© igolkin, 28.04.2019, Фото: РИА "Новости", ТАСС, Иллюстрация: via igolkin
Алексей Хотин пиарился на однофамильцах
Исправлять репутацию банкира помогал ведущий телеканала "Россия" Андрей Кондрашов
Борис Кулешов
![]() |
Алексей Хотин |
![]() |
Андрей Кондрашов |
Правда 20 марта 2017 г. Андрей Кондрашов, как следует из того же реестра юрлиц, вышел из числа учредителей ООО «ЦПС». Причин тому видится две. Во-первых, крах банка «Югра» к тому моменту стал уже очевидным, и «прославиться» в роли автора информационной кампании, направленной на улучшение имиджа этого банка Кондрашову явно не хотелось. Во-вторых, тогда уже обсуждался переход ведущего на ключевую управленческую позицию в государственной телерадиокомпании, а это значит, что нужно было заметать все коммерческие следы, чтобы в будущем не возникало лишних вопросов.
Например, по информации с сайта госзакупок, в октябре прошлого года ООО «ЦПС» получило крупный контракт от ОАО «РЖД» на сумму 17,5 млн руб., предметом которого стала подготовка специального репортажа на телевидении. Понятно, что в роли соучредителя ООО «Центр политических стратегий» Кондрашов мог бы по этому поводу очень заинтересовать соответствующие органы. А так, оставаясь сверхвлиятельным топ-менеджером, он лишь помог пиарщикам РЖД выпустить хвалебный репортаж на телеканале «Россия».
По-своему интересна фигура и второго учредителя «Центра политических стратегий» — Юрия Архипова. Судя по резюме (имеется в распоряжении редакции), этот PR-технолог прославился на полях предвыборных сражений едва ли не в половине российских регионов. Он «готовил почву» для выборов губернатора Московской области, мэра и депутатов заксобрания Липецка, депутатов Госдумы в Башкирии и Тыве, глав Вологодской области и Республики Коми и т.д. Работал даже на Украине на выборах президента Кучмы в далеком 1999 году. То есть, весьма профессиональный, и, видимо, недешевый пиарщик.
Но вернемся к заказу Алексея Хотина. «Проект ХО», предшествовавший проекту «Сеть», был больше похож на имиджевый пиар, но именно по этой причине и не был реализован. В рамках этого проекта инфотехнологи предлагали олигарху сделать его бизнес более «открытым, человечным, контактным для СМИ». В частности, предлагался (цитируем документ) «следующий инструментарий для исправления ситуации:
- Организация Центра оперативного информационного реагирования;
- Создание новой общественной структуры (Благотворительный фонд) Заказчика
- Мобилизация для выполнения задач Заказчика имеющихся средств ЦПС (Группа медиа-планирования, Группа IT, Фабрика текстов, Группа мониторинга и анализа, Группа блогеров, Группа юридической поддержки, Группа «У» и пр.)».
В числе прочего, данная стратегия предполагала «организацию интервью на электронных СМИ (радио и ТВ) для представителей Заказчика, постоянное присутствие в блогосфере с регистрацией аккаунтов Заказчика и ежедневным написанием комментариев», пресс-конференции и прочие публичные активности.
Однако Хотин, как типичный бизнесмен 90-х, связанный с криминальными разборками и рейдерскими захватами, всегда чурался публичности. До последнего времени в прессе не появлялось ни одной его фотографии, не говоря об интервью. Единственный шанс увидеть и поснимать олигарха у журналистов появился только 18 апреля этого года, когда Хотина задержали и привезли в суд для вынесения меры пресечения: домашний арест (судя по ссадинам на его лице, задержание экс-банкира далось оперативникам не без труда).
Понятно, что с таким персонажем программа действий, предполагавшая публичность, да ещё и создание благотворительного фонда, была обречена на провал.
Тогда пиарщики Кондрашова решили прибегнуть к «плану Б», который материализовался в виде презентованного совладельцу «Югры» проекта «Сеть».
Проект «Сеть», по определению авторов, представлял собой масштабную «зачистку» информационного пространства (прежде всего, интернет-СМИ) от негативных публикаций, касающихся деятельности Алексея Хотина. На момент разработки PR-кампании таких публикаций было большое количество, и в выдаче поисковых систем по запросу «Хотин» все первые строчки начальных страниц занимали именно они.
Это неудивительно, поскольку деятельность банкира и нефтяного магната начиналась в 90-х годах с банального рейдерства: Хотин активно скупал московскую коммерческую недвижимость, а то, что не удавалось купить по приемлемой цене (как правило, за бесценок), просто захватывал с помощью недружественных поглощений компаний-собственников. Кроме того, бизнес Хотина сопровождался разными финансовыми махинациями, в результате чего миллиарды рублей теряли дольщики, инвесторы, вкладчики негосударственных пенсионных фондов. Его нефтяные компании, входящие в концерн «Русь-Ойл», то и дело попадались на налоговых преступлениях. Плюс банк «Югра» — негативных информационных поводов хватало с избытком.
Просто убрать все эти завалы негатива из сети, договориться с ресурсами, поставить «блоки» на нежелательную информацию было нереально. Во-первых, потому что объемы такой работы были бы запредельно большими и затянулись бы на долгие годы. А во-вторых, эффективность подобных действий крайне сомнительна: все удаленные страницы сохраняются в кэшированных копиях поисковиков, при этом продолжают индексироваться — то, что написано в интернете, не вырубить ни топором, ни рублём.
Авторы «Сети» решили бороться с негативом иначе, просто вытеснить его с первых строк выдачи поисковых систем другими, позитивными и нейтральными, публикациями. А поскольку генератор позитивных новостей из Алексея Хотина никакой, пиар-специалистам пришлось придумать тактику использования двойников. То есть, распространять по интернету фейковые и «адаптированные» из настоящих новости, в которых упоминались бы люди по имени Алексей и Юрий Хотин (так зовут отца банкира, главу семейного клана). Благо, фамилия не самая редкая, поэтому «притянуть за уши» можно было любую новость.
Вот какие примеры приводятся в описании проекта, где реальные имена заказчиков в лучших традициях шпионских сериалов заменены на аббревиатуру «ХО»:
«Господин ХО и его сын претендуют на то, чтобы их рекорд был внесен в книгу рекордов Гиннеса. Они переплыли Финский залив на весельных лодках за полтора часа. До этого у семьи спортсменов были долгие тренировки в их родной Карелии».
«Настоящий скандал с рейдерским захватом склада сельхозпродукции разворачивается в селе Потемкино Рязанской области. Отец и сын «ХО» противостоят местному «капустному королю» В. Новикову, решившему подчинить себе все мелкие фермерские хозяйства».
«С Карлом Лагерфельдом не согласны многие дизайнеры, работающие в направлении Hip de Lure. Например польское бюро «ХО» и сыновья» не считают тенденцию перехода в сектор Luxury правильным. «Мы должны учитывать кризисные времена», — указывает основатель бюро «ХО».
Было бы забавно, согласитесь, посмотреть на реакцию покойного старика Лагерфельда…
Итогом этих мероприятий, по замыслу PR-компании Кондрашова и Архипова, должно было стать «доминирование нужного потока информации по тематике «ХО», способного отодвинуть на «задворки» поисковых систем весь негатив о Заказчике». Фейковые новости с внедрением ключевых фраз и фамилии Хотин были призваны «максимально затруднить поиск негатива о Заказчике и гарантировать получение заинтересованными пользователями сети исключительно позитивной или нейтральной информации по соответствующим запросам».
Кампанию для этого требовалось провести с огромных размахом, о чем прямо говорится в проекте.
«Подобных статей будет написано и растиражировано огромное множество, дублеры «ХО» будут оставаться героями постоянно обновляемых публикаций. <…> Основной массив будет подчинен общим актуальным темам: экономика, политика, международные отношения. Это условие необходимо для придания правдивости размещенному на сайтах контенту.
Задание на формирование статей для профессиональных журналистов должно удовлетворять следующим условиям:
— статьи должны быть не более 2500 знаков;
— в статьях должны быть упомянуты слова–маркеры из аналитических списков, которые готовятся нашими специалистами для дальнейшего индексирования поисковиками.
В связи с этим основная нагрузка по формированию статей для информационных вбросов ложится на журналистов Координационного центра, которые станут целенаправленно заниматься подготовкой необходимых текстов».
Кроме того, для распространения статей-«глушилок» планировалось использовать целую сеть подконтрольных новостных сайтов, часть из которых нужно было создать с нуля, а часть предполагалось купить — вот по какой причине. «Внезапное появление в информационном пространстве десятков новых информационных ресурсов может вызвать интерес разного рода недружественных структур. В целях обеспечения непроницаемости проекта наши ИР не должны содержать какие-либо общие для всей Сети характеристики. Так уже на пороге создания Сети надо позаботиться о том, чтобы она не формировалась только из новых ресурсов. Часть сайтов должна быть со своей многолетней репутацией на рынке. Безопаснее всего решить этот вопрос 50 на 50 — часть создать, часть сайтов выкупить. В этом случае, даже если недруги разместят заказ у любого из аналитических агентств с целью выяснить, кто стоит за десятками ИР, проследить заказчиков и исполнителей будет невозможно».
Предложенная структура распространения фейковой информации сопровождается наглядной схемой.
«Сотни заметок уйдут через наши сайты в Интернет. И тогда, если пользователи будут вбивать запрос в поиск, они выйдут на подконтрольные нам ресурсы с нужной информацией. Негатив же окажется в «удаленном доступе» (практически недосягаем)», — резюмируют предложенное авторы проекта «Сеть».
![]() |