1-й секретарь торгово-экономического отдела посольства Швеции в России Андрес Форсc привозил товар из Белоруссии на стареньком "Саабе" с дипномерами
Оригинал этого материала© "Комсомольская правда", 14.12.2009
Шведский дипломат торговал в Москве контрабандными колготками
Александр КоцСотрудник посольства нелегально завозил в Россию женские колготы и сам же их реализовывал.
Попался за прилавком
Об этой истории корреспонденту «КП» рассказал знакомый сотрудник МВД. Поначалу я не поверил в ее правдивость, уж слишком абсурдно она звучала. Мол, некий дипломат сам закупал за границей женскую одежду, сам, пользуясь своим неприкосновенным статусом, завозил ее в Россию и сам же продавал ее из-за прилавка. «Должно быть, это дипломат из очень бедной страны», — подумалось с сомнением. Но информацию я все-таки решил проверить.— Дипломат? Да, действительно, был у нас один такой, — вспомнил с улыбкой начальник отдела экономической безопасности УВД Юго-Западного округа Москвы Станислав Смирнов. — Прямо за сбытом и попался.
По словам Станислава Смирнова, его сотрудники проверяли информацию о том, что в одном из магазинов могут продавать контрабандную продукцию. Обэповцы решили провести операцию.
— Когда есть достаточно оснований, мы в рамках оперативно-розыскных мероприятий можем провести обследование магазина и проверочную закупку, — рассказывает Станислав Смирнов. — Зашли, закупились и представились. Никаких документов на женскую одежду, в большинстве своем на колготки, не оказалось. В том числе и сертификата качества. И вдруг мужчина, стоявший за прилавком, на хорошем русском сообщает: «Я иностранный гражданин, у меня дипломатический иммунитет». И предъявляет соответствующие документы. Мы сразу поставили в известность соответствующие службы, зафиксировав тот факт, что он лично участвовал в реализации контрабандного товара, он это признал. Конечно, до этого мы сталкивались с подобными случаями, но в основном фигурантами были граждане СНГ. Такой клиент из дальнего зарубежья у нас впервые. Это нонсенс. Вел он, кстати, себя совершенно спокойно, разговаривал на уверенном русском языке. Может, их там учат правилам поведения в подобных ситуациях. Хотя, конечно, сам факт того, что его поймали на территории чужого государства на коммерческой деятельности, ему был очень неприятен.
Переводчик-стилист
![]() |
Андрес Форсc |
По словам силовиков, у дипломата было очень много контактов здесь. По сути, он занимался сбором информации, не выходя за рамки российского законодательства. К слову, деятельностью в Москве он не ограничивался, стараясь выезжать в регионы — Чебоксары, Нижний Новгород, Смоленск, Ростов-на-Дону. Форсc любил быть в центре внимания и поэтому навязывал свои лекции о «современных технологиях в креативе». Студентам и бизнесменам он в эпатажной форме рассказывал, что нельзя загонять себя в рамки, нужно «искать место поуютнее», «креативить смелее». При этом в процессе своего пламенного выступления Форсc Андерс Мартин зачем-то устраивал стриптиз, к концу речи оставаясь лишь в трусах и майке. Аудитория лишь улыбалась — может, у них в Швеции это нормально?
Видимо, осознавая свою дипломатическую безнаказанность, Форсc Мартин начал заниматься деятельностью, уж совсем несвойственной посольскому работнику. К примеру, на некоторое время подрядился стилистом в российский журнал Fashion collection. И даже получал там зарплату, что противоречит дипломатическому статусу.
За челночный бизнес — высылка
А в один момент он решил открыть свой магазин. Искал помещение в Москве, но что-то у него не складывалось. Тогда Форсc стал делать бизнес через свою знакомую россиянку.Он начал часто бывать в Беларуси. При этом встречался там в основном с представителями оппозиции. Они делились с ним своими планами и мыслями по поводу политического будущего страны. Он давал им советы опять же по креативу в области наглядной агитации и листовки на случай «оранжевой революции». Бог его знает, готовил ли Форсc государственный переворот в Беларуси или нет, но свое знакомство с местными бизнесменами он решил обернуть себе в выгоду.
Через новых знакомых он закупал в Беларуси женскую одежду, в основном колготки. Старенький «Сааб» с дипломатическими номерами забивался коробками с товаром под потолок. И преспокойно, пользуясь иммунитетом хозяина, пересекал границу с Россией.
К слову, имея зарплату в России в 120 тысяч рублей, при том, что квартиру и машину оплачивало посольство, Форсc экономил на каждой мелочи. В этом маленьком бизнесе он лично был и закупщиком, и перевозчиком, и распределителем, и грузчиком. На кадрах оперативной съемки видно, как дипломат, вооружившись скотчем и степлером, развешивает по столичным столбам и доскам объявления о распродаже своего товара. А потом в магазине своей знакомой сам консультировал покупательниц и отпускал колготы. За этим занятием его и застали оперативники. Отпираться он не стал, раскрыв всю технологию своего бизнеса. При этом держался уверенно, но сник, когда речь зашла о его руководстве. Форсc заверял, что в посольстве, кроме его коллеги Туве Гренберг, никто не знает о его маленьком секрете. И намекал, что было бы хорошо, если бы он таковым и остался. Однако МВД направило все материалы в МИД России, который и сообщил в посольство Швеции о том, что их дипломат нарушил ряд статей Уголовного кодекса России. А также статью 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях, в которой ясно сказано, что в стране пребывания дипломатам запрещено заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. 10 декабря Форсcу Мартину Андерсу пришлось покинуть нашу страну. «Креативить» теперь он будет на родине.
***
© "НТВ", 14.12.2009
Дипломат торговал контрабандными колготками
Егор Колыванов[…] «За деятельность, не совместимую со статусом дипломата» — такой вердикт обычно оглашают сотрудникам иностранных посольств, уличенным в шпионаже, перед тем, как выдворить их на родину. Однако бурная деятельность Андреса Мартина Форсcа носила, скорее, экономический, а не разведывательный характер. Сотрудник шведской дипломатической миссии торговал колготками.
На видеокадрах, сделанных во время внешнего наблюдения, видно, как господин Форсc разгружает коробки из автомобиля с красными дипломатическими номерами, расклеивает объявления, сдает колготки и чулки на реализацию в магазин на улице Каховка. На закупки иностранец ездил в Белоруссию. Видимо, даже шведы наслышаны о местном трикотаже.
Следователь: «Как вы привезли товар сюда?»
Андрес Мартин Форсc: «Я их привез на своей машине».
Следователь: «То есть на машине с дипломатическими номерами. Так?»
Андрес Мартин Форсc: «Да. Я знаю, что это плохая ситуация».
Следователь: «Это не плохая ситуация. Это называется контрабанда».
Андресу Мартину Форсcу 35 лет, в России он работал с августа 2007 года первым секретарем торгово-экономического отдела посольства Швеции. До этого дипломат служил в Латвии и Литве. Сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями не вдаются подробности, как именно вышли на дипломата-контрабандиста.
Алексей Гнатюк, начальник первого отделения ОБЭП по Юго-западному административному округу г. Москвы: «В связи с тем, что данный гражданин обладает дипломатическим иммунитетом, мы задержать его не смогли и передали все документы, материалы передали в МИД, в МИД РФ».
В Министерстве иностранных дел России в действиях шведского дипломата усматривают и прямое нарушение 42-й статьи Венской конвенции.
Николай Сандрос, начальник отдела по пребыванию дипломатического корпуса департамента государственного протокола МИД РФ: «Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Шведская сторона приняла решение о прекращении работы господина Форсcа в Шведском посольстве в Москве. В настоящее время он уже покинул территорию Российской Федерации».
Шведская сторона пока никак не прокомментировала поведение Андреса Мартина Форсcа, но в российском МИДе надеются, что эта курьезная история с «колготочным дипломатом» не испортит добрососедские отношения двух государств.