Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 17.05.2010, Фото: "Коммерсант"

Конюхи "Меринов"

Как это устроено: посредники для серых схем

Роман Анин

Compromat.Ru

Продолжаем расследование громкого коррупционного скандала, связанного с закупками «Мерседесов» для российских чиновников. Что связывает таксистов-эмигрантов, сына мэра Чикаго, помощника армянского прокурора и российских сенаторов

Посредник — это лицо или организация, государство, при содействии, помощи которого ведутся переговоры между сторонами» (Большой толковый словарь). Это определение — универсальное описание любой коррупционной сделки: посредничество возникает тогда, когда две стороны преследуют собственные цели, но в силу разных причин не могут договориться напрямую и находят связующее звено. Ни одна крупная коррупционная сделка, особенно международная, не может обойтись без посредников. Недавний скандал с немецким автоконцерном Daimler — не исключение. Нам удалось выяснить, что весь рынок продажи «Мерседесов» в России — от логистики до дистрибуции — контролируют одни и те же люди: у них достаточно интересное прошлое и очень хорошие связи в настоящем.

Напомним историю конфликта. Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) расследовали деятельность немецкого автогиганта в течение нескольких лет. Американцам удалось установить: производитель «Мерседесов» долгое время давал крупные взятки чиновникам различных стран в обмен на государственные контракты. Всего в материалах дела насчитывалось примерно 200 взяточных платежей в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долларов. Россия в коррупционном списке была среди лидеров. Взятки переводились на счета чиновников из ФСО, МВД, Министерства обороны…

Собранные доказательства были переданы в окружной суд Вашингтона. На недолгом заседании обвиняемые — сам Daimler и его представитель в России «Мерседес-Бенц РУС» — признали свою вину и согласились заплатить в бюджет США 185 млн долларов в обмен на прекращение дальнейшего разбирательства. В результате судебной сделки имена взяточников остаются в тайне.

Российские правоохранительные органы, поначалу никак не отреагировавшие на расследование американцев, начали изображать бурную деятельность только после личного указания президента Дмитрия Медведева. Департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД проводит внутреннюю проверку, о результатах которой меня обещали проинформировать. Генеральная прокуратура отправила запрос о правовой помощи в США: в случае если американцы поделятся документами и в них будут достаточные данные для возбуждения уголовного дела, Генпрокуратура даст ход расследованию, заверял глава ведомства Юрий Чайка. Честно говоря, в то, что расследование с российской стороны будет доведено до конца, — верится с трудом. И вы сейчас поймете почему.

Итак, перед нами классический пример коррупционной сделки. Есть производитель (Daimler), заинтересованный в сбыте своей продукции, — есть покупатель (чиновник), заинтересованный в откатах. Чтобы запустить механизм коррупционных договоренностей, осталось найти посредников. Как показывают материалы дела, в большинстве стран — от Нигерии до Китая — эту роль исполняли официальные дилеры или представители концерна, знакомые как с производителем, так и с заинтересованными покупателями. Только в России у этой схемы оказались свои особенности.

Дилеры

В 2001 году Daimler решил перейти в России на принцип генерального импорта, и компании потребовался надежный партнер, не просто знавший российский рынок, но, по-видимому, и специфику заключения крупных государственных контрактов. Таким партнером стала компания «Нью-Йорк Моторс-Москва» и ее филиал «Авилон», который был образован в том же 2001 году после подписания официального соглашения с представительством Mercedes-Benz в России. Что любопытно, согласно материалам американского расследования, начиная именно с 2001 года немецкий автоконцерн стал переводить взятки на счета российских чиновников.

ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва» — один из первых дилеров Ford в России. В 2006 году компания была признана лучшим дилером Ford в мире. А вот ее филиал — «Авилон» — в 2006—2007 годах стал лидером по продажам «Мерседесов» в Восточной Европе. По данным федерального реестра государственных контрактов, с 2007 года «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Авилон» осуществили, пожалуй, 90 процентов всех поставок дорогих «Мерседесов» для российских госорганов и спецслужб. В целом за последние 2—3 года эти компании заработали на госконтрактах более 3 млрд рублей. Среди основных покупателей — ФСБ, МВД, ФСО, СКП…

При этом у Daimler есть свой представитель в России — ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», которое как самостоятельное юрлицо вполне могло само, без посредников, заключать государственные контракты. Однако с 2007 года компания заключила всего шесть госконтрактов, которые в основном касались поставок запчастей для ФСО. Генеральный директор представителя Mercedes-Benz в России Юрген Зауэр не прокомментировал запрос «Новой газеты» и не ответил, заключала ли компания до 2007 года контракты самостоятельно или пользовалась услугами все тех же посредников.

Согласно базе данных SCRIN, учредителем ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва» числится зарегистрированная в штате Нью-Джерси компания New York Motors Corp, которая по состоянию на 2004 год принадлежала двум выходцам из Советского Союза, давно и прочно обосновавшимся в США, — Александру Варшавскому и Игорю Бакуненко. Forbes сообщал, что Александр Варшавский уже отошел от дел и передал управление автомобильным бизнесом Андрею Павловичу, генеральному директору «Авилона» и «Нью-Йорк Моторс-Москва». Павлович на запрос «Новой газеты» не ответил, однако бизнес-справочники штата Нью-Джерси до сих пор указывают на Варшавского как одного из владельцев New York Motors Corp.

Логистика

После того как Daimler перешел в России на принцип генерального импорта, автоконцерну потребовался и надежный логистический партнер, которым стала образованная все в том же 2001 году компания «Автологистика». По словам бывшего генерального директора фирмы Александра Малышко, сегодня компания возит почти весь объем продаж «Мерседесов» на российский рынок. В 2006 году крупнейший перевозчик «Мерседесов» стал партнером Ford Motor Company, а с 2007-го — считается единственным поставщиком «БМВ Руссланд Трейдинг».

Стопроцентным владельцем ООО «Автологистика», согласно базе данных SCRIN, является паевое товарищество OU Autologistika, зарегистрированное в эстонском городе Тарту. По данным эстонских коммерческих справочников, членами правления OU Autologistika числятся житель Тарту Свен Ария и некий москвич Карен Авагумян.

Ария — достаточно известный в Эстонии бизнесмен, связанный с логистикой: ему принадлежит собственная компания Lextrans, однако с 2001 года, после образования «Автологистики», Ария практически полностью сконцентрировался на российском рынке поставок «Фордов» и «Мерседесов». Тем не менее возникает ощущение, что эстонец в этом бизнесе — всего лишь младший партнер, потому что на наш звонок Свен Ария ответил, что не обладает достаточным объемом информации, и посоветовал обратиться в Москву. Мы так и поступили, однако в компании «Автологистика» наш запрос проигнорировали.

ООО «Автологистика» располагается в сельском поселении Лунево, недалеко от деревни Пикино. Эта территория (25 га) в 2006 году была переведена из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности. Как объявил тогда министр экономики Московской области Вячеслав Крымов, делалось это для строительства ремонтно-технического центра по обслуживанию грузового транспорта. Сумма инвестиций составляла 500 млн рублей, владельцем земли называлось ООО «Сельхозтранспорт».

Эта фирма была создана в 2005 году, ее основным владельцем считалась «Европейская Риэлторская Компания» (с 2007 года учредитель «Сельхозтранспорта» — кипрский офшор). Телефонный номер этой организации совпадает с номером дилера Mercedes-Benz — «Авилон», а адрес регистрации совпадает с адресом, по которому располагается «Нью-Йорк Моторс-Москва».

Более того, учредителями «Европейской Риэлторской Компании» еще недавно значились European Realty Corp, зарегистрированная в штате Нью-Джерси, и Камо Авагумян. Коммерческие регистры штата Нью-Джерси показывают, что руководителем European Realty Corp является все тот же Александр Варшавский, совладелец New York Motors Corp. А Камо Кимович Авагумян — видимо, брат Карена Кимовича Авагумяна, члена правления эстонского паевого товарищества OU Autologistika.

К нашему удивлению, имя бывшего совладельца «Европейской Риэлторской Компании» Камо Авагумяна полностью совпадает с именем старшего помощника генпрокурора Армении и официального представителя армянской генеральной прокуратуры в России.

Чтобы проянисть ситуацию, мы связались с самим Камо Авагумяном. Вот, что он сообщил: «Я знаком с Игорем Бакуненко и Александром Варшавским, но никаких партнерских и деловых отношений в настоящее время с ними не имею. Я являлся учредителем в ООО «Европейская Риэлторская Компания» и ООО «Жилинвест XXI». Однако в 2008 году, после принятия на работу по трудовому соглашению в генеральную прокуратуру Армении на должность старшего помощника генпрокурора, не обладающую прокурорскими полномочиями, вышел из состава учредителей данных компаний».

Однако, похоже, определенное отношение к «Европейской Риэлторской Компании» и «Жилинвесту XXI» Камо Авагумян сохраняет. По крайней мере мои звонки в эти фирмы с просьбой соединить с Камо Авагумяном никого не удивляли, со мной общалась его секретарь.

В эту общую группу компаний помимо «Автологистики» и «Сельхозтранспорта» также может быть отнесена фирма «Автологистика-транс», учредителями которой недавно считались все та же эстонская OU Autologistika и брат Александра Варшавского — Борис Варшавский.

Таким образом, вся цепочка реализации «Мерседесов» и «Фордов» — от портов Финляндии до продажи в Москве — фактически контролируется одной группой лиц. В связи с этим любопытным остается вопрос о том, кто осуществляет поставку автомобилей по территории Германии и США? В последнем случае этим, видимо, могут заниматься компании из штата Нью-Джерси, которые, по данным коммерческих регистров, связаны с Борисом Варшавским: Еxpress Trucking Service, Inc; Express Shipping Lines, Inc; Express Shipping Service Warkhouse.

Строительный бизнес и консалтинг

До 2008 года Александр Варшавский входил в совет директоров «Термостепс-МТЛ», ранее принадлежавшей холдингу «ВБМ-Групп», вместе с Игорем Путиным, двоюродным братом премьер-министра Владимира Путина. «Термостепс-МТЛ» был одним из ключевых активов холдинга, подконтрольного сенатору от Самарской области Андрею Ищуку. Сенатора и двоюродного брата премьера, судя по всему, связывает давнее знакомство: по сообщениям СМИ, именно Ищук позвал Путина к себе на работу. По некоторым данным, близок к Андрею Ищуку и его бизнесу и Александр Варшавский. По крайней мере, Юрий Трахтенберг, в то время вице-президент «ВБМ-Групп», так объяснял появление Варшавского в совете директоров: «С этим человеком мы знакомы не один год, доверяем его опыту… Кроме того, компании Варшавского являются потребителями нашей продукции. Несколько объектов в Москве возведены в том числе и с использованием номенклатуры продукции «Термостепс».

О каких объектах может идти речь?

В 2005 году «Европейская Риэлторская Компания», учредителями которой являлись European Realty Corp Варшавского и Камо Авагумян, арендовала за 2 млн долларов у правительства Москвы на 49 лет 0,7 га земли (Волгоградский просп., вл. 45) для строительства офисно-торгового центра. В 2007 году был построен 21-этажный центр «Авилон-плаза» с площадью офисных помещений около 23 тыс. кв. м. Теперь этот центр стоит по соседству с салонами «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Авилон».

Compromat.Ru
Техцентр "Авилон" на Волгоградском проспекте
По тому же адресу, где зарегистрирована «Европейская Риэлторская Компания», находится другая строительная фирма — ООО «Жилинвест XXI». Учредителями этой компании числились находящаяся в Дэлавере Overseas Realty Holdings, LLC, Камо Авагумян и давний партнер Варшавского — Игорь Бакуненко, совладелец New York Motors Corp. Кроме того, одну из руководящих должностей в «Жилинвесте XXI» занимал и брат Александра Варшавского — Борис.

Эта строительная фирма является застройщиком монолитно-кирпичного жилого комплекса бизнес-класса «Сколков Бор» в престижном районе по Сколковскому шоссе. Комплекс состоит из четырех корпусов по 7—9 этажей. Судя по всему, строительство этого элитного комплекса не обошлось без обычной в таких ситуациях войны с выселяемыми местными жителями. Вот что писал по этому поводу блоггер m_kalashnikov:

«Четыре года мы отстаивали гражданские права и принимали меры по предотвращению попыток незаконно выселить нас из многоквартирных жилых домов, стоящих на великолепном участке с соснами, дубами, березами… в дом, построенный в недопустимой близости к четырем ЛЭП…

Без проведения открытого аукциона, без комиссии, определяющей необходимость сноса наших домов, глава администрации Одинцовского района Абраменко В.В. выпустила постановление о сносе домов в п. Заречье, имея в виду наш населенный пункт…

Представители ООО «Жилинвест XXI», заручившись поддержкой милиционеров… ходили по квартирам… и вручали уведомление: «Сообщаем Вам, что до 06.10.09 Вам необходимо переехать в предоставленное вам жилье в новом доме и выписаться из квартир, принадлежащих ООО «Жилинвест XXI», в противном случае будет произведено административное выселение в принудительном порядке. Генеральный директор И.В. Бакуненко». У людей шок: они и не собирались переезжать в дом под ЛЭП, а тут пришел генеральный директор с милиционерами и угрозами».

Брат же помощника генпрокурора Армении Камо Авагумяна Карен Авагумян — член правления эстонской OU Autologistika — имел интерес и в консалтинговом бизнесе. В частности, он числился учредителем в ликвидированной фирме ООО «Финансовый и юридический консалтинг» вместе с Валерием Василенко. К нашему удивлению, имя бывшего совладельца «Финюрконсалтинга» полностью совпадает с именем бывшего прокурора и вице-губернатора Приморского края — Валерия Владимировича Василенко, не раз упоминавшегося в СМИ в контексте коррупционных скандалов.

Конечно, это может быть простым совпадением, однако у бывшего прокурора и вице-губернатора Приморского края действительно есть свой интерес в юридическом консалтинге. Так, Валерий Василенко возглавляет владивостокскую фирму «Юридический и ситуационный консалтинг» («ЮСК»). К сожалению, дозвониться до Василенко и уточнить, являлся ли он вместе с Кареном Авагумяном соучредителем «Финюрконсалтинга», нам не удалось.

Если сугубо гипотетически предположить, что этот Василенко — все-таки бывший прокурор Приморского края, тогда легко понять, где он мог познакомиться с Авагумяном: с 1988 по 1990 год Василенко был прокурором Нагорного Карабаха.

Однако Камо Авагумян заверил нас, что с Валерием Василенко он не знаком и не владеет информацией о его трудовом пути.

Все начиналось с такси

ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва», принадлежащее New York Motors Corp Александра Варшавского и Игоря Бакуненко, было образовано в 1992 году на территории одного из таксомоторных парков столицы. У давних знакомых — Варшавского и Бакуненко — ныне крупнейших поставщиков «Фордов» и «Мерседесов» в России, действительно был свой интерес в таксомоторном бизнесе. В 1995 году, как сообщал «Коммерсантъ-Автопилот», четверо американцев русского происхождения откликнулись на призыв Юрия Лужкова возродить потерянное московское такси и учредили компанию под названием ЗАО «Московское такси». Двое из основателей в статье назывались: ими были Игорь Бакуненко и Эдуард Шейнин.

К 1996 году парк «Московского такси» насчитывал 200 машин. Сам Эдуард Шейнин рассказывал, что эмигрировал из Харькова в Нью-Йорк в середине 70-х годов, восемь лет отработал там таксистом, а затем вместе со своими знакомыми организовал собственный автопарк.

Партнером Шейнина стал Семен (Саймон) Гарбер, 12-летним мальчиком эмигрировавший с родителями в Нью-Йорк. В 1992-м, как сообщала американская пресса, Гарбера, к тому времени уже преуспевавшего бизнесмена, на отдыхе в Монако познакомили с элегантной парой, которой оказалась чета Слуцкер. И Гарбер, судя по всему, подружился с членом Совета Федерации Владимиром Слуцкером. А спустя какое-то время бизнесмен Гарбер попал в круг общения высокопоставленных российских чиновников. Сам Гарбер в интервью Chicago Tribune этого не скрывал: «Все зависит от того, с кем ты знаком. Очень важно иметь хорошие связи. Жизнь — двусторонняя дорога».

Владимир Слуцкер на тот момент владел активами в таксомоторных компаниях. И Гарбер начал свой собственный такси-бизнес в Москве — так, видимо, и появилось ЗАО «Московское такси», где партнерами помимо Гарбера стали Эдуард Шейнин и Игорь Бакуненко.

В 2001 году Саймона Гарбера познакомили в Москве с Патриком Дэйли, сыном мэра Чикаго, с которым поддерживает теплые отношения мэр Москвы. Спустя год после этого знакомства — в 2002-м — Гарбер начал скупать лицензии на такси в Чикаго.

(Важно отметить, что как в Чикаго, так и в Нью-Йорке таксомоторный бизнес полностью зависит от городской администрации, потому что там решается, кому выдавать лицензии и за сколько.)

Гарбер отрицал всяческую помощь со стороны сына мэра Чикаго. Он лишь замечал: «Мы очень хорошие друзья, но Патрик мне ни в чем не помогал. Единственный бизнес, нас связывавший, — это бутылка водки», — шутил одесский эмигрант в интервью Sun-Times Chicago. Администрация города Чикаго также всячески отрицала лоббирование. Любопытно отметить, что сам сын мэра — Патрик Дэйли — находился под следствием: он подозревался в скрытом владении акциями компании, которая без конкурсов выигрывала многомиллионные тендеры от чикагской администрации. И, видимо, от греха подальше Патрик Дэйли на некоторое время переехал в Москву, где, как сообщалось, у него собственный девелоперский бизнес.

Как бы то ни было на сегодняшний день Саймона Гарбера называют королем таксомоторного бизнеса в Чикаго. Ему вместе с Эдуардом Шейниным принадлежат Chicago Carriage Cab Company и Royal 3 CCC Chicago Taxi Association. В 2008 году Гарберу была присуждена премия как самому крупному оператору такси в Северной Америке.

Здесь важно отметить, что учрежденное в 1995 году «Московское такси» находилось по тому же адресу (ул. Верхняя Радищевская, д. 16), где располагались многие компании Александра Варшавского, Игоря Бакуненко и Камо Авагумяна — «Европейская Риэлторская Компания», «Жилинвест XXI», ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва». Там же была зарегистрирована фирма «Баджет — прокат автомобилей в Москве», членами совета директоров которой являлись все те же Александр Варшавский и Игорь Бакуненко, сегодня контролирующие рынок продажи «Мерседесов» и «Фордов».

Игорь Бакуненко отрицал свою причастность к ЗАО «Московское такси», однако после того, как мы отправили ему статью из «Коммерсанта-Автопилота», он перезвонил и вспомнил, что они действительно учреждали такую компанию, однако через два года после основания Бакуненко вышел из состава акционеров. От каких-либо дальнейших комментариев по поводу строительного бизнеса и государственных контрактов по поставкам «Мерседесов» Игорь Бакуненко отказался.

Эдуард Шейнин из Chicago Carriage Cab Company сообщил нам, что они вместе с Саймоном Гарбером уже давно не являются партнерами по бизнесу с Бакуненко и Варшавским. А на вопрос, в нормальных ли отношениях расстались, Шейнин ответил: «Конечно, мы постоянно встречаемся в Нью-Йорке, семьями дружим».

С одной стороны, каким бы объемным и сложным ни казалось «дело Daimler», сегодня известно уже более чем достаточно для того, чтобы ответить на главный вопрос: кто брал взятки? Есть признательные показания, есть список офшоров, на которые переводились деньги, известны имена возможных посредников, которых можно допросить… Так что на первый взгляд «дело Daimler» не сложнее уравнения с одним неизвестным, решить которое по силам даже российским спецслужбам. Но если посмотреть с другой стороны, учесть обширный круг знакомств и связей тех, кто контролирует рынок продаж «Мерседесов» в России, в сообразительность правоохранительных органов верится с трудом.

Понимаете, вся эта фантастическая история с помощником армянского прокурора, сенаторами, американскими таксистами и московскими строителями далеко не уникальна. Она типична. И вывод можно из этого сделать только один: коррупционные связи в России столь переплелись, столь устоялись десятилетиями, настолько все повязаны со всеми самыми разнообразными и многочисленными щекотливыми сделками, что расследовать здесь ничего не получится. Тут либо каким-то образом демонтировать все это государство, либо утереться.

***
Compromat.Ru

Другие материалы раздела:
Колеса власти
Личные авто первых лиц
На чем ездит власть
Колеса семей властьимущих
Сбил человека-свинти номер
Право давить людей
Важнее пробок
Путин собрал пробку в 110 км
ГИБДД не опознала Мерс №1
Пушечно-дорожное мясо
📁 "Встречка" Гарри Минха +
📁 Генерал ФСБ сбил человека +
Генерал возил семью с мигалкой
Высшая трасса
📁 Глава ГИБДД сбил девушку =>
📁 Меченая власть.Спецномера =>
📁 Цена полосатого жезла =>
📁 Бюджетный Lexus +
Vip-аварии
Страховые случаи "мигалок"
В.Шевченко на встречке
Г.Курзенков на встречке
📁 "Мерседесы" за откаты =>
"Черный бумер" просто отдыхает
2,5 млрд. руб на госавтопарк
Автодилеры спецслужб
Конюхи "Меринов"
"Мерседес" за 27 млн для ФСО
Поставщик Lada для МВД
Машины для замов
БМВ под зад чиновнику
На чем ездит "элита"
Мотоциклы власти
Власть-народу,"Ауди"-к подъезду
Почем нынче "членовозы"
Броня крепка и "Мерсы" наши
ТТХ лимузинов первых лиц
Лимузины в СССР-РФ
Авто российской "элиты"
Губернаторы-клиенты оборотней
📁 Должники по трансп.налогу +
"Скорая" в "Гелендвагене"
Злостные нарушители ПДД
Улицы Москвы на контроле ФСО
Шоферы засудили гаражи УДП

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru