Нормативы попутали
Как владельцы "Корпорации СТС" Алексей Бобров и Артем Биков свердловское "Облкоммунэнерго" приватизировали задарма
Оригинал этого материала© ИА "Росбалт", 06.04.2017, Подготовленная приватизация Бикова, Фото: Znak.com
Сергей Петров
![]() |
Артем Биков (слева) и Алексей Бобров |
Одной из причин, которые привели область к необходимости повышения тарифов, стала приватизация «Облкоммунэнерго», завершившаяся в начале 2016 года. Предприятие, поставляющее энергию в 38 муниципальных образований Свердловской области, сегодня находится под контролем частной энергетической компании «Корпорация СТС» и входящего в ее группу ПАО «СУЭНКО». Владельцы корпорации бизнесмены Алексей Бобров и Артем Биков приобрели «Облкоммунэнерго» практически за бесценок — за 1,21 млрд рублей. Причиной стало снижение стоимости активов, удачно совпавшее с подготовкой «Облкоммунэнерго» к приватизации. По оценкам региональной Счетной палаты, «убытки предприятия, а также переоценка основных средств на 31 декабря 2013 года привели к снижению чистых активов с 7,74 млрд рублей до 1,24 млрд рублей на 23 августа 2014 года. К концу 2014 года чистые активы сократились еще немного — до 1,21 млрд рублей».
По находящимся в открытом доступе данным о финансовой деятельности ПАО «Облкоммунэнерго», выручка предприятия от продажи за вычетом НДС и акцизов в 2012 году составила чуть более 2,7 млн руб, в 2013 году — 3 млн руб. В 2014-м, однако, доход сократился почти в три раза — до 1,3 млн руб. Допустить продажу компании в таких условиях — грубая экономическая ошибка. Неудивительно, что информация о приватизации «Облкоммунэнерго» была негативно встречена свердловскими депутатами-коммунистами. «Фактически вышло, что инвесторы получили 6 миллиардов рублей из воздуха, — заявил депутат ЗакСО от КПРФ Нафик Фамиев. — Создается впечатление, что руководство предприятия намеренно генерировало убытки, чтобы сделать условия сделки более выгодными инвестору».
Сокращение чистых активов на 6 млрд руб вызвало вопросы и у аудиторов. Проверка, проведенная Счетной платой Свердловской области, обнаружила ряд нарушений в процессе приватизации. В отчете ведомства указано, что расчет чистых активов был основан на данных бухучета и бухгалтерской отчетности по состоянию на 30 июня 2014 года, а не на основании акта инвентаризации предприятия и аудиторского заключения. Более того, не были инвентаризированы некоторые земельные участки, принадлежащие «Облкоммунэнерго» и арендуемые им. Интересно, что никаких нормативных актов, регулирующих условия приватизации, принято не было.
На защиту интересов области встала региональная прокуратура, подавшая иск в Свердловский арбитражный суд на расторжение сделки. Однако в июне 2016 года претензии были отклонены судом, а сделка признана законной. «При подготовке и при проведении слияния были полностью соблюдены все законы, что суд и подтвердил. Кроме того, нашу позицию поддержали правительство региона и министерство по управлению госимуществом, которые являются в данном случае истцами», — отметил генеральный директор АО «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов. Между тем, на «подготовленную» приватизацию указывает и значительный рост суммы госконтрактов, начавшийся вскоре после продажи «Облкоммунэнерго». Если в 2013 и 2014 годах их сумма составляла 22 млн рублей, то по состоянию на 2016 и 2017 годы у приватизированного преемника заказов уже на 2,2 млрд рублей.
Приватизация, прошедшая на столь невыгодных для области условиях, лишила регион, по ряду оценок, 5 млрд рублей, которые могли бы быть направлены на инвестиционную стратегию. Это могло бы обеспечить потребителей более дешевой энергией и позволить, в конечном счете, избежать дальнейшего повышения стоимости электричества. Вкладываться в модернизацию инфраструктуры новые владельцы предприятия — Алексей Бобров и Артем Биков — пока не планируют. По сообщению министра энергетики и ЖКХ региона Николая Смирнова, инвестиции «Корпорации СТС» в «Облкоммунэнерго» составят всего 1,5 млрд руб. В первую очередь, эти деньги пойдут на погашение задолженностей перед кредиторами.
В результате население вынуждено оплачивать инвестиции в модернизацию областного ЖКХ из тарифа, а следовательно — из собственного кармана. Происходит это потому, что структура и объем затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми компаниями является одним из основных компонентов тарифа. С начала приватизации его размер начал сильно расти. Если в 2014 году «необходимая валовая выручка на содержание предприятия» составляла 1,5 млрд руб, то уже в переходный 2015-й — 2,2 млрд рублей — рост почти на 50%. В 2016 сумма увечилась еще почти на 20% — до 2,6 млрд руб.
Дальнейший рост тарифов, скорее всего, будет обосновываться властями «сложным экономическим положением региона и хроническим недофинансированием отрасли», но никак не приватизацией «Облкоммунэнерго» Алексеем Бобровым и Артемом Биковым, которая была проведена, несмотря на отрицательный отчет Счетной палаты и позицию надзорного ведомства. История с «Облкоммунэнерго» наглядно демонстрирует, к чему может привести передача общественного актива в частные руки без надлежащего контроля.