Telenor обвинили в коррупции "Вымпелкома"
Норвежцы "закрывали глаза" на выплаты миллионов за выход на рынки России, Узбекистана и Украины
Оригинал этого материала© ИА "РБК", 16.01.2015, Анонимный источник обвинил Telenor в коррупции в СНГ и России, Фото: AFP
Игорь Агапов
![]() |
Ларс Нюберг |
Ранее представитель Telenor Атле Лессум подтвердил РБК, что следователи выясняют обстоятельства выхода компании VimpelCom на рынок Узбекистана, а Telenor является свидетелем по этому делу, как ее акционер. Делом Telenor занимается также норвежское правительство, которому принадлежат 54% акций компании.
Осведомитель сетует, что Telenor в письме норвежскому правительству, направленном в ноябре 2014 года пытался преуменьшить свою роль в управлении компанией VimpelCom. По данным анонимного разоблачителя, в 2001–2010 годы действовало соглашение акционеров «ВымпелКома» (с 2009 года — VimpelCom), согласно которому для одобрения сделок по приобретению или продаже долей в компаниях холдинга требовалась поддержка восьми из девяти членов совета директоров, четверо из которых назначает Telenor.
По данным осведомителя, «ВымпелКом»/VimpelCom провел в 2006–2012 годы 12 платежей в адрес Takilant на общую сумму $219,5 млн — а не $57,5 млн в 2007–2009 годы, как указывал в своих документах VimpelCom. Осведомитель считает, что представители Telenor не могли об этом не знать. По его данным, топ-менеджеры Telenor не только не возражали против сделок по продаже и обратной покупке компанией VimpelCom активов у Takilant, связанной с Гульнарой Каримовой, но также использовали похожие коррупционные схемы для входа на рынки России и Украины.
Например, жалуется осведомитель, в 1994 году Telenor приобрел 12,74% акций российской сотовой компании «Северо-Западный GSM» (сейчас — оператор «МегаФон»), чьим бенефициаром через холдинг «Телекоминвест» тогда был сотрудник государственной компании ОАО «Петербургская телефонная сеть», затем министр связи России Леонид Рейман. А в 1998 году Telenor по похожей схеме купил долю в украинском «Киевстаре» у компании «Омега», за которой, как позднее выяснилось в ходе проводившегося в США расследования, стоял премьер-министр Украины Павел Лазаренко, и компании «Сторм», доля в которой принадлежала людям, близким к президенту Леониду Кучме. В 2000 году Лазаренко в США предъявили обвинения в вымогательстве, отмывании денег и мошенничестве, в 2006 году его приговорили к девяти годам тюремного заключения и штрафу в $10 млн. Telenor утверждал, что ему неизвестны бенефициары всех названных компаний, равно как и узбекской Takilant.
Как рассуждает в своем письме осведомитель, может быть лишь два объяснения тому, что Telenor не знал деталей о всех этих сомнительных сделках. «Либо представители Telenor в совете директоров VimpelCom были совершенно бестолковыми (clueless), и тогда норвежское правительство должно чувствовать себя некомфортно в отношении управляющих его 54-процентной долей в Telenor. Либо, наоборот, менеджеры Telenor прекрасно знали, что происходит в VimpelCom, но предпочитали закрывать на это глаза или поддерживали происходящее», — пишет информатор министерства.
Telenor вместе с письмом анонимного информатора выпустило официальное заявление, согласно которому «полученная информация описывает новые для Telenor обстоятельства, касающиеся вхождения VimpelCom в Узбекистан, …а также на другие рынки». Поэтому «Telenor, как миноритарный акционер, немедленно обратится в VimpelCom за дальнейшими разъяснениями». Представитель VimpelCom Артем Минаев отказался комментировать заявления анонима. «Мы полностью сотрудничаем с представителями государственных органов США и Голландии (где также проводятся расследования. — ред.) и предоставляем им всю запрашиваемую информацию, заверил Минаев.
["Радио Азаттык", 19.01.2015, "Из-за скандала вокруг Каримовой президент Telenor покинул Vimpelcom": Журналисту, главе проекта освещения вопросов организованной преступности и коррупции в Боснии-Герцеговине Миранде Патручич удалось завладеть документами, указывающими на финансовые отношения между компанией Telenor и Takilant. Как рассказала в беседе с радио «Озодлик» наша коллега, эти две компании использовали простую схему сокрытия незаконных транзакций.
— Несколько месяцев назад мне удалось заполучить документы о расчетном счете фирмы Takilant Ltd. в Латвийском Parex банке. Две транзакции по этому счету осуществлялись зарегистрированной на Британских Виргинских островах компанией Watertrail Industries. Эта компания в свою очередь является дочерней компанией Vimpelcom Ltd., акциями которой владеет Telenor. Согласно этим двум транзакциям компания Watertrail Industries 8 ноября 2007 года перевела за 3G-лицензию в Узбекистане на счет Takilant Ltd. 10 миллионов долларов США. Это перечисление было осуществлено на основе подписанного в октябре 2007 года соглашения. Через 4 дня — 12 ноября 2007 года — было перечислено для тех же целей еще 15 миллионов долларов США. То есть, известно, что компания Watertrail Industries перевела на счет Takilant Ltd. за 3G-лицензию в Узбекистане 25 миллионов долларов США, — сказала боснийская журналистка Миранда Патручич.
Компания Takilant Ltd., официальным руководителем которой считается партнер Гульнары Каримовой Гаяне Авакян, ныне содержащаяся в тюрьме в Узбекистане, в то же время, а именно осенью 2007 года, продала 3G-лицензию еще одной зарубежной компании — Шведской TeliaSonera.
Согласно законам Узбекистана, всю деятельность в сфере телекоммуникаций, в частности, реализацию 3G-лицензий может осуществлять только государство. Маленькая фирма в Гибралтаре, оформленная на имя тогда еще 23-летней Гаяне Авакян, продающая государственные лицензии, привлекла внимание журналистов. — Врезка К.ру]
["Ведомости", 16.01.2015, "Telenor не доверяет Vimpelcom": Расследование операций в Узбекистане уже стоило должности президенту шведско-финской TeliaSonera Ларсу Нюбергу: в начале 2013 г. нанятая этой компанией юридическая фирма Mannheimer Swartling выяснила, что при выходе на узбекский рынок в 2007 г. TeliaSonera платила людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. В частности, TeliaSonera приобрела у принадлежавшей этим людям фирмы Takilant 3G-лицензии, частоты и номерную емкость для своей узбекской «дочки» Coscom, причем расплатилась частично ее акциями. Та же самая Takilant фигурирует в новом расследовании: она являлась партнером «Вымпелкома» (а затем Vimpelcom ltd.) в 2007-2009 гг. — ей принадлежал миноритарный пакет акций Unitel, которую «Вымпелком» выкупил в 2006 г. вместе с другой узбекской сотовой компанией. Представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев уверял, что все операции Vimpelcom в Узбекистане были законными.
По словам представителей Telenor, выступавших в парламенте, они получили заверения в том, что деятельность российской компании на территории Узбекистана полностью отвечает нормам антикоррупционного законодательства США, и узнали о подозрительных платежах лишь из газетных публикаций в ноябре. Осер сказал норвежским журналистам, что намерен обсудить сложившуюся ситуацию с руководством холдинга. Он сообщил, что в начале января обратился в Vimpelcom с просьбой о личной встрече с председателем совета директоров компании Алексеем Резниковичем (управляющим партнером основного акционера Vimpelcom Ltd. — LetterOne Telecom, структуры «Альфа групп») и в настоящий момент согласовывается точная дата встречи. Осер также заявил Dagens Naeringsliv, что хотел бы поставить вопрос о доверии совета директоров руководству Vimpelcom Ltd. — Врезка К.ру]