© igolkin, 28.12.2017, Фото: via igolkin
Искусство наращивания долгов от Дмитрия Зотова
Как посредством махинаций с поручительствами и лизингом глава "дочки" РЖД обнулил НКВЗ
Дмитрий Калинин
![]() |
Дмитрий Зотов |
«Тысяча рабочих мест, которых лишились жители Новокузнецка, это колоссальная проблема», — заявил побывавший на пикете вагоностроителей депутат Свинцов, который ранее уже обращался в правоохранительные органы с просьбой разобраться в происходящем. По его словам, которые приводит МК, проблемы НКВЗ и вагоностроения уже стали системными. Например, дело дошло до того, что некоторое время назад, из-за нехватки вагонов, возникли проблемы с доставкой зерна в Санкт-Петербург.
О банкротстве новокузнецкого завода уже писали достаточно подробно. Сейчас в распоряжении правоохранительных органов оказались документы о том, как именно наращивались долги предприятия, что, в свою очередь, делало его банкротство неизбежным.
Вот только одна история. В 2015 году на кредит Сбербанка НКВЗ приобрел комплектующие на сумму 300 миллионов, из которых были произведены полувагоны для перевозки угля. Все они были проданы «ТрансФину-М» по цене 1,8 млн руб. за штуку при их рыночной цене порядка 2,2 млн руб. Не надо быть выдающимся экономистом, чтобы понять: подобный «бизнес», да еще на заемные средства, можно вести только с одной целью — обанкротить завод.
Однако основной удар по заводу был нанесен в результате махинаций, осуществленных через также обанкроченное АО «Логистик», которое было связано с НКВЗ сложной системой взаимных обязательств. В частности, компания являлась поручителем по кредитам Сбербанка, выданным заводу. К моменту банкротства у АО «Логистик», распоряжавшегося 4865 полувагонами не осталось ничего, кроме собственных долгов.
В материалах, которые изучали правоохранительные органы, есть, например, такая справка: «Дебеторская задолженность в сумме 2,6 млрд рублей сформирована у АО «Логистик» перед ПАО «ТрансФин-М» искусственно в результате перезаключения на невыгодных для АО «Логистик» условиях ранее действующих договоров лизинга. В связи с тем, что ОАО НКВЗ являлся поручителем АО «Логистик» по каждому договору лизинга с ПАО «ТрансФин-М» образовавшаяся задолженность в 2,6 млрд рублей переведена на ОАО НКВЗ».
Речь идет о следующем. По ранее заключенным договорам лизинга часть из упомянутых 4865 полувагонов в 2015 году должна была перейти в собственность АО «Логистик». Это могло спасти от банкротства, как само предприятие, так и связанный с ним НКВЗ: несмотря на кризис, доходы от аренды полувагонов были существенными.
Такое развитие событий, очевидно, не входило в планы Зотова и его компаньонов Андрея Бакая и Евгения Подъяпольского. В итоге договоры лизинга от 2010-2011 годов были перезаключены на новых условиях: процентная ставка возросла с 12% годовых до 19-27%.Столько платить «Логистик» уже не мог, и полувагоны отошли компании «ТФМ-Оператор», подконтрольной все тем же Зотову, Подъяпольскому и Бакаю.
![]() |
Евгений Подъяпольский |
Правоохранительным органам не удалось изъять значительную часть документов, связанных с банкротством НКВЗ. Большая часть материалов была получена при выемке в одном из офисов Бакая и Подъяпольского в Новокузнецке. Встретиться и получить документы у Зотова пока не получается. От встречи со следователем он уклонялся, ссылаясь на болезни, командировки и т. д.
Поговорить с Зотовым хотели бы и вагоностроители, участвовавшие в упомянутом пикете у здания РЖД в Москве. Они рассказали журналистам, что он обещал не распродавать имущество завода, но сейчас от предприятия уже почти ничего не осталось. На его месте запланировано строительство индустриального парка — еще одного проекта структур Зотова, перспективы которого туманны. Пикетчики просили президента ОАО "РЖД" Олега Белозёрова обратить внимание на то, что вагоностроители разоряются на деньги пенсионеров-железнодорожников, средствами которых фактически оперирует «ТрансФин-М».
Всего на территории РФ, по данным экспертов отрасли, «ТрансФин-М» осуществляет порядка 10 инвестиционных проектов в сфере лизинга. Большая часть из них является убыточными. Как Зотову удаётся отчитываться за подобные вложения перед руководством железных дорог и исполнительным директором НПФ «Благосостояние» Юрием Новожиловым, остается загадкой.