Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Кузнецкий край",10.04.1999

Кто в Кузбассе хозяин?

Виктор Авдеев

Демонстрация

Всякая власть только тогда чего-то стоит, если она умеет защищаться (вспомним вождя большевиков) и переходить в наступление (добавим от себя).

Это наставление достаточно точно характеризует ситуацию, сложившуюся в Кузбассе. И прежде всего в такой сфере, как отношение власти с московскими финансово-промышленными группами. Известно, как после изнурительных "боевых" действий от управления Запсибом был отстранен консорциум "Альфа", превративший комбинат в дойную корову и забывший об интересах области.

По похожему сценарию в последнее время развиваются и отношения администраций Кузбасса и Новокузнецка с группой компании МИКОМ. Напомним короткую, но весьма впечатляющую историю проникновения этой московской структуры в Кемеровскую область.

Созданная в 1991 году после августовского путча, "Металлургическая инвестиционная компания" пристальный интерес к Кузбассу проявила в 1994 году. Именно тогда началась подготовка к овладению ОАО "Новокузнецкий алюминиевый завод" (НКАЗ).

Такой бурной, наступательной кампании по скупке акций и пропаганде достоинств и возможностей фирмы провинциальный Новокузнецк еще не знал. Газеты и телевидение были переполнены прямой и косвенной рекламой. Акции скупались по весьма заманчивым для несведущих людей ценам. Со сведущими проводилась дополнительная работа.

Через несколько месяцев контрольный пакет акций НКАЗа оказался у МИКОМа, и у руля предприятия встали люди компании во главе с ее президентом, не достигшим тогда и 30 лет, Михаилом Живило.

По данным газеты "Известия", опубликованным 21 марта 1996 года, НКАЗ был куплен москвичами всего за 12 миллионов долларов. Это равносильно тому, что увесистый золотой слиток приобрести за нитку стеклянных бус. В свое время обсуждалась информация о том, что якобы руководили этой операцией и финансировали ее небезызвестные братья Черные. Реальных доказательств этой версии приведено не было, а вот косвенные появились чуть больше года назад в 11-м номере журнала "Профиль". Номинальный, как его называют, руководитель принадлежащей Черным компании "Транс Уорлд Групп" Дэвид Рубен сообщил, что компания эта владеет большим пакетом акций НКАЗа.

Но, повторим, связи МИКОМа и Черных относятся к разряду версий. Как было сказано недавно в одной из передач областного телевидения, МИКОМ и НКАЗ предприятия закрытые - они выдают дозированную, имеющую только позитивный заряд, информацию. А потому об алюминиевом заводе известно лишь то, что там регулярно выдают зарплату, помогают ветеранам, заботятся о социальной сфере, а также то, что он исправно платит налоги в местный и областной бюджеты.

Данные впечатляющие, но чтобы оценить их истинный вес, а заодно понять реальный экономический расклад на НКАЗе, надо знать и о том, сколько зарабатывают владельцы завода и его нероссийские партнеры. Но вряд ли эти данные будут обнародованы.

НКАЗ по-прежнему остается одной из основ бизнеса МИКОМа, хотя экономическая империя компании в Кузбассе с 1995 года значительно расширилась и включает в себя также несколько угольных предприятий в Прокопьевске и Междуреченске и Новокузнецкий полиграфкомбинат. Несколько лет МИКОМ бился над тем, чтобы присоединить к этой империи и Кузнецкий металлургический комбинат.

В прошлом мастер спорта по плаванию и марафонскому бегу, а значит, человек, умеющий терпеть, Михаил Живило выиграл битву за КМК не в результате решающего сражения. Находящийся в сложнейшем экономическом положении, раздираемый социальными конфликтами, комбинат, так сказать, сдался без боя летом прошлого года.

Переговорный процесс тогда проходил под контролем губернатора Кузбасса Амана Тулеева и Главы Новокузнецка Сергея Мартина. Они и принимали окончательное решение. МИКОМ, поддержанный советом трудового коллектива, взял обязательства по выплате зарплаты и налогов, а также по инвестициям в развитии КМК. Власть поддержала в суде человека МИКОМа Сергея Кузнецова, который и был назначен арбитражным управляющим комбинатом. Сам МИКОМ занял "вакансию" управляющей компании.

Добрососедские отношения между властью и московской структурой сохранялись недолго. По двум причинам. Во-первых, после того, как МИКОМ закрепился на КМК, стало очевидным, что столичный бизнес сделался чрезмерно влиятельным в области. Популярный в бизнес-кругах журнал "Карьера" даже написал: "Обаятельный и кудрявый Живило - хозяин почти всего Кузбасса".

Во-вторых, МИКОМ стал нарушать обязательства, данные Тулееву и Мартину. Да, он регулярно выдает зарплату и делает некоторые социальные выплаты. Хотя в совокупности получается значительно (зарплата - на 25 процентов) скромнее, чем на соседнем Запсибе, но металлургов КМК, месяцами не видевших денег, это пока устраивает.

Не устраивает это власть, представители которой, в том числе Тулеев и Мартин, неоднократно объясняли свою позицию. Невысокую зарплату металлургов, считают они, можно как-то оправдать только в одном случае - если предприятие вкладывает солидные средства в развитие производства и исправно платит налоги.

Что касается развития производства, то МИКОМ ничем особым похвалиться не может: его информация на эту тему "скромна" и неконкретна. Впрочем, если бы производство основательно "подлечилось" и стабилизировалось, то это тут же отразилось бы на результатах, которые скрыть невозможно. Когда в качестве достижения преподносятся 166 тысяч тонн проката, произведенного в марте, то ничего, кроме недоумения, это вызвать не может.

Для сравнения: при всеми ругаемом Браунштейне не в самом удачном для КМК 1997 году прокатные станы выдавали ежемесячно в среднем по 220 тысяч тонн продукции. А в удачные периоды этот показатель доходил до 350 тысяч тонн...

Но главным яблоком раздора и одновременно камнем преткновения в отношениях власти и МИКОМа стали налоговые платежи, вернее - неплатежи. Оставим за скобками эмоции, которых за последние месяцы обеими сторонами было истрачено и так немало, и приведем три небольшие таблички с цифрами, в которых наглядно показано, как платят налоги КМК (управляемый московской компанией МИКОМ) и ЗСМК (управляемый местной "Сибирской горно-металлургической компанией").

Сравнение это корректно и по форме, и по сути. Обе компании стали управлять комбинатами примерно в одно и то же время. И на обоих предприятиях тогда сложились похожие производственные и финансово-экономические ситуации. Правда, управляющие Запсиба сумели стабилизировать производство и увеличить выпуск продукции. А вот управляющие КМК с этой задачей справились хуже: объемы производства там значительно скромней. Тем не менее, даже с учетом этого обстоятельства сравнение налоговых платежей комбинатов вполне корректно.

Как видим, КМК (МИКОМ) не выдерживает сравнения с ЗСМК ("СГМК"), особенно если при этом учесть, что на Запсибе и зарплата выше, и в развитие производства вкладывается значительно больше средств.

Но при этом МИКОМ преподносит себя в качестве едва ли не спасителя Кузбасса. Так, он "приватизировал" всю славу хоккейного "Металлурга", хотя она должна быть поделена между несколькими учредителями, внесшими свой вклад в возрождение команды. Еще МИКОМ "поборол" преступность, если верить словам Живило из его интервью газете "Капитал". "В свое время, когда мы пришли в Новокузнецк, мы были обеспокоены уровнем преступности: невозможно было выйти на улицу, только на машине можно было передвигаться. Мы договорились с УВД города, что будем ежемесячно оказывать им финансовую помощь. Вполне официально - через благотворительный фонд... Примерно за 6-8 месяцев ситуация резко изменилась: во-первых, милиция перестала просто побираться, стала гонять хулиганье, прекратились несанкционированные разборки..."

Как и в случае с "Металлургом", Живило "приватизировал" результат, который был достигнут усилиями десятков организаций (власть, правоохранительные органы, промпредприятия, частные фирмы) и сотен людей.

Вообще, нужно сказать, что агитационно-пропагандистской работе МИКОМ придает большое значение. Особенно в каэмковской истории. И, может быть, наиболее умело москвичи пользуются такой агиттехнологией, как поддержка трудового коллектива. Вернее - совета трудового коллектива и профкома комбината. Настроение широких металлургических масс никому не известно: полноценные социологические исследования на КМК не проводились давно.

Тем не менее, при любом обострении отношений с властью МИКОМ, как щитом, прикрывается трудовым коллективом. При этом позиция власти преподносится в явно искаженном, а подчас и карикатурном виде. Как, например, в монологе Живило, произнесенном им на пресс-конференции 19 марта: "Я высказал руководству области наши главные приоритеты на Кузнецком меткомбинате. Это, собственно, приоритеты, согласованные с трудовым коллективом КМК летом прошлого года. Их четыре. Первый - своевременная выплата заработной платы. Второй - своевременная уплата налогов. Третий - снятие социальной напряженности. Четвертый - инвестиционная деятельность, то есть перспективы развития предприятия. Казалось бы, все очень стройно, понятно, доступно... Но вот в областной Администрации так не считают. Заработную плату - да, нужно платить, но это не главное.

Налоги нужно платить тогда, когда об этом просит обладминистрация, не обязательно всегда платить. Вот если сказано - перед выборами нужно заплатить, предприятие платит, тогда это нормальное, угодное предприятие". По мнению аналитиков, поступки москвичей последних двух-трех месяцев свидетельствуют о понимании руководителями МИКОМа того факта, что, кроме во многом мифической поддержки трудового коллектива КМК, у них нет серьезных аргументов в споре с властью. И что одним из таких аргументов могла бы стать их "фракция" в областном Совете народных депутатов. И такую "фракцию" они пытаются создать, выставив своих людей в качестве кандидатов в депутаты во многих избирательных округах.

МИКОМ добивался многих своих целей. Получится ли у него на этот раз?

***

От редакции: Несмотря на все стоны о бедности Кузбасса, борьба за его заводы, фабрики и шахты ведется серьезная. Это означает только одно: есть за что бороться. И в этом сражении сталкиваются как интересы разных финансовых структур, так и разных политических сил. В Кузбассе это противоборство, как правило, идет между московским и местным капиталом. И хотя руководители области и городов обычно заявляют, что им все равно, откуда хозяева заводов и фабрик, лишь бы налоги исправно платились, понятно, что тот, кто владеет капиталом, может оказывать влияние и на власть. И нашим кузбасским лидерам проще, лучше иметь дело с кузбасскими капиталистами, нежели c московскими. Сами же капиталисты пытаются доказать, что их работа эффективнее, полезнее для общества. И нынешняя публикация - один из этапов такой информационной полемики. Понятно, что у МИКОМа может быть иное мнение о качестве своей работы.

Налоговые платежи за 1998 год (в рублях):

  КМК ЗСМК
Областной бюджет 21045696 124071513
Городской бюджет 105724974 237039123
Примечание: львиную часть налогов Запсиб уплатил при нынешней управляющей команде

Для сравнения: в 1997 году (при Браунштейне) КМК выплатил:

в областной бюджет - 41689745,
в городской бюджет - 243829761.

Налоговые платежи в декабре 1998 года:

  КМК ЗСМК
Областной бюджет 7200469 45224000
Городской бюджет 3052086 57889000
Примечание:важный показатель, дающий наглядное представление о том, как МИКОМ и "СГМК" откликнулись на просьбу властей помочь выплатить зарплату бюджетникам

Налоговые платежи в 1999 году:

  КМК ЗСМК
Областной бюджет 533845 20491243
Городской бюджет 5706139 18064757
Примечание: по состоянию на 1. 03. 1999г.
 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru