Операция "спасти рядового Дерипаску" осуществлена при значительном невольном содействии акционеров ВТБ, Сбербанка и налогоплательщиков России
Оригинал этого материала© "Ведомости", 26.01.2010, Фото: "ИТАР-ТАСС"
IPO UC Rusal: Модернизации не будет
Алексей Навальный![]() |
Олег Дерипаска |
В ходе размещения компания была оценена в $21,05 млрд и привлекла $2,4 млрд, которые направит на предотвращение дальнейшего сползания в долговую яму — сценария, еще недавно выглядевшего неотвратимым.
Главного собственника и управленца UC Rusal Олега Дерипаску можно поздравить. Он вновь доказал свою способность побеждать рыночную экономику.
Успех IPO был во многом обусловлен вхождением в число якорных инвесторов государственного ВЭБа, направившего на выкуп акций свыше $600 млн, и заявлениями главы почти государственного Сбербанка Германа Грефа, сообщившего о готовности компании рефинансировать (вместе с тем же ВЭБом) долг UC Rusal в размере $4,5 млрд.
В ходе подготовительного этапа IPO (роуд-шоу) и сбора заявок на размещение постоянно повторялись заявления госчиновников о желании ВТБ и Сбербанка купить акции Rusal, что давало дополнительные гарантии инвесторам.
Наблюдательные советы ВТБ и Сбербанка вопросов об участии в таких сделках не рассматривали, а менеджеры этих банков не сочли необходимым давать какие-то пояснения своим акционерам.
Таким образом, операция «спасти рядового Дерипаску» была осуществлена при значительном невольном содействии акционеров госкомпаний и налогоплательщиков России.
Кого мы спасали и что получили взамен?
Вряд ли даже самые лояльные наблюдатели отважатся назвать UC Rusal примером того, как на самом деле должен выглядеть флагман российского бизнеса. Компания скорее олицетворяет собой полную противоположность идеологии, взятой на вооружение руководством страны, — идеологии, построенной вокруг понятий «модернизация» и «инновации».
Достаточно взглянуть на основные ингредиенты эликсира «эффективный Дерипаска»:
— возможность сбора разномастных активов с помощью государства;
— требования госпомощи для поддержания этих активов. Многочисленные письма Дерипаски в правительство о помощи читаются как душещипательный роман;
— налоговая оптимизация на грани фола. Благодаря конструкциям с офшорами на о. Джерси, Виргинских островах, Багамах и т. д. эффективная ставка налога на прибыль у UC Rusal поразительно низкая, но налоговые органы относятся к этому равнодушно;
— сверхнизкие тарифы на электроэнергию — основную статью расходов при производстве алюминия;
— торговля сырьем. Более 80% выручки компании приходится на продажу металла первичного передела;
— весьма значительные и непрозрачные возможности политического влияния, в том числе и через родственные связи.
Ну и в качестве дополнительных штрихов можно вспомнить отказ Олегу Дерипаске во въездной визе в США, коррупционные скандалы в Великобритании и Испании, судебный конфликт с бывшим партнером по бизнесу Михаилом Черным и т.д.
Прямо скажем: это не тот бизнес, который можно было бы в качестве примера включить в знаменитую статью президента Медведева «Вперед, Россия!». Но наш политический истеблишмент это обстоятельство не смущает.
В частности, именно помощник президента, один из идеологов модернизации, Аркадий Дворкович «обрадовал» акционеров Сбербанка и ВТБ сообщениями о том, что эти банки должны приобрести «немножко «Русала». Он же поедет в Гонконг, где представит Россию в официальной церемонии начала биржевых торгов акциями компании.
Подобный подход просто поразителен, ведь и Дворкович, и еще один спаситель UC Rusal — Герман Греф выглядят достаточно искренними в своих модернизационных устремлениях.
Конечно, по поводу искренности и воли к переменам со стороны главы наблюдательного совета ВЭБа Владимира Путина можно спорить, но и у него, по крайней мере, есть формальный начальник, определяющий идеологию действий.
Статьи и выступления на госсоветах — это одно, а звонок по правительственной линии связи — совсем другое. Это реальная политика, реальные деньги. И события в далеком Гонконге дают нам возможность критически оценить декларации о будущих позитивных изменениях в нашей стране.
***
"Как только оба вышли от президента, Фридман стал звонить Дерипаске и не дозвонился"
Оригинал этого материала© "Русский Newsweek", 24.01.2010
Вечный Олег
Алексей Савкин[…] Империя «Базового элемента» покачнулась в октябре 2008 года. Первым посыпался стройбизнес. «БазэлЦемент» столкнулся с ростом отказов по контрактам, его долги, по некоторым данным, выросли до 1 млрд рублей. В компании эту цифру не комментируют, но признают: с осени 2008 года и заказы, и потребление цемента резко упали. Специфика этого бизнеса такова, что большинство клиентов в отрасли работают по краткосрочным контрактам, рассказывает гендиректор «БазэлЦемента» Дмитрий Савенков. Основная масса — потребители, которые покупают около 1–3 тыс. тонн цемента в месяц. Они просто перестали покупать. Объем проданного цемента по сравнению с 2008 годом упал на 40%.
Сотрудники «БазэлЦемента» тогда жаловались, что их из экономии заставляют даже снимать «копеечные» баннеры с сайтов «Цемент.Ру» и «Бетон.Ру». Затем рухнул головной банк «Базэла»: банк «Союз» вслед за «КИТ Финансом» и Связь-банком забрало себе государство. Закрылась сеть книжных магазинов «Букбери», которую Олег Дерипаска купил у Александра Мамута в 2007 году.
Группа ГАЗ (входит в холдинг «Русские машины») вложила много средств в производство строительной и дорожной техники. В кризис эта техника оказалась никому не нужна. Спрос на продукцию Горьковского автозавода упал более чем в два раза. По некоторым данным, Олег Дерипаска захотел провести на заводе сокращения и даже продать ГАЗ, но Кремль и правительство этого сделать ему не дали. «Даже в самый разгар кризиса, продажа ключевых активов Группы ГАЗ (в т.ч. Горьковского автозавода) не входило ни в планы акционера, ни в планы менеджмента компании», — сообщили в пресс-службе «Русских машин».
Одновременно падал фондовый рынок, а вместе с ним — стоимость пакетов акций предприятий, которые Олег Дерипаска закладывал под кредиты. Государство пришло на помощь, когда стало ясно, что блокирующий пакет «Норникеля» уйдет к иностранным кредиторам по margin call. Было принято политическое решение: Внешэкономбанк выдал Дерипаске $4 млрд и переписал заложенный пакет «Норникеля» на себя. С долями в иностранных Magna, Strabag и Hochtief Дерипаске пришлось расстаться.
Потом было принято еще одно политическое решение — дать кредиты всем, кто занят на олимпийской стройке в Сочи. Два кредита — на достройку порта и аэропорта — получил и Олег Дерипаска. В результате все олимпийские стройки идут по графику, заверили Newsweek в «Главстрое», который отвечает за весь строительный сектор «Базэла».
Оставалось реструктурировать огромную задолженность «Базового элемента» на общую сумму порядка $30 млрд. Большую часть надо было погашать уже в 2009 году. Денег не было: с падением цен на алюминий «Русал» перестал генерировать прибыль в нужных объемах, а остальные бизнесы Дерипаски лежали на боку. Надо было договариваться с банками об отсрочке.
«Трубку надо брать, если хочешь договариваться», — жалуется источник в «Альфа-Групп». В конце прошлого года банк арестовал часть активов задолжавшего ему Дерипаски. По просьбе президента Фридман с Дерипаской подписали соглашение о дружбе. Источник в «Альфе» утверждает, что после этого, как только оба вышли от президента, Фридман стал звонить Дерипаске и не дозвонился. И через день «Альфа» направила новый иск. […]
Считается, что «Русал» стал размещаться в Гонконге, а не в Лондоне из-за юридических рисков: в Британии до сих пор рассматривается иск предпринимателя Михаила Черного. Он требует компенсации за якобы принадлежащую ему долю в «Русале». Это не так, говорит источник в компании, тогда подошла бы любая другая страна Европы, а Гонконг был выбран потому, что там меньше всего бюрократии.
Биржа Гонконга по крайней мере дважды отказывала «Русалу» в разрешении на проведение IPO и продажу 10% акций «Русала». Наконец разрешение было дано, однако из-за высоких рисков акции было позволено размещать только среди ограниченного круга инвесторов. Продав эти 10%, Дерипаска терял контроль над компанией. Тут и понадобилась помощь ВЭБа: тот согласился выкупить 3% акций, а Дерипаска, очевидно, потом сможет выкупить этот пакет обратно и таким образом вернуть контроль.
Дело было за малым — продать еще 7% «Русала» и успешно завершить IPO. Инвесторы поначалу отнеслись к этим бумагам без восторга. Их смущала высокая долговая нагрузка компании. Британско-индийский фонд Independent International Investment Research категорически рекомендовал не покупать их.
Олег Дерипаска стал лично искать покупателей. В конце декабря объявили, что будут покупать акции «Русала», но не указали объемы покупки Сбербанк и ВТБ. Кроме того у «Русала» появилось еще несколько инвесторов, которые обязались выкупить акций на $100 млн каждая. Среди них — NR Investments Натана Ротшильда, которого в западной прессе называют другом Дерипаски. […]