже, краденую икону, которую придётся возвращать.

***
Оригинал этого материала
© The Village, 05.06.2017

Святые угодники: Кто и как зарабатывает на мощах

Юлия Рузманова

С 21 мая у храма Христа Спасителя в Москве образовалась огромная очередь из желающих поклониться мощам Николая Чудотворца. В столице святыню уже посетили более 350 тысяч человек, а с 13 по 28 июля паломники смогут это сделать в Санкт-Петербурге. Туры иностранных святынь по стране РПЦ при поддержке православных меценатов устраивает каждый год. The Village разобрался, что признают мощами, сколько стоят самые дорогие святыни и где их можно купить в Москве.

Что такое мощи и как они "действуют"

Мощами называют останки людей, которые были официально признаны церковью святыми, то есть канонизированы. Святыней могут признать целые тела, десницы (кисти правой руки), пальцы, стопы или даже отдельные фрагменты тканей. Все эти «частицы святых», вне зависимости от их размера, почитаются церковью одинаково, хотя паломников и простых верующих больше привлекают крупные мощи. Христианская церковь канонизирует либо людей, о «чудесах» которых сохранились хотя бы два свидетельства, либо мучеников, подвергшихся гонениям за свою веру. По иным политическим, общественным или даже миссионерским причинам получить статус святого невозможно.

Как рассказал The Village руководитель паломнического центра св. апостола Фомы в Германии Тимофей Китнис, задача церкви здесь — «зафиксировать, что Бог действительно прославил человека». Для этого создается специальная комиссия, которая изучает биографию и собирает свидетельства чудесной помощи. Потом комиссия предлагает свои выводы на суд Архиерейского (православного, поместного. — Прим. ред.) или Вселенского (общехристианского. — Прим. ред.) собора. Последний совещается и принимает решение, в православии это называется «консенсус патрум», или «согласие отцов».

Хранятся и выставляются мощи в специальных емкостях — мощевиках, ковчегах или реликвариях. Обычно церковь предлагает верующим «приложиться», поцеловать или просто потрогать реликварий с мощами. Очередь к ним — необходимая часть паломничества, она символизирует лишения на пути к святыне. Подобный культ существует во всех христианских конфессиях, кроме протестантских. «Действие» мощей церковь объясняет не свойствами самих предметов, а волей святого, которому мощи принадлежат. «В почитании мощей нет ничего магического. С точки зрения церкви исцеление происходит из-за того, что человек обращается к тому или иному святому „с верой“, а не потому, что сам объект наделен какой-то силой. Мощи являются просто проводником силы святого духа, к которой обращается верующий», — объясняет Китнис.

Паломники часто выбирают мощи и реликвии исходя из того, в чем им требуется помощь. Адресные запросы у верующих возникают из-за того, что они знают сюжеты в жизни святых, когда последние являли чудо. Например, как у Сергия Радонежского просят успехов в учебе, после того как он сам чудесным образом стал успевать в школе. «На самом деле вы можете обратиться к любому святому с любой просьбой, церковь не признает тут какую-то специализацию святых», — подытоживает Тимофей Китнис.

Бизнес на мощах

Сейчас в московском храме Христа Спасителя выставлены мощи Николая Мирликийского, или Чудотворца, — одного из самых популярных святых в православной России. Известно, что патриарх Кирилл и папа римский Франциск договорились об этом туре во время исторической встречи в Гаване в 2016 году. Левое ребро Николая доставили из итальянского города Бари спецрейсом в Москву, где оно пробудет до 12 июля. После этого мощи перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до конца июля. Ежедневно святыню охраняет тысяча бойцов Росгвардии. Для принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Италии в Россию набрали волонтеров, своих людей привлекало движение «Православные добровольцы».

РПЦ не раскрывает, сколько стоит акция по привозу мощей и какие доходы она приносит. Бывший представитель патриархии Всеволод Чаплин после увольнения из Синодального отдела в 2015 году объявил «закрытость бюджета» главной проблемой Русской православной церкви. Сейчас пресс-секретарь патриарха Александр Волков назвал только имя самого крупного спонсора — владельца химического холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Телеканал «Дождь» заявляет, что Гурьев оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари последние четыре года. По данным «РБК», «поддержку» тура мощей Николая оказывал еще и фонд святителя Григория Богослова, которым руководят митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, и Вадим Якунин, глава фармкомпании «Протек». Еще около 3 миллионов рублей выделило правительство Москвы.

Андрей Кураев
протодиакон
Организация любых туров с мощами — это доходное предприятие. Верующие и паломники раскупают большое количество типографской продукции и свечей, жертвуют в копилку — доходность и посещаемость конкретного храма резко увеличиваются. Маршрут, по которому повезут мощи, четко оговаривается в закрытых внутренних договорах, там же распределяются и доли на выручку за конкретный срок: сколько получит иностранный владелец мощей, сколько — церковь (площадка), организатор тура, епархия. Есть вариант и прямого дохода: например, католический приход в самом городе Бари продает миро с мощей святителя Николая, в том числе и на перепродажу в православной общине.
x Мне кажется, здесь все устроено по принципу „доходы — нам, убытки — вам“. Государство тратится на сопровождение делегации, охрану святыни и паломничества, широчайшую рекламную компанию, пиар федеральных каналов. Все это могло бы стоить бешеных денег, но дается церкви безвозмездно — наши власти считают такое участие выгодным для себя.

На самом деле Гурьев новичок в паломническом бизнесе. С 2003 по 2013 год монополию на ввоз иностранных мощей сохранял Фонд Андрея Первозванного (ФАП) под руководством Владимира Якунина, экс-президента РЖД и члена дачного кооператива «Озеро». В списке реликвий, турне которых организовал ФАП, — мощи Андрея Первозванного, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары, Иоанна Крестителя, евангелиста апостола Луки и Александра Невского (его турне организовано при поддержке миллиардера Искандера Махмудова). Самыми массовыми стали турне «пояса Богородицы» в 2011 году, собравшее более 3 миллионов человек, и креста Андрея Первозванного в 2013-м, — миллион паломников. Миссионерская деятельность ФАП по привозу мощей резко прекратилась после публикации резонансного расследования Алексея Навального о семье Якунина. Кроме того, финансирование ФАП начало проходить через фонд целевого капитала «Истоки» (УК «РусФин»). Единственная православная акция, которую фонд Якунина оставил за собой, — ежегодное принесение в Москву благодатного огня из храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Уже в 2015 году крупные паломнические мероприятия поделили между собой два других влиятельных фонда. Привоз мощей Георгия Победоносца спонсировал Фонд великого князя Владимира, подконтрольный полковнику ФСБ Вячеславу Ротавчикову из спортивного общества «Динамо» (другие руководители общества — силовики и генералы спецслужб). Тур по России и Беларуси мощей князя Владимира устроил уже Фонд святителя Василия Великого, за которым стоит миллиардер Константин Малофеев. Он же через год привез в Москву и мощи святого Силуана Афонского. Именно благотворительные фонды Малофеева «РБК» связал с финансированием ополченцев на юго-востоке Украины.

Сейчас митрополит Иларион заявляет, что Россия 930 лет ждала приезда мощей Николая Чудотворца. В действительности фрагмент мощей из Бари был официально передан частному Фонду святителя Николая еще 2002 году преподобным отцом Джованни Матера. Более того, этот фонд в 2008–2010 годах уже устраивал широкий паломнический тур мощей по городам России. Однако спонсируется он не российскими православными меценатами, а компанией «Энерги Баден-Вюртемберг АГ» — третьим по величине энергетическим холдингом Германии.

Где найти мощи в Москве

Те же мощи Николая Чудотворца, по данным Rublev.com, можно найти еще в 26 храмах Москвы и области. Большинство из них пускают на поклонение к мощам ежедневно, бесплатно и без очередей. Однако, например, к мощам другой популярной святой — Матроны Московской в Покровском женском монастыре — и в обычный будний день придется простоять около двух-шести часов. В разных московских приходах РПЦ выставлены мощевики апостола Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Димитрия Донского, Сергия Радонежского и других.

The Village собрал на карте 10 наиболее популярных московских святынь, доступ к которым открыт для всех. Это далеко не все мощи, которые хранятся в городе: их больше в десятки раз.

Черный рынок мощей

В Сети объявления о продаже мощевиков и реликвариев доступны на десятках аукционов и сайтов, но церковь резко осуждает такой бизнес. Крупнейший торговец святынями в России — Алексей (alexbishop) — разместил на разных платформах суммарно более 500 лотов. Газете «Московский комсомолец» Алексей представился как «эксперт в области реликвий и мощей» Он заявил, что возит реликвии из Франции, Италии и Греции в Россию уже более 15 лет. Свой способ получения реликвий Алексей не раскрывает — «коммерческая тайна», встретиться с покупателем предлагает на станции метро «Китай-город». Цены зависят от древности предмета и значительности святого. Например, небольшой мощевик Николая Чудотворца можно купить за 65 тысяч рублей, а вот мощевик апостола Петра, с кардинальским сертификатом подлинности 1777 года, уже за 255 тысяч рублей. Один из самых дорогих лотов — реликварий-календарь, содержащий в себе частицы мощей 365 святых и мучеников, за 365 тысяч рублей (то есть по цене тысяча за святого).

Впрочем, 26 мая модераторы площадки Avito.ru заблокировали и удалили с сайта все лоты с мощами (скриншоты с аукциона доступны по ссылке). Представители сервиса рассказали The Village, что на объявления поступало много жалоб, а проверка администрацией «выявила нарушения пользовательского соглашения». Через два дня все лоты были временно заблокированы и на другом аккаунте Алексея, на портале коллекционеров Au.ru — формальной причиной указан «отпуск продавца».

Конечно, подлинность мощей до покупки проверить невозможно. Подделка реликвий — чрезвычайно распространенное явление. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев в интервью изданию «Православие и мир» рассказал о четырех мастерах подделки, известных лично ему. К примеру, некто Маркус из Штутгарта имитирует оттиски печатей епископа на современных пробирках-мощевиках, подписывая содержимое именами святых. Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями, которые часто невозможно идентифицировать. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку, заявляя, что ранее выкупил имущество одного католического монастыря.

Информация о мощах, которые дублируют друг друга в разных епархиях, возникает постоянно. Наиболее крупное исследование провел французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 году, когда он насчитал 11 найденных указательных пальцев Иоанна Крестителя, три целых туловища пророка Исайи, 8 черепов и 12 рук и ног апостола Филиппа. В 2007 году пресс-секретарь Московской патриархии заявлял, что голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе РПЦ, хотя греческие православные считают подлинной свою голову Златоуста, на Афоне. Точно так же «подлинный» череп Андрея Первозванного есть и в Италии, и в Греции.

Мощи в законе

После окончания экспедиции левое ребро Николая Чудотворца вернется в итальянский город Бари. Формально мощи святого принадлежат доминиканскому монашескому ордену католической церкви. Именно орден дает разрешение на все манипуляции с останками. Конечный владелец всего церковного имущества — папа римский. Но это не значит, что мощи могут принадлежать только церковным организациям.

Как рассказывает руководитель европейского паломнического центра Тимофей Китнис, в том же Бари есть семьи, которые когда-то получили в знак высшей благодарности мельчайшую частицу мощей. «Естественно, законы о захоронении, об обращении с останками не действовали в XI веке. До сих пор к ним относятся именно как к святыням вроде икон, а не как к простым костям». При транспортировке от повреждения страхуют целиком весь опечатанный реликварий, в котором перевозят мощи, — юридически границу они тоже проходят именно как «ковчег с мощами», а не как останки в отдельности.

Самый громкий скандал, касающийся собственника мощей, подняла в 2013 году Суздальская православная церковь, не входящая в епархию РПЦ и не подчиняющаяся федеральной структуре. Приставы силой изъяли у Русской православной автономной церкви (РПАЦ) мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые до раскола принадлежали Российской Федерации. Отец Валентин попытался вернуть их через суд, настаивая на историческом значении мощей для Иверского храма. Но в 2014 году областной суд все-таки принял сторону Росимущества, а последнее передало останки РПЦ. С точки зрения закона мощи никак не отличаются от любых других материальных предметов, для них не прописаны особые условия хранения или перевозки.

