Среди молчунов "форбсы" Андрей Скоч и Сергей Петров, сестра министра обороны Лариса Шойгу и брат краснодарского губернатора Алексей Ткачев
Оригинал этого материала© "Известия", 29.08.2013, Фото: "Коммерсант"
71 депутат Госдумы ни разу не выступил на "пленарке"
Светлана Субботина![]() |
Как выяснилось, молчуны распределились по фракциям примерно пропорционально общей численности. Больше всего не выступают депутаты крупнейшей фракции — в список попали 38 представителей «Единой России», 18 — КПРФ, восемь — ЛДПР и семь — «Справедливой России».
Как и ожидалось, среди тех, кто не любит публичность, оказались наиболее обеспеченные депутаты, а также родственники известных чиновников. Например, участники рейтингов Forbes — один из основателей USM Holdings единоросс Андрей Скоч (состояние семьи, по данным на 2013 год, $7,9 млрд), основатель компании «Рольф» «эсер» Сергей Петров ($0,75 млрд), основатель группы «Кокс» единоросс Борис Зубицкий ($0,45 млрд).
Предпочитают избегать публичности в зале пленарных заседаний и племянники арестованного экс-мэра Махачкалы Саида Амирова: единоросс Магомедкади Гасанов и «эсер» Джамаладин Гасанов. Кроме этого, ни разу не выступили сестра министра обороны России Лариса Шойгу и брат губернатора Краснодарского края Александра Ткачева — Алексей (оба — «Единая Россия»).
Также в списке молчунов можно выделить бывшего главу Госнаркоконтроля Виктора Черкесова (КПРФ), экс-замглаву ЦИК ЕР Валерия Гальченко, одного из самых богатых депутатов от ЛДПР Сергея Вайнштейна (по данным Forbes, доход семьи в 2012 году составил 80 млн рублей).
Как рассказали «Известиям» в аппарате Госдумы, никаких санкций к молчунам руководство Думы применять не собирается, но рассчитывает, что своеобразный рейтинг подстегнет парламентариев к большей открытости. Там обратили внимание на то, что не всем депутатам можно поставить молчание в вину.
— Например, Борис Громов перешел в Госдуму только этим летом. Он объективно еще ничего не успел сказать, — подчеркнул собеседник.
В свою очередь, единоросс Дмитрий Хороля, попавший в список молчунов, уверен, что количество выступлений — не главный показатель работы депутатов.
— Есть ряд парламентариев, которые любят пиариться, особенно оппозиционно настроенные. Они берут слово и когда надо, и когда не надо. Рейтинги — это, может быть, и хорошо, но тут возникает угроза дутых рейтингов из-за того, что кто-то будет завоевывать себе «дешевый» авторитет. Работа депутата должна оцениваться по работе в регионах, — уверен Хороля.
Еще один молчун коммунист Евгений Доровин полагает, что выступать надо только по теме, которая касается непосредственной работы депутата.
— У нас, в комитете по безопасности, есть определенный порядок, кто и за что отвечает и выступает, хотя никто, конечно, не запрещает говорить, если есть вопросы. Законопроекты, касающиеся темы работы комитета, не раз рассматривались на заседаниях Думы, но у меня не было по ним вопросов, потому что комитет тщательно их прорабатывает, а на фракции принимается решение, как голосовать, — говорит Доровин.
Он также подчеркнул, что в Думе сложилась группа людей, которая постоянно задает вопросы и выступает.
— Их практически нельзя опередить, нажав на кнопку, — жалуется он. — А после них выступать по той же теме и задавать вопросы некорректно — ответ уже получен. Но это же не значит, что я ничего не делаю.
С таким мнением не согласен другой представитель КПРФ, один из лидеров по числу выступлений на «пленарке» депутат-коммунист Николай Коломейцев. Он уверен, что если депутат регулярно проводит приемы граждан, то ему всегда есть что сказать.
— Когда много общаешься с избирателями, то возникают и депутатские запросы, и вопросы к авторам инициатив, и критика или поддержка законопроектов. У всех парламентариев разные задачи — кто-то пришел в Думу людям помогать, кто-то бизнес прикрыть, кто-то отсидеться, — подчеркивает он.
Экс-депутат Геннадий Гудков также говорит, что отсутствие политической позиции «никакой региональной работой не прикроешь».
— Если оценивать по реальным выступлениям с трибуны, то всего 15–20% депутатов работают как активные публичные политики. Остальные представляют собой статистов процесса. Практически половина парламентариев ничем в шестом созыве не отметилась. Ни серьезных выступлений по политическим мотивам, ни докладов законопроектов, ни прений и высказываний от имени фракции — ничего. Качество депутатского корпуса с точки зрения политической и публичной составляющей оставляет желать лучшего, — заявил Гудков.
Еще один экс-депутат, занимающий должность в исполнительной власти и потому пожелавший остаться анонимным, заступается за коллег и говорит, что тем, кто не занимался публичной деятельностью до работы в Думе, трудно сразу перестроиться и выйти на первый план.
— Никто в Думе не обучает быть депутатом. И если человек от корня, от производства — переступить себя и начать выступать — крайне сложно, при этом человек может быть вполне успешным депутатом. Представьте: большой зал, огромное число серьезных людей, каждое слово фиксируется, надо правильно и коротко задать вопрос и не выглядеть при этом глупо — можно и оробеть. Для людей, которые никогда публично не выступали, это большой стресс, — пояснил собеседник.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что главное — не количество выступлений. Важнее посмотреть динамику внесения законопроектов и посещения пленарных заседаний.
Правда, пока авторы проекта «Видеодума» говорят, что рейтинги депутатов составляются по количеству роликов (выступлений на пленарных заседаниях), а также по количеству просмотров и лайков.
Топ по количеству видеороликов — высказываний на заседаниях парламента — возглавляет спикер Думы Сергей Нарышкин, а вот по количеству просмотров на первом месте лидер ЛДПР Владимир Жириновский.