Последний хапок зятя нижегородского губернатора Склярова
Оригинал
этого материала
© "Новая
газета", 10.07.00
"Мерседес" для налоговиков
Если ты — зять губернатора, то можешь спать спокойно. Как государственное имущество становится семейным
Сергей Королев
![]() |
Иван Скляров |
Сенсация. В Нижнем Новгороде чиновники местной администрации сумели построить такую производственно-финансовую композицию, что местные дороги теперь могут приносить прибыль даже дураку. Главное, чтобы он оказался в нужное время в нужном месте
Как и везде, в Нижегородской области существовало государственное предприятие «Нижегородавтодор», чьей задачей было строительство дорог по всей области. Контора была немаленькая: почти три тысячи работников. Понятно, что с наступлением рыночных отношений над дорожниками пронеслись ветры приватизации. Правда, проводилась она с нижегородской спецификой. В регионах с нормальными руководителями стремились либо оставить контрольный пакет в руках государства в лице областной администрации, либо найти под него крупного инвестора, либо на худой конец отдать пакет коллективу. В Нижнем поступили по-другому. Акции теперь уже ОАО «Нижегородавтодор» распылили по доброму десятку структур, в результате чего государство фактически потеряло контроль над этим объединением.
Три богатыря
Знакомьтесь:
Султанов, Савельев, Сорокин. Первый —
директор АО «ЛУКОЙЛ-Нижний Новгород»,
второй — его заместитель, третий —
заместитель руководителя областного
дорожного фонда. В конкурсе по продаже 52%
акций «Автодора» участвовали несколько
фирм с обязательной инвестиционной
программой. По ходу конкурса (который,
кстати, проводился без согласования с
Законодательным собранием области)
условия его неоднократно менялись. Злые
языки утверждают, что это делалось для
того, чтобы победил фаворит областной
администрации — «ЛУКойл-Нижний
Новгород». Он и стал обладателем
контрольного пакета. Правда, до
выполнения инвестиционной программы
права полной собственности на акции,
согласно законодательству, не имел. По
крайней мере заместитель начальника
управления по контролю и работе с
акционерными обществами Фонда
госимущества Нижегородской области (ФИНО)
Виктор Зикеев сей факт подтвердил и
добавил, что покупатель пока может лишь
управлять акциями по доверенности.
Однако на закон новые хозяева быстро
наплевали и распределили акции по
четырем коммерческим структурам: ООО «Аудит-оценка»
и «Нижегородская топливная компания»,
учредителями которых являются
руководители ЛУКОЙЛа, а также ООО «Народный
фонд сбережений» и ОАО «Первый
образцовый фонд», учрежденные, в свою
очередь, директором и замом директора
Дорожного фонда.
Из нашей тройки
лишь Рустема Султанова можно с натяжкой
назвать профессионалом. Он нефтяник, и
не совсем понятно, насколько хорошо
может разбираться в дорожном
строительстве. Олег Сорокин — бизнесмен
с туманным прошлым, зато с весьма ярко
выраженными целями на перспективу. Был
момент, когда даже не отличающийся
особой щепетильностью губернатор Иван
Скляров вышел из себя и решил уволить
Сорокина с соответствующими правовыми
последствиями. Но Сорокин к тому времени
уже был большим другом Ильи Савельева.
Что очень важно. Савельев — «зять». Он
муж дочери Ивана Склярова, и, как говорят
в Нижнем, все остальные официальные
должности (а их у него немало) — не более
чем совместительство.
«Автодорзять»
Так местные острословы окрестили «Нижегородавтодор» с приходом туда Ильи Савельева. На первом же совете директоров скромный акционер, контролирующий через Нижегородскую топливную компанию всего более 8% акций, встал и, потупив глаза, предложил себя на должность председателя совета. Участники заседания оценили скромность молодого человека: он был избран единогласно. При этом Савельев вовсе не собирался покидать пост заместителя директора АО «ЛУКОЙЛ-Нижний Новгород». Как нас уверяли в администрации, двадцатисемилетний Савельев настолько многогранно талантлив, что без всякого напряжения может совмещать в себе и нефтяника, и дорожника, и коммерсанта. Видимо, чтобы использовать этот талант на пользу государству в полной мере, Савельева назначили еще и представителем областной администрации в «Нижегородавтодоре». Заместитель начальника управления ФИНО Виктор Зикеев в беседе с корреспондентом подтвердил и этот факт. Но объяснить, как получилось, что представитель одной коммерческой структуры и акционер другой является в последней еще и представителем государства, не смог и посоветовал обратиться непосредственно в «Автодор». Это выглядит несколько странно, если учесть, что в совете директоров этого ОАО есть уже представитель государства в виде чиновника из ФИНО по фамилии Буденный. И еще более непонятным выглядит «незнание» причин такого раздвоения. Ведь в обязанности Зикеева как раз и входит контроль над акционерными обществами. Впрочем, многое объясняет одна его фраза. На вопрос, действительно ли Илья Савельев — зять Ивана Склярова, Виктор Борисович ответил довольно нервно: «Я сплетнями не занимаюсь». Любопытно, что о том, кем приходится губернатору председатель совета директоров «Нижегородавтодора», не знает даже исполняющий обязанности председателя областного Фонда имущества Александр Шестаков. Как, однако, тщательно Савельев замаскировался.
Исток и «дельта» денежной реки
После
воцарения Ильи Савельева на дорожном
хозяйстве он и его партнеры Султанов и
Сорокин стали активно сооружать
конструкцию по переориентации
финансовых потоков в нужном направлении.
Для начала дирекции «Автодора» дали
понять, что они являются полными
профанами в управлении, а значит, никак
не обойтись без управляющей частной
компании. Таковая, названная ООО «Холдинг-Автодор-НН»,
и была создана Сорокиным и Султановым. А
формальным управляющим стал двоюродный
брат Ильи Савельева — некто Крюков. В
результате все подряды, договоры и
финансовые потоки пошли через нее, а
собственно дирекции «Автодора»
великодушно оставили производственные
мощности и... долги.
Дальше к процессу
подключились «ЛУКОЙЛ-Нижний Новгород» и
Дорожный фонд. Деньги наша тройка
добывала не просто, а очень просто. К
примеру, «Автодору» требуются горюче-смазочные
материалы. Нет вопросов. Управляющая
компания через тот же ЛУКОЙЛ и
Нижегородскую топливную компанию
берется обеспечить бесперебойное
снабжение горючим. И обеспечивает —
правда, по цене на 25% выше рыночной.
Деньги платит Дорожный фонд, то есть
государство, а где оседает разница в
цене (или, как модно сейчас говорить, «дельта»)
— догадайтесь с трех раз. Кстати, «дельта»
получается немаленькая — 10 миллионов
рублей в месяц. А длится все это уже
больше двух лет. Кроме того,
Нижегородская топливная компания
поставляет ГСМ для областной
администрации. Администрация —
структура посолиднее, чем какое-то
дорожное предприятие, поэтому не
мелочится. И наши бизнесмены не стали
изобретать какие-то хитрые схемы, а
просто повысили цены сразу на 40%. Здесь «дельта»
составляет уже 100 миллионов рублей в
квартал.
Есть и еще один
любопытный момент. Дорожный фонд в
основном расплачивается с «Автодором»
зачетами, векселями и всякой прочей
пустой бумаженцией. Деньги, даже
безналичные, перепадают дорожникам
нечасто. А ведь им надо платить зарплату,
оплачивать те же ГСМ, накручивать «дельту»,
проворачивать другие интересные
комбинации... И для этого Султанов и
Сорокин используют деньги «ЛУКОЙЛа-Нижний
Новгород». Причем в таких масштабах, что
эта нефтяная «дочка», которая должна
процветать, по определению, в последнее
время оказалась на финансовой мели.
Самое интересное, что на это почему-то не
обращают внимания ни в головной
компании, ни в территориальном
управлении ЛУКОЙЛа по Нижегородской
области.
Последний хапок
11 июля
должен состояться аукцион по продаже
пакета акций «Нижегородавтодора», пока
остающегося в руках государства.
Понятно, что это решение не согласовано
ни с антимонопольным комитетом, ни с
Законодательным собранием. Чтобы
избежать в будущем неприятных вопросов,
председатель антимонопольного комитета
Гудков и председатель Фонда имущества
Леонов дружно ушли в отпуск, оставив
вместо себя заместителей. Видимо, на это
и спишут результаты аукциона, а в
очередной победе наших трех богатырей
здесь практически никто не сомневается.
А дальше возможны
два варианта. Либо вложение инвестиций и
реальное превращение «Нижегородавтодора»
в «Автодорзять», что маловероятно. Это
же надо руководить огромным коллективом,
искать и вкладывать деньги, работать на
перспективу — масса хлопот. К светлому
будущему такая дорога не ведет. Гораздо
вероятнее другой вариант. Купленный
пакет опять дробят, инвестиции не
вкладывают, зато, пока у власти Иван
Скляров, выкачивают из «Автодора» все,
что можно...
Слепая Фемида
Как
видно из вышеизложенного, в «Нижегородавтодоре»
и окрестностях были нарушены все законы,
какие можно было нарушить: от Закона о
приватизации до Уголовного кодекса
Российской Федерации. А ведь Нижний —
центр федерального округа. А значит,
кроме областных подразделений
налоговой полиции, ФСБ, МВД, КРУ Минфина,
Счетной палаты и других, здесь
располагаются и собственно федеральные
аналогичные структуры.
Впрочем,
силовиков мы ругаем зря. Они люди
прагматичные и заботятся о том, чтобы
выглядеть достойно даже при очень
плохой игре, а вернее, ее отсутствии.
Стоило только налоговикам слегка
потрепать «Автодор», как Илья Савельев
тут же выделил структуре новый «Мерседес».
Те намек поняли и больше сию щедрую
контору не беспокоили...