Евгений Корчаго
председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»
«Вопрос о юридическом статусе святых мощей поднимался в 2014 году, тогда дело дошло даже до Конституционного суда. Заявитель оспаривал возможность отнесения мощей к объектам гражданских прав, предусмотренных именно статьей 128 Гражданского кодекса РФ. В итоге суд не согласился с жалобой на неконституционность статьи. При этом судья Гадис Гаджиев указал в особом мнении, что правовой режим использования мощей должен регулироваться отдельно. Однако до сих пор изменений в закон никто не вносил.
Сейчас конкретных положений, которые бы говорили о правовом статусе мощей, нет. Есть только практика, и там они выступают в роли совершенно обычных объектов гражданских прав. Все споры вокруг мощей обычно относятся к разряду религиозных. Законодатель и ведомства стараются не заходить на эту территорию».

Другие материалы раздела:
Кирилл - агент КГБ "Михайлов"
Карьера агента "Михайлова"
Состояние Гундяева-$4 млрд
📁 Табачный митрополит Гундяев +
Гундяев и экспорт нефти
📁 "Золотая" пыль патриарха +
"Примерный семьянин"
Активы семьи на ₽225 млн
📁 Часы патриарха Кирилла +
Семья Кирилла и банк "Пересвет"
Вагон "кадиллаков". Фото
Броневик Lincoln для кортежа
"Теплоходик" за $4 млн. Фото
Аренда "Паллады" - 100 тыс./час
Яхтсмен Кирилл
Дача в переделкинском лесу
Горнолыжник Гундяев
Кирилл расчистил дорогу
ФСО всея Руси
ФСО и "воинствующие атеисты"
Корпорация "Церковь"
Выборы Патриарха
📁 У Кирилла образовался нимб +
📁 Пять претендентов на престол +
Самые влиятельные в РПЦ
Предвыборная здравица Путину
Путин- Кульминация Радости
📁 Алексий II - агент "Дроздов" +
Слухи об убийстве Алексия II
Анастасий (Меткин) и геи
Кремлевский старец Илий
📁 Гуманитарка агента Климента +
Мефодий - офицер КГБ
Петр (Кучер) и истязания детей
📁 Тихон - пастырь с Лубянки +
Кирилл душит оппозицию
Кирилл vs Тихон
Минский кандидат Филарет
Разорен.Марфо-Мариинск.обит
Квартиры в "Золотых ключах"
Испанская келья Илариона
📁 Кошелек Пархаев и Софрино +
Кошелек Тихон (А.Лазарев)
📁 Фаворитка Гуля Сотникова +
📁 Голубое лобби в РПЦ +
VIP-паломники к Саровскому
Духовники больших политиков
Автопарк священников
Авторитетные духовники
Экономика РПЦ
Активы РПЦ
Корпорация "РПЦ"
От гостиниц до казино
Кубышка патриарха
С клира по нитке
📁 Поборы в храмах +
РПЦ обвиняют в мошенничестве
Нелегальный сбыт золота
Бизнес духовника Медведевых
Долги епархии тяжкие
📁 Гранты на "скрепы" и Крым =>
📁 Православный офшор +
Молебны по ОСАГО
Брэнд "православное"
📁 Храм Христа Спасителя +
📁 Михасю дали орден =>
Валаамские миллиарды
Спонсор "Газпром"
РПЦ лоббирует химпром
📁 Телеканал "Спас" =>
Отчеты КГБ по работе с РПЦ
ОВЦС - центр агентуры КГБ
РПЦ и ГКЧП.Слив Кураева
Бычков против Чаплина
Правосл.агентство Желонкина
Заговор против Патриарха
Компромат на лидеров ислама
Как РПЦ помогает разведке
Якубовский в дух.академии
Кураев: "Отмиссионерьте ее"
📁 Педофил Мануил +
Апгрейт памятников
📁 Игуменья Феофания +
Садомазохист Филипьев
Акции фундаменталистов
Копирайт на иконы и молитвы
Траты властей регионов на иконы
Студентов согнали на шествие
Дорисовали паству. Фото
Копи-паства Кирилла. Фото
Черноморская резиденция. Фото
Дело Pussy Riot
📁 Варфоломей "отжимает" Украину =>
Черный рынок святынь
Святая "Троица" на грани распада

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru