Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

05.03.2009

«Акрон» на фоне кризиса

Сокращение зарплат и рабочей недели - это всё, что смог придумать В. Кантор

Виктор Боровиков

В течение долгих – то ли семи, то ли восьми – лет подряд «Акрон» ежегодно признавался РСПП «лучшим предприятием России». Финансовый кризис все поставил на свои места. Падение объемов производства более чем на 50%, сокращение зарплат и рабочей недели – это все текущая данность

Но даже в это сложное время В. Кантор не изменяет своему принципу агрессивного ведения бизнеса, в первую очередь за счет партнеров и государства. Газета «Коммерсант» в конце 2008 г. опубликовала пространное интервью Александра Попова, председателя совета директоров ОАО «Акрон». Фотография А. Попова, публикуемая на этом развороте, взята нами из этого номера газеты. Она красноречива сама по себе. И прекрасно иллюстрирует полную независимость В. Кантора от существующей политической системы страны.

Но материал А. Попова в «Коммерсанте» интересен не только этим фото. Написан он с простой целью – во-первых, обозначить проблемы «Акрона» со сбытом, которые он-де успешно решает, а во-вторых, подбросить власть имущим светлую мысль о том, что если забрать у ОАО «Апатит» 20% его акций, то вместе с акциями, которые контролирует «Акрон», возникнет неплохой пакет, опираясь на который можно разрезать единый организм «Апатита» по живому, а почти половину мощностей упаковать в новое юрлицо, подконтрольное ОАО «Акрон».

«Если в ближайшее время государство все-таки проявит волю и вернет себе эти бумаги, то получит почти 27% от голосующих акций «Апатита». Еще более 10% голосующих акций есть у нашей дочерней структуры «Нордик Рус Холдинг». Есть также более мелкие акционеры, у которых несколько процентов.
В этой ситуации на основе ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба может признать ОАО «Апатит» и группу «Фосагро» рецидивистами, то есть лицами, которые постоянно нарушают данный закон, и принять решение о реорганизации «Апатита» в форме разделения. Эта практика широко применяется во всем мире, когда компания, занимающая доминирующее положение и регулярно злоупотребляющая им, делится на несколько независимых частей».
А. Попов, из интервью газете «Коммерсант»

Формально ничего нового в идее А. Попова нет, всего лишь второе издание проекта 1997 года о создании госкомпании (под управлением ОАО «Акрон») «Минеральные ресурсы». Тогда В. Кантору действительно удалось на 4 месяца захватить контроль над Кирово-Чепецким химкомбинатом.

А по сути это напоминает очередную попытку набить свой карман за госсчет и за счет контрагентов. По конкурсным условиям, ОАО «Акрон» должен не позже 2010 года начать добывать апатитовую руду на месторождении Олений ручей, обогащать ее и производить апатитовый концентрат. Но это требует денег, и немалых. А зачем их тратить, если есть государство, которое отнимет у «Апатита» и рудники, и обогатительную фабрику, и инфраструктуру впридачу и все это добро задарма отдаст В. Кантору? И сбудется его давняя мечта о сырьевой безопасности, ведь мощностей любой из обогатительных фабрик ОАО «Апатит» хватит и на переработку руды с «Оленьего ручья», и на руду с рудников и разрезов, которые отойдут, по хитроумному плану В. Кантора, от «Апатита» к новой компании.

Любой бизнес, и крупный бизнес здесь не исключение, – это всегда вопрос веры. Верят ли друг другу сменные продавцы в уличном ларьке, верят ли друг другу контрагенты по крупному бизнесу – от этого очень многое зависит. Верить В. Кантору нельзя никогда, ни в каком вопросе. Складывается ощущение, что для него партнер по бизнесу – это только дойная корова, и ничего более. Когда в 2003–2004 годах стало ясно, что офшорный трейдинг пора прикрывать, были разработаны вполне легальные схемы по выводу активов из предприятий В. Кантора. Сегодня, когда на дворе кризис, а нетрадиционные приемы вывода активов себя исчерпали, необходимо придумать что-то новенькое.

И это «новенькое» не только придумано, но полностью оформлено и уже действует. В июне 2008 года ОАО «Акрон» зарегистрировало в США компанию Agronova International Iac. Сообщалось, что сделано это для прорыва на американский рынок. В адрес этой фирмы уже отгружено 70 тыс. тонн аммиачной селитры. Интересно, когда на счетах «Акрона» появится выручка за этот товар? И в каком объеме?

А в конце декабря В. Кантор приобрел в Китае компанию Beijing Yong Sheng Feng Agricultural Means of Production Co., Ltd. (зарегистрирована в КНР), которая владеет государственной лицензией на торговлю минеральными удобрениями в Китае, как импортными, так и местного производства, а также на торговлю другой химической продукцией. Получены все необходимые лицензии и одобрения государственных органов КНР на деятельность компании с иностранным капиталом. Компания Yong Sheng Feng имеет прямые договора с оптовыми и розничными дистрибьюторами удобрений на всей территории Китая.

Но, что характерно, это приобретение было сделано не самим «Акроном», а его американской «дочкой», она юридический владелец китайского сбытовика. И весь смысл операции таков. Надо так хитро запрятать офшорную схему, чтобы никто и никогда ее не разглядел. А для этого надо избавиться от четко прописанных контрактных цен, их просто не должно существовать в природе. «Акрон» грузит по консигнационному договору (без оплаты, на реализацию) удобрения в Китай на склады китайской «дочки» американской «Агроновы». Там товар распродается, выручка перечисляется в США на счета американской «Агроновы» как владельца китайской дистрибуции. И только потом поступает на «Акрон» или на дорогобужское предприятие. Почем продан товар в Китае, сколько прибыли спрятали в США – тайна великая и нашим налоговикам недоступная. Что соизволил В. Кантор показать в качестве выручки на счетах предприятий, то и есть истина в последней инстанции.

Именно за счет этой схемы, как полагают эксперты, ОАО «Акрон» было загружено лучше многих предприятий российской агрохимии зимой 2008–2009 годов. Удобрения распихивались по китайским базам, хотя и в России у российской «Агроновы» достаточно приличная сеть дистрибуции в регионах. Но в России «товарно-офшорная схема» работать не сможет, все понятно и прозрачно. А вот схема с китайским сбытовиком и американским офшором куда как интереснее в коммерческом смысле, нежели просто поставки удобрений российским аграриям.

В середине января 2009 года ОАО «Акрон» обратилось в комиссию Минпрома по поддержке химической промышленности с просьбой о выделении кредита в 500 млн долларов. То, что у В. Кантора давно на государственные деньги слюнки текут, хорошо видно из интервью А. Попова.

«Безусловно, мы хотели бы получить от государства финансирование. Но, к сожалению, наши лоббистские возможности несопоставимы с лоббистскими возможностями «Газпрома», «Роснефти» и других компаний нефтегазового сектора. Все наши попытки в последние годы получить какую-то государственную помощь ничем не заканчивались. Компания работала за счет собственных ресурсов, за счет привлечения кредитов, но не у государства, а у коммерческих банков, зарубежных банков. Я не думаю, что ситуация изменится в ближайшем будущем. Понятно, что сейчас, в условиях резкого снижения доходов, стало значительно меньше возможности для финансирования инвестиционных проектов».
А. Попов, из интервью газете «Коммерсант»

Но здесь так и хочется спросить – а зачем же было выводить с «Акрона» и «Дорогобужа» за последние 3 года как минимум 1 млрд долларов? Чтобы теперь ходить побираться? Или же В. Кантор считает своим только то, что уже вывезено в Швейцарию и Израиль, а активы в России рассматривает не как реальный социально-экономический объект, не как реальное производство, дающее работу и хлеб более чем 7 тысячам россиян, а всего лишь как структуру, генерирующую его собственный денежный поток?

Скорее всего, так оно и есть. Только таким подходом можно объяснить вывод с предприятий В. Кантора оборотных средств и замещение их заемными средствами государства. Кстати, их тоже не так уж и сложно вывести из компании.
 
В коммерческом плане такая практика очень удобна. Ведь на государство перекладываются коммерческие риски. Если наступит время, когда В. Кантору окончательно надоест Россия, в которой у него «болит голова», и он решит отойти от дел, то всегда под рукой есть хороший вариант: вывести со всех предприятий, включая и госхолдинг, созданный по предложению А. Попова после разделения «Апатита», все, что только можно. А затем отбыть на ПМЖ в Швейцарию или Израиль.

А следователям, которые будут разбираться в возможном уголовном деле о предумышленном банкротстве, международная пресса будет рассказывать о политическом преследовании в России известного бизнесмена и крупного международного общественного деятеля Вячеслава Кантора, которое начато по антисемитским и прочим околополитическим основаниям. Опыт борьбы в информационном пространстве у Кантора просто огромен. И бояться ему будет нечего. Интерпол хозяйственными преступлениями не занимается, а на терроризм или применение насилия вывод активов никак не примеряется.

***

Тот факт, что В. Кантор превратился в проблему для нашей политической системы, уже столь очевиден, что не требует доказательств. Также понятно и то, что никто ему ни пол-«Апатита», ни 500 млн долларов дарить не собирается.

Но сегодня, в период международного финансового кризиса, стало очевидно и еще одно обстоятельство. Компетентные органы должны разобраться в вопросе: хозяйственная деятельность В. Кантора на ОАО «Акрон» и ОАО «Дорогобужские минудобрения» наносит России прямой экономический ущерб? Это не только операции, похожие на вывод активов со своих предприятий, это не только новые хитроумные схемы офшорного трейдинга. Это еще и подрыв торгового баланса России, создание проблем для производителя на экспортном рынке апатитового концентрата. Ведь, получая по судебному решению от 2005 года ежегодно по полмиллиона тонн концентрата в год, причем по совершенно смешным ценам, сегодня, в начале 2009 года, «Акрон» в состоянии переработать менее половины сырья. А остальное отправляет на экспорт. Причем с хорошей рентабельностью для Кантора и ОАО «Акрон», составляющей 60–80%. Но при этом куда дешевле, чем традиционные экспортные цены ОАО «Апатит».

Вряд ли увеличение канторовского богатства в Швейцарии и Израиле за счет разорения ОАО «Апатит» и двух заполярных городов, для которых комбинат является градообразующим, соответствует российским национальным интересам.

Наш комментарий

Сейчас, покка верстается этот номер журнала, на «Акроне» пока нет массовых сокращений. Есть только неполная рабочая неделя, сокращенная оплата труда и неоплачиваемые отпуска, что очень близко к увольнению. То, что это только начало, всем уже очевидно. Так что это еще цветочки, а ягодки будут в конце первого квартала 2009 года, когда массовые увольнения и начнутся.
С этим все ясно. Но неясно другое. Зачем выводить с предприятия дивиденды в размере почти 150 млн долларов в период кризиса, которые могли служить хорошей подушкой безопасности для трудового коллектива? Или акционеры решили пережить кризис, сами сидя на этой подушке? А рабочие пусть довольствуются неполной рабочей неделей и четвертью обычного заработка? Воистину, кому щи пусты, а кому жемчуг мелок.

Верить В. Кантору нельзя никогда ни в каком вопросе. Для него партнер по бизнесу – это только дойная корова, и ничего более

***

Расчищая завалы

Губернатор Новгородской области Сергей Митин: «Это не угрозы, это напоминания о персональной ответственности»

В отличие от Михаила Прусака новый новгородский губернатор не собирается заигрывать с миллиардером Кантором и действовать в ущерб жителям области. Его позиция четкая – обеспечить социальную защищенность населения. Поэтому совсем не случайно глава области в конце ноября сделал заявление для новгородских журналистов о том, что он намерен написать письма-«приветы» владельцам и руководителям крупных компаний, расположенных на территории региона.

«Это не угрозы, это напоминания о персональной ответственности и необходимости четко следить за ситуацией на предприятиях», – сообщил Сергей Митин, добавив, что первое такое письмо он направит руководству ОАО «Акрон».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале октября химический холдинг «Акрон» заявил о сокращении объемов производства на заводах в Великом Новгороде, Смоленской области и Китае. В официальном заявлении руководства компании говорилось, что сокращения персонала на предприятиях не планируется. Однако, по сообщению профсоюзного комитета «Акрона», в начале ноября несколько десятков работников новгородского предприятия, не занятые в основном производстве, были отправлены в неоплачиваемые отпуска.

Напомним, что вследствие жесткой контрольной позиции новой администрации ОАО «Акрон» является крупнейшим налогоплательщиком Новгородской области. На предприятии пока работают около 6 тысяч человек. И будем надеяться, что после «напоминания» губернатора Кантор не станет отыгрываться за свои экономические провалы на рабочих. «Чикаго» в Великом Новгороде больше не повторится.

По информации ИА REGNUM, 21 ноября 2008 г.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru