© "Век", 17.05.2018, Фото: via "Век"
Рустэм Магдеев — "теневой банкир" или "рейдер"?
Как бывший помощник подставляет своего шефа, руководителя Татарстана
Дмитрий Наумов
В последние несколько недель российская и иностранная пресса буквально «взорвалась» сообщениями о противоправной деятельности то ли помощника, то ли советника, руководителя Республики Татарстан, Магдеева Рустэма Эльбрусовича.
Причиной такого «ажиотажа» стал неожиданный арест генерального директора и главного конструктора АО НПО «Опытно-Конструкторское Бюро Имени М.П. Симонова» Гомзина Александра Владиславовича. Напомним, что именно на Рустэма Магдеева директор Гомзин указал в январе 2018 года в своих обращениях в Федеральную Службу Безопасности и в Администрацию Президента Российской Федерации, как на одного из организаторов попытки рейдерского захвата данного предприятия, а также, на связь г-на Магдеева с иностранными спецслужбами.
"Век" подробно писал об этом своем расследовании "Рустэм Магдеев идет на посадку", которое вызвало большой резонанс. Вторая часть нашего расследования про Магдеева вскрыла механизмы, через которые Рустэм Магдеев и его партнеры выводят деньги из Российской Федерации.
Судя по всему, реакция СМИ совсем не входила в «планы» Магдеева. Особую пикантность и безусловную актуальность данной ситуации придают последние выступления Президента Российской Федерации, в которых говориться о необходимости улучшения оборонного потенциала нашей страны. Но эпизод с делом Гомзина может оказаться не самым громким в биографии Магдеева.
Как выяснилось, мы рассказали далеко не всю историю похождений Рустэма Магдеева — информатора западных спецслужб, рейдера, поставщика фальшивых драгоценностей и "кошелька" Минниханова. Новые данные о Магдееве и его связях, появившиеся в связи с арестом главного обнальщика России Ивана Мязина, вполне потянут на третью часть нашего расследования, чисто финансовую.
15 Мая 2018 года стало известно о задержании «теневого банкира No1» Мязина Ивана Гавриловича, и его роли в налаживании работы «прачечной» на базе площадки российской дочки Deutsche Bank.
Непосвященному человеку навряд ли будет понятно, что связывает Рустэма Магдеева и организованную группу «теневых банкиров», возглавляемую «королем российского обнала» Мязиным, однако, как выяснилось, к удивлению, многое.
По данным СМИ, одним из фигурантов данного расследования в отношении Мазина стал другой «теневой банкир» — Куликов Алексей, который 11 октября 2017 года был осужден на девять лет лишения свободы. Как выяснило издание «ИА МосМонитор», Куликов был давним партнером Рустэма Магдеева.
![]() |
Алексей Куликов |
Тем не менее, в многочисленных публикациях о деле Куликова неоднократно говорилось о протекции, которую на протяжении многих лет оказывали руководителям данной преступной группы высокопоставленные сотрудники Центрального Банка Российской Федерации. Такой же "информационный фон" и у дела Мязина, о котором сейчас трубят все российские СМИ.
Оказалось, что именно Рустэм Магдеев был контактным лицом для Алексея Куликова, обеспечивающим данную коммуникацию с ЦБ и беспрекословное выполнение должностными лицами надзорного органа требований его заказчиков.
Кроме того, именно Рустэм Магдеев оказался из основных бенефициаров «прачечной», именно он рекомендовал своим многочисленным клиентам и деловым партнерам пользоваться её услугами. Контакты с ЦБ были важным, но не единственным вкладом Магдеева в криминальный обнальный бизнес. Магдеев, имеющий паспорт Кипра, выводил средства за рубеж и легализовал их.
Параллельно с оказанием «консультационных услуг», Магдеев обеспечивал и надежную работу иностранного «бенефициара» — большая часть отмытых через зеркальные сделки денежных средств поступала в Hellenic Bank на острове Кипр, откуда осуществлялась дальнейшая рассылка средств по своим адресатам, что делало практически невозможным отследить всю цепочку.
Только за 2013-2014 годы через данную «прачечную», организованную Магдеевым и его сыновьями на Кипре, прошло более 2 миллиардов долларов США.
В осуществлении преступных планов Рустаму Магдееву активно помогал кипрский банкир — Tryfonas «Nakis» Anastasiou, занимавший долгое время должность директора Limassol International Business Center, который, вскоре после завершения этой «вакханалии», в начале 2015 года уволился из Hellenic Bank и устроился на должность директора в принадлежащую, в том числе, Магдееву и его сыну кипрскую компанию Equix Group Limited. Деятельность этой компании "Век" подробно описывал.
![]() |
Трифонас Анастасиу (Tryfonas Anastasiou) |
Одним из гостей данного празднества, которое состоялось в отеле Vogue, принадлежащим давнему другу и партнеру Магдеева, турецко-российскому бизнесмену Avci Turan, был Алексей Куликов, который его посетил вместе со своей спутницей.
В перерыве между бутербродами с черной икрой, заблаговременно «контрабандированной» Магдеевым через две границы, и, что особенно интересно, приобретенной им опять-таки через каналы Куликова, и грохотом фейерверков, Алексей Куликов предложил Магдееву осуществить содействие в получении санации коммерческого банка «БТА-Казань» одним из банков, находящихся под контролем Куликова и его партнера Мязина.
Именно это заманчивое предложение вывело «банковский бизнес» Рустэма Магдеева на «новый виток». Отпраздновав свой день рождения и вернувшись в Москву на частном самолете, принадлежащем одному из друзей-олигархов, Магдеев быстро «вник в тему» и принял историческое решение — работать по столь сулящим прибыль направлениям нужно не с «теневым» сектором российской экономики, а со своими давними партнерами-земляками.
Уже вскоре, санацию «БТА-Казань» поручили татарскому «Татфондбанку» ("ТФБ"), с основным владельцем которого, Мусиным Робертом Ринатовичем, Магдеева связывала прочная и многолетняя история взаимоотношений.
![]() |
Роберт Мусин |
Один из источников, который участвовал в "отмывочном бизнесе" Магдеева, поэтому пожелал остаться неназванным, утверждает, что "в банковском деле г-н Магдеев — полный «зеро», то есть, ноль, но уровень его связей в Москве позволил ему стать настоящей «палочкой-выручалочкой» для своих контрагентов и «визави».
Первые шаги на данном поприще Магдеев начал совершать путем предоставления возмездных услуг руководству коммерческих банков — «АкБарс» и "Татфондбанка" («ТФБ»), кстати, расположенных именно на территории Республики Татарстан.
Список «услуг» Магдеева рос как на «дрожжах» — это и лоббирование интересов в Центральном Банке Российской Федерации, и организация кредитов «нужным» людям, и вывод средств за рубеж.
Изначально, Роберт Мусин воспринимал Магдеева только в роли «подай-принеси» — Рустэму Магдееву разрешалась исключительно организация «досуга» Мусина и его друзей во время посещения последними столицы, но, впоследствии, Мусин по-настоящему оценил организаторские способности Магдеева, что привело к росту гонораров последнего — за прошедшие годы они составили десятки миллионов долларов США.
![]() |
Мидхад Шагиахметов |
![]() |
Ильдар Халиков |
Кстати, обманутые вкладчики «ТФБ» напрасно «брали штурмом» рабочий кабинет Ильдара Халикова: было бы куда практичнее задать свои вопросы Рустэму Магдееву, ведь именно он отвечал в течение многих лет за надежные тылы в Швейцарии, куда утекли те самые деньги обманутых вкладчиков.
![]() |
Андрей Вдовин |
На протяжении многих лет Магдеев помогал Вдовину и его партнерам по коммерческим банкам — «Экспобанк», М2М Private Bank и «Азиатско-Тихоокеанскому Банку (АТБ)».
Вдовин находится в розыске, его бывший банк АТБ попал под санацию, но один из бенефициаров схем Вдовина — Рустэм Магдеев, продолжает выводить деньги из России. Возможно, дело Ивана Мязина откроет новые факты деятельности криминального синдиката Рустэма Магдеева. Какие еще банки входили в "круг интересов" Рустэма Магдеева, Ильдара Халикова, Радика Юсупова, и, самое главное, Рустама Минниханова? Скоро точно узнаем. Возникают вопросы: «Who is Mr Magdeev — «рейдер» или «теневой банкир»?» и «Не пора ли команде правоохранителей пробить по нему серию пенальти?».
А самый главный вопрос: Что связывает Магдеева с региональной «элитой» «и почему руководство Республики Татарстан позволяет откровенному преступнику порочить своё доброе имя?». Или все в доле?