Связи с якудза, "договорняки" и осетинские любители марихуаны в Японской ассоциации сумо
Оригинал этого материала© "Огонек", 14.03.2011, Фото: AP, japan-sumo.ru
Сумо без правил
Людмила Котова![]() |
В Японии случилось невероятное: после серии громких скандалов отменили сначала мартовский турнир по национальной борьбе сумо в Осаке, а потом все остальные показательные выездные состязания. Японцы остались не просто без любимого зрелища — страна оказалась в шоке.
Чтобы понять глубину всеяпонского потрясения, надо начать с того, что для японцев сумо не спорт, а часть культуры. Это неудивительно, если учесть, что национальной борьбе более 2000 лет и зародилась она как религиозный ритуал — даже сегодня в сумо философии и символики если не больше, то уж точно не меньше, чем спортивной состязательности. В закрытом даже для японцев мире сумо все овеяно традицией и все строго регламентировано — от одеяний до еды. Но, как выяснилось, и здесь гармонии нет. Зато есть многое другое.
Закон и канон
Формально мир сумо — это 50 школ, 850 борцов и 450 служащих (судьи, персонал арен, клерки), входящих в Японскую ассоциацию сумо (ЯАС). Фактически же это закрытая корпорация с годовой выручкой под 2 млрд долларов, которая управляется 12 директорами, избранными из числа хозяев школ (их называют ояката). Право голоса имеют только управленцы и борцы высшей категории, если они японцы.По закону ЯАС — это юридическое лицо, подведомственное Министерству культуры, науки и образования. По понятиям — замкнутая каста, живущая по своим особым канонам. Каноны формализованы аж в 1757 году, когда возникла первая профессиональная организация сумоистов. С тех пор ни в правила борьбы, ни в уклад жизни, который ведут рикиси (вообще-то в переводе это сильный воин, но так называют только борцов сумо), существенных новаций не вносилось.
Каждая школа сумо (ее именуют хэя) устроена на казарменный лад: рикиси спят, едят и тренируются, не выходя за пределы школы; ояката — отец родной, слово которого всегда последнее; его жена — строгая мать для всех обитателей хэя. Имеется и цивилизованная дедовщина — младшие всегда на подхвате, дежурят по кухне и прибирают помещение, выполняют поручения старших. Ученик попадает в сумо в 13-15 лет, а расстается с борьбой и родной школой в 30-35.
Пока понятия были жестче закона, особых проблем в мире сумо не возникало (потасовки, вольности с выпивкой и девицами периодически случались, но в счет не шли — за эти провинности в Японии никогда строго не наказывали). Серьезный скандал, повлекший за собой отставку главы ЯАС, случился только однажды — 3 года назад, когда на употреблении марихуаны попались трое борцов (все они, увы, наши соотечественники […]).
![]() |
Сослан Гаглоев (справа) |
То, что произошло теперь — отмена всех соревнований и тотальная чистка рядов,— ситуация беспрецедентная. А виной всему — мобильные телефоны.
Спалиться на эсэмэсках
Летом прошлого года японский еженедельник "Сюкан синте" опубликовал историю об участии ряда сумоистов в подпольном тотализаторе бейсбольных матчей. Сюжет был неприятный, поскольку затрагивал репутацию известных рикиси высшего дивизиона, но не критичный для корпорации сумо: азарт, конечно, порицаем в Японии, а тотализатор законодательно запрещен (кроме бегов и мотогонок), но грех не так уж и велик по общему представлению — всякое в жизни бывает, тем более "в отдельных конкретных случаях".Ситуация, однако, стала резво ухудшаться по мере того, как въедливая японская полиция раскручивала рутинное дело о подпольных бейсбольных ставках. Сначала выяснилось, что ставили не только на бейсбол, но и на гольф и другие азартно-зрелищные мероприятия. Потом всплыла причастность к тотализатору гангстерских группировок — якудза. Дальше ниточка потянулась к устойчивым отношениям сумоистов с организованным криминальным миром. А еще дальше, уже в начале нынешнего года, взорвалась настоящая бомба: следственным структурам, а потом и широкой общественности стало известно о распространенной практике так называемых договорных поединков, которая процветала в сумо.
Эти знания полицейские добыли при анализе... смс-сообщений, оставшихся в памяти мобильных телефонов рикиси, попавшихся на подпольных бейсбольных ставках. Бесхитростные великаны в посланиях коллегам по профессии благодарили за отданную по договоренности схватку и даже называли сумму этой благодарности. После этих находок лавина скандала накрыла всю корпорацию сумо.
Надо сказать, что вопрос о договорных схватках сумотори поднимался и прежде, однако ЯАС всегда отрицала саму их возможность, а за руку нарушителей никто не ловил.
Если бы не записи откровенных переговоров об исходе поединков и стоимости той или иной услуги на мобильниках, обошлось бы, наверное, и на этот раз. Но записи — в деле. И фигурантов у этого дела с каждым днем все больше.
На внеочередном заседании ЯАС был заслушан промежуточный доклад председателя комиссии по расследованию дела о договорных схватках Сигэру Ито, который, в частности, отметил, что проводится проверка 14 подозреваемых борцов и уже принято решение о примерном наказании четверых причастных, признавших свою вину,— борцов Касуганисики, Тиехакухо, Киесэуми и Энацукса. Всего же по делу о договорных играх было допрошено 78 борцов высшего разряда и выявлено еще 6 человек, которые признали, "что им доводилось слышать о подобном",— их ожидает особое дознание.
Дознание легким не будет. Сигэру Ито сообщил журналистам, что "не видит конца-краю своей работе. Поскольку только на изучение записей, сохранившихся в глубинах памяти приобщенных к делу мобильных телефонов, может уйти до шести месяцев". При этом глава комиссии посетовал на явный саботаж со стороны подозреваемых — по его словам, сумотори под разными предлогами отказываются передавать в распоряжение дознавателей свои мобильные телефоны, есть и такие, кто сдает сломанные аппараты. Не проявляют желания сотрудничать с комиссией и операторы сотовой связи: телекоммуникационные компании опираются на закон, защищающий право клиента на неразглашение персональной информации. Между тем, подчеркнул глава комиссии, если ассоциация не продемонстрирует стремления к самообновлению, она не получит в 2013 году статус полезной для общества организации и будет лишена существенных налоговых льгот. Президент ассоциации ояката Ханарэгома принес публичные извинения всем болельщикам, отметив при этом, что "профессиональное сумо еще не сталкивалось ни с чем подобным".
Удар по больному
Самым шокирующим для общественности стало доказанное следствием участие в договорных схватках сумотори-японцев. Прежние скандалы, связанные с проступками и "недостойным поведением" рикиси, в подавляющем большинстве случаев были связаны с именами сумоистов-иностранцев, и это убеждало людей, что подлинное погружение в сумо и постижение философии этой борьбы чужеземцам, даже искусным в технике и удачливым в схватках, не доступно.[Коммерсант.Ру, 29.09.2008, "Российский борец обвиняет ассоциацию сумо в договорных матчах": На пресс-конференции 29 сентября Сослан Гаглоев, выступавший ранее в высшем дивизионе ассоциации сумо, заявил, что был "силой принуждаем брать деньги за схватки с заранее определенным результатом, а когда отказывался, то подвергался нападкам и унижениям". По словам спортсмена, он "хотел бы снова видеть мир сумо чистым", и в этой связи готов "рассказать о сумо еще много плохого". — Врезка К.ру]
Теперь, однако, главные герои неприглядного сюжета — рикиси-японцы, и именно это воспринимается японским обществом крайне болезненно. Эсэмэски с лаконичными текстами "благодарю за деньги", "спасибо, что уступил победу" нанесли чувствам миллионов людей колоссальный урон. Они искренне верили в особый мир сумо, в островок нетронутых традиций, образец самурайских добродетелей, верили в крепость истинно японского духа — теперь эта вера разрушена.
Премьер-министр страны Наото Кан выступил со специальным заявлением: "Проведение договорных матчей оскорбляет чувства всех фанатов сумо, которое является настоящим национальным видом спорта в Японии". "Договорные схватки — это предательство по отношению к поклонникам сумо. Необходимо тщательное расследование, которое выявит всех виновых",— отметил на специальных слушаниях в парламенте генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано. "Ассоциация должна подтвердить свой статус, показав, что она способна справиться с коррупцией в своих рядах. Полумеры неприемлемы",— сформулировало общее мнение министерство образования и спорта.
Корпорация греха
Между тем все еще продолжается история, с которой, собственно, все и началось — сюжет с незаконными ставками на подпольном бейсбольном тотализаторе. Полицейское управление уже направило в производство дела по 9 подозреваемым, а впереди — целый конвейер причастных к теневым операциям звезд сумо. В ходе расследования 33 борца высшего дивизиона признались в причастности к подпольному тотализатору, еще 20 находятся под подозрением.В подельниках сумоистов проходят звезды другого мира — криминального, в том числе ряд заметных персон из самой крупной в Японии гангстерской группировки "Ямагути-гуми". Выясняется, что связи двух корпораций были давними и тесными. В отдельное производство, в частности, выделено дело о бесплатном выделении мест на особой гостевой трибуне высокопоставленным членам мафиозных группировок, которые не только наслаждались зрелищем в привилегированных условиях, но и использовали другое преимущество VIP-ложи — постоянное присутствие в кадре прямых телевизионных трансляций турниров. Оказывается, особым шиком у японской братвы была возможность "передать привет" и морально поддержать "коллег", находящихся в заключении, в ходе турнирных баталий сумотори, за которыми следит вся страна...
По мере того, как скандал набирает обороты, всплывают все новые сокровенные детали из жизни корпорации. То тайными знаниями о неприглядных делах поделится с таблоидами какой-нибудь обиженный коллегами по цеху ветеран, то пленку с компрометирующими откровениями звезд сумо предложит журналистам отвергнутая любовница. Последние несколько месяцев шокирующие новости из мира сумо хлынули потоком, и если прежде широкая аудитория относилась к подобным "сливам" с подчеркнутой брезгливостью, то теперь воспринимает каждую подобную весточку всерьез.
Соответственно, вынуждена заниматься оперативной публичной чисткой и ассоциация. Штрафные санкции сыплются на уличенных в неблаговидных деяниях борцов, наставников и целые школы, в повестку дня поставлено сокращение их числа с 50 до 30, заявлен очередной пересмотр квот и правил приема иностранцев, обещано усиление общественного контроля за деятельностью корпорации, взяты обязательства радикально "улучшить моральный облик".
Чтобы продемонстрировать готовность "очиститься до конца", руководство ассоциации пошло даже на невероятную жертву — фактическую дискредитацию двух обладателей высшего в сумо титула йокодзуна (великий чемпион) после сомнительной публикации в журнале со сложной репутацией — "Сюкан гендай". Таблоид написал о том, что наставник йокодзуна Хакухо, Миягино-ояката, в 2006 году на турнире в Нагое заплатил представителям другого йокодзуна — Асасерю, чтобы тот проиграл Хакухо. Наставник якобы проболтался об этом своей любовнице, которая записала его рассказ на диктофон, сохранила и вот теперь продала запись журналистам. В былые времена ассоциация даже откликаться бы не стала на подобную помойку, но теперь случилось иначе: под давлением ЯАС Миягино был отправлен в позорную отставку, а два великих монгола, как называют поклонники Асасерю и Хакухо, оказались с несмываемым пятном на репутации. […]