Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Лев: убийства, подлоги, подкупы

Оригинал этого материала
© Новая Газета, 02.09.99

Элемент 13

Странные вещи творятся вокруг алюминиевого производства: убийства, подлоги, подкупы. Чья же это добыча?

Лев Черной

В самом этом вопросе уже заложен ответ. Львиная доля российского алюминия принадлежит Льву Черному. В прошлом ташкентский кооператор, он создал всеми правдами и неправдами целую систему выкачивания алюминия из России, которая давно привлекает к себе пристальное внимание правоохранительных органов многих стран. Привлекает прежде всего тем, что подконтрольные Льву Черному коммерческие и финансовые структуры, которые входят в скандально известную Транс Ворлд Групп, подозреваются в отмывании российских "грязных денег" на Западе

Многие наблюдавшие за этим процессом начали винить во всем магическую цифру "13". (См. Элементарную таблицу Менделеева.) Каждый раз предпринимателю удавалось выходить сухим из воды, искусно заметая следы или вставая в позу обиженного и обделенного, но... с крупными дивидендами.

Как показывает практика, магия "неправильной дюжины" ставит подножки всем без разбору. Досталось и удачливым. Несколько лет назад империя Черного пошатнулась, дала трещину. Но Лев Семенович, судя по оперативной обстановке с фронтов "алюминиевой войны", продолжает борьбу с конкурентами за обладание господствующими высотами.

История приватизации алюминиевых заводов России и опутавшей их паутины замысловатых с криминальным душком финансовых схем ТВГ превратилась в какой-то непрекращающийся триллер с исчезновениями, убийствами, тайнами. Каждый раз, когда правоохранительным органам казалось, что след нащупан, потянулась ниточка, след исчезал, а ниточка обрывалась. Так случилось и в 1996 г., когда начатое еще в 92-м расследование по делу о фальшивых авизо, в котором фигурировал Лев Черной, застопорилось, словно увязло в сыпучих песках пелевинской Пустоты.

Сохранилась справка по уголовному делу 117414, составленная старшим следователем по особо важным делам подполковником юстиции С. Глушенковым. В многостраничном документе, датированном 9 июня 1995 г., перечислены семь случаев, когда контракты фирм, входящих в империю ТВГ, с алюминиевыми заводами оплачивались через подставные коммерческие структуры средствами, полученными в результате мошеннических операций с банковскими документами.

Вот лишь один пример. 11 марта 1993 года на расчетный счет 000240902 Новокузнецкого алюминиевого завода в Кузнецком филиале КБ "Кузбасспромбанк" по подложному телеграфному кредитовому авизо 067, якобы поступившему от АМП "Альфа" (РКЦ ГУ ЦБ РФ по Дагестану), зачислено 900 120 000 рублей в счет погашения задолженности АО "Мирабель".

Позже свидетель Н. Кусов показал, что:

" ...за период его работы в должности начальника финансового отдела Новокузнецкого алюминиевого завода он неоднократно встречался с представителями "Транс-Сис-Коммодитиз" Яфясовым и Витушинским, которые приезжали заключать договоры, но не прямо от "Транс-Сис-Коммодитиз", а от имени посреднических фирм: "Мирабель", "Интекс", "Урал", "Чернобыль" и других. Прямых контрактов с "Транс-Сис-Коммодитиз", которую представлял Л. Черной, и его дочерними фирмами за границей у завода не было. Металл отгружался через посреднические фирмы. Всего же заводом через фирмы-посредники для "Транс-Сис-Коммодитиз" было отправлено около 10 тысяч тонн алюминия. После того, как заводу стало известно о подложном авизо, всякие отравки алюминия в пользу "Транс-Сис-Коммодитиз" были прекращены".

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля начальника отдела сбыта Новокузнецкого алюминиевого завода В. Жирнакова:

"... в марте 1993 г. согласно договору 107 от 24 декабря 1992 г. НКАЗ должен был отгрузить алюминий для АО "Мирабель". Подписавшего договор за АО "Мирабель" директора Ю. Грача в Новокузнецке не было. Текст договора с подписью Грача привозил В. Яфясов. По этому договору завод должен был получить цинк от АО "Мирабель". Все поставки должны были быть произведены взаимно в январе-марте 1993 г. Завод алюминий отгрузил, а цинк не поступил. Яфясову было выдвинуто требование оплатить отгруженный алюминий деньгами, а не цинком. В связи с этим и появился телеграфный перевод на сумму 900 120 000 рублей. О подложном авизо на заводе узнали, когда деньги были сняты со счета банком".

Работники РКЦ города Новокузнецка В. Минаева,

И. Зайцева, Е. Филиппова и О. Гаврилова подтвердили факт поступления в адрес НКАЗа телетайпного кредитового авизо 067 с последующим подтверждением от РКЦ Дагестана. Однако в конце 1993 г. было обнаружено, что сумма по авизо 067 не квитуется. На официальный запрос, посланный в РКЦ Дагестана, поступил ответ, что данное авизо от них не исходило. На повторный запрос с копией авизо пришел аналогичный ответ.

А теперь самое интересное и печальное. Из справки по уголовному делу 117414:

"По показаниям свидетеля В. Яфясова, с Новокузнецким алюминиевым заводом он начал сотрудничать с октября 1992 г. В то же самое время он сотрудничал и с фирмой "Транс-Сис-Коммодитиз" в лице ее президента Л. Черного, которому сообщил, что имеет хорошие связи на НКАЗе. Исходя из этого, Яфясов должен был договориться с заводом о поставках алюминия, а фирма Черного или по ее поручению какая-либо другая - оплачивать поставляемый алюминий.

В марте 1993 г. Л. Черной передал Яфясову платежное поручение о перечислении дагестанской фирмой 900 120 000 рублей в адрес Новокузнецкого алюминиевого завода. Это платежное поручение Яфясов передал начальнику финансового отдела завода Кусову. Примерно через год от руководителей НКАЗа Кадричева и Сергеева Яфясов узнал, что по той сделке деньги поступили на завод по подложному авизо. Необходимо было разобраться по поводу этих денег, так как они были списаны со счета НКАЗа. В связи с этим он звонил Черному, который обещал разобраться, но так и не решил этот вопрос".

Большего рассказать следствию Вадим Яфясов не успел. В апреле 1995 г., через несколько дней после своего назначения заместителем генерального директора Красноярского алюминиевого завода, он был убит в собственной машине у подъезда своего дома в Москве. В ходе следствия по делу об убийстве оперативникам удалось установить, что за два дня до трагедии новому менеджеру КрАЗа звонил "кто-то из" "Транс-Сис-Коммодитиз". Яфясов был явно напуган...

Месяц спустя, 30 мая

1995 г., на слушаниях в Государственной Думе "О состоянии приватизации в алюминиевой промышленности" представитель американской компании AIOC Феликс Львов выступил в категорической форме против "Транс-Сис-Коммодитиз", по сути обвинив Льва Черного в использовании незаконных методов скупки акций алюминиевых заводов, в искусственном сдерживании развития внутреннего российского рынка алюминия и в тесных связях с оргпреступностью в Узбекистане и России.

После этого выступления Львов неоднократно получал анонимные угрозы, а от Льва Черного ему было передано предложение пойти на мировую и перейти на работу в ТВГ. Львов отказался, а 6 сентября 1995 г. он исчез в зоне спецконтроля в аэропорту "Шереметьево", задержанный двумя неизвестными, представившимися сотрудниками ФСК.

Из оперативных документов:

"8 сентября 1995 г. на

107-м километре Волоколамского шоссе в пяти метрах от асфальтированной площадки для отдыха на куче мусора с пятью огнестрельными ранениями обнаружен труп Феликса Львова, 1944 года рождения.

В карманах Львова, в частности, были 205 тысяч рублей, визитная карточка члена совета директоров Альфа-банка на его имя, удостоверение сотрудника МИД с фотографией Львова. Позже проверкой было установлено, что ни к Альфа-банку, ни к МИД Львов никакого отношения не имел".

Так оборвалась еще одна ниточка, которая могла вывести оперативников на след. Феликс Львов тесно сотрудничал с Вадимом Яфясовым в борьбе против "Транс-Сис-Коммодитиз" за контроль над товарно-сырьевыми потоками Красноярского алюминиевого завода. Яфясов наверняка рассказывал Львову о многих нелицеприятных аспектах бизнеса своего бывшего партнера.

Но вернемся к справке старшего следователя по особо важным делам Глушенкова. Тогда, в 1995 г., подполковник юстиции писал:

"Допросить Черного Л.С. не представляется возможным, поскольку он скрывается от следствия и место нахождения его за рубежом не установлено".

С лета прошлого года он вернулся в Россию, рассчитывая укрыться от навязчивых правоохранительных органов США, Великобритании, Израиля и Швейцарии. Хочет Черной вернуться и на Саянский алюминиевый завод, где три его оффшорные фирмы натурально киснут без дела на фоне масштабного бизнеса ТВГ по инвестированию западных банков средствами от продажи русского алюминия по толлинговым схемам. Видимое спокойствие, с которым он демонстрирует себя обществу с телеэкрана, поглаживая яблоко, казалось, могло заставить поверить в его непогрешимость даже самого отъявленного скептика. И все же было заметно, что из-под знакомого нам по фильму "Человек с ружьем" прищура Ильича сочится страх.

Ведь уголовное дело не закрыто. Оно теперь ведется в рамках международной операции "Копперфильд", начавшейся с того момента, когда из России в Интерпол и компетентные органы ряда зарубежных стран ушел запрос по установлению зарубежных фирм, через которые могли "отмываться" похищенные средства за годы толлинговой диктатуры ТВГ. И череда последних событий свидетельствует, что в триллере про ТВГ, достаточно поднадоевшем, вот-вот начнется самое интересное.

Вслед за солнечным затмением, за которым наблюдали миллионы европейцев через специальные очки с алюминиевым покрытием, ожидая, что на Париж рухнет наша орбитальная станция, случилось другое. Станция "промахнулась" и осталась на орбите, а на Европу и Америку обрушились скандалы с "отмыванием" миллиардов долларов "русской мафии".

В США "затрясло" Бэнк оф Нью Йорк и бруклинскую преступную группировку, с которой у Льва Черного давние деловые связи. В Швейцарии был задержан глава одной из фирм ТВГ. По его показаниям, в швейцарских банках произведены выемки документов, которые содержат ссылки на криминальные финансовые операции. В Греции арестован один из самых кровавых сибирских бандитов Владимир Татаренков. До осени 1994 г. он с подачи Черного и по дружескому уговору с Анатолием Быковым держал "крышу" в интересах "иностранных инвесторов" над Саянским алюминиевым заводом. 13 Элементарной таблицы продолжает излучать силу нестандартной дюжины. А начавшийся парад планет, по мнению ряда наблюдателей за звездной картой космоса, все сильнее влияет на процессы в границах России. Неизвестно только, в каком направлении они пойдут.

Сегодня многие аналитики отмечают, что ситуация вокруг алюминиевого комплекса страны заметно политизировалась. По мере приближения парламентских и президентских выборов возрастает интерес к финансовым потокам алюминиевой отрасли. И особенно к тем, которые идут по системе толлинга. Что такое толлинг, навязанный Львом Черным на всех подконтрольных ему алюминиевых заводах, мы расскажем в ближайших номерах.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru