Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"В наибольшей мере Собянину удалось проявить свои политико-юридические таланты в затянувшемся конфликте вокруг Юрия Скуратова"

© "Независимая газета" - Фигуры и лица, 25.01.2001

По волнам политической удачи

Ларс Тихонов

Победа Сергея Собянина на губернаторских выборах в Тюменской области оказывает влияние на политическую ситуацию в общефедеральном масштабе.

В апреле минувшего года в одной из публикаций "Фигур и лиц" (см. "Фигуры и лица НГ", 11.05.2000) отмечались благоприятные перспективы, открывшиеся для карьерного роста Сергея Собянина (в ту пору - председателя Думы Ханты-Мансийского округа и главы Комитета СФ по конституционному законодательству) в политических реалиях нынешнего времени. Прошедшие 14 января с.г. выборы губернатора Тюменской области этот прогноз полностью подтвердили: именно Собянин возглавил один из важнейших регионов России. В некоторых статьях последнего времени утверждалось, что собянинский карьерный взлет является результатом случайного стечения обстоятельств. Представляется все же, что данная случайность в известной мере отражает некие закономерные особенности политико-психологического склада и поведенческих стереотипов, обеспечивающие успех политического деятеля в эпоху второго президента России. 

Сергей Семенович Собянин - коренной сибиряк, он родился 21 июня 1958 г. в селе Няксимволь Березовского района, входящего в состав Ханты-Мансийского автономного округа, на севере Тюменской области. Благодаря специфической внешности его иногда принимают за представителя одной из титульных наций ХМАО (впрочем, на собянинской политической карьере это обстоятельство никак не отразилось; соответствующие попытки пиар-спекуляций, предпринятые в некоторых московских изданиях в ходе последней избирательной кампании, никак не повлияли на исход голосования). 

В 1980 г. Сергей Собянин окончил Костромской технологический институт, а в 1989 г. - Всесоюзный юридический заочный институт. Свою трудовую биографию начал в Челябинске, где в 1980-1982 гг. работал на трубопрокатном заводе - слесарем, бригадиром токарей, мастером. Был заведующим отделом комсомольских организаций Ленинского РК ВЛКСМ (г. Челябинск). Затем он вернулся в Ханты-Мансийский округ, обосновался в поселке Когалым, где стал заместителем председателя сельского совета народных депутатов. 

В 1985 г. Когалым, ставший базовым поселком крупного нефтегазодобывающего управления и значительным узлом транспортной инфраструктуры, получил статус города. В том же году Сергей Собянин занял должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства когалымского горсовета. В 1986 г. он стал секретарем горисполкома, а в 1988 г. перешел на партийную работу, получив пост заместителя заведующего орготделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС. В 1990 г. Собянин был назначен начальником налоговой инспекции города Ханты-Мансийска. 

В конце 1991 г. за власть в Когалыме пытались бороться несколько команд. Бессменный руководитель ХМАО (глава окружкома КПСС, председатель окрисполкома, с декабря 1991 г. - глава администрации) Александр Филиппенко в этих условиях посчитал целесообразным направить в город своего назначенца из Ханты-Мансийска. Он выбрал Сергея Собянина - человека, равноудаленного от противоборствующих группировок, но хорошо знакомого с местными условиями. 

Став главой администрации Когалыма, Собянин быстро завоевал славу "крепкого" хозяйственника. 

Главное градообразующее предприятие - НГДУ "Когалымнефтегаз" - было важнейшей производственной структурой новосозданной компании "ЛУКОЙЛ". Возглавляя власть в западносибирской лукойловской "столице", Собянин сумел выстроить весьма рациональную и эффективную систему взаимоотношений с топ-менеджментом компании; при этом старосоветский "патронаж" нефтяных баронов над своей "вотчиной" стал постепенно трансформироваться в партнерство, основанное на договорных обязательствах между городом и его ведущим предприятием. Жители города получили свою законную долю от нефтяных доходов, воплощенную в развитии социальной сферы, а сам Собянин создал себе базу для дальнейшего роста во властной иерархии. 

Осенью 1993 г. глава администрации ХМАО Александр Филиппенко назначил Собянина своим заместителем, но не по хозяйственной работе, а для деятельности в сфере публичной политики. 

Ханты-Мансийский округ в политико-экономическом отношении состоит из самодостаточных "островов цивилизации" - городов и поселков, выстроенных по логике развития нефтегазодобычи. Везде у жителей доминируют локальные интересы, завязанные на руководство соответствующих производственных структур и на головные, московские, офисы нефтедобывающих компаний. Чтобы стать реальным координирующим центром, окружная власть должна была сформировать сложную ткань политических взаимоотношений в округе, интегрируя в единый комплекс интересы местных формальных и неформальных лидерских группировок. 

Привлеченные не без участия Собянина голоса избирателей Когалыма, а также жителей других лукойловских городов и поселков весьма помогли Филиппенко в ходе выборов в Совет Федерации в декабре 1993 г. Затем в марте 1994 г. сам Собянин успешно выступил на выборах в окружную Думу, а 6 апреля того же года он стал председателем Думы ХМАО. В октябре - ноябре 1996 г. Собянин вновь получил мандат народного избранника в округе и сохранил пост главы ханты-мансийской законодательной власти. 

Возглавив окружную Думу, Сергей Собянин по должности стал членом Совета Федерации второго созыва, где вошел в состав Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В мае 1997 г. он стал членом Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, а после избрания в июне 1998 г. тогдашнего председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Владимира Платонова заместителем председателя Совета Федерации возглавил этот комитет. 

В 1999 г. Сергей Собянин оказался участником многих эпизодов "большой политической игры". В начале года он подписал "Обращение к российской общественности" с призывом к созданию избирательного блока за "равные права регионов" (эта инициатива впоследствии привела к созданию титовского блока "Голос России"). Затем Собянин вошел в руководство объединения "Вся Россия", но, после того как этот блок стал отчетливо дрейфовать в сторону лужковского "Отечества", предпочел отойти в сторону от формирующегося альянса "номенклатурной оппозиции". 

Но в наибольшей мере Собянину удалось проявить свои политико-юридические таланты в затянувшемся конфликте вокруг Юрия Скуратова. Самое главное - собянинский комитет Совета Федерации выглядел достаточно прилично во всей этой не слишком политкорректной истории. Собянин показал, что он готов сделать все для того, чтобы достойным образом проводить опального генпрокурора в отставку, но - строго по закону. Поэтому троекратное отклонение Советом Федерации ельцинских предложений об отставке Скуратова не выглядело политической неудачей комитета по конституционному законодательству и его руководителя. А когда ситуация в российской верхушке разрядилась после парламентских и президентских выборов, Скуратова удалили с генпрокурорской должности - весьма оперативно и с соблюдением всех норм административной грации. Как бы по собственной воле отцов-сенаторов, которых новоизбранному президенту не пришлось даже уговаривать. Надо полагать, в администрации президента именно тогда оценили квалификацию Собянина в решении политико-правовых проблем. Да и президент не мог не заметить собянинской сноровки в завершении неприятной истории, к которой в свое время сам Путин был вынужденно причастен, как глава ФСБ. 

После завершения скуратовской эпопеи Собянина даже упоминали в числе возможных кандидатов на должность генерального прокурора. Однако в администрации президента нашли иное кадровое решение. Но и политико-юридические таланты "сибирского законника" вскоре были востребованы для решения ответственных задач державного строительства. Для начала ему достался пост первого заместителя президентского полпреда в Уральском округе (как считают, это назначение состоялось по инициативе главы ХМАО, который посчитал полезным иметь "своего человека" на вновь создаваемом уровне надрегиональной власти). Собянинский опыт работы в сфере конституционного законодательства при этом оказался как нельзя более кстати, поскольку одна из основных задач полпредов - выравнивание правового пространства в округах по общефедеральному конституционному ранжиру. Полпреда же, милицейского генерала Петра Латышева, больше всего беспокоили специфические проблемы, связанные с коррупцией в структурах региональной власти, оказавшихся, по его мнению, под сильным влиянием оргпреступных группировок. На этой проблематике он и сосредоточился, передав Собянину функции "конституционного надзирателя". 

Во второй половине 2000 г. в регионах УрФО прошла серия выборов глав администраций, что вынудило полпреда на некоторое время переключить свое внимание на сферу управления процессами публичной политики. У Латышева как-то сразу не заладились отношения с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, и полпред постарался скомпенсировать это неприятное обстоятельство, укрепив свое влияние в других регионах округа. Он поддержал на выборах действующего челябинского губернатора Петра Сумина, и Сумин вышел победителем, несмотря на то что на стороне его противников выступила могущественная Уральская горно-металлургическая компания (которую некоторые аналитики считают одним из ответвлений того неформального олигархического сообщества, которое было неотъемлемым элементом т.н. "Семьи" в ельцинские времена и сейчас сохраняет прочные связи в высших эшелонах российской власти). Затем началась избирательная кампания в Тюменской области. Значение этого события значительно превысило региональный уровень, так как борьба за пост тюменского губернатора затронула несколько иерархических уровней, вплоть до высшего политического руководства РФ. 

В этой борьбе руководство УрФО выступило на стороне северных противников Леонида Рокецкого - прежнего тюменского губернатора. Возможно, в том сказалось влияние Собянина, поддержавшего своего бывшего "патрона", губернатора ХМАО. Возможно также, что Латышев решил играть против Рокецкого, получив соответствующий побудительный импульс в московских структурах власти. Так или иначе, не без участия окружных функционеров был создан широкий альянс противников Рокецкого, основой которого стало объединение губернаторов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Филиппенко и Неелова. Поскольку оба эти деятеля склонны были претендовать на пост областного губернатора, пришлось искать объединяющую компромиссную фигуру. И тут Сергей Собянин оказался весьма кстати - в нужный момент, в нужном месте. При поддержке полпреда его кандидатура была выдвинута объединенными силами ХМАО и ЯНАО, после чего рисунок электорального противоборства вполне определился. 

Соперничество Рокецкого и Собянина отразило давний конфликт административных элит тюменского юга и северных автономных округов, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. В то же время оно стало и своеобразным выяснением отношений между мощными олигархическими группировками общефедерального уровня. Рокецкого по традиции поддерживала Тюменская нефтяная компания, входящая в состав "Альфа-группы". В последние годы ТНК осуществляла экспансию, оттесняя конкурентов, и широко использовала при этом административный ресурс как на областном уровне (Рокецкий возглавляет совет директоров ТНК), так и на уровне федеральном ("Альфа-группа" имеет плотные связи в правительстве с тех времен, когда Петр Авен был министром внешнеэкономических связей в правительстве Гайдара, заместители главы администрации президента Владислав Сурков и Александр Абрамов некогда работали в структурах "Альфы"). За спиной Собянина помимо окружных администраций оказались "ЛУКОЙЛ" и "Газпром", к которым по ходу избирательной кампании присоединился "Сургутнефтегаз" (глава этой компании Владимир Богданов и мэр города Сургута Александр Сидоров стали доверенными лицами Собянина). Таким образом, наметился контур противоборства на политическом поле между "старой гвардией" ТЭК против "новорусских" банкиров из "Альфа-группы" и их ставленников в нефтяном бизнесе. 

Тандем Собянин - Латышев действует под неафишируемой, но плотной опекой Сергея Иванова (то есть в команде "питерских силовиков"). На другой стороне электоральной баррикады оказалась также плотная связка Рокецкого с топ-менеджментом "Альфа-группы", негласно патронируемой могущественным политманипулятором из администрации президента Владиславом Сурковым. В то же время Абрамов считается неизменным партнером главы АП Александра Волошина. Таким образом, на высшем уровне федеральной иерархии тюменское противоборство могло рассматриваться, как часть обширного "фронта" аппаратных битв между командой Совета безопасности во главе с Ивановым и частью администрации президента во главе с Сурковым. (На других участках этого "фронта" Иванов пытается оттеснить от решения ключевых политических вопросов Главное территориальное управление АП, а также Главное управление внутренней политики; обе эти структуры контролируются Сурковым.) 

Между тем в ходе решающей электоральной схватки не до конца позиционировался еще один мощный политико-экономический игрок - компания "Сибнефть". По бизнесу эта компания в наибольшей степени связана с ТНК, но основной владелец "Сибнефти" Роман Абрамович был связан условиями еще более крупной игры, которая идет на общефедеральном политическом поле. "Семейный" клан во главе с Абрамовичем и Волошиным - та сила, которая способна была решить исход тюменских выборов практически в любую сторону, но эта сила осталась практически незадействованной. Возможно, Волошин и Абрамович выжидали исхода голосования 14 января, чтобы затем предложить свои условия поддержки той или иной из противоборствующих сторон. То была вполне логичная позиция, так как многие аналитики прогнозировали неизбежность второго тура. 

Победа Собянина, достигнутая уже в первом туре, будет иметь далеко идущие последствия. 

В масштабах региона произойдет смена правящей верхушки, при этом власть приобретает конфигурацию, комфортную для "старых" нефтегазовых баронов, которые сохраняют выгодное для них status quo в распределении нефтегазоносных площадей и могут в принципе кое-чем поживиться за счет проигравшей политическую игру компании ТНК. 

Итоги тюменских выборов отражаются и на раскладе сил в общефедеральном масштабе. В наибольшем выигрыше оказалась команда Совета безопасности, которая на тюменском примере продемонстрировала, что может стать главным оператором в перестройке регионального политического пространства, и это существенно сдвигает баланс сил в высших эшелонах федеральной власти с той точки равновесия, которая была установлена по итогам первичного распределения властных полномочий в первой половине 2000 г. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru