Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Патент на личное обогащение

Начальник "Московского метрополитена" Дмитрий Гаев, оформив внедренные ГУПом технические разработки как личные изобретения, получил 112 млн руб.

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 15.12.2010, Для Дмитрия Гаева двери закрываются, Фото: "Коммерсант"

Иван Буранов

Compromat.Ru
Дмитрий Гаев (справа)
Генпрокуратура РФ направила мэру Москвы Сергею Собянину обращение с требованием уволить начальника ГУП "Московский метрополитен" Дмитрия Гаева, который трудится на этом посту уже 15 лет. Проведенная ведомством проверка показала, что господин Гаев "ущемлял интересы унитарного предприятия в целях личного обогащения", совершал "нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса" и незаконно присвоил себе 112 млн руб. Фактически увольнение Дмитрия Гаева инициировал экс-мэр Москвы Юрий Лужков: по информации "Ъ", заявлению Генпрокуратуры предшествовал конфликт между Дмитрием Гаевым и Юрием Лужковым, который и передал материалы для проверки в надзорное ведомство.

[Газета.Ру, 14.12.2010, "Депутаты Мосгордумы не сомневаются, что Гаев будет уволен": По мнению председателя комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству, информация Генпрокуратуры требует серьезного анализа. […] При этом депутат не сомневается, что Гаев будет уволен. «Положение у него тяжелое, — считает Москвин-Тарханов. — В такой ситуации обычно принимаются серьезные административные решения — чиновника отставляют. Хотя если в дальнейшем он будет оправдан, то сможет и вернуться к работе».
Председатель думской комиссии по законодательству Александр Семенников также считает, что Гаев будет уволен. «До сих пор мы не слышали заявлений о столь серьезных нарушениях, хотя проверки проводились регулярно, — рассказал депутат «Газете.Ru». — С учетом серьезности озвученных обвинений у мэра не остается выбора. Кроме того, прокуратурой ставится вопрос о возмещении ущерба. И этот вопрос тоже будет рассматриваться». — Врезка К.ру]


Вчера на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение об окончании проверки в отношении ГУП "Московский метрополитен". "Выявлены грубые нарушения федерального законодательства,— говорится в сообщении надзорного ведомства.— В связи с этим Генпрокуратура РФ направила информацию в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, в которой поставила вопрос об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также об увольнении Дмитрия Гаева и взыскании убытков, причиненных предприятию".

Претензии Генпрокуратуры к работе метро можно поделить на несколько частей. Первая из них касается работы метрополитена без надлежащим образом оформленных документов. По данным Генпрокуратуры, ГУП не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена. При этом не были зарегистрированы договоры аренды на 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду метро. Кроме того, те станции, которые являются объектами культурного наследия, ГУП использовал без охранного обязательства. Вторая часть претензий касается финансовой деятельности метро. По данным Генпрокуратуры, в 2008-2009 годах ГУП "Московский метрополитен" потратило 300 млн руб. на оплату услуг по инкассации и 70 млн руб.— по страхованию, не проведя торгов, хотя такое требование содержится в законе "О защите конкуренции". Третий блок претензий посвящен нарушениям безопасности в метро. Генпрокуратура привела данные, что за последние два года рост травматизма среди пассажиров подземки составил более 12%. Не уменьшается и число людей, падающих на пути,— в 2010 году было зарегистрировано 162 таких случая.

При этом прокурорская проверка показала, что подвижной состав в метро находится в неудовлетворительном техническом состоянии, регулярно сбивается график движения и ошибаются диспетчеры. "В текущем году в два с половиной раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте",— отмечается в сообщении Генпрокуратуры. Кроме того, Генпрокуратура выявила "нарушение допустимых значений уровня шума и температурного режима"". Любопытно, что прошлым летом в суде эти же претензии столичной подземке предъявило и общество защиты прав потребителей, однако доказать свою правоту так и не смогло.

["Комсомольская правда", 15.12.2010, "Глава столичной подземки Дмитрий Гаев незаконно заработал на метро 112 миллионов рублей": Прокурорская проверка так же установила, что именно руководство предприятия виновато в резко растущих тарифах на проезд. Оно заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров и необоснованно компенсировало их за счет роста цен на проезд. — Врезка К.ру]

[Газета.Ру, 14.12.2010, "Гаев у выхода из метро": В довершение всего договоры об охране подлежащих государственной охране объектов метрополитена заключались с собственным ЧОПом. — Врезка К.ру]


Самые серьезные нарушения предъявлены лично Дмитрию Гаеву. Проверка показала, что он "действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения". Господин Гаев обвиняется в создании системы, "при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУПа, оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном". "Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и начиная с 1999 года получил 112 млн руб. от возглавляемого им ГУПа, — заявили в Генпрокуратуре. — В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей ГУПа".

"С итоговой справкой Генпрокуратуры меня никто не знакомил, поэтому прокомментировать пока ничего не могу, — заявил "Ъ" Дмитрий Гаев.— Я сам об этом услышал только днем". На вопрос "Ъ", ожидает ли он собственного увольнения после обнародованных Генпрокуратурой данных, господин Гаев сказал: "Все в руках божьих".

"Вся эта информация о Дмитрии Гаеве была известна еще год назад, были заведены уголовные дела, но это не афишировали, — заявил "Ъ" экс-префект Северного административного округа Олег Митволь. — Я сам лично обращался в прокуратуру, когда выявил, что 200 млн из бюджета города через структуры метро уходят в чей-то карман якобы в рамках программы информатизации". "Непонятна позиция Генпрокуратуры, ведь Дмитрий Гаев фактически обвиняется в обогащении в личных целях — да еще и в составе организованной группы. Это уже состав преступления, за это нужно возбуждать уголовное дело",— заявил "Ъ" председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

["Ведомости", 15.12.2010, "Операция "Чистый город": В метро есть что проверять кроме самого метро. Это реклама — ее размещает компания «Олимп». На Московский метрополитен приходится около 15% объема наружной рекламы в городе, который в 2010 г. составит, по оценке «Эспар-аналитик», около 16 млрд руб. (выручка «Олимпа» в 2009 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», — 1,8 млрд руб.). Это торговля. Замруководителя комиссии по мелкорозничной торговле «Опоры России» Никита Кузнецов говорит, что его комиссия несколько лет назад насчитала около 2000 объектов торговли в метро и переходах. Стоимость аренды хорошей точки доходит, по его словам, до 100 000 руб. в месяц (итого 2,4 млрд руб. в год). — Врезка К.ру]

Любопытно, что, по данным "Ъ", еще две недели назад Дмитрий Гаев встречался с Сергеем Собяниным, который объявил, что рассчитывает на господина Гаева. По информации "Ъ", результатам проверки в правительстве Москвы вчера крайне удивились, поскольку с запросом в надзорное ведомство не обращались. Пресс-секретарь господина Собянина Гульнара Пенькова заявила, что столичные власти рассмотрят обращение Генпрокуратуры в установленные сроки. К слову, материалы прокурорской проверки не получали в СКП РФ: об этом вчера заявил и представитель ведомства Владимир Маркин.

Господин Собянин действительно несколько раз предъявлял претензии к метро: в ноябре он поручил Счетной палате Москвы провести проверку работы подземки и призвал не допускать "завышенных расценок и разгильдяйства" при строительстве метрополитена, но ни разу не грозил господину Гаеву увольнением. По информации "Ъ", сейчас в мэрии вырабатывают позицию, каким образом реагировать на заявление надзорного ведомства.

По информации "Ъ", проверка Генпрокуратуры была инициирована еще прошлым мэром Юрием Лужковым. Как рассказал "Ъ" Олег Митволь, конфликт между господином Гаевым и градоначальником разразился еще летом. Источник в окружении бывшего мэра уточнил, что причиной этого могло стать то, что господин Гаев "почувствовал, что над Лужковым сгущаются тучи, и стал политически дрейфовать в сторону Кремля". Пиком ссоры стало торжественное открытие станции метро "Маяковская" 24 апреля 2010 года, куда Дмитрий Гаев не пригласил ни Юрия Лужкова, ни его заместителя — Петра Бирюкова, что вызвало негодование мэра. А в начале июля господин Лужков на одном из заседаний правительства, критикуя работу метро, открыто заявил, что Дмитрий Гаев "занял пьедестал" и "его надо ссадить на землю".

["Коммерсант", 15.12.2010, "Чем известен Дмитрий Гаев": Дмитрий Гаев возглавляет московское метро с 28 декабря 1995 года. […] В июне 2010 года мэр Юрий Лужков, критикуя поломки составов и задержки, потребовал "ссадить" Дмитрия Гаева с "пьедестала". В июле того же года правозащитники подали иск на жару в метро, который господин Гаев счел "абсурдным". По данным базы Роспатента, Дмитрий Гаев является автором 15 изобретений, среди которых "Вентиляционный киоск метрополитена", "Рама двухосной рельсовой тележки", "Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения", "Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов" и другие. — Врезка К.ру]

Любопытно, что завершение проверки Генпрокуратуры совпало с началом тендера по продаже 100% ОАО "Мосметрострой" — бессменного строителя Московского метрополитена с 1931 года: прием заявок на торги заканчивается уже завтра. В числе основных претендентов называются структуры главы совета директоров "Мосметростроя" Владимира Когана и структуры, близкие к руководству Московского метрополитена. Источники "Ъ", близкие к тендеру, не исключают, что проверка Генпрокуратуры может быть связана с этими торгами.

***
Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 15.12.2010

Московское метро в цифрах

Первая линия московского метрополитена была открыта 15 мая 1935 года, ее протяженность составляла 11,2 км. Сегодня столичное метро — это 182 станции на 12 линиях общей протяженностью 301,2 км. Парк подвижного состава — 4535 вагонов. В 2009 году пассажиропоток составил 2,39 млрд человек (на 181 млн меньше, чем в 2008 году). Максимальное количество пассажиров, перевезенных за сутки,— 8,95 млн. Численность работников метрополитена — 36,6 тыс. человек. Выручка ФГУП "Московский метрополитен" в 2009 году — 47 млрд руб., чистая прибыль — 1,9 млрд руб. В структуре доходов 62,9% составляют доходы от перевозки пассажиров, 33,5% — субсидии на реализацию мер социальной поддержки льготников, 3,6% — доходы от другой коммерческой деятельности. На финансирование строительства метро в 2009 году было потрачено 28,6 млрд руб., 94% из которых составили средства городского бюджета.

Другие материалы раздела:
Уг. дело о злоупотреблениях
Исключительные права семьи
Патент на личное обогащение
Пьяный дебош в самолете

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